Работа Триединого Бога над избранниками для их участия в Его полном спасении
Тексты Писания: 1 Пет. 1:1-2
В 1 Пет. 1:1 говорится: «Пётр, апостол Иисуса Христа, — пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии». Имя Пётр обозначает возрождённого и духовного человека Петра, а имя Симон — его природного и врождённого человека (Ин. 1:42; Мф. 16:17-18). Первоначально он был не Петром, а Симоном. Имя Симон обозначает старого человека, природного человека, полного своего «я». Но когда Пётр пришёл к Господу Иисусу, Господь сразу же дал ему новое имя. Господь взглянул на него и сказал: «Ты Симон, сын Иоанна; ты будешь назван Кифа» (Ин. 1:42). Господь Иисус никогда не делает ничего лишь на уровне названия. Когда Он переименовал Симона, за этим стояла некая действительность. Переименовав Симона, Господь Иисус дал понять, что Он превратит Симона в Петра, то есть в камень.
Если мы прочитаем четыре Евангелия и Послания Петра, нам, возможно, трудно будет поверить, что Симон, галилейский рыбак, мог так писать. К тому времени, когда Пётр написал свои Послания, он уже изменился, преобразовался. Один из гимнов в нашем сборнике начинается словами: «Я лишь глиняный сосуд, чтобы быть во мне Христу» (Гимны, № 271). В последнем куплете этого гимна говорится: «О, преобразуй меня». Симон был глиняным сосудом, однако Пётр был преобразованной личностью. Он был возрождён и стал совершенно новым. Поэтому в двух его Посланиях мы не видим ни его плоти, ни его «я», ни его природной жизни. Вместо этого мы видим нового человека, выраженного в том, что он пишет. В том, что пишет Пётр, выражен Христос.
В 1:1 Пётр называет себя апостолом Иисуса Христа. Из Гал. 2:8 мы знаем, что Пётр был апостолом к иудеям.
Первое послание Петра адресовано «избранным пришельцам рассеяния». Эти избранные жили как пришельцы на земле примерно так же, как дети Израиля жили как пришельцы в пустыне. Хотя они были избранными, они были рассеяны и жили как пришельцы.
Слово «избранные» вводит мысль о Божьем правлении. В обоих Посланиях Петра (2 Пет. 3:1) говорится о Божьем правлении. Правление Бога является вселенским и производит работу над всеми Его тварями, чтобы у Него была чистая внешне и внутренне вселенная (2 Пет. 3:13), что позволит Ему выражать Себя. В новозаветном веке эта работа начинается с Его избранных людей, Его избранного народа, Его семьи (1 Пет. 4:17), и особенно с Его избранных пришельцев, рассеянных и живущих среди народов, среди язычников, в качестве Его свидетельства. Поэтому в этих двух книгах подчёркивается, что верующие избраны (1 Пет. 2:9; 5:13; 2 Пет. 1:10). Будучи Божьим избранным родом, Божьим выбором, Божьим особенным достоянием, рассеянные и избранные пришельцы должны видеть, что они подвергаются Божьей правительственной работе с положительной целью, какими бы ни были их обстановка и окружение. Что бы ни происходило с ними, будь то гонение или любое другое испытание или страдание (1 Пет. 1:6; 5:9), — это лишь часть драгоценной правительственной работы Бога. Такое видение усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит их (1 Пет. 5:10), чтобы они росли в благодати (2 Пет. 3:18).
Греческое слово, переведённое как «пришельцы», также может означать «скитальцы». Строго говоря, в этой книге так называются верующие из иудеев. Они были скитальцами, чужеземцами, рассеянными в языческом мире (1 Пет. 2:11-12). Однако в принципе пришельцами можно считать всех верующих и из иудеев, и из язычников, потому что все они небесные пришельцы, временно живущие на этой земле как чужеземцы. Эти пришельцы являются Божьими избранниками, людьми, которых Бог согласно Своему предузнанию (1 Пет. 1:2) избрал из человеческого рода, из всех племён (Отк. 5:9-10).
Термин «рассеяние» был знаком всем иудеям, рассеянным среди народов, из чего видно, что это Послание было написано для верующих из иудеев. Он происходит от греческого слова, означающего «рассеять» или «разбросать»; его корень означает «сеять». Подразумевается, что рассеявшиеся иудеи были посеяны как семена среди язычников.
В стихе 1 Пётр говорит о Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии. Всё это названия провинций, находившихся в Малой Азии, между Чёрным и Средиземным морями.
Избранные, освящённые и искупленные
В 1 Пет. 1:2 говорится: «Избранным согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа: Благодать вам и мир да умножится». Выражение «согласно предузнанию Бога Отца» грамматически связано со словом «избранным». Здесь раскрывается божественное домостроительство через действие Троицы Божества для участия верующих в Триедином Боге. Избрание Бога Отца — это начало; освящение Бога Духа осуществляет избрание Бога Отца; а искупление Бога Сына, на которое указывает кропление Его крови, — это завершение. Посредством этих шагов верующие были избраны, освящены и искуплены и вошли в наслаждение Триединым Богом: Отцом, Сыном и Духом, — в которого они крещены (Мф. 28:19) и чьими добродетелями они наслаждаются (2 Кор. 13:14).
В стихе 2 мы не найдём слов «Троица» или «Триединый Бог». Тем не менее здесь содержится факт триединства Божества, потому что в этом стихе говорится об избрании Отца, об освящении Духа и об искуплении Сына. Разве это не указывает на Триединого Бога? Разве это не Троица Божества, работающая над Своими избранными людьми? Да, здесь мы видим работу Триединого Бога над избранниками для их участия в Его полном спасении.
В стихе 2 Пётр говорит о предузнании Бога Отца. Бог избрал нас прежде основания мира, в вечности в прошлом (Эф. 1:4). Таким образом, при этом проявилось божественное предузнание.
Под освящением Духа здесь понимается не то освящение Духа, которое следует за оправданием через искупление Христа (это второе освящение раскрыто в Рим. 6:19, 22; 15:16). Здесь освящение Духа, выступающее на первый план в этой главе, где акцент делается на святости (ст. 15-16), стоит перед послушанием веры в искупление Христа, то есть перед оправданием через искупление Христа (1 Кор. 6:11); отсюда видно, что послушание верующих, приводящее к вере в Христа, является результатом освящающей работы Духа. Освящение Духа в его двух аспектах всесторонне раскрыто во 2 Фес. 2:13 его цель состоит в том, чтобы Божьи избранные люди обрели Божье полное спасение. Божье полное спасение осуществляется в сфере освящения Духа.
В 1:2 в связи с тремя шагами, которые Триединый Бог предпринял, чтобы привести Свой избранный народ к участию в Его полном спасении, употреблены три различных предлога: «ката́» («согласно») указывает на основание, опору; «эн» («в») — на сферу; а «эйс» («к») — на цель, результат. Послушание веры (Рим. 1:5; 16:26) в искупление Христа со стороны верующих и применение к ним кропления крови — это результат освящения Духа, которое основано на избрании Бога Отца.
В этом стихе также говорится о кроплении крови Иисуса Христа. В прообразе кропление умилостивляющей крови ввело окроплённый народ в старый завет (Исх. 24:6-8). Точно так же кропление искупающей крови Христа приводит окроплённых верующих в благословение нового завета, то есть в полное наслаждение Триединым Богом (Евр. 9:13-14). Это яркая метка, отделяющая окроплённых людей от обычных людей, от людей без Бога.
Павел в своих писаниях не показывает такую ясную картину всего Божьего спасения, как Пётр. В Посланиях Петра слово «спасение» подразумевает полное спасение. В 2:2 Пётр говорит: «Как новорождённые младенцы, жаждайте бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему вы выросли к спасению». С одной стороны, мы спасены; с другой стороны, нам ещё нужно вырасти к спасению. Это означает, что есть дальнейшее спасение, которого мы ещё не достигли. Другими словами, нам не хватает некоторого спасения. Мы ещё не имеем его, и нам нужно вырасти к нему. Нам нужно расти и расти, пока мы не достигнем полного спасения, не придём к нему. Согласно 1:5, это спасение, «готовое открыться в последнее время». Когда вернётся Господь Иисус, тогда настанет это спасение.
Мы спасены, но тем не менее мы ещё страдаем. Но почему мы страдаем, если мы уже спасены? Бывает так, что нас заставляют страдать другие люди, а бывает так, что даже мы сами причиняем себе страдания. Например, разве вы не страдаете в результате того, что вы раздражаетесь? Разве вы довольны, когда вы раздражаетесь? Некоторые, возможно, молятся, чтобы Господь спас их от их раздражительности. Они, возможно, говорят: «О Господь, спаси меня от моей раздражительности. Я не хочу больше раздражаться. Господь, Ты Эммануил, «Бог с нами». Ты также Иисус, Тот, кто избавляет Свой народ от их грехов. Я исповедую, что раздражение — это нечто греховное. Господь, Ты мой Спаситель. Ты можешь избавить меня от этого греха». Однако, вместо того чтобы спасти вас от вашей раздражительности, Он может допустить, чтобы вы раздражались ещё больше. Например, какой-нибудь брат молится в течение некоторого времени утром. Но за завтраком его жена нападает на него и критикует его. Сначала он пытается подавить свой гнев. Возможно, он просит Господа спасти его и удержать его от раздражения. Но его жена продолжает беспокоить его до тех пор, пока он не даёт выход своему раздражению. В течение дня этот брат страдает в результате своего раздражения в разговоре с женой. Когда он будет возвращаться с работы домой, Господь Иисус, возможно, скажет ему, чтобы он извинился перед женой, что для него будет очень трудно сделать. Если он откажется и скажет Господу: «Я не буду извиняться перед ней», Господь может сказать: «Если ты этого не сделаешь, Я отвернусь от тебя». Это иллюстрация того, что даже те, кто спасён, продолжают страдать.
С одной стороны, христианская жизнь — это жизнь наслаждения. Но мы все согласимся, что, с другой стороны, это также жизнь страдания. Разве вы не переживаете страданий в своей жизни христианина? Какой христианин может сказать, что у него нет никаких страданий? Иногда мы свидетельствуем, что у нас, христиан, хорошая супружеская жизнь и счастливая семейная жизнь. Да, это верно, и это часть нашего свидетельства. Бывает, что муж, жена и дети с радостью славят Господа. Но мы также должны признать, что иногда наша семейная жизнь вовсе не такая, потому что какой-нибудь брат может спорить с женой, а дети могут быть очень недовольны. Это показывает, что нам нужен Спаситель и что нам нужно вырасти к спасению. Господь не спасает нас от раздражительности. От неё нас спасёт наш рост к спасению.
Мы уже отмечали, что в 1:1 и 2 показана работа Триединого Бога над Его избранниками для их участия в Его полном спасении. В этих стихах раскрывается божественное домостроительство через действие Троих Божества для участия верующих в Триедином Боге. Нам нужно глубоко проникнуться этим и усвоить действительность этих терминов.
Стих 2 заканчивается словами: «Благодать вам и мир да умножится». Благодать — это Бог как наше наслаждение (Ин. 1:17; 1 Кор. 15:10). Мир — это состояние, наступающее в результате благодати. Умноженная благодать перекликается с разнообразной благодатью (1 Пет. 4:10) и всякой благодатью (5:10). Верующие уже получили начальную благодать, однако эта благодать должна умножаться в них, чтобы они участвовали во всякой благодати.
В отношении освящения Духа есть два аспекта. Нам нужно знать оба аспекта и их свершения. Первый аспект освящения предшествует оправданию и, осуществляя выбор Бога, Его избрание, приводит избранников к послушанию и кроплению крови для их оправдания. Таким образом, этот аспект освящения Духа имеет место до оправдания через искупление Христа. Затем, после оправдания, Дух продолжает работать, освящая нас по предрасположенности. Последовательность такова: избрание Бога, освящение Духа, оправдание и затем субъективное освящение. Немногие христиане увидели это. Многие христианские учителя утверждают, что сначала происходит избрание Бога, затем оправдание, а затем освящение Духа. Однако при этом не учитываются два аспекта освящения Духа, потому что в данном случае речь идёт только о втором аспекте, то есть о субъективном освящении, или освящении по предрасположенности. Мы уже отмечали, что субъективное освящение Духа раскрыто в Рим. 6 и 15. Но прежде чем мы сможем получить субъективное освящение Духа, мы должны получить первый аспект освящения Духа, то есть освящающую работу, которая происходит прежде Божьего оправдания.
В вечности в прошлом Бог избрал нас согласно Своему предузнанию. Он избрал нас и принял решение приобрести нас. Затем во времени к нам пришёл Дух, чтобы освятить нас, отделить нас, от мира, чтобы мы послушались Христова искупления. Он пришёл, чтобы отделить нас для послушания и кропления крови Христа. Когда мы слушаемся, мы окропляемся кровью. Именно освящающий Дух отделяет нас от мира к послушанию Христовой крови. Сначала мы каемся и верим, а затем мы слушаемся того, что Христос совершил на кресте. После этого мы получаем кропление крови Христа. Такова освящающая работа Духа, которая следует за избранием Бога. Цель этой работы в том, чтобы осуществить Божий выбор и привести нас к Христову искуплению.
Для иллюстрации этого аспекта освящения Духа я могу использовать собственное переживание. Я родился в христианской религии, но, разумеется, я не родился в Христе. В юности я сильно бунтовал, так как увидел в христианстве некоторые вещи, с которыми был не согласен. Сравнивая учения Конфуция с тем, что я видел в христианстве, я говорил себе, что христианство не так хорошо, как учения Конфуция. Я считал, что ученики Конфуция намного лучше в своём поведении и своих манерах, чем миссионеры, пасторы и проповедники. Но однажды, в возрасте девятнадцати лет, я был схвачен освящающим Духом. В наш город приехала молодая евангелистка, и я пошёл послушать её из любопытства. Когда я сидел на собрании, Дух спросил меня: «Что ты здесь делаешь? Я давно преследую тебя, и теперь Мне пора поймать тебя». Тогда я действительно был пойман для Господа. Я покаялся и начал слушаться Христа и принимать то, что Он совершил. Безусловно, тогда же я получил кропление крови Христа и пережил первый аспект освящающей работы Духа. С того времени Дух постоянно освящает меня. Даже сейчас эта освящающая работа, второй аспект освящения Духа, всё ещё продолжается.
Освящающая работа Духа началась прежде Божьего оправдания и продолжается после него. До оправдания мы отделяемся к послушанию и кроплению крови Христа. После оправдания мы освящаемся субъективно, по предрасположенности. В 1:2 мы видим первый аспект; в Рим. 6:19 и 22 — второй, а во 2 Фес. 2:13 — всеобъемлющее освящение Духа. Цель этого освящения — осуществить Божье полное спасение.
Энергичное действие Триединого Бога
В отношении 1 Пет. 1:1-2 можно говорить о работе, об энергичном действии, Триединого Бога, потому что здесь мы видим избрание Отца, освящение Духа и искупление Сына. Эти три шага являются работой Триединого Бога.
Избрание Отца было совершено прежде основания мира. Это избрание произошло согласно предузнанию Бога. Сказанное Петром в 1:2 перекликается с тем, что говорит Павел в Эф. 1 и Рим. 8. В этих главах Павел говорит, что в вечности, прежде основания мира, Бог избрал нас согласно Своему предузнанию. Это Божье избрание.
Затем в работу вступает Дух — Он осуществляет Божье избрание. Божье избрание было сделано в вечности, прежде основания мира. Однако освящение Духа происходит во времени. Мы блуждали, двигаясь без направления, но Дух осуществил Божье избрание нас. В результате мы покаялись, уверовали и приняли кропление крови, пролитой Христом на кресте. Таким образом, мы видим движение Отца, Духа и Сына. Такова работа Троицы Божества над избранным народом Триединого Бога, Его избранниками, для их участия в Его полном спасении. Это одна из точек зрения на то, что раскрыто в 1:1 и 2.
Другая точка зрения на этот же вопрос состоит в том, что энергичное действие Триединого Бога имеет целью привести нас в наслаждение Триединым Богом. Участвовать в Божьем полном спасении — фактически означает наслаждаться Триединым Богом. Когда мы наслаждаемся Триединым Богом, мы находимся в благодати, потому что благодать — это Бог, данный нам для наслаждения. Это наше наслаждение Триединым Богом. Согласно стиху 2, эта благодать должна умножаться, а не просто прибавляться. Кроме того, результатом наслаждения благодатью является мир. Это означает, что мир наступает в результате наслаждения Триединым Богом как благодатью. Таково участие в полном Божьем спасении, и таково божественное домостроительство Троицы Божества, цель которого — привести нас к участию в Триедином Боге.
Не следует думать, что стихи 1 и 2, являющиеся вступлением к этому Посланию, представляют собой что-то простое. Не следует пренебрегать ими как словами, написанными рыбаком. Пётр был рыбаком, но он был рыбаком, составленным из Триединого Бога в Его работе. Поэтому Пётр знал избрание Отца, освящение Духа и искупление Сына. Он знал, что кропление крови Иисуса Христа приводит Божьих избранных людей в полное наслаждение Триединым Богом как их спасением. Это писание представляет собой дыхание всеобъемлющего Духа. Каждое слово в этих стихах является частью святого дыхания животворящего Духа. Тематический спектр, содержание и временны́е рамки этих стихов чудесны, и нам нужно изучать их вновь и вновь.