Тексты Писания: 1 Кор. 10:1-13
Стихи 1-13 в 10-й главе Первого послания к коринфянам — это особый раздел Слова. Фоном, на котором был написан этот отрывок, служит история детей Израиля. Павел написал это Послание не только исходя из ситуации в Коринфе, но и используя в качестве фона историю детей Израиля. Израиль — это полный прообраз истории церкви. В Библии содержатся две истории — история Израиля и история церкви. История детей Израиля — это прообраз, а история церкви — исполнение прообраза. Таким образом, вся Библия показывает одно откровение — откровение о Божьем домостроительстве. В Ветхом Завете мы видим прообраз, картину, Божьего домостроительства, а в Новом Завете Божье домостроительство исполняется.
И в Первом послании к коринфянам, и в Послании к евреям Павел представляет ясную картину истории Израиля в качестве прообраза и изображения истории церкви. Мы уже увидели, что в 5:7 и 8 Павел говорит о Пасхе и о праздновании. Дети Израиля пережили Пасху и праздновали праздник Бесквасного хлеба. У нас, христиан в новозаветном веке, тоже есть своя Пасха и свой праздник Бесквасного хлеба. В 10:1-13 — в отрывке, входящем в раздел, в котором рассматривается проблема употребления в пищу принесённого в жертву идолам, — Павел опять ссылается на историю Израиля, используя её в качестве прообраза церкви.
Если мы хотим понять, почему в 10:1-13 Павел опять ссылается на Израиля как прообраз, нам необходимо помнить, что 9-я глава — это отступление от основной темы, связанное с личностью самого Павла. То, что стихи 1-13 в 10-й главе являются продолжением этого отступления, подтверждается словом «ибо» в 10:1. Это слово показывает, что далее следует продолжение и объяснение того, о чём говорилось до этого. Десятая глава не только является продолжением 9-й главы, но также более полно определяет, что значит бежать в состязании, о чём говорится в 9:24-27. В качестве иллюстрации здесь показано то, как дети Израиля бежали на ристалище в пустыне. В конце 9-й главы Павел велит нам совершать христианский бег, а в 10-й главе он использует детей Израиля в качестве иллюстрации этого бега. Прообразом христианского бега, предписанного Богом, является история детей Израиля. Израильтяне начали бег в Египте, продолжали его в пустыне и завершили его, войдя в добрую землю. Чтобы полностью совершить этот бег, им потребовалось сорок лет.
Мы увидели, что в 9-й главе Павел представляет себя как образец чистого и верного человека. Если мы будем принимать Христа как свою жизнь и на практике будем одним духом с Ним, мы, подобно Павлу, будем чистыми и верными. В 9-й главе Павел как бы говорит: «Братья, вы должны подражать мне и принимать меня в качестве образца. Я призываю вас принимать Христа как жизнь и быть одним духом с Ним. Это позволит вам быть чистыми и верными и поможет вам заботиться о ваших телах, которые являются членами Христовыми и храмом Святого Духа. Если вы будете с должным вниманием относиться к вашим телам, то вы будете есть надлежащим образом и у вас будет надлежащая супружеская жизнь. В противном случае вы нанесёте вред своему телу, которое является храмом Божьим. Кроме того, вы можете погубить других членов Тела Христова».
Подход Павла к решению практической проблемы употребления пищи полон жизни и духовного понимания. Он мог решать эту проблему таким образом, потому что он был полон Христа, един с Господом и пропитан животворящим Духом.
Представив себя в качестве положительного образца, Павел затем использует детей Израиля в качестве отрицательного образца. Делая это, он обращается к коринфянам с предостережением и даёт понять, что они должны подражать ему, положительному образцу, а не детям Израиля, которые являются отрицательным образцом.
В 10:1 и 2 Павел говорит: «Ибо я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что наши отцы все были под облаком и все прошли через море; и все были крещены к Моисею в облаке и в море». Слова «в неведении» относятся к словам «разве вы не знаете» в 9:24. Слово «все» указывает на то, что все дети Израиля, насладившись пасхой, вступили в состязание и начали свой бег с того времени, как ушли из земли Раамсес (Исх. 12:37).
Почему Павел сказал «наши отцы», хотя большинство коринфских верующих были не иудеями, а греками? Возможно, Павел сделал это потому, что он считал Божьих избранных людей, как иудеев, так и греков, одной большой семьёй. Из этого следует, что народ Божий в Ветхом Завете — это наши отцы.
В стихе 1 говорится, что все наши отцы «были под облаком». Облако, которое покрывало детей Израиля, является прообразом Духа Божьего, который пребывает с новозаветными верующими. Сразу же после того как новозаветные верующие принимают Христа как свою Пасху (5:7), Дух Божий приходит, чтобы быть с ними и вести их в их беге в христианском состязании, так же как облачный столб был с детьми Израиля и вёл их (Исх. 13:21-22; 14:19-20).
В стихе 2 Павел говорит, что «все были крещены к Моисею в облаке и в море». Переход детей Израиля через Красное море (Исх. 14:21-30) является прообразом крещения новозаветных верующих (Рим. 6:4).
Будучи крещены к Моисею, дети Израиля начали святое состязание для исполнения Божьего замысла — состязание, целью которого было войти в добрую землю и построить храм, чтобы у Бога было царство с Его выражением на земле. Это служит прообразом того, как новозаветные верующие крестятся в Христа (Гал. 3:27), чтобы у Бога было Его царство с церковью как Его выражением на земле.
Крещение в облаке обозначает крещение в Духе, а крещение в море обозначает крещение в воде. Новозаветные верующие были крещены в воде и в Духе (Мф. 3:11; Деян. 1:5; 1 Кор. 12:13).
Согласно аллегорическому осмыслению Библии, которое предлагает Павел, переход через Красное море — это крещение. Более того, он говорит, что дети Израиля были крещены к Моисею. Моисея, несомненно, следует рассматривать как прообраз Христа. Они были крещены к Моисею в облаке и в море, а мы крестимся к Христу в Духе и в воде. Во время нашего крещения нас окружали и Дух, и вода. Облако обозначает Духа; это связано с жизнью. Море обозначает воду смерти. Таким образом, крещение связано одновременно с жизнью и смертью. Оно подразумевает умерщвление старого творения для нашего рождения в жизни.
Далее, в стихе 3, Павел говорит: «И все ели одну и ту же духовную пищу». Имеется в виду манна (Исх. 16:14-18) — прообраз Христа как нашего ежедневного жизненного снабжения (Ин. 6:31-35) на христианском пути. Нам, верующим, всем следует есть одну и ту же духовную пищу; мы не должны есть ничего, кроме Христа.
В стихе 4 Павел говорит: «И все пили одно и то же духовное питьё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и этой скалой был Христос». Под «духовным питьём» здесь имеется в виду живая вода, которая потекла из рассечённой скалы (Исх. 17:6). Эта вода служит прообразом Духа как нашего всеобъемлющего питья (Ин. 7:37-39; 1 Кор. 12:13). Чтобы бежать в состязании, нам всем следует пить одно и то же духовное питьё; мы не должны пить ничего, кроме всеобъемлющего Духа.
Греческая фраза, переведённая как «духовная скала, следовавшая за ними», буквально означает «духовная следующая скала». Скала, из которой, когда Моисей ударил по ней и рассёк её, потекла живая вода для Божьего избранного народа (Исх. 17:6), была физической скалой. Однако апостол назвал её духовной скалой, потому что она была прообразом Христа, из которого, когда Бог ударил по Нему и рассёк Его, потекла вода жизни (Ин. 19:34), утоляющая жажду Его верующих. Поэтому апостол сказал, что этой скалой был Христос. Поскольку это была духовная скала, обозначающая Христа, она могла следовать за детьми Израиля. Это означает, что Христос как действительная скала следует за Своими верующими.
Павел смело говорит, что физическая скала в Исх. 17:6 была духовной скалой и что этой скалой был Христос. Те, кто изучает Слово в основном умственным образом, никогда бы не пришли к такому толкованию Библии. Они бы никогда не назвали физическую скалу духовной. Какой была скала в 17-й главе Исхода: физической или духовной? С точки зрения факта она была физической. Однако нам нужно иметь духовный взгляд на эту физическую скалу и видеть духовное за пределами физического. Да, скала была физической, но Павел рассматривал её в соответствии со своим духовным зрением. Поэтому в его глазах он не менял Библию; он выходил за пределы букв, написанных чёрным по белому, и касался духа. Поскольку Павел делал это в отношении физической скалы, для него этой скалой был Христос. Он не проявлял осторожность и не говорил, что скала была прообразом Христа. Он смело провозглашал, что этой скалой был Христос, что это была духовная скала, которая следовала за народом. Здесь мы видим высказывание человека, который наполнен Духом и у которого взгляд Духа. Нам тоже нужно иметь духовный взгляд, когда мы читаем Слово.
В стихах с 1 по 4 о детях Израиля говорится в положительном плане, но в стихах с 5 по 11 они изображаются в отрицательном плане. В стихе 5, который представляет собой строгое слово предостережения, Павел говорит: «Но в большинстве из них Бог не нашёл отрады, ибо они были повержены в пустыне». Сказанное здесь буквально означает, что они были разостланы по земле, то есть повержены на землю, будучи убиты. Это указание на Числ. 14:16 и 29.
Из всех детей Израиля, вышедших из Египта, только двое, Иисус Навин и Халев, вошли в добрую землю. Это показывает, что, когда возвратится Господь Иисус, лишь небольшое число живых христиан будут находиться в доброй земле. Кроме того, тела Иосифа и Иакова тоже были принесены в Ханаанскую землю. Это показывает, что некоторое число умерших христиан будет воскрешено и они как победители войдут в грядущее царство.
В стихе 5 Павел говорит, что в большинстве из детей Израиля Бог не нашёл отрады. Из-за того что Он не нашёл в них отрады, они были повержены в пустыне. Их трупы были разбросаны по пустыне без надлежащего погребения и похорон. В один день более двадцати тысяч человек были убиты и повержены на землю и их тела были разбросаны по пустыне. Это должно стать для нас предостережением, чтобы мы не слушали поверхностных и суеверных учений о том, что, если только человек поверил в Господа Иисуса и был спасён, всё будет в порядке. Это всё равно что говорить, что с детьми Израиля всё было в порядке просто потому, что они пережили Пасху. Однако именно те, кто применил кровь пасхального ягнёнка, кто совершил исход из Египта, кто перешёл Красное море и кто даже получил Божье откровение у горы Синай и ел манну и пил живую воду, были повержены в пустыне. Мы не можем отрицать тот факт, что дети Израиля были искуплены и спасены. Тем не менее большинство из них пали в пустыне.
Даже Моисей и Аарон не вошли в добрую землю. Аарон умер по причине своей ошибки, а Мариам умерла по причине своего бунта. Даже Моисей умер не от старости, а по причине того, что он совершил нечто серьёзное против Божьего управления. Ему было позволено увидеть эту землю, но не было разрешено войти в неё. Во Втор. 34:4 говорится: «И сказал ему Иегова: Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: „Твоему семени Я дам её“. Я дал тебе увидеть её твоими глазами, но ты не перейдёшь туда». Господь любил Моисея и считал его близким другом, но ради Своего управления Он не смог позволить Моисею войти в эту землю. Моисей совершил нечто против Божьего управления, и Господь был вынужден поддержать Своё управление. По этой причине Он не смог разрешить Моисею войти в эту землю. Здесь мы видим, что Моисею, который поистине был человеком Божьим, не было позволено войти в добрую землю. Моисей, Аарон и Мариам — трое вождей среди народа — умерли в пустыне. Такая смерть, безусловно, не является чем-то хорошим.
В стихе 6 Павел продолжает: «А произошли эти события как примеры для нас, чтобы мы не были вожделеющими злого, как и они вожделели». Здесь Павел говорит, что эти события произошли как примеры для нас. Следовательно, в вопросе бега в христианском состязании он ставил себя в один ряд со всеми верующими. Эти примеры показывают, что мы не должны быть вожделеющими злого, как вожделели дети Израиля. Слово «и» в стихе 6 указывает на то, что и коринфяне вожделели злого. Поэтому Павел предостерегает их, чтобы они не вожделели.
То, как Павел использует слово «примеры», имеет очень важное значение. Греческое слово буквально означает «прообразы», то есть предызображения фактов или духовных истин. Мы увидели, что в Первом послании к коринфянам история детей Израиля в Ветхом Завете используется как прообраз новозаветных верующих. В 5:7-8 верующие получили переживание Христа как своей Пасхи и начали праздновать праздник Бесквасного хлеба. Здесь, в этой главе, они крестятся к своему Моисею (Христу), проходя через своё Красное море (смерть Христа). Теперь они едят духовную пищу и пьют духовное питьё, чтобы совершать свой путь (христианское состязание) к своей доброй земле (всеобъемлющему Христу). Кроме того, здесь (ст. 11) Павел предостерегает их, чтобы они не повторили историю детей Израиля, которые делали зло против Бога, как показано в стихах 6-11.
Бог призвал детей Израиля с той целью, чтобы они, войдя в обещанную землю и наслаждаясь её богатством, основали Божье царство и были Божьим выражением на земле. Однако хотя весь Израиль был искуплен посредством пасхи, избавлен от египетской тирании и приведён к горе Божьей, чтобы получить откровение о Божьем жилище, скинии, — почти все они пали и умерли в пустыне, не сумев достичь этой цели (Евр. 3:7-19) из-за своих злых дел и неверия. Только Халев и Иисус Навин достигли цели и вошли в добрую землю (Числ. 14:27-30). Это означает, что, хотя мы искуплены посредством Христа, избавлены от уз Сатаны и приведены к откровению о Божьем домостроительстве, существует возможность, что мы не сумеем достичь цели Божьего призвания, то есть вступить во владение нашей доброй землёй, Христом (Флп. 3:12-14), и наслаждаться Его богатством для царства Божьего, чтобы быть Его выражением в настоящем веке и участвовать в самом полном наслаждении Христом в веке царства (Мф. 25:21, 23). Это должно быть серьёзным предостережением для всех новозаветных верующих. Особенно оно относилось к коринфянам, которым грозила опасность повторить ошибку, совершённую детьми Израиля в пустыне.
В стихе 7 говорится: «И идолослужителями не становитесь, как некоторые из них; как написано: „Народ сел есть и пить, и встали они, чтобы играть“». Злоупотребление пищей среди детей Израиля было связано с их идолослужением при поклонении золотому тельцу (Исх. 32:1-6). Сказанное здесь апостолом подразумевает, что имевшее место у коринфян невнимательное употребление в пищу идольских жертв также было в некоторой степени связано с идолослужением.
В стихе 7 мы видим библейское толкование идолослужения. Идолослужение заключается в том, что люди едят, пьют и играют. Когда дети Израиля поклонялись золотому тельцу, они сели есть и пить и встали, чтобы играть. В данном случае играть — значит предаваться развлечениям. Есть, пить и играть — это то же самое, что поклоняться идолам. Сегодня люди повсюду совершают подобное идолослужение. Когда наступает праздник или длинные выходные, они отдаются тому, чтобы играть, искать разного рода развлечений. Кроме того, идолослужение практикуется на многих сегодняшних христианских службах. В глазах Бога музыка и спектакли, которые преподносятся на некоторых службах, представляют собой идолослужение. Во многих местах христиане, по сути, не поклоняются Богу, а занимаются идолослужением. То, как они проводят свои службы, в глазах Бога выглядит как идолослужение. Мы тоже должны быть осторожны в том, как мы используем на собраниях музыкальные инструменты. Мы должны петь не для развлечения, а для поклонения. Когда мы поём на собраниях, у нас должен быть подлинный дух поклонения. Если наше пение становится не более чем развлечением, это идолослужение. Пение на собраниях церкви не должно быть игрой; оно должно быть подлинным поклонением, которое мы воздаём Богу.
Далее, в стихе 8, говорится: «И совершать блуд не будем, как некоторые из них совершили блуд и пало в один день двадцать три тысячи». Блуд сопутствует идолослужению (Числ. 25:1-2). Поэтому и то и другое упоминается вместе, как и в Деян. 15:20, 29. Здесь, несомненно, подразумевается, что эти два порока тоже присутствовали среди коринфских верующих. Поэтому именно они являются главной темой, рассматриваемой в главах с 5-й по 10-ю.
В этом стихе Павел использует слово «пасть». Это значит, что они были повержены на землю, будучи убиты. Те, кто пал таким образом, не были должным образом погребены. Вместо этого они были разбросаны по пустыне.
В стихе 9 Павел продолжает: «И испытывать Христа не будем, как некоторые из них испытывали и были уничтожаемы змеями». Греческое слово, переведённое как «испытывать», буквально означает «испытывать до предела», «сильно искушать». Согласно сказанному в Числ. 21:6, те, кто испытывал Господа, были уничтожены змеями.
В стихе 10 говорится: «И не ропщите так же, как некоторые из них роптали и погибли от уничтожителя». Ропот среди детей Израиля (Числ. 16:41) был прообразом направленных против апостола отрицательных высказываний среди коринфских верующих (1 Кор. 4:3; 9:3). Роптавшие дети Израиля погибли; они были уничтожены, будучи преданы смерти, повержены на землю. Уничтожитель, упомянутый в стихе 10, — это ангел, приводящий в исполнение Божий приговор (Исх. 12:23; 2 Цар. 24:16-17). Говоря о ропоте детей Израиля, Павел, несомненно, подразумевает, что коринфские верующие должны быть осторожны в отношении ропота против него.
В стихе 11 Павел объясняет: «А происходило всё это с ними как пример, и написано это было для вразумления нас, на которых пришлись концы веков». Павел опять говорит, что всё происходившее с детьми Израиля в пустыне — это пример, прообразы. Об этих прообразах было написано для нашего вразумления. Здесь слово «вразумление» подразумевает предостережение.
В стихе 11 Павел говорит о концах веков. Греческое слово, переведённое как «концы», также означает «исполнение» или «завершение». Словосочетание «концы веков» здесь обозначает новозаветный век от первого пришествия Господа до Его второго пришествия (Евр. 9:26). Это подразумевает, что новозаветный век, в котором мы находимся, — это век благодати, когда мы можем извлечь вразумление из истории детей Израиля. После новозаветного века наступает век царства, в котором эти примеры из ветхозаветного века уже не будут нужны для бега в христианском состязании.
В этом стихе Павел как бы говорит: «Этот век, век благодати, является концом веков. Братья, все вы находитесь в веке благодати. То, что произошло с детьми Израиля, пока ещё является для вас прообразом в качестве вразумления. Если вы не прислушаетесь к предостережению в этом прообразе и не будете ходить в свете этого предостережения, вы упустите данную вам возможность. Когда этот век закончится, эти прообразы детей Израиля уже не помогут вам».
В стихе 12 Павел говорит: «Так что тот, кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть». Основываясь на вразумлении в стихах 5-11, апостол предостерегал коринфян, чтобы они не думали, что стоят твёрдо и что им не грозит опасность пасть мёртвыми, как это было с детьми Израиля. Слово «упасть» здесь указывает на потерпевших поражение детей Израиля, которые пали и умерли в пустыне. Некоторые коринфские верующие действительно пали и умерли, из-за того что оскорбили Господне Тело (11:27-30).
В стихе 12 Павел велит философствующим коринфянам смотреть, чтобы не упасть. Они могли подумать, что они сильны, устойчивы и стоят твёрдо. Но Павел предостерёг их, чтобы они не упали, как это было с детьми Израиля. Как мы увидим, в 11-й главе Павел отмечает, что те, кто оскорблял Господа в вопросе Господней трапезы, становились слабыми и больными, а некоторые даже умирали. Это было падением. Любой новозаветный верующий, который умирает, не побеждая, — это упавший верующий. Павел умер, но он не умер побеждённым. Он не пал в пустыне. Напротив, он умер победителем. Он был таким, как Иисус Навин и Халев, которые не умерли в пустыне. Однако большинство христиан умирают побеждёнными. Если христианин умирает, побеждённый грехом, миром, плотью, вожделением, Сатаной или чем-либо порочным, это значит, что он пал в пустыне. По сути, это значит, что он повержен в пустыне. Это очень серьёзно.
Предостережение, высказанное Павлом в этих стихах, представляет собой слово праведности (Евр. 5:13). Где сегодня можно услышать, чтобы среди христиан провозглашалось такое слово праведности? Вместо слова праведности слышны проповеди «в сахарной оболочке», которые часто побуждают людей заниматься идолослужением. Это — серьёзная ситуация, и она требует серьёзного слова предостережения.
Далее, в стихе 13, Павел говорит: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог, который не позволит, чтобы вы были искушаемы сверх того, что вы можете, а создаст вместе с искушением и выход, чтобы вы могли вытерпеть». Этот стих является продолжением предостережения, содержащегося в стихе 12. Это показывает, с одной стороны, что мы должны смотреть, как бы не поддаться искушению, чтобы не упасть и не умереть, а с другой стороны, что Бог в силу Своей верности не позволит, чтобы нас постигло искушение сверх того, что мы можем вытерпеть, а всегда вместе с искушением создаст для нас выход. Это слово воодушевления следует за строгим предостережением, высказанным в предыдущих стихах.
Некоторые читатели Первого послания к коринфянам думают, что слово «искушение» в стихе 13 означает «испытание» или «бедствие». В соответствии с их пониманием, в этом стихе говорится, что любое испытание, которому мы подвергаемся, является общим для всех людей. На самом деле Павел здесь не имеет в виду бедствие; он имеет в виду искушение. В Мф. 6:13 Господь Иисус учит нас молиться о том, чтобы мы были избавлены от зла и вместе с тем не были введены в искушение. Зло в данном случае включает в себя те или иные бедствия, например несчастные случаи. Под искушением понимается всё то, что искушает нас в нашем окружении. Таким образом, нам нужно молиться, чтобы Господь ежедневно избавлял нас от бедствий и не вводил нас в искушение. Мы осознаём, что мы слабы и не способны устоять перед искушением. В 10:13 Павел говорит об искушении, а не о бедствиях или испытаниях.
Сказанное Павлом в стихе 13 одновременно утешает и поправляет коринфян. Возможно, коринфяне думали, что искушения слишком сильны, чтобы устоять перед ними. Но Павел показывает, что их постигло искушение не иное как человеческое. Он также говорит, что Бог верен и не позволит, чтобы они были искушаемы сверх того, что они могут вынести, а создаст вместе с искушением и выход, чтобы они могли вытерпеть. Это — слово обещания и воодушевления. Однако оно показывает, что ответственность за то, что мы подвергаемся искушению, всё равно лежит на нас, а не на Боге. Когда мы подвергаемся искушению, мы ни в коем случае не должны возлагать вину за искушение на Бога. Согласно этому стиху, ответственность за то, что мы подвергаемся искушению, лежит на наших плечах. В то же время мы можем получить воодушевление, зная, что верный Бог создаст для нас выход.