(1)
Тексты Писания: 1 Кор. 1:9-12, 17-31; 2:1-16
Согласно порядку расположения книг в Новом Завете, Послание к римлянам стоит непосредственно перед Первым посланием к коринфянам. Хотя оба эти Послания были написаны Павлом, они отличаются по стилю своего построения. Послание к римлянам построено в соответствии с доктриной и раскрывает истину доктринально. В начале Послания к римлянам мы видим грешников, а в конце этой книги мы видим поместные церкви. В Рим. 1:18-32 мы видим описание грешников, находящихся под Божьим осуждением. А в 16-й главе Послания к римлянам мы читаем о церквях. Например, в стихе 1 Павел говорит: «Представляю вам Фиву, нашу сестру, диаконису церкви, которая в Кенхреях». Удивительно, что те, кто был грешником, могут быть оправданы, освящены и в конечном итоге перейти к полному переживанию Духа как начатка и наслаждению Им. В результате они становятся Телом Христовым, которое выражено на практике в виде поместных церквей. В 16-й главе Послания к римлянам говорится не только о церкви в Кенхреях, но и о церкви в доме Приски и Акилы (ст. 5). Церковь в Риме собиралась в доме этой пары. Действительно интересно, что такая доктринальная книга, как Послание к римлянам, начинается с грешников и завершается поместными церквями.
Послание к римлянам и Первое послание к коринфянам состоят каждое из шестнадцати глав. В отличие от Послания к римлянам Первое послание к коринфянам — это не книга доктрин, а книга практик. Тем не менее это Послание является довольно сложным. Обычно сложными являются доктринальные вопросы. Похоже, что, когда бы и где бы мы ни обсуждали доктрины, мы всегда сталкиваемся со сложностями. Однако странно, что в такой доктринальной книге, как Послание к римлянам, сложностей нет. Именно по этой причине с тех пор, как я был молодым христианином, я наслаждался Посланием к римлянам — потому что в нём не было никаких сложностей. Но меня не очень интересовало Первое послание к коринфянам. Иногда при чтении Библии я пропускал эту книгу, так как мне хотелось избежать всех сложностей и проблем, которые в ней содержатся.
Примеры сложностей в Первом послании к коринфянам можно найти в главах 1-й, 5-й и 15-й. В 1:10 Павел умоляет верующих в Коринфе, чтобы среди них не было разделений. Затем в стихах 11 и 12 он начинает говорить о соперничествах и разделениях: «Ибо мне стало известно о вас, братья мои, от тех, кто из дома Хлои, что между вами есть соперничества. Я имею в виду то, что каждый из вас говорит: „Я Павлов“, „А я Аполлосов“, „А я Кифин“, “А я Христов“». Весть, которую получил Павел, несомненно, касалась сложной ситуации.
В 5-й главе Павел рассматривает проблему тяжкого греха — блуда. Это нечто настолько ужасное, что я даже не хочу говорить об этом. Затем в 15-й главе мы узнаём, что некоторые из верующих утверждали, будто воскресения нет. Рассматривая эти три главы, мы видим, какие серьёзные сложности были среди верующих в Коринфе.
Поскольку Первое послание к коринфянам затрагивает сложности в практике церковной жизни, то, с одной стороны, мне не нравится эта книга. Но если посмотреть на это Послание с совершенно другой стороны, то я очень люблю его. Это может показаться чем-то противоречивым, но на самом деле так можно рассматривать два разных аспекта этой книги. Многие вещи в Библии кажутся противоречивыми. Например, Бог один, но Он триединый. Дух Божий один, однако в Откровении говорится о семи Духах. Противоречивым может также показаться утверждение о том, что Христос — одновременно Бог и человек. Следуя принципу того, что мы должны видеть обе стороны истины в Библии, я могу сказать, что, когда я рассматриваю Первое послание к коринфянам под одним углом, мне не нравится эта книга, но когда я рассматриваю его под другим углом, оно мне очень нравится.
В прошлом я говорил, что Библию в целом можно уподобить руке человека, Новый Завет — кольцу на руке, а Послание к римлянам — бриллианту в кольце. Как привлекательно и драгоценно Послание Павла к римлянам! Это действительно бриллиант. Я могу использовать подобную иллюстрацию, чтобы показать большую ценность Послания к римлянам, однако у меня нет возможности проиллюстрировать драгоценность Первого послания к коринфянам. В некотором смысле Первое послание к коринфянам более драгоценно, чем Послание к римлянам.
В Первом послании к коринфянам Павел рассматривает многие вещи, которые он даже не упоминает в Послании к римлянам. Например, в 1:9 Павел говорит, что через верного Бога мы были призваны в общение Сына Божьего. Нигде в Послании к римлянам он не делает подобного высказывания. Затем в 1:24 Павел говорит, что для нас, тех, кто призван, Христос — это Божья сила и Божья мудрость. В Послании к римлянам это не упоминается.
В Послании к римлянам раскрывается, что мы в Христе, но в 1 Кор. 1:30 Павел провозглашает нечто ещё: «Но от Него вы в Христе Иисусе». Как мы здесь видим, то, что мы в Христе, — это от Бога. В Послании к римлянам сообщается факт того, что мы в Христе, но там не говорится, что в Христе мы от Бога. Разве до вашего спасения вы когда-нибудь мечтали о том, что вы будете в Христе? Вы могли представить себе, что Бог поместит вас в Него? Как мы знаем из сказанного в 1:30, то, что теперь мы в Христе, — это нечто исключительно от Бога. В вечности в прошлом, до того как Бог что-либо сотворил, Бог мыслил о том, чтобы поместить нас в Христа. Можно даже сказать, что у Бога была мечта в отношении нас — мечта о том, что, согласно желанию Его сердца, мы будем в Христе. Поскольку Бог хотел, чтобы у Него были мы, у Него была такая мечта о нас. Поэтому то, что мы в Христе, — не случайность. Это было решено Богом в вечности в прошлом. Всякий раз, когда я размышляю о том, что в вечности в прошлом Бог мечтал обо мне и решил поместить меня в Христа, я оказываюсь вне себя от радости. О, какое огромное значение имеет то, что Бог мечтал о нас в вечности! Как это сладостно и приятно! Как драгоценно это провозглашение: «От Него вы в Христе Иисусе»!
В Первом послании к коринфянам Павел также говорит о глубинах Божьих и о том, что мы пьём одного Духа. В Рим. 11:33 Павел говорит: «О, глубина богатства, мудрости и знания Божьего!» Однако в Послании к римлянам он не упоминает глубин Божьих. И о том, что мы пьём одного Духа, в Послании к римлянам тоже не говорится. Эти уникальные выражения, которые содержатся в Первом послании к коринфянам, не только драгоценны, но и восхитительны на вкус. В Послании к римлянам есть много драгоценного, но то драгоценное, что есть в Первом послании к коринфянам, особенно приятно на вкус. В этом сообщении мы продолжим рассматривать многое из того драгоценного, что содержится в 1-й и 2-й главах Первого послания к коринфянам.
Когда я читал Первое послание к коринфянам в молодости, меня озадачивало слово «человеческое» в 2:11. Разве вас оно не озадачивало? Почему Павел говорит, что нельзя знать человеческое без духа человека? Почему так трудно узнать человеческое? В соответствии с моим представлением, узнать человеческое было легко, потому что я думал, что Павел имеет в виду такие вещи, как пища, одежда, жилище и семейная жизнь. В то время я не знал человеческого духа. Знаете ли вы, что такое ваш дух и где он располагается внутри вас? Когда я был молодым христианином, я не знал ни духа человека, ни того человеческого, что можно узнать только при помощи духа человека. Однако меня не смущали слова Павла о том, что Божьего никто не узнал, кроме Духа Божьего. Мне казалось чем-то очевидным, что, поскольку я не Бог, я не могу знать Божье. Я без труда понимал, что только Дух Божий знает Божье. Меня смущало как раз то, что Павел говорил о человеческом и о духе человека.
Что представляет собой то человеческое, о котором Павел говорит в 2:11? Речь здесь конечно же не идёт о знании чего-то внешнего, связанного с человеком, то есть о знании его возраста, места рождения, имён его жены и детей, его профессии, учебных заведений, которые он окончил, и марки автомобиля, на котором он ездит. Такое знание о человеке не имеет ничего общего с тем, что подразумевает Павел, говоря о человеческом в Первом послании к коринфянам.
Согласно Ин. 6:42, иудеи говорили: «Разве это не Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем?» Они знали о Господе некоторые внешние факты: что Он был из Галилеи, что Он был плотником и что у Него были братья и сёстры, — но на самом деле они совершенно не знали Его (Мк. 6:3; Ин. 7:41). Это показывает, что мы можем что-то знать о человеке, но эти знания не имеют никакого значения. Мы можем знать человека внешне, не зная того, что действительно является человеческим. С одной стороны, мы знаем человека; с другой стороны, мы не знаем человеческого. Мы не можем отрицать тот факт, что мы знаем о человеке. Тем не менее мы не можем утверждать, что мы знаем человеческое. Обладаете ли вы полным знанием о самих себе? Знаете ли вы свой источник и свою судьбу? Знаете ли вы свою действительную любовь и свою действительную жизнь? Вы можете знать о себе многое, не зная при этом того, что лежит глубоко внутри вас.
В принципе, и человеческое, и Божье, упомянутое в 2:11, должно относиться к тому, о чём Павел говорил в первых двух главах Первого послания к коринфянам. Именно так надлежит понимать не только Библию, но и всё, что написано. Допустим, что ваш отец пишет вам длинное письмо, в котором он говорит о многих вещах. В определённый момент он говорит: «Если у тебя нет достаточных знаний, ты не сможешь понять это». Слово «это», разумеется, относится ко всему, что было ранее упомянуто в письме. Подобным образом слово «человеческое» в 2:11 должно относиться к тому, что Павел говорил о человеке в предыдущих стихах. То же самое касается слова «Божье». Отсюда мы видим, что в 1-й и 2-й главах Первого послания к коринфянам даётся откровение, ясное видение, как о человеке, так и о Боге. В этих главах мы видим картину человека, а также Бога.
В этих двух главах одновременно даётся «портрет» и Бога, и человека. В 1-й и 2-й главах Первого послания к коринфянам показано двойное видение — видение Божьего и человеческого. Вы увидели это двойное видение? Вы увидели, что внутри «портрета» человека, который показывает Павел, содержится также «портрет» Бога? Вы увидели, что, созерцая человеческое в этих главах, мы видим Божье? Какое удивительное откровение содержится здесь!
Мы показали, что, в принципе, и человеческое, и Божье в 2:11 относится к тому, что Павел уже писал в этом Послании о человеке и Боге. Поэтому, если мы хотим знать человеческое и Божье, мы должны размышлять о том, что Павел рассматривает в этих главах.
В 1:10-12 Павел говорит о некоторых аспектах человеческого. Например, в стихе 10 он говорит: «Умоляю же вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и то же». Говорить одно и то же — это, безусловно, один из аспектов человеческого. Может быть, мы думаем, что говорить одно и то же — это нечто обыденное, обыкновенное. Но видели ли вы когда-нибудь группу людей, которые всегда говорят одно и то же? Знаете ли вы хотя бы одну супружескую пару, которая действительно говорит одно и то же? Мужу и жене очень трудно говорить одно и то же. Братья, как часто вы и ваши жёны говорите одно и то же? В 1:10 Павел настоятельно призывает всех верующих в Коринфе говорить одно и то же. Такое говорение не является свойством жизни падшего человека; это — свойство спасённых людей. Когда я прочитал этот стих много лет назад, я покачал головой в неверии. Мне казалось невозможным, чтобы все верующие в каком-нибудь городе когда-либо говорили одно и то же. Разве в церкви в вашем городе все говорят одно и то же? Мы часто говорим разное как в церковной жизни, так и в супружеской жизни. Это факт. Говорить разное — это преобладающее отличительное свойство падшего человека. Неспособность говорить одно и то же вызывает множество проблем как в супружеской жизни, так и в церковной жизни. Но хотя мы обычно говорим разное, желание Бога состоит в том, чтобы все Его спасённые и искупленные люди говорили одно и то же. Поэтому Павел в соответствии с этим желанием умоляет верующих в Коринфе говорить одно и то же.
Далее в 1:10 Павел говорит: «…[чтобы] не было среди вас разделений, а были вы слаженны в одном и том же разуме и в одном и том же мнении». Здесь мы видим разделения, разум и мнения, и всё это является чем-то человеческим. Здесь Павел затрагивает разум. Часто мы не говорим разное, но внутренне держимся за разные мнения. Например, брат говорит, что сёстры должны носить головное покрывало. Его жена ничего не говорит, но внутренне не соглашается с ним. Это показывает, что у этого брата и его жены не одно и то же мнение. Согласно сказанному Павлом в 1:10, мы должны не только говорить одно и то же, но и быть слаженными в одном и том же разуме и в одном и том же мнении.
В церковной жизни у нас часто бывают разные мнения. Например, один брат предпочитает умного старейшину, другой брат предпочитает мягкого старейшину, а третий брат предпочитает старейшину, который медлителен и рассудителен. Тем самым обнаруживается, что среди этих братьев существуют разные мнения. Такие мнения, безусловно, представляют собой аспекты человеческого.
В 1:11 Павел продолжает: «Ибо мне стало известно о вас, братья мои, от тех, кто из дома Хлои, что между вами есть соперничества». Соперничества, упомянутые в этом стихе, тоже являются чем-то человеческим. Далее, в стихе 12, Павел говорит: «Я имею в виду то, что каждый из вас говорит: «„Я Павлов“, „А я Аполлосов“, „А я Кифин“, „А я Христов“». Здесь мы видим предпочтения среди коринфян. Эти предпочтения тоже представляют собой нечто человеческое.
В стихах 17-25 Павел переходит к Божьему. В 1:18 он упоминает слово о кресте. Слово о кресте — это один из аспектов Божьего. Для нас, спасаемых, слово о кресте — это сила Божья. Сила Божья — это тоже один из аспектов Божьего. Согласно стихам 19 и 20, Бог уничтожит мудрость мудрых, отвергнет разумение разумных и сделает неразумной мудрость мира. Эти моменты тоже следует включить в число аспектов Божьего. В стихе 21 Павел говорит: «Ибо поскольку в мудрости Божьей мир своей мудростью не узнал Бога, Богу благоугодно было неразумностью проповеди спасти тех, кто верит». Даже неразумность проповеди — это один из аспектов Божьего. Далее, в стихе 24, говорится: «Но для тех, кто призван, — и иудеев, и греков — [мы проповедуем] Христа, Божью силу и Божью мудрость». Божьи сила и мудрость — это тоже аспекты Божьего. Наконец, в стихе 25 Павел провозглашает: «Потому что неразумность Божья мудрее людей и слабость Божья сильнее людей». В число аспектов Божьего Павел включает даже неразумность Божью и слабость Божью.
В стихе 26 Павел опять обращается к человеческому: «Ибо посмотрите на ваше призвание, братья, — что не много мудрых согласно плоти, не много сильных, не много родовитых». Согласно человеческому представлению, мы не должны считать себя неразумными — мы должны считать себя мудрыми.
В стихах 27-28 Павел опять говорит о Божьем: «Но неразумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, и слабое мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и безродное мира и презираемое избрал Бог, несуществующее, чтобы существующее превратить в ничто». Здесь мы видим то, что избрал Бог. Божье здесь включает в себя то, что Бог избрал неразумное, чтобы посрамить мудрых, слабое, чтобы посрамить сильное, а также безродное и презираемое, несуществующее, чтобы существующее превратить в ничто. В результате никакая плоть не должна хвалиться перед Богом (ст. 29).
В стихе 30 говорится: «Но от Него вы в Христе Иисусе, который стал мудростью нам от Бога: и праведностью, и освящением, и искуплением». Божье, несомненно, включает в себя то, что Бог поместил нас в Христа Иисуса.
Рассматривая Первое послание к коринфянам, мы видим, что человеческое включает в себя положение, ситуацию, состояние, нужду, источник и судьбу человека. Природного разума человека недостаточно для того, чтобы знать всё это. Даже университетские профессора не знают этих аспектов человеческого. Конфуций знал нравственную философию, но он не знал ни Божьего, ни человеческого. Он говорил, что, если мы грешим против небес, то есть против Бога, у нас нет возможности получить прощение. Это показывает, что он не знал ни Бога, ни человека. Он не знал источника, состояния, положения, ситуации, нужды и судьбы человека. Хотя он знал, что есть Бог, он не знал Бога.
Фарисеи и саддукеи думали, что, поскольку они знают Ветхий Завет, они также знают Бога. Хотя они старались в определённой степени следовать Ветхому Завету, у них не было истинного знания Бога. Вы думаете, что священники, поклонявшиеся Богу в храме, действительно знали Его? Нет, они совсем не знали Его. Подобно тому, фарисеи, саддукеи и книжники не знали человеческого. Они не знали своего собственного положения, состояния и нужды. Только Господь Иисус знал и человеческое, и Божье. Поскольку приверженцы религии упражняли своё природное мышление, они не могли знать это. Но Господь Иисус упражнял Свой дух. Согласно сказанному в Мк. 2:8, в Своём духе Он ясно знал мысли и побуждения фарисеев. Благодаря тому что Он упражнял Свой дух с Духом Божьим, Он мог знать и человеческое, и Божье.
В 1-й и 2-й главах Первого послания к коринфянам мы видим, что Павел представляет собой пример человека, который знает человеческое, а также Божье. Он знал положение, состояние, ситуацию и судьбу верующих в Коринфе. Поскольку эти верующие упражняли греческое философское мышление, они не знали человеческого. Они не знали самих себя, но Павел очень хорошо знал их, потому что он был человеком, который упражнял свой дух, чтобы войти в Духа Божьего. Посредством этих двух духов Павел получил детальное знание коринфян.
У Павла также было надлежащее знание Бога. Описывая состояние и ситуацию среди этих философствующих греков в Коринфе, он показывает нам «портрет» Бога. Разве не поразительно то, что, описывая состояние верующих, он представляет картину Божьего? Павел показывает здесь, что, тогда как коринфяне возвышали человеческую мудрость, Бог намерен уничтожить её. Таким образом, в отношении этого конкретного момента у нас есть двойное откровение. Оно состоит, во-первых, в том, что коринфяне возвышали свою мудрость, а во-вторых, в том, что Бог сокрушал эту же мудрость. В соответствии с этим же принципом мы видим, что в 3-й главе коринфские верующие разрушали церковь, а Бог созидал её. Опять одна картина представляет двойное откровение — видение человеческого разрушения и Божьего созидания. Кроме того, показывая, в какой степени коринфяне нуждались в Христе, Павел также раскрывает то, в какой степени Бог снабжал их Христом. Опять одна картина содержит два видения. В этих двух главах мы видим, в какой степени мы нуждаемся в Христе, а также в какой степени Бог снабжает нас Христом. Таким образом, мы видим как человеческое, так и Божье.