(2)
Тексты Писания: 1 Кор. 4:10-21
В 4:9 Павел говорит: «Ибо, думаю, Бог выставил напоказ нас, апостолов, последними из всех, как обречённых на смерть, потому что мы стали зрелищем для мира — и для ангелов, и для людей». Примечательно, что Павел говорит здесь: «Думаю». Это означает, что у Павла не было полной уверенности. Дело здесь не в смирении; дело в том, что он говорит согласно принципу воплощения. Павел не говорит здесь: «Так говорит Господь». И он не заявляет: «Братья и сёстры, разве вы не знаете, что я говорю в духе?» В сегодняшнем пятидесятническом движении есть такая практика — провозглашать: «Так говорит Господь». Однако такая практика не соответствует новозаветному принципу.
В этой главе Павел говорит трезво, но очень доверительно. Он упрекал, наставлял, исправлял, поправлял и воспитывал верующих, но он делал всё это в очень доверительной манере. И потом в какой-то момент он вставил слово «думаю». Я полагаю, Павел знал, что сказанные им слова истинно исходят от Бога. Тем не менее он сказал: «Думаю», потому что он знал, что новозаветный принцип — это принцип воплощения. Согласно этому принципу, Бог говорит в нашем говорении. Бог и человек становятся едины. Когда человек сливается с Богом, делая то или иное дело, это дело делают одновременно Бог и человек. Поскольку слово «думаю» иллюстрирует этот принцип, я считаю добавление этого слова в стихе 9 чем-то очень ценным. Какой глубокий смысл заложен в том, что Бог может говорить в нашем говорении! Слово «думаю» показывает, что говорил Павел. Тем не менее в соответствии с принципом воплощения, говорение Павла было говорением Бога. Поскольку Павел и Бог были едины, когда говорил Павел, говорил также и Бог. Таково значение слова «думаю», использованного в этом стихе.
В стихе 9 Павел использует выражение «последние из всех». Это выражение, понятное в то время всем, указывает на последнюю часть представления в амфитеатре. Согласно древнему обычаю, когда преступники для развлечения публики сражались в амфитеатре с дикими зверями, преступников выводили к зрителям последними из всех. Последним номером, последним представлением, были бои осуждённых преступников с дикими зверями для развлечения народа. Словосочетание «последние из всех» указывает именно на это. В стихе 9 Павел метафорически использует это выражение, чтобы передать мысль о том, что Бог выставил напоказ апостолов последними из всех, как будто они были самыми презренными преступниками, осуждёнными на смерть, которые должны были стать развлечением для народа.
В греческом языке слово, переведённое как «зрелище», означает «театр». Оно обозначает представление, показ чего-либо с использованием элементов театральности в качестве развлечения. Итак, Павел говорил коринфянам: «Вы уже насыщены. Вы разбогатели, и вы стали царствовать без нас. Если бы действительно вы царствовали, чтобы и мы царствовали с вами! Ибо, думаю, Бог выставил напоказ нас, апостолов, последними, как обречённых на смерть».
Когда Павел говорит: «Если бы действительно вы царствовали», он подразумевает, что на самом деле коринфские верующие не царствовали как цари. Напротив, они пребывали в мечтах. То, что они ещё не были царями, подтверждается словами Павла о том, что апостолы выставлены напоказ последними из всех. Павел как бы говорит: «Бог не сделал нас царями в этом веке. Напротив, Он выставил нас напоказ, как будто мы преступники, обречённые на смерть, которые должны сражаться со зверями». Эта метафора показывает живую картину той ситуации, в которой находились апостолы. Они не только не царствовали как цари — они были как преступники, обречённые на то, чтобы сражаться с дикими зверями для развлечения народа. Сегодня это является и нашей судьбой в глазах человека. Однако в глазах Бога наша судьба — наслаждаться Христом. Мы, те, кто наслаждается Христом, стали в глазах людей как преступники для их наслаждения. Но в глазах Бога наша судьба — это Христос для нашего наслаждения. Уже многие глумились и насмехались над нами. Но в то время как они насмехаются над нами ради своего развлечения, мы наслаждаемся Христом. Это показывает, что у нас две судьбы. Наша судьба в глазах Бога — иметь Христа для нашего наслаждения. Наша судьба в глазах человека — считаться как бы преступниками, осуждёнными на смерть ради развлечения других людей. Если мы будем верны Господу, как был верен Павел, именно такой будет наша судьба перед людьми. Мы будем выставлены напоказ последними из всех, и мы будем сделаны зрелищем и для ангелов, и для людей.
Четвёртая глава Первого послания к коринфянам написана в очень доверительной манере. Здесь мы видим отца, который доверительным образом упрекает, наставляет, исправляет и даже воспитывает своих ошибающихся детей. Читая эту главу, мы можем почувствовать эти доверительные отношения между автором и верующими в Коринфе.
Показав, что апостолы стали зрелищем для мира, Павел затем говорит в стихе 10: «Мы неразумны из-за Христа, а вы благоразумны в Христе; мы слабы, а вы сильны; вы в славе, а мы в бесчестии». Апостолы были готовы стать неразумными, оставив свою человеческую мудрость ради Христа, а плотские верующие в Коринфе оставались благоразумными в своей природной мудрости, заявляя при этом, что они в Христе. Павел не говорит, что они были философами из-за Христа; он провозглашает, что они были неразумны из-за Христа. В некотором смысле каждый верующий в Христа должен стать неразумным, глупцом. Многие из тех, кто был мудрым в этом мире, стали глупцами Христа. Но хотя апостолы стали неразумными из-за Христа, коринфяне стремились остаться благоразумными.
В стихе 10 Павел также говорит: «Мы слабы, а вы сильны». Апостолы, преподнося Христа, казались слабыми, так как не использовали силу и мощь своего природного существа (2:3), а плотские верующие в Коринфе были сильны: применяя свои природные способности, они стремились занять выдающееся положение среди верующих.
В стихе 10 Павел также говорит коринфянам: «Вы в славе, а мы в бесчестии». Коринфские верующие были в славе, или в почёте, являя своё великолепие, а апостолы были в бесчестии и презрении у стремящихся к славе коринфян. Отсюда видно, что коринфяне были совершенно неправы в том, как они бежали в христианском беге.
В стихах с 11 по 13 Павел продолжает: «До настоящего часа мы терпим и голод, и жажду, и наготу, и побои и скитаемся; и мы трудимся, работая собственными руками. Ругаемые, мы благословляем; гонимые, мы терпим; поносимые, мы увещеваем». Слово «поносимые» означает «бранимые», «оскорбляемые». Слово «увещеваем» означает здесь «умоляем, увещевая, утешая и воодушевляя, чтобы умиротворить».
В стихе 13 Павел говорит: «Мы стали как сор мира, грязь всего — доныне». Слова «сор» и «грязь» являются синонимами. Сор — это то, что выбрасывают при уборке; следовательно, это отбросы, мусор. Грязь — это то, что стирают с чего-либо; следовательно, это нечистоты, отбросы. Оба синонима используются в переносном смысле, особенно в отношении осуждённых преступников из низших слоёв общества, которых бросали в море или отдавали диким зверям в амфитеатре. Здесь Павел сравнивает себя с самыми презренными преступниками, с сором, грязью, нечистотами, отбросами. По сравнению со многими моими друзьями из прошлого я тоже грязь и сор. Они добились больших успехов и приобрели большое богатство. Они считают меня неразумным, и у них возникает вопрос, что я делаю со своей жизнью. Иногда я встречаю людей, с которыми я дружил много лет назад. Когда они спрашивают меня, чем я занимался всё это время, я точно не знаю, что сказать в ответ. Они добились чрезвычайно больших успехов, а мы стали сором мира и грязью всего. Мы годимся только на то, чтобы выбросить нас, как мусор. Именно так Павел оценивал себя по отношению и к иудеям, и к язычникам.
Стихи с 14 по 21 представляют собой самую доверительную часть этой главы. Здесь мы видим, что Павел был рождающим отцом. Он как бы говорит коринфянам: «Да, я грязь и сор. Но я отец, родивший многих детей. В Христе Иисусе я родил вас через благовестие».
В стихе 14 Павел говорит: «Не чтобы устыдить вас, пишу это, а чтобы вразумить как моих возлюбленных детей». Если бы я был одним из верующих, получивших это Послание в Коринфе, я бы устыдился, прочитав первые тринадцать стихов этой главы. Я бы сказал про себя: «Мой духовный отец говорит, что мы возвышаем себя, но себя он считает сором и грязью. Мне становится стыдно от этого». Однако Павел говорит, что он написал это не для того, чтобы устыдить их, а для того, чтобы вразумить их как своих возлюбленных детей.
Далее, в стихе 15, Павел говорит: «Ибо хотя у вас десять тысяч наставников в Христе, но не много отцов; ибо в Христе Иисусе я родил вас через благовестие». Греческое слово, переведённое как «наставников», буквально означает «детоводителей», как в Гал. 3:24-25. Наставники, детоводители, дают наставления и указания детям, которых они охраняют; отцы вкладывают жизнь в детей, которых они рождают. Апостол был таким отцом; он родил коринфских верующих в Христе через благовестие, вложив в них божественную жизнь, чтобы они стали детьми Божьими и членами Христовыми.
Затем в стихе 16 говорится: «Итак, я увещеваю вас: становитесь подражателями мне». Слову «увещеваю» соответствует то же греческое слово, что и в стихе 13. Увещевая коринфян подражать ему, Павел как бы говорит: «Дети мои, не будьте царями, а будьте готовы стать как бы презренными преступниками в глазах людей. Не будьте философами, а будьте сором и грязью. Отойдите от того, кем вы были в прошлом, и станьте подражателями мне. Сегодня мы, апостолы, презираемы перед человеком ради Христа. Мы стали неразумными из-за Христа. Мы сделались зрелищем для ангелов и для людей; мы подобны преступникам, приговорённым к смерти, и мы грязь и сор. Но для вас я рождающий отец».
В стихе 17 Павел говорит: «Поэтому я послал к вам Тимофея, который есть мой возлюбленный и верный сын в Господе, который напомнит вам о моих путях, которые в Христе, как я и учу повсюду в каждой церкви». Слово «пути» здесь указывает на то, как апостол вёл себя, уча святых в каждой церкви. В выражении «повсюду в каждой церкви» показаны два момента: во-первых, учение апостола было везде одинаковым и не менялось в зависимости от места; во-вторых, «повсюду» — это то же самое, что «в каждой церкви», а «в каждой церкви» — это то же самое, что «повсюду».
Это Послание принёс коринфянам Тимофей. Таким образом, Павел не только написал Послание; он также послал одного из соработников посетить коринфян с этим Посланием. Отсюда мы видим, что у Павла была близкая и личная связь с верующими в Коринфе.
В стихах 18 и 19 Павел говорит коринфянам: «А некоторые стали надменными, как если бы я не должен был прийти к вам. Но я скоро приду к вам, если Господь захочет». Это был ответ Павла тем коринфянам, которые спрашивали, почему Павел сам не приходит к ним. Некоторые стали надменными, думая, что он не придёт посетить их. Но Павел говорит, что, если Господь захочет, он скоро придёт в Коринф. Если бы это зависело от его решения, он бы непременно пришёл. Но согласно новозаветной манере высказывания, Павел вставил слова «если Господь захочет», чтобы дать понять, что Господь может не послать его туда. Поэтому, если Господь захочет, он придёт. Но если Господь не захочет, чтобы он посетил коринфян, Павел ничего не сможет с этим сделать.
В стихах 19 и 20 Павел говорит: «Я… удостоверюсь не в речи надменных, а в силе. Ибо царство Божье не в речи, а в силе». Слова Павла о царстве Божьем указывают на церковную жизнь. Подразумевается, что в смысле власти церковь в этом веке является царством Божьим. Павел знал, что царство Божье не в речи, а в силе. Поэтому он хотел узнать силу тех, кто стал надменным.
Стих 21 представляет собой заключение к этой главе: «Что вы хотите? С жезлом мне прийти к вам или в любви и духе кротости?» Эти слова были сказаны коринфским верующим на основании того обстоятельства, что апостол был их духовным отцом. В силу этого он имел право и был обязан наказать своих детей.
Дух кротости здесь — это возрождённый дух апостола, в котором обитает и с которым слит Святой Дух. Дух кротости — это дух, который пропитан кротостью Христовой (2 Кор. 10:1) и благодаря этому выражает эту добродетель Христа.
Что можно сказать на основании слов Павла в стихе 21: был ли он доволен или недоволен? Был ли он разгневанным или кротким? Я бы сказал, что в этой главе он недоволен и одновременно доволен, разгневан и одновременно кроток. Однако это, разумеется, не означает, что Павел был двуличным. Это показывает, что по-настоящему духовный человек может быть кротким, а потом сразу же разгневаться. Более того, духовный человек может быть кротким даже в тот момент, когда он разгневан.
Если вы не духовные, вам может потребоваться несколько дней для того, чтобы ваш гнев утих. Но гнев духовного человека может исчезнуть мгновенно. Предположим, что какой-нибудь брат обидел вас и вы разгневались. Если вам нужно много времени для того, чтобы ваш гнев прошёл, это доказывает, что вы не духовный человек. Чем быстрее исчезает ваш гнев, тем вы более духовные. Сёстры, если вы не можете в какую-то минуту разгневаться на своего мужа, а минуту спустя стать кроткими по отношению к нему, то ваша духовность не подлинная. Если вам нужно несколько часов для того, чтобы оставить свой гнев и стать довольными своим мужем, то у вас есть лишь духовность, созданная человеком.
Павел был человеком, который мог гневаться, а в следующее мгновение быть довольным. Это показывает, что он был истинно духовным человеком. Поэтому справедливо утверждать, что в этой главе он и гневался на коринфян, и был кроток по отношению к ним.
Сёстры, когда вы гневаетесь на своего мужа, сколько нужно времени, чтобы ваш гнев прошёл? Может быть, должно пройти несколько дней, прежде чем вы опять заговорите с ним и будете довольны им? Старейшины, если вас обидел другой старейшина, сколько времени вам нужно для того, чтобы преодолеть эту обиду? Может быть, должна пройти неделя, прежде чем вы сможете приятно общаться с тем, кто обидел вас? Старейшины могут делать сообщения о духовности, но при этом не уметь быть подлинно духовными по отношению друг к другу. Если брату нужно несколько дней для того, чтобы преодолеть обиду, это конечно же не истинная духовность.
В 4-й главе Первого послания к коринфянам мы видим, что Павел был очень недоволен греческими верующими в Коринфе. Однако его недовольство могло внезапно исчезнуть. Он мог спросить в стихе 21, что они хотят: чтобы он пришёл к ним с жезлом или в любви и духе кротости. Какие это слова: слова гнева или слова кротости? Ответить довольно трудно, потому что на самом деле Павел одновременно гневался и был кротким.
Если мы не умеем гневаться надлежащим образом, мы не можем быть подлинно духовными. Более того, мы не можем быть и истинно человечными. Вместо этого мы будем как статуи, лишённые человеческих чувств. Чем более мы духовные, тем легче нам разгневаться. Если ваш гнев никогда не вспыхивает быстро, это указывает на то, что вы не являетесь истинно духовными.
Кто-то, возможно, сочтёт такую мысль о духовности глубоко ошибочной. Однако из опыта я знаю такой факт: чем более мы духовные, тем легче нам разгневаться. Причина этого в том, что, когда мы истинно духовные, мы искренние. Мы не прячемся и не притворяемся. Если вы проживёте со мной в течение долгого времени и ни разу не разгневаетесь на меня, у меня не будет никакой уверенности в вас. Возможно, вы хороший политик. Я не поверю в то, что вы можете прожить со мной много месяцев и при этом не обидеться на меня. Я в полной мере осознаю́, что некоторые вещи, которые я делаю, могут обидеть других людей. Если кто-то может жить со мной и не обижаться на меня, то, скорее всего, причина этого в том, что его духовность не подлинная. Наверное, это человек, не имеющий плоти и крови. Но поскольку все мы люди из плоти и крови, все мы знаем, что значит гневаться. Если же мы будем вести себя как политики по отношению друг к другу, мы будем скрывать свой гнев. Но истинно духовный человек не будет скрывать свой гнев. С одной стороны, он может быстро разгневаться; с другой стороны, он так же быстро оставит свой гнев.
Задумайтесь ещё раз о том, что Павел говорит в стихе 21. Он спрашивает: «Что вы хотите? С жезлом мне прийти к вам или в любви и духе кротости?» Похоже ли это на стих из святых Писаний? Если бы этих слов не было в Библии, никто из нас не согласился бы, что такое высказывание достойно занять место в Писаниях. Если кто-нибудь скажет: «Время коротко, народ Мой. Я прихожу скоро. Я люблю вас, и вы должны любить Меня. Так говорит Господь», такие слова могут быть восприняты как нечто соответствующее Писаниям. Но если кто-то спрашивает, прийти ли ему с жезлом или в любви и духе кротости, разве это похоже на что-то библейское или соответствующее Писаниям? Сказанное в стихе 21 похоже на слова, написанные разгневанным человеком. Тем не менее эти слова записаны в Библии. Мы ещё раз видим, что Библия отличается от любой другой книги.
Допустим, что в какой-то момент я гневаюсь на брата, но потом проходит совсем немного времени, и я вполне доволен им. Возможно, он обидится и будет критиковать меня за то, что я не духовный. Однако, возможно, его духовность не подлинная, а моя духовность настоящая. Повторю: человек по-настоящему духовный может быстро переходить от кротости к гневу и от гнева к кротости.
Я глубоко ценю 4-ю главу Первого послания к коринфянам. В этой главе мы видим человечество, которое является очень подлинным, человечество без притворства. Однако это человечество полно жизни. Если мы будем снова и снова перечитывать слова Павла, особенно если мы будем читать их молитвенно, мы коснёмся жизни. Хотя сказанное в стихе 21, возможно, не напоминает манеру высказывания, строго соответствующую Писаниям, это стих, полный веса жизни. И наоборот, если кто-то произносит какие-то слова, а потом добавляет: «Так говорит Господь», это может быть совершенно лишено жизни. Слова Павла в 4-й главе Первого послания к коринфянам полны веса жизни.
Всем нам нужно научиться у Павла иметь подлинную духовность. Если мы будем по-настоящему духовными, мы не будем прятаться, мы не будем притворяться и мы не будем играть в политику. Напротив, у нас будет подлинное человечество, и мы просто будем такими, какие мы есть в Христе. Именно такая жизнь способна раздавать в верующих неисследимое богатство Христово. Те, кто обладает таким человечеством, пригодны для того, чтобы быть домоправителями в Божьей семье.
Всем старейшинам необходимо иметь такое человечество, какое наглядно показано в этой главе. Созидать церковь могут только те старейшины, у которых есть подлинное человечество. Те, кто обладает сообразительностью, кто ведёт себя как политик и кто никогда не обижает других и никогда не ошибается, не могут созидать церковь. Однако я не имею в виду, что те, кто небрежен, могут быть полезными в созидании церкви. Моя мысль здесь состоит в том, что старейшины, обладающие истинным человечеством, человечеством без притворства, способны созидать церковь. Всем святым необходимо иметь такое человечество. И в церковной жизни, и в супружеской жизни нам необходимо быть подлинными. Мы не должны прятаться или притворяться; напротив, мы должны, подобно Павлу, иметь подлинное человечество и истинную духовность.
С одной стороны, нам нужно быть сором и грязью; с другой стороны, нам нужно быть рождающими отцами. Если мы не будем сором и грязью и при этом будем рождающими отцами, наша работа будет малоэффективной. Мы можем доктринально проповедовать правильные вещи, но это не принесёт большого результата. Рождающий отец, тот, кто вкладывает в других жизнь, должен быть как бы преступником, осуждённым на смерть, в глазах человека. Его должны считать бесполезным, неразумным, сором и грязью. Если мы будем жить такой жизнью перед человеком, то мы будем отцами, способными родить многих детей. Это значит, что, если мы хотим вкладывать в других людей жизнь, мы должны быть презираемы в глазах человека. Это особенно относится сегодня к тем, кто в Господнем восстановлении. Чтобы быть тем, кто вкладывает жизнь, вы должны быть презираемы религией. Мирские христиане должны говорить, что вы сор, грязь. Тогда вы станете вкладывающим жизнь и рождающим отцом.