Молитва для осуществления Божьего желания о спасении человека
Тексты Писания: 1 Тим. 2:1-7
Надлежащая молитвенная жизнь для надлежащей церковной жизни
В первой главе Первого послания к Тимофею Павел положил хорошее основание, для того чтобы дальше говорить о церкви с положительной стороны. В 2:1 он продолжает: «Итак, призываю, прежде всего, чтобы совершались прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей». Если мы хотим иметь надлежащую церковную жизнь, нам сначала нужна молитвенная жизнь. Руководящие братья, которые преподносят Слово в церквях, должны показывать святым пример такой молитвенной жизни. Молитвенное служение является необходимым условием для того, чтобы управлять поместной церковью и пасти её. Поэтому Павел призывает Тимофея, чтобы совершались прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей. Это первое слово о положительном аспекте церковной жизни, которое говорит Павел, сказав о Божьем домостроительстве и велев Тимофею воевать доброй войной за Божье домостроительство. Тимофей должен был показать пример молитвенной жизни.
Необходимое условие для надлежащей церковной жизни в сегодняшнем Господнем восстановлении — это молитвенная жизнь. Надлежащая церковь — это молящаяся церковь. Церковь без молитвы находится в жалком состоянии. Безмолитвенность — это грех. Каждый в Господнем восстановлении должен молиться и противостоять греху безмолитвенности. Старейшины в церквях должны ответить на призыв Павла «прежде всего» молиться.
Десять из четырнадцати Посланий, написанных Павлом, были адресованы церквям и четыре — отдельным святым. Послание к Римлянам было написано всем верующим в Риме, а Послание к Евреям — не отдельным людям, а всем уверовавшим евреям совокупно. Послания к Эфесянам, Филиппийцам, Галатам, Колоссянам, Коринфянам и Фессалоникийцам были написаны церквям. Но четыре Послания — к Тимофею, к Титу и к Филимону — были написаны отдельным людям. У кого-то может сложиться представление, что эти Послания к нам не относятся, так как они были написаны конкретным людям. Тем не менее мы должны быть сегодняшними Тимофеями, Титами и Филимонами. В особенности каждый отдельный святой должен быть Тимофеем.
Если мы хотим быть Тимофеем, нам нужно вести за собой святых в том, чтобы не спорить, не сплетничать и не критиковать, но молиться. Когда мы слышим какие-то известия о какой-либо церкви, хорошие они или плохие, мы должны молиться. Не обсуждайте ситуацию, не сплетничайте и не критикуйте. Просто молитесь! Если вы услышите что-то о каком-то святом или о старейшине, молитесь за него. Первое требование к надлежащей церковной жизни — это молитва. О, как же нам всем нужна такая практика! Если мы будем упражняться в молитвенной жизни, церковь будет живой и возвышенной. Если кто-нибудь станет сегодняшним Тимофеем и покажет пример в молитве, остальные последуют за ним. Это можно сравнить со стадом, которое следует за несколькими ведущими овцами. Если вы, как Тимофей, покажете пример в молитве, все святые в вашей местности последуют ему.
Мы много говорим и мы много работаем, но нам следует больше молиться. Если вы услышите, что святой ослаб или оступился, не говорите об этом человеке и не критикуйте его. Более того, не стоит сразу же посещать его. Вместо этого молитесь о нем. Посетите вы его или нет — это зависит от Господнего водительства. Если, после того как вы помолитесь об этом вопросе, Господь побудит вас посетить его, просто следуйте за Господом и посетите его. Но не надо ничего делать самонадеянно. Если Господь не ведёт вас к оступившемуся святому, не надо посещать его по собственной инициативе. Даже посещение святых может быть проявлением самонадеянности. Да, посещение оступившегося святого может быть грехом самонадеянности, если мы делаем это сами по себе, без молитвы и без Господнего водительства. Но если Господь через молитву определённо ведёт нас к какому-то человеку, то наше посещение будет успешным.
Нам также нужно молиться всякий раз, когда мы слышим о проблемах между святыми. Не думайте, что вы опытные и умелые в решении проблем. Подобное отношение — не только самонадеянность, но и богохульство, так как вы практически считаете себя Богом. Если мы узнали о проблеме между братьями, нам следует принести её Господу в своей молитве.
Первое, что должны делать старейшины в заботе о церкви, — это молиться. Не принимайте решений без молитвы. Никого не критикуйте и никого не хвалите, не помолившись об этом человеке. Прежде чем что-либо сделать, нам нужно молиться. Далее, наши молитвы не должны быть легковесными или поверхностными; они должны быть тщательными. Лишь после того как мы тщательно помолились о каком-либо вопросе, мы можем принимать по нему решение, причём не самостоятельно и независимо, а в единстве с Господом и по Его водительству. Если старейшины будут поступать именно так, церковная жизнь в нашей местности будет возвышенной и надлежащей.
Брат Ни часто говорил нам, что, читая Библию, мы должны касаться духа автора. Библию, её текст, напечатанный на бумаге, можно сравнить с телом человека, а дух автора можно сравнить с жизнью, духом, в теле. Внутри «тела» Библии есть дух автора. Если мы коснёмся духа Павла в 2:1-17, мы почувствуем его заботу: у руководящих святых в церковной жизни должна быть молитвенная жизнь. В этих стихах Павел словно говорит Тимофею: «Я показал тебе ясную картину Божьего домостроительства, ты увидел, что оно противоположно иным учениям. Также я показал тебе, что Господь по Своей милости сделал меня образцом Своего домостроительства. Кроме того, я велел тебе воевать доброй войной за Божье домостроительство. Сейчас же в моем духе есть глубокая забота призвать тебя молиться. Я призываю, чтобы совершались прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей. Не думай, что учения важнее молитвы. Нет, молитва должна быть на первом месте, а учения — на втором».
В 2:1 Павел упоминает прошения, молитвы, ходатайства и благодарения. Молитва — это более общее понятие; её сущность — поклонение и общение. Прошение — это более конкретное понятие; его цель — удовлетворение конкретных потребностей. Греческое слово, переведённое как «ходатайства», обозначает обращение к Богу в личной и доверительной манере, то есть вторжение, вмешательство перед Богом в дела других для их блага. Кроме этого мы должны воздавать благодарения. Часто, когда мы слышим хорошие известия о каких-то церквях, старейшинах или святых, мы хвалим их вместо того, чтобы благодарить за них Бога. Если в какой-либо церкви хорошая обстановка, то в этом заслуга Бога, а не церкви. Если у конкретного старейшины или святого дела идут хорошо, то обязаны они этим Божьей благодати. Поэтому вместо того, чтобы хвалить церковь или человека, мы должны благодарить Бога.
Когда Павел упоминал прошения, молитвы, ходатайства и благодарения, в его духе была большая забота о важности молитвы. Он хотел, чтобы его дорогие духовные дети молились. Я хочу ещё и ещё раз подчеркнуть тот факт, что у нас может быть надлежащая церковная жизнь только в том случае, если у нас есть молитвенная жизнь. Я могу засвидетельствовать, что я никогда столько не молился, как в последние годы. Также я могу засвидетельствовать, что я видел конкретные ответы на мои молитвы. Недавно я был вынужден на время ограничить свою деятельность, чтобы отдохнуть и позаботиться о своём здоровье. Когда я слышал о каких-то нуждах, я молился о них. Наверное, Господь ограничил меня, чтобы показать мне, что важнее молиться, чем работать. Давайте усвоим этот урок: чтобы иметь хорошую церковную жизнь, нужно молиться. Это крайне важно. Если все наши разговоры обратятся в молитву, церковь в нашей местности преобразится.
Указав на то, что мы должны молиться за всех людей, Павел говорит, что нам нужно молиться «за царей и всех начальствующих, чтобы нам проводить тихую и спокойную жизнь во всяком благочестии и степенности». Тихая и спокойная жизнь — это мирная, безмятежная жизнь без тревог, причём не только внешне, в обстоятельствах, но и внутренне, в нашем сердце и духе. Такая жизнь позволяет нам наслаждаться церковной жизнью в благочестии и степенности. Быть благочестивым — значит быть подобным Богу, выражать Его. Христианская жизнь должна быть такой жизнью, которая во всем выражает Бога и являет Его подобие. Степенность — это качество человеческого характера, заслуживающее уважения; оно подразумевает достоинство и внушает и вызывает почтение. Благочестие — это выражение Бога; степенность проявляется по отношению к человеку. Наша христианская жизнь должна выражать Бога по отношению к человеку с достоинством, вызывающим у человека уважение.
В стихе 3 сказано: «Это хорошо и угодно в глазах нашего Спасителя Бога». В этом Послании Павел особое внимание уделяет Спасителю Богу. Поэтому в этом стихе он говорит не о Боге благодати и не о Боге милости, но о Спасителе Боге, Боге, который спасает нас.
В стихе 4 Павел говорит, что Бог желает, чтобы все люди были спасены и пришли к полному знанию истины. Мы должны молиться за всех людей, потому что Бог наш Спаситель желает, чтобы все люди были спасены и познали истину. Для осуществления Божьего желания требуется наша молитва.
Бог желает, чтобы все люди не только спаслись, но и имели полное знание истины. Слово «истина» означает «действительность»; под истиной понимается все действительное, что открыто в Божьем Слове, то есть, главным образом, Христос как воплощение Бога и церковь как Тело Христа. Каждый спасённый человек должен иметь полное знание, полное осознание всего этого.
Цель двух Посланий к Тимофею состоит в том, чтобы преодолеть упадок церкви. В первом Послании упадок незаметно вкрался в результате иных учений (1:3), а во втором он открыто проявился и стал усугубляться в результате ересей (1 Тим. 2:16-18). Чтобы преодолеть такой упадок, необходимо поддерживать истину. В первом Послании подчёркивается, что Бог желает, чтобы все Его спасённые имели полное знание истины, и что церковь — это столп и опора истины (3:15). Во втором Послании акцент делается на том, что слово истины следует раскрывать правильно (2 Тим. 2:15) и что те, кто отклонился, должны вернуться к истине (2 Тим. 2:25).
В 1 Тим. 2:5 Павел продолжает: «Ибо один Бог, один и Посредник Бога и людей, человек Христос Иисус». В этом стихе Павел прямо говорит, что Бог один. Хотя Бог триедин — Отец, Сын и Дух, — это все равно один Бог, а не три Бога, как ошибочно считают и верят многие христиане.
Также в этом стихе Павел говорит, что есть один Посредник Бога и людей. Посредник служит связующим звеном между двумя сторонами. Одним Посредником является человек Иисус Христос. Господь Иисус был Богом от вечности (Ин. 1:1). Во времени Он путём воплощения стал человеком (Ин. 1:14). Живя на земле как человек, Он в то же время был Богом (1 Тим. 3:16). После Своего воскресения Он по-прежнему является человеком, равно как и Богом (Деян. 7:56; Ин. 20:28). Поэтому Он единственный, кто способен быть Посредником, связующим звеном, между Богом и людьми.
Свидетельство, являемое в свои времена
В стихе 6 сказано: «Который отдал Себя как выкуп за всех — свидетельство, являемое в свои времена». Христос отдал Себя как выкуп, чтобы совершить искупление за всех людей. Это было необходимо для того, чтобы Он стал нашим Посредником. Употреблённое здесь греческое слово означает выкуп, уплаченный в качестве компенсации. Он способен быть Посредником между Богом и человеком не только в Своей божественной и человеческой личности, но и в Своей искупительной работе. И Его личность, и Его работа уникальны.
В этом стихе Павел говорит о «свидетельстве, являемом в свои времена». Это выражение поясняет предыдущее предложение, то есть тот факт, что Христос отдал Себя как выкуп за всех людей, становится свидетельством, являемым в свои времена. Каждый раз, когда этот факт провозглашают, его являют людям как свидетельство в свои времена. Например, когда этот факт проповедуют в Африке, он само собой становится свидетельством, явленным людям в Африке в своё время. Проповедь этого факта всегда самопроизвольно становится свидетельством о нем. Когда Павел проповедовал в Малой Азии, это было свидетельством, явленным в своё время. То же происходило, когда он услышал Македонский призыв и начал проповедовать в Восточной Европе. В тот момент настало время для провозглашения этого факта в том месте. Каждый раз, когда провозглашаются факты воплощения Христа и Его смерти за всех, — это проповедь, свидетельство, являемое в своё время.
В стихе 7 Павел подводит итог: «Для этого я был назначен глашатаем и апостолом (истину говорю, не лгу), учителем язычников в вере и истине». Глашатай — это тот, кто провозглашает благовестие Христово, уполномоченный провозвестник Божьего новозаветного домостроительства; апостол — это тот, кто послан Богом с божественным поручением основывать церкви для Бога, посол, направленный от Бога в мир, чтобы осуществлять Его замысел; учитель — это наставник, который преподает, определяет и объясняет содержание Божьего вечного замысла и Божьего новозаветного домостроительства. У Павла был такой тройной статус и поручение в отношении язычников.
Павел обладал таким статусом в вере и истине. Под верой здесь понимается вера во Христа (3:13; Гал. 3:23-25), а под истиной — действительность всего того в Божьем домостроительстве, что показано в Новом Завете. Это перекликается с 4:3. Павел был назначен глашатаем, апостолом и учителем Нового Завета в сфере и элементе этой веры и истины, а не закона, прообразов и пророчеств Ветхого Завета.
Это сообщение озаглавлено «Молитва для осуществления Божьего желания о спасении человека». Хотя у Бога на сердце есть такое желание — спасти людей, Он может исполнить его только согласно принципу воплощения. Отсюда следует, что Он не может спасать людей Сам по Себе, Он делает это через нас. Не ангелам Бог поручил осуществить Его желание. Это поручение было дано только человеку. Для выполнения этого поручения нам надо молиться. Согласно Деян. 10, и Пётр, и Корнилий молились. Пётр молился на крыше, а Корнилий молился у себя дома. С двух сторон к престолу восходила молитва для осуществления Божьего желания. Благодаря такой молитве Бог мог исполнить Свое желание и спасти язычников. Первыми спасёнными язычниками были домашние Корнилия. Из этого примера следует, что наша молитва крайне важна для осуществления Божьего желания о спасении человека.