Тексты Писания: 1 Тим. 3:14-16
Из всего, что сказано в четырёх книгах, Первом и Втором посланиях к Тимофею, Послании к Титу и Послании к Филимону, 1 Тим. 3:14-16 — это самый важный отрывок. Павел сказал об иных учениях, о Божьем домостроительстве, о том, что ведущим братьям необходимо вести молитвенную жизнь, чтобы остальные братья могли последовать их примеру, он повелел сёстрам пребывать в вере, любви и святости с целомудрием. Далее, были установлены старейшины, назначены диаконы. Церковь, обладающая всеми этими качествами, несомненно, чудесна. Теперь, в стихе 15, Павел говорит, что церковь — это дом живого Бога, столп и опора истины. Затем, в стихе 16, он провозглашает: «И безусловно, велика тайна благочестия: Тот, кто был явлен в плоти, оправдан в Духе, увиден ангелами, проповедан среди народов, принят с верой в мире, вознесён в славе». В этих стихах Павел показывает чрезвычайно высокий стандарт церкви.
Стандарт церкви среди сегодняшних христиан намного ниже Божьего стандарта, раскрытого в 3:15-16. Чтобы достичь этого стандарта, церковь должна обладать всеми качествами, описанными в первой и второй главах Первого послания к Тимофею. Не должно быть никаких иных учений, и Божье домостроительство должно осуществляться непрерывно. Ведущие братья должны вести молитвенную жизнь, и все остальные братья должны следовать их примеру и молиться во всяком месте. Далее, сестры должны пребывать в вере, любви и святости с целомудрием. Также должно быть установлено управление церковью, включающее две должности: старейшин и диаконов. Мы рассчитываем, что у нас будет подобная практика церковной жизни. Мы славим Господа за то, что в Его восстановлении мы хотя бы в некоторой степени увидели такую церковную жизнь. Везде, где святые достигнут стандарта церковной жизни, изложенного в Первом послании к Тимофею, церковь исполнит своё назначение как дом живого Бога и столп и опора истины. Также это великая тайна благочестия, явление Бога в плоти. Не только Господь Иисус в прошлом был явлением Бога в плоти; церковь сегодня также должна быть явлением Бога. В этом цель этих четырёх Посланий, написанных Павлом.
Даже хотя Павел был свидетелем упадка церкви, он не унывал и не разочаровывался. Он обладал и предвидением, и проницательностью, поэтому он мог воодушевиться. Он знал: однажды церковь так или иначе достигнет Божьего стандарта. Большинство верующих будет в упадке, но по крайней мере некоторые из них будут избраны, сохранены и утверждены для практики церковной жизни согласно божественному стандарту.
Мы, находящиеся в Господнем восстановлении, можем засвидетельствовать об огромной разнице между восстановлением и сегодняшним организованным христианством. Примирить их невозможно. Все святые должны воодушевиться тем, что ситуация в Господнем восстановлении приближается к Божьему стандарту. Стандарт этот заключается в том, что церковь должна функционировать как дом живого Бога, как столп и опора истины и как великая тайна благочестия, Бог, явленный в плоти. Сегодняшняя церковная жизнь должна быть явлением Бога в плоти. Когда на собрания придут посетители, включая не уверовавших в Господа, и увидят такое проявление, они, без сомнения, очень удивятся. Они спросят: «Что это? Ничего подобного мы не видели. Это непохоже на церковную службу в религии». Да, церковь на это непохожа; церковь — это дом живого Бога, столп и опора истины и явление Бога в плоти. Каждая поместная церковь должна достичь этого стандарта и двигаться дальше согласно ему. Не должно быть никакого упадка. Нам необходимо поддерживать Божий стандарт до славного явления нашего Главы, Спасителя, Иисуса Христа.
В 3:14 Павел говорит: «Пишу тебе это, надеясь прийти к тебе вскоре». Под «этим» Павел имеет в виду все, что он уже рассмотрел в этом Послании. Когда он писал его, он надеялся вскоре увидеться с Тимофеем.
В стихе 15 Павел продолжает: «Но, если я задержусь, пишу, чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть церковь живого Бога, столп и опора истины». Из слов «знал, как должно поступать» следует, что эта книга содержит указания Павла относительно того, как нужно заботиться о поместной церкви.
Согласно слову Павла в стихе 15, церковь — это дом Бога. Греческое слово, переведённое как «дом», можно также перевести как «семья». То же слово использовано в стихах 4, 5, 12. Домашние Бога, Его семья — это дом Божий. Дом и домашние представляют собой одно целое; это собрание, которое состоит из верующих (Эф. 2:19; Евр. 3:6). Действительность этого дома как жилища живого Бога находится в нашем духе (Эф. 2:22). Мы должны жить и действовать в нашем духе, чтобы в этом доме Бог мог быть явлен как живой Бог.
Церковь как Божье жилище является и домом Бога, и Его домашними, Его семьёй. В Ветхом Завете храм и Божий народ, Его семья, были двумя разными вещами. Но в их новозаветном исполнении жилище и семья едины. Семья — это Божье жилище, а Божье жилище — это семья. Как мы указали, греческое слово, переведённое как «дом», может означать и дом, и семью. Согласно Божьему новозаветному домостроительству, семья Бога — это Его дом. Это не две разные вещи, они едины. Мы — Божья семья, и также мы — Его храм, Его жилище.
Говоря о церкви как о доме Бога, Павел намеренно называет Бога живым Богом. Живой Бог, который живёт в церкви, должен быть для церкви субъективным, а не объективным. Идол в языческом храме является безжизненным. Бог, который не только живёт, но также действует, движется и работает в Своём живом храме, то есть в церкви, является живым. Поскольку Он является живым, церковь тоже является живой в Нём, благодаря Ему и вместе с Ним. Живой Бог и живая церковь живут, двигаются и работают вместе. Живая церковь — это дом и семья живого Бога. Поэтому она становится явлением Бога в плоти.
Далее Павел называет церковь «столпом и опорой истины». Это образное выражение. Столп поддерживает строение, а опора несёт на себе столп. Церковь является таким поддерживающим столпом и несущей опорой истины.
Под истиной здесь понимается все то действительное, что открывается в Новом Завете относительно Христа и церкви согласно Божьему новозаветному домостроительству. Церковь — это поддерживающий столп и несущая опора всей этой действительности. Поместная церковь должна быть таким строением, которое служит поддержкой, опорой и свидетельством истины Христа и церкви, их действительности.
Церковь как дом живого Бога является столпом, который поддерживает истину, и опорой, которая несёт столп. Как мы указали, истина — это действительность и содержание Божьего новозаветного домостроительства. Это домостроительство состоит из двух тайн: Христа как тайны Бога (Кол. 2:2) и церкви как тайны Христа (Эф. 3:4). Христос и церковь, Глава и Тело — это содержание действительности Божьего новозаветного домостроительства.
Стих 16 начинается словами: «И безусловно, велика тайна благочестия». Союз «и» в стихе 16 указывает на то, что Павел ещё не все сказал о церкви в стихе 15. О, церковь так грандиозна! Это дом живого Бога и столп и опора истины. Используя союз «и» в начале стиха 16, Павел показывает, что церковь — это что-то помимо дома живого Бога и столпа и опоры истины. Церковь — это также тайна благочестия. Церковь — это дом, столп и опора, а также тайна благочестия.
Судя по контексту, под благочестием здесь понимается не только набожность, но и житие Бога в церкви, то есть Бог как жизнь, являемый в церкви. Это великая тайна, признаваемая и исповедуемая всеми верующими в Христа.
Церковь как дом живого Бога и как столп и опора истины не так таинственна. Но церковь как явление Бога в плоти — это, несомненно, тайна. Тайна всегда превосходит наше понимание. Она связана с чем-то, чего мы объяснить не в силах. Если мы можем дать объяснение какой-то вещи, это не тайна.
Церковь — это не только дом живого Бога и столп и опора истины, но также тайна благочестия. Благочестие — это Бог выраженный. Чем мы занимаемся в церковной жизни? Мы выражаем Бога. Может быть, люди об этом не догадываются, но ангелы признают и ценят это. С одной стороны, добрые ангелы радуются, видя выражение Бога в церкви. С другой стороны, злые ангелы и бесы трепещут от страха. Они осознают, что в конечном итоге люди, находящиеся в церкви, осудят их на озеро огненное.
Когда родился Господь Иисус, сонм ангелов прославил Бога (Лк. 2:10-14). Если ангелы радовались рождению Господа Иисуса в Вифлееме, городе Давида, разве не возрадуются они, увидев Бога, явленного в церкви, которая является приростом и увеличением Христа? Далее, когда Господь Иисус, живший Бога и являвший Его на земле, сталкивался с бесами, они кричали. По крайней мере один раз бесы просили Господа Иисуса не посылать их в бездну (Лк. 8:31). Если бесы трепетали в присутствии Господа Иисуса, разве не затрепещут они при явлении живого Бога в церкви? Несомненно, когда церковь будет жить Бога и являть Его, бесы и злые ангелы устрашатся. Каждая поместная церковь должна быть местом, где Христос рождается заново в святых. Более того, каждая поместная церковь должна жить Бога, так, чтобы время дьявола сокращалось. Когда церкви достигнут Божьего стандарта, с одной стороны, ангелы будут петь и радоваться, с другой стороны, бесы и злые духи будут трепетать.
Может показаться странным, что в стихе 16 Павел неожиданно употребляет местоимение «Тот» — «Тот, кто был явлен в плоти». В греческом тексте существительное, к которому относится это местоимение, опущено, но легко догадаться, что речь идёт о Христе, то есть о Боге, явленном в плоти, как тайне благочестия. Переход от выражения «тайна благочестия» к местоимению «Тот» подразумевает, что Христос как явление Бога в плоти — это тайна благочестия (Кол. 1:27; Гал. 2:20). Эта тайна благочестия представляет собой житие надлежащей церкви, и такое житие — это тоже явление Бога в плоти. Отрывок стиха 16 со слов «Тот, кто был явлен в плоти» до слов «Вознесён в славе», вероятно, представлял собой песню, которую пели в ранней церкви.
В первой части стиха 16 говорится о вещи — тайне благочестия. Поэтому в связи с тайной благочестия как вещью Павел, казалось бы, должен был употребить местоимение «та». Однако то обстоятельство, что он использует другое местоимение, «Тот», подразумевает, что тайна благочестия — это личность, а не вещь. Как мы увидим далее, этой личностью является Христос как Глава с Его Телом.
Путём воплощения и человеческой жизни (Ин. 1:1, 14) Бог был явлен в плоти. «В плоти» — значит в подобии человека, в облике человека (Рим. 8:3; Флп. 2:7-8). Христос явился людям в виде человека (2 Кор. 5:16), однако это был Бог, явленный в человеке.
Христос также был «оправдан в Духе». Греческое слово также означает «удостоверен». Воплотившийся Христос в Своей человеческой жизни был не только удостоверен Духом как Сын Божий (Мф. 3:16-17; Рим. 1:3-4), но также оправдан, испытан и одобрен Духом как правый и праведный (Мф. 3:15-16; 4:1). Он был явлен в плоти, но удостоверен и оправдан в Духе. Он явился в плоти, но жил в Духе (Лк. 4:1, 14; Мф. 12:28) и принёс Себя Богу через Духа (Евр. 9:14). И Его преображение (Мф. 17:2), и Его воскресение являются примерами оправдания в Духе. Кроме того, в воскресении Он даже стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17), чтобы обитать и жить в нас (Рим. 8:9-10) для явления Бога в плоти как тайны благочестия. Поэтому теперь мы знаем Его и Его членов уже не по плоти, а по Духу (2 Кор. 5:16). Поскольку явление Бога в плоти оправдывается в Духе, а Дух един с нашим духом (Рим. 8:16), мы должны жить и поступать в своём духе, чтобы это оправдание совершилось.
Павел также говорит, что Христос «увиден ангелами». Ангелы видели воплощение, человеческую жизнь и вознесение Христа (Лк. 2:9-14; Мф. 4:11; Деян. 1:10-11; Отк. 5:6, 11-12).
Далее, Христос был проповедан среди народов. Христос как Божье явление в плоти проповедуется и благовествуется среди народов, включая народ Израиля, со дня Пятидесятницы (Рим. 16:26; Эф. 3:8).
Более того, Христос «принят с верой в мире». Люди в мире уверовали в Христа как воплощение Бога, как Бога в плоти, и приняли Его как Спасителя и жизнь (Деян. 13:48).
Павел завершает стих 16 словами: «Вознесён в славе». Речь идёт о вознесении Христа в славу (Мк. 16:19; Деян. 1:9-11; 2:33; Флп. 2:9). С точки зрения последовательности исторических событий, вознесение Христа произошло раньше, чем Он был проповедан среди народов. Однако здесь о нем говорится как о последнем из этапов, на котором Христос был явлением Бога в плоти. Судя по всему, это означает, что церковь тоже взята наверх в славе. Таким образом, подразумевается, что явление Бога в плоти — это не только Сам Христос как Глава, но и церковь как Тело. Когда о церкви проявляется должная забота в соответствии с наставлениями, данными в первых двух главах, когда полностью утверждено блюстительство старейшин и служение диаконов, как показано в главе 3, церковь исполняет своё назначение — она является домом и семьёй живого Бога для Его движения на земле, а также поддерживающим столпом и несущей опорой истины, чтобы поддерживать божественную действительность Христа и Его Тела как свидетельство миру. Тогда церковь становится продолжением Христа как явления Бога в плоти. Это великая тайна благочестия — Христос, которого церковь являет своей жизнью, как явление Бога в плоти!
Я хотел бы ещё раз отметить тот факт, что, хотя Христос был вознесён в славе (Деян. 1), до того как началось Его проповедование (Деян. 2), Павел упоминает вознесение последним, даже после принятия с верой в мире. Из этого следует, что вознесение в этом случае может относиться не только к вознесению Христа, но и к восхищению церкви. Глава, Христос, был вознесён до того, как началось проповедование; однако Тело, церковь, будет вознесено после того, как Христос будет проповедован и принят с верой в мире. Таким образом, стих 16 содержит определённое указание на то, что он относится не только к Главе как явлению Бога в плоти, но и к Телу как продолжению этого явления. Это совершенно логично, ибо как может голова человека функционировать изолированно от его тела? Глава, Христос, уже вознесён в славе, и Тело, церковь, тоже будет вознесено в славе. И Глава, и Тело являются тайной благочестия. Таково явление Бога в плоти.