Полное спасение Триединого Бога и Его следствия
(6)
Тексты Писания: 1 Пет. 1:13-17
Первые двенадцать стихов в 1 Пет. 1 — это глубокие и очень сложные стихи. В этих стихах показаны моменты, касающиеся божественной стороны, а в стихах 13-25 — моменты, касающиеся человеческой стороны. Одним из тех глубоких моментов, которые показаны Петром в 1:1-12, является предузнание Бога. Согласно 1:1 и 2, мы были избраны согласно предузнанию Бога. Можете ли вы объяснить, что такое предузнание Бога? Предузнание Бога — это глубокий и основательный момент.
В 1:3 Пётр говорит: «Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа». Иисус Христос — это Сам Бог. Как в таком случае Бог может быть Его Богом? Это ещё один глубокий момент, показанный в этих стихах.
В первых двенадцати стихах этой главы показаны глубокие и основательные моменты, касающиеся божественной стороны. В 1:13-25 более подробно показаны моменты, касающиеся человеческой стороны. Таким образом, эту главу можно разделить на две части: стихи 1-12, в которых показана божественная сторона, и стихи 13-25, в которых показана человеческая сторона.
В стихах 13-25 мы видим два основных положения: святой образ жизни и братолюбие. В стихе 15 говорится: «А согласно призвавшему вас Святому и сами будьте святы во всём образе жизни». В стихе 22 говорится: «Так как вы очистили ваши души послушанием истине к нелицемерному братолюбию, то от чистого сердца горячо люби́те друг друга». В этих стихах Пётр выражает заботу о том, чтобы верующие имели святой образ жизни и братолюбие.
Мы уже подчёркивали, что в первых двенадцати стихах этой главы показаны глубокие моменты, касающиеся божественной стороны. Вот некоторые из этих моментов: предузнание Бога Отца, возрождение к живой надежде и нетленное, неосквернённое, неувядающее и хранимое для нас на небесах наследие. В стихах 13-25 в основном развивается тема святого образа жизни и братолюбия. Это следствия, результаты, полного спасения Триединого Бога.
Препоясать чресла нашего разума
Теперь давайте рассмотрим последовательно стихи 13-25. В стихе 13 говорится: «Поэтому, препоясав чресла вашего разума, будучи трезвы, в совершенстве возложите надежду на благодать, приносимую вам при откровении Иисуса Христа». На языке оригинала стихи 3-12 — это одно длинное предложение, являющееся благословением (благими словами) о Боге Отце, которое раскрывает нам Его удивительное и превосходное спасение начиная с возрождения нашего духа (ст. 3) и заканчивая спасением нашей души (ст. 9), совершённое посредством страданий Христа и Его славы (ст. 11) и применяемое к нам Святым Духом (ст. 12). На этом основании в стихе 13 начинается увещевание, обращённое к тем, кто участвует в полном спасении, осуществляемом Триединым Богом согласно Его домостроительству.
Препоясать чресла нашего разума — значит не быть небрежными в своих мыслях. Однако большинство из нас очень небрежны в своих мыслях. Наши мысли «перескакивают» с одного предмета на другой. За несколько секунд наш разум может обойти весь мир. Иногда мы думаем о чём-то одном, а затем неожиданно начинаем думать о чём-то другом. Например, иногда мы славим Господа во время Господней трапезы и вдруг начинаем думать о том, что́ мы недавно купили в магазине. Наши мысли могут перемещаться очень быстро, поэтому нам нужно препоясать чресла своего разума.
Здесь Пётр как бы говорит: «Братья, я только что представил вам несколько чудесных, божественных моментов. Вы прочитали мои благие слова о Триедином Боге. Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа возродил нас к живой надежде. Я сказал об избрании Бога согласно Его предузнанию, об искуплении Христа и о применении Духа. Теперь я призываю вас препоясать чресла вашего разума. Не позволяйте своему разуму быть небрежным».
Кроме того, в стихе 13 Пётр говорит о том, что мы должны быть трезвы. Быть трезвыми — значит иметь спокойный и ясный разум, будучи способны осознавать домостроительство Бога в Его спасении, как оно показано в стихах 3-12, не позволяя страху, беспокойству или какой-либо заботе тревожить нас.
Возложить надежду на благодать
В стихе 13 Пётр также призывает нас в совершенстве возложить надежду на благодать. Этой надеждой является живая надежда, обретённая в результате возрождения (ст. 3). Мы должны в совершенстве возложить надежду на благодать, приносимую нам при откровении Иисуса Христа. Разумеется, под этой благодатью понимается не просто незаслуженное благодеяние, а спасение души (ст. 5, 9-10), которое будет завершением Божьего полного спасения. Благодать нам принесло первое пришествие Господа (Ин. 1:17). Его второе пришествие довершит её. На такую благодать мы должны возложить надежду.
Всё наше сегодняшнее наслаждение Господом является сравнительно небольшой долей. В Библии это наслаждение называется пробой; это ещё не полное наслаждение. Нынешний век — это век пробы. Но когда Господь Иисус вернётся, наше наслаждение станет полным. Наслаждаясь пробой, мы возлагаем надежду на грядущее полное наслаждение. По своей природе, сущности и действительности проба не отличается от полного наслаждения; разница между ними только количественная. Сегодня мы наслаждаемся небольшой долей как образцом, пробой. В конечном итоге мы насладимся полной долей и наше наслаждение станет полным. Поэтому, с одной стороны, сейчас мы наслаждаемся благодатью, а с другой стороны, мы ожидаем полного наслаждения в будущем. Иначе говоря, наслаждаясь пробой, мы ожидаем полного наслаждения. Это побуждает нас возлагать надежду на грядущее полное наслаждение. Грядущее полное наслаждение будет завершением этой уникальной благодати.
Этой благодатью является не просто незаслуженное благодеяние, а Триединый Бог как наше полное спасение для нашего полного наслаждения. Сегодня у нас есть только проба, наслаждение небольшой частью, но в будущем наступит полное наслаждение. Давайте возлагать надежду на это грядущее полное наслаждение, которое будет завершением благодати.
В конце стиха 13 Пётр говорит об откровении Иисуса Христа. Очень важно, что он употребляет слово «откровение», а не «пришествие» или какое-либо другое слово. Сегодня мы наслаждаемся Господом Иисусом в качестве пробы под покровом. Но наступит время, когда покров будет снят. Тогда мы сможем провозгласить: «Аллилуйя, я наслаждаюсь Господом Иисусом без покрова!» Сегодня мы наслаждаемся благодатью, однако при этом мы скрыты покровом.
Мы находимся под покровом с Господом, поэтому другие не могут понять, чем мы занимаемся. Мы можем попытаться объяснить им, что мы наслаждаемся Христом, однако они могут сказать, что мы говорим вздор. Наше наслаждение скрыто, и те, кто не переживает то, что переживаем мы, ничего не могут узнать об этом. Но однажды Господь Иисус будет открыт. Тогда люди смогут понять, что мы наслаждались Господом Иисусом. Это откровение будет грядущей благодатью как завершением полного спасения Триединого Бога.
Если мы не будем наслаждаться Господом Иисусом в качестве пробы, то у нас не будет надежды на то, что Он откроется в качестве нашего полного наслаждения. Я могу засвидетельствовать, что я каждый день наслаждаюсь Господом в качестве пробы и что я всегда искренне ожидаю, когда наступит полное наслаждение. Иногда я молюсь: «Господь Иисус, откройся, и пусть моё наслаждение Тобой станет полным». Наслаждаясь пробой, мы имеем такую надежду. Мы должны в совершенстве возложить надежду на благодать, приносимую нам при откровении Иисуса Христа.
Быть святыми во всём образе жизни
В стихе 14 Пётр продолжает: «Как дети послушания, не подстраивайтесь под прежние вожделения в вашем неведении». Греческое слово, переведённое как «подстраиваться», — это то же слово, которое используется в Рим. 12:2. В данном случае оно описывает состояние, которое представляет собой ту тропу, по которой идут Божьи избранники как пришельцы. Мы не должны подстраиваться под прежние вожделения. Иначе говоря, мы не должны иметь образ, соответствующий прежним вожделениям. Раньше мы были в неведении. Но теперь, став детьми послушания, мы имеем знание.
В стихе 15 говорится: «…а согласно призвавшему вас Святому и сами будьте святы во всём образе жизни». Святой — это Триединый Бог: избирающий Отец, искупающий Сын и освящающий Дух (ст. 1-2). Отец возрождает Своих избранников, вкладывая в них Свою святую природу (ст. 3); Сын искупил их Своей кровью от суетного образа жизни (ст. 18-19); а Дух освящает их согласно святой природе Отца, отделяя их от всего, что не есть Бог, чтобы они благодаря святой природе Отца были святы во всём образе жизни — более того, чтобы они были святы так же, как свят Сам Бог.
Мы становимся святыми во всём образе жизни в результате освящения Духа, на основании возрождения, которое приносит нам святую природу Бога и приводит к святой жизни.
Мы сами должны быть святы. Речь идёт не просто о том, что мы должны придерживаться определённого стиля в одежде и не пользоваться косметикой. Это слишком поверхностное понимание святости. Святым должно быть наше существо, святой должна быть наша предрасположенность и вся наша личность. Вот что значит быть святыми во всём образе жизни.
В стихе 16 Пётр говорит, почему мы должны быть святыми: «…потому что написано: „Будьте святы, потому что Я свят“». Это цитата из Пятикнижия. В Пятикнижии по крайней мере несколько раз говорится, что Божий народ должен быть свят, потому что Сам Бог свят.
В стихе 17 Пётр продолжает: «И если вы называете Отцом Того, кто судит без лицеприятия согласно делу каждого, то проводи́те в страхе то время, в которое вы живёте как пришельцы». В этом стихе Пётр переходит к той особой теме, о которой он говорит в своих Посланиях, — к Божьему правлению. Целью Божьего суда является осуществление Божьего правления.
Мы возрождены Святым, который, как Отец, призвал нас, и теперь появилась святая семья — святой Отец со святыми детьми. Будучи святыми детьми, мы должны ходить в святом образе жизни. В противном случае Отец станет Судьёй (4:17) и примет меры в связи с отсутствием у нас святости. Внутренне Он родил нас жизнью, чтобы мы имели Его святую природу; внешне Он воспитывает нас судом, чтобы нам причаститься Его святости (Евр. 12:9-10). Он судит нас согласно нашему делу, согласно нашему поведению, без лицеприятия. Поэтому мы должны проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы. Если мы называем Его нашим Отцом, мы должны также бояться Его как своего Судьи и вести святую жизнь в страхе.
В стихе 17 Пётр говорит не об окончательном суде над душой. В этом смысле «Отец и не судит никого, а весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Здесь говорится о каждодневном суде Божьего правления в этом мире, производимом над Божьими детьми. Соответственно, здесь говорится: „время, в которое вы живёте как пришельцы“» (Дж. Н. Дарби). Это суд Бога над собственным домом (1 Пет. 4:17).
Поскольку в этих двух Посланиях говорится о Божьем правлении, в качестве одного из основных элементов неоднократно упоминается суд Бога и Господа (1 Пет. 2:23; 4:5-6, 17; 2 Пет. 2:3-4, 9; 3:7). Божий суд начался с ангелов (2 Пет. 2:3-4) и продолжался на протяжении всех человеческих поколений в Ветхом Завете (2 Пет. 2:5-9). В новозаветном веке он начинается с дома Божьего (1 Пет. 1:17; 2:23; 4:6, 17) и продолжается до наступления дня Господнего (2 Пет. 3:10), то есть дня суда над евреями, верующими и язычниками перед тысячелетием. После тысячелетия все мёртвые, включая людей и бесов, подвергнутся суду и погибнут (1 Пет. 4:5; 2 Пет. 3:7), а небеса и земля будут поглощены огнём (2 Пет. 3:10Б, 12). Результаты различных судов неодинаковы. Некоторые суды имеют своим результатом воспитательные меры, некоторые — устроительное наказание, а некоторые — вечную гибель. Однако благодаря всем этим судам Господь Бог очистит внешне и внутренне всю вселенную, чтобы у Него были новое небо и новая земля для новой вселенной, которая будет наполнена Его праведностью (2 Пет. 3:13) и будет Его отрадой.
Бог судит без лицеприятия согласно делу каждого. Под «делом» в стихе 17 понимается поведение, поступки, как в Рим. 3:20 и Гал. 2:16.
Проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы
В стихе 17 Пётр побуждает нас проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы. Здесь имеется в виду святой страх, как в Флп. 2:12 то есть здоровая, серьёзная осмотрительность, которая побуждает нас вести себя свято. Подобный страх не раз упоминается в этой книге, потому что эта книга учит о Божьем правлении.
Проводить в страхе то время, которое мы живём как пришельцы, — значит постоянно ходить в святом страхе перед Богом. Слова «проводить время» включают в себя каждую минуту нашей повседневной жизни.
Много лет тому назад я посетил святых, которые жили в Лас-Вегасе. Кто-то из них предложил мне сходить в казино, просто чтобы посмотреть, что это такое. В ответ я сказал: «Нет, я не пойду. Если бы не ваше приглашение, я бы никогда не приехал в этот порочный город. Вы пригласили меня, поэтому сейчас я здесь, с вами. Но смотреть на казино я не пойду». Если бы я пошёл в это место, то какая-то часть того дня прошла бы не в страхе.
Мы должны быть в страхе каждую минуту того времени, в которое мы живём как пришельцы. Это связано со святым образом жизни. Во всём своём образе жизни мы должны быть святы, отделены от мира.
В стихах 18 и 19 объясняется, почему мы должны проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы: «…зная, что не чем-то тленным, серебром или золотом, вы были искуплены от вашего суетного образа жизни, переданного вам от отцов, а драгоценной кровью, как у Агнца без порока и без пятна, кровью Христа». Почему мы должны проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы? Потому что мы знаем, что мы искуплены драгоценной кровью Христа. Зная это, мы проводим в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы. Основная мысль здесь заключается в том, что святой образ жизни должен быть следствием дорогого нам, драгоценного искупления Христа.
Павел говорит, что Христос искупил нас от проклятия греха и от этого злого века. Однако Пётр говорит, что Христос искупил нас от суетного образа жизни. Предаваться мирским развлечениям и покупать мирскую одежду — это нечто суетное. Суетный образ жизни может быть связан и с тем, как мы ходим по магазинам. Есть сёстры, которые очень любят ходить по магазинам. Они заходят в магазин каждую неделю, если не для того чтобы купить что-то, то по крайней мере чтобы посмотреть, что там есть. Знаете ли вы, кто вы? Вы сыновья и дочери Царя. Будучи детьми Царя, вы не должны относиться к посещению магазинов легкомысленно. Напротив, даже делая покупки, вы должны вести себя достойно. Я использовал этот пример, чтобы показать, как мы на практике можем быть искуплены от суетного образа жизни.