Христианская жизнь и её страдания
(3)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:21-25
В предыдущем сообщении мы рассмотрели, в каком смысле Христос является нашим образцом. Мы увидели, что Он является оригиналом, подлинником, и что благодаря процессу духовного ксерокопирования мы становимся воспроизведением Христа. В этом сообщении мы рассмотрим другие моменты, показанные в 2:21-25.
В 1 Пет. 2:21-22 говорится: «Ибо к этому вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставляя вам образец, чтобы вы следовали по Его стопам, — Тот, кто не совершил греха, и не было найдено коварства в Его устах». Нелегко не иметь коварства в устах. Подумайте о том, сколько ошибок вы совершаете за один день из-за тех вещей, которые вы говорите. В самих себе мы не можем не иметь коварства, поэтому Пётр особо говорит, что в устах Господа не было найдено коварства.
Далее, в стихе 23, Пётр говорит о Господе: «Кто, будучи ругаем, не ругал в ответ; страдая, не угрожал, а всё передавал Тому, кто судит праведно». Слово «всё» вставлено здесь потому, что, согласно правилам употребления, греческий глагол, переведённый как «передавал», требует дополнения. Слово «всё» обозначает все страдания Господа. Господь передавал все оскорбления, которым Он подвергался, и все Свои обиды Тому, кто судит праведно в Своём правлении, праведному Богу, которому Он подчинялся. Отсюда видно, что, живя человеческой жизнью на земле, Господь признавал Божье правление.
Меня немного беспокоит, что, читая этот стих, вы, возможно, не обращаете внимания на слово «судит». Мы привыкли говорить, что мы передаём всё Господу, который является верным, или милостивым, или добрым. Говорили ли вы когда-нибудь: «Я передаю всё Богу, который судит праведно»? Я не думаю, что многие из нас делали так. Мы не молимся такой молитвой, потому что наша молитва, наше выражение и наши слова по-прежнему слишком традиционные. В результате мы мало применяем мысли и выражения из чистого Слова. Поэтому, возможно, читая такой стих, как 2:23, мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся и упускаем его истинный смысл.
Когда Господь Иисус страдал на земле, Он передавал всё Тому, кто судит праведно. Эти несколько слов показывают не только то, что Господь жил жизнью, которая является образцом для нас, но и то, что в Своей жизни Он полностью подчинялся Божьему правлению. Он Сам всегда подчинялся Божьему правлению и передавал всё, что касалось Его, Божьему суду.
В 1:17 Пётр уже говорил о Божьем суде: «И если вы называете Отцом Того, кто судит без лицеприятия согласно делу каждого, то проводи́те в страхе то время, в которое вы живёте как пришельцы». Здесь Пётр «говорит не об окончательном суде над душой. В этом смысле «Отец и не судит никого, а весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Здесь говорится о каждодневном суде Божьего правления в этом мире, производимом над Божьими детьми. Соответственно, здесь говорится: „время, в которое вы живёте как пришельцы“» (Дж. Н. Дарби). Это суд Бога над собственным домом.
Поскольку в этих двух Посланиях говорится о Божьем правлении, в качестве одного из основных элементов неоднократно упоминается суд Бога и Господа (1 Пет. 2:23; 4:5-6, 17; 2 Пет. 2:3-4, 9; 3:7). Божий суд начался с ангелов (2 Пет. 2:3-4) и продолжался на протяжении всех человеческих поколений в Ветхом Завете (2 Пет. 2:5-9). Затем в новозаветном веке он начинается с дома Божьего (1 Пет. 1:17; 2:23; 4:6, 17) и продолжается до наступления дня Господнего (2 Пет. 3:10), то есть дня суда над евреями, верующими и язычниками перед тысячелетием. После тысячелетия все мёртвые, включая людей и бесов, подвергнутся суду и погибнут (1 Пет. 4:5; 2 Пет. 3:7), а небеса и земля будут сожжены (2 Пет. 3:10, 12). Результаты различных судов неодинаковы. Некоторые суды имеют своим результатом воспитательные меры, некоторые — устроительное наказание, а некоторые — вечную гибель. Однако благодаря всем этим судам Господь Бог очистит внешне и внутренне всю вселенную, чтобы у Него были новое небо и новая земля для новой вселенной, которая будет наполнена Его праведностью (2 Пет. 3:13) и будет Его отрадой.
В 2:23 Пётр говорит, что Бог Отец всегда судит праведно. Иначе говоря, Его правление является праведным. Христос полагался на эту праведную Личность. Поэтому Пётр говорит, что, живя на земле, Христос всё передавал Богу Отцу, который судит праведно.
В стихе 24 говорится: «Кто Сам вознёс наши грехи в Своём теле на дерево, чтобы мы, умерев для грехов, жили для праведности; чьей раной вы были исцелены». В этом стихе говорится о Христе как о нашем Спасителе, нашем Искупителе. Будучи нашим Спасителем, Христос «вознёс наши грехи в Своём теле на дерево». Слово «дерево» обозначает крест, сделанный из дерева, орудие смертной казни у римлян, применявшееся для злодеев; Ветхий Завет пророчествовал о кресте (Втор. 21:23; Гал. 3:13).
Буквально выражение «умерев для грехов» означает «оказавшись вдали от грехов»; отсюда — перевод «умерев для грехов». В смерти Христа мы умерли для грехов (Рим. 6:8, 10-11, 18). Мы умерли для греха, чтобы жить для праведности. Мы живём для праведности в воскресении Христа (Эф. 2:6; Ин. 14:19; 2 Тим. 2:11).
Под «раной» в стихе 24 понимается страдание, приведшее к смерти. Согласно Быт. 3:15, семя женщины поразит голову змея, а змей будет жалить пяту семени женщины. Слова «поразить» и «жалить» в Быт. 3:15 связаны со словом «рана» в 2:24.
Согласно стиху 24, мы были исцелены раной Христа. Это исцеление от смерти. Мы были мёртвы (Эф. 2:1), но то, что Христос претерпел смерть, исцелило нас от смерти, чтобы мы жили в Его воскресении.
Оставаться вдали от грехов и жить для праведности
Мы уже говорили, что выражение «умерев для грехов» буквально означает «оказавшись вдали от грехов». Когда Христос вознёс наши грехи на крест и умер, эта смерть совершила многое. Смерть Христа положила нам конец, и это окончание может удержать нас вдали от греха. Чтобы людям удержаться вдали от грехов или от греха, им лучше всего быть умерщвлёнными. Сколько бы грехов ни совершил человек, как только он умирает, смерть отделяет его от грехов. Пётр говорит о том, что мы находимся вдали от грехов, а Павел — о том, что умерший свободен от греха. Смерть Христа может удержать нас вдали от грехов, чтобы мы жили для праведности. На первый взгляд, когда мы остаёмся вдали от греха, это кладёт нам конец; на самом деле, это оживляет нас, чтобы жить для праведности.
Как мы уже отмечали, мы исцелены раной Христа. Иначе говоря, Его смерть исцеляет нас от смерти.
Для большинства из нас привычны термины Павла, но многие выражения Петра нам незнакомы. Только в стихе 24 Пётр использует несколько необычных выражений: «Христос вознёс наши грехи в Своём теле на дерево», «оказаться вдали от греха, чтобы жить для праведности», и «быть исцелёнными раной Христа». Христиане редко используют выражения Петра в разговоре. Я надеюсь, что, прочитав эти сообщения, вы начнёте использовать слова и выражения Петра в общении и молитве.
В стихе 24 показано, что мы, падшие люди, были мёртвы и полны грехов. Но Христос взял наши грехи на Себя и вознёс их на дерево, то есть на крест, где Он подвергся Божьему праведному суду за все наши грехи. Смерть Христа на кресте была раной, и эта рана, эта смерть, исцелила нас от смерти. Теперь мы ожили. С одной стороны, исцеляющая рана Христа удерживает нас вдали от грехов через Его смерть; с другой стороны, это исцеление оживляет нас, чтобы мы жили для праведности.
В соответствии с нашей мёртвой, падшей природой наши намерения обращены в сторону греха. Но теперь, когда Христос умер, чтобы исцелить нас от смерти и оживотворить нас, наши намерения изменились. В нас есть жизнь Христа, поэтому мы всегда живём с намерениями, обращёнными в сторону праведности, со склонностью к праведности. Таков наш Спаситель, Тот, кто умер на кресте, чтобы положить нам конец и исцелить нашу смертельную рану.
Субъективный аспект креста продолжается сегодня в нашем переживании благодаря Духу. Животворящий Дух постоянно работает в нас, осуществляя в нашем существе субъективный аспект Христова креста. Каждый день мы подвергаемся внутренней работе Христова креста, и каждый день мы оживотворяемся, чтобы жить для праведности. Поэтому побеждать грехи нетрудно, поскольку смерть Христа удерживает нас вдали от грехов. Его смерть провела между нами и грехами разделяющую черту. Поскольку мы находимся вдали от грехов, теперь мы живы. Нам не нужно бороться или стараться зарядить себя энергией. Мы просто живём, и эта жизнь имеет постоянную склонность к праведности. Так мы переживаем каждодневное спасение нашего Спасителя. Такое понимание сказанного Петром соответствует нашему переживанию.
У нас должен быть не только объективный крест, но и субъективный крест. Объективный крест должен стать для нас субъективным в нашем переживании. Для этого нужно, чтобы животворящий Дух работал в нас. Когда мы призываем имя Господа и общаемся с Ним, животворящий Дух действует в нас. Мы естественным образом переживаем субъективную работу креста, которая отделяет нас от грехов, благодаря чему мы автоматически живём для праведности.
Исполнять Божьи правительственные требования
Теперь нам нужно выяснить, почему Пётр употребляет выражение «жить для праведности». Это связано с исполнением Божьих правительственных требований. На самом деле, Божье правление имеет только одно требование — требование праведности. Вот почему во 2 Пет. 3:13 говорится: «Но согласно Его обещанию мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность». В 1 Пет. 2:23 мы видим, что Господь Иисус постоянно передавал всё Тому, кто судит праведно. Затем, в стихе 24, Пётр говорит, что мы должны жить для праведности. Здесь представление Петра основывается на мысли о правлении; праведность связана с Божьим правлением. Наш Спаситель спас нас, чтобы мы жили жизнью, которая соответствует праведным требованиям Божьего правления.
Бог праведен, и Его правление основано на праведности. В Пс. 88:15 говорится, что праведность — основание Божьего престола (евр.). Поэтому, будучи Божьим народом, который живёт под Божьим правлением, мы должны жить праведной жизнью. Мы должны жить для праведности. Но поскольку мы сами не можем жить такой жизнью, Спаситель спасает нас, чтобы мы жили жизнью праведности, то есть жизнью, исполняющей праведные требования Божьего правления.
Нам важно понять, что Христос, наш Спаситель, вознёс все наши грехи на дерево и умер там за нас. Теперь Его смерть отделяет нас от грехов и оживляет нас, чтобы мы жили для праведности. Мы естественным образом оказываемся под Божьим правлением и не имеем никаких конфликтов с Божьим правлением, потому что мы живём для праведности.
В стихе 25 Пётр продолжает: «Ибо вы были как овцы, сбиваемые с пути, но теперь возвратились к Пастырю и Блюстителю ваших душ». В Своей смерти на дереве Христос был нашим Искупителем. Теперь Он — Пастырь и Блюститель нашей души в жизни воскресения внутри нас. Поэтому Он способен направлять нас и снабжать нас жизнью, чтобы мы следовали по Его стопам согласно образцу Его страданий (ст. 21). Согласно стиху 25, Христос является Пастырем и Блюстителем наших душ. Наша душа — это наше внутреннее существо, наша настоящая личность. Наш Господь, будучи Пастырем и Блюстителем наших душ, пасёт нас, заботясь о благополучии нашего внутреннего существа и наблюдая за состоянием нашей настоящей личности.
Наша проблема была в том, что мы были как овцы, сбиваемые с пути. Но теперь мы возвратились, повернули назад, к Пастырю и Блюстителю наших душ. Не следует думать, что в стихе 25 Пётр употребляет слово «душа» как синоним слова «дух». Это, конечно, не так. Пастырь заботится о физических нуждах своего стада, а Христос как наш Пастырь заботится о нуждах нашей души. Он является Пастырем не нашего тела, а нашей души, нашего внутреннего существа. У всех нас есть дух, и дух — это наш внутренний орган. Но нашим существом является душа. Таким образом, Христос пасёт нас, главным образом заботясь о нашей душе. Он заботится о нашем разуме, чувствах и воле.
Возможно, мы думаем, что наши проблемы связаны с телом. Несомненно, тело доставляет нам много проблем. Однако наша настоящая проблема — в нашей душе. И у нашего разума, и у наших чувств, и у нашей воли есть проблемы. Неверующие блуждают в душе, и у них нет пастыря, который заботился бы о них. Но у нас иное положение, потому что у нас есть Пастырь, который заботится о нашей душе. У нас есть не только жизнь Господа внутри, но и Сам Господь как наш Пастырь. Теперь Он пасёт нас в нашей душе.
Я прошу вас рассмотреть пастырство Господа с точки зрения ваших переживаний. Где вы переживаете утешение Господа и ощущаете Его утешение: в духе или в душе? Другими словами, где Господь утешает нас: в духе или в душе? Если вы говорите, что Он утешает вас в духе, то ваш ответ не соответствует Библии. Возможно, до того как вы пришли в Господне восстановление, вы не знали, что у вас есть человеческий дух. Но когда вы пришли в церковную жизнь, вы увидели откровение о человеческом духе. Однако это откровение могло стать для вас новой традицией. Когда мы говорим, что Христос утешает нас в нашем духе, мы говорим согласно новой традиции в отношении духа. Мы часто говорим о том, что нам нужно обращаться к духу, вероятно, надеясь, что если мы обратимся к духу, то всё будет в порядке. На самом деле, возможно, даже после того как мы обратимся к духу, многое будет не в порядке. На основании переживаний Пётр мог сказать, что Христос является Пастырем наших душ. Поэтому в стихе 25 Пётр не говорит, что Христос — Пастырь нашего духа или нашего тела; он ясно говорит, что Христос — Пастырь наших душ.
Это Послание было написано христианам из иудеев, которые подвергались сильным гонениям. На первый взгляд гонения затрагивают наше тело как что-то внешнее. На самом деле гонения направлены на душу. Поскольку страдает наша душа, именно она нуждается в пастырстве Господа. В такой заботе нуждается не наше тело и, прежде всего, не наш дух. Господь как Пастырь нужен прежде всего нашей душе — нашему разуму, нашим чувствам и нашей воле.
В наших переживаниях мы иногда просто не знаем, о чём думать. Мы не знаем, куда направить свои мысли. Это означает, что нашему разуму нужен Господь Иисус как Пастырь. Я могу засвидетельствовать, что в таких обстоятельствах Господь Иисус часто был для меня Пастырем. В результате Его пастырства наш разум направляется и устанавливается в должном направлении.
У нас очень запутанные чувства, поэтому мы легко расстраиваемся. Особенно это относится к чувствам сестёр. Поэтому нам нужно, чтобы Господь Иисус пас нас в наших чувствах. Его пастырство успокаивает наши чувства.
Нашей воле тоже нужно пастырство Господа. Мы люди, поэтому часто нам трудно принять правильное решение. Иногда самое трудное — это принять какое-то решение. У неверующих нет никого, кто вёл бы и сопровождал бы их в принятии решений. Но у нас есть Пастырь, который ведёт и сопровождает нас. Водительство и сопровождение Господа связано прежде всего с нашей волей. Будучи живым Пастырем, Господь постоянно руководит нашей волей. Невозможно сосчитать, сколько раз я переживал это. Господь поистине является Пастырем нашей души. Он руководит нашим разумом, утешает наши чувства, а также ведёт и сопровождает нашу волю.
Согласно моим переживаниям, между словами «вести» и «сопровождать» есть разница. Слово «вести» связано с движением в какое-то место назначения. Предположим, вы едете на машине из дома в какой-то город. К месту назначения вас может привести дорожная карта. Однако, когда вы приедете в этот город, вам понадобится проводник, то есть человек, который направит вас в то конкретное место, в которое вы хотите попасть. В Библии есть стихи, в которых говорится о том, как Господь ведёт нас, и есть стихи, в которых говорится о том, как Господь сопровождает нас. С одной стороны, Господь введёт Свой народ в святую землю. Но после того как Он введёт их туда, Он будет сопровождать их к горе Сион.
Будучи нашим Пастырем, Господь сначала ведёт, а затем сопровождает нас. Он ведёт нас в нужном направлении и сопровождает нас в конкретное место. Таков Христос, наш Пастырь.
Чтобы быть нашим живым Пастырем, Христу нужно обитать в нас. Если бы сегодня Христос не был животворящим Духом в нас, если бы Он был только возвышенным Господом объективно на третьем небе, то как бы Он мог быть нашим Пастырем? Чтобы быть нашим Пастырем, Христос должен быть с нами и даже в нас. Часто Он идёт вместе с нами, чтобы вернуть нас назад. Вспомните, как Господь был Пастырем для двух учеников, которые шли в Эммаус. Эти ученики шли в одном направлении, но Господь пошёл с ними, чтобы они изменили направление своего движения. В Лк. 24:15 говорится: «И когда они разговаривали и обсуждали это, Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними». Затем Он спросил их, о чём они говорят. В каком-то смысле ученики упрекнули Господа, сказав: «Один Ты живёшь в Иерусалиме как странник и не знаешь о том, что произошло в нём в эти дни?» (ст. 18). Тогда Господь спросил: «О чём?» (ст. 19). Некоторое время они шли вместе, а потом ученики стали удерживать Господа, чтобы Он остался с ними (ст. 29). Затем, когда Он, взяв хлеб, благословил его и, преломив, стал подавать им, «у них открылись глаза, и они узнали Его» (ст. 30-31). Это пример пастырства Господа.
Иногда Господь пасёт нас так же, как Он пас учеников, которые шли в Эммаус. Возможно, мы тоже говорим Ему бессмысленные слова и задаём Ему бессмысленные вопросы. Может быть, мы даже упрекаем Его, и Он делает вид, что не знает, о чём мы говорим. Многие из нас могут засвидетельствовать, что Господь Иисус пас нас таким образом. Будучи обитающим в нас животворящим Духом, Он является для нас Пастырем в наших переживаниях.
Согласно сказанному Петром в 2:25, Христос также является Блюстителем наших душ. Интересно было бы узнать, кто из христиан переживал Христа как Блюстителя, то есть как Старейшину.
В Новом Завете показано, что блюститель — это старейшина и что старейшина — это блюститель. В 1 Пет. 5:1-3 Пётр говорит старейшинам, что они должны пасти Божье стадо. Какова функция блюстителя? Греческое слово, переведённое как «блюститель», обозначает человека, который осуществляет блюстительство над какими-то конкретными обстоятельствами или ситуацией. Судя по всему, это слово обозначает человека, который, будучи над нами, осуществляет в отношении нас блюстительство и наблюдает, чем мы занимаемся. Однако, согласно нашим переживаниям, Господь как Блюститель заботится о нас. Осуществляя блюстительство, Он заботится о нас. Господь как Блюститель не управляет и не правит нами, а заботится о нас, как мать заботится о своём ребёнке. Мать осуществляет блюстительство над ребёнком, чтобы заботиться о нём. Она хочет позаботиться обо всех нуждах. То же самое можно сказать о Христе как нашем Блюстителе.
Читая 1 Пет. 2:18-25, мы видим, что у Петра были очень богатые переживания. В этом отрывке он говорит о благодати, об образце письма, о Спасителе, о Пастыре и о Блюстителе. Христос — это жизнь внутри нас, а также образец, которому мы должны следовать. Если мы будем жить Христом как нашей внутренней жизнью, то есть жить Самим обитающим в нас Христом, то мы пройдём процесс духовного ксерокопирования и станем воспроизведением Христа. В то же время мы будем переживать Его как Спасителя, который спасает нас; как Пастыря, который ведёт и сопровождает нас; и как Блюстителя, который заботится о нас. Как богаты переживания Петра и как чудесны его писания! Давайте все будем на практике наслаждаться Христом согласно тому, что показано в этих стихах. Давайте все наслаждаться Им как благодатью, как образцом и как чудесным Спасителем, Пастырем и Блюстителем.