Тексты Писания: Втор. 8:1-10; Мф. 4:4; Ин. 1:1, 14; Гал. 2:20; 1 Кор. 6:17Б; 1 Кор. 15:10; 2 Кор. 13:14
В предыдущих сообщениях мы рассмотрели три темы: вступительное слово к жизнеизучению Второзакония, важные положения во Второзаконии и обзор прошлого. Прежде чем мы перейдём в следующем сообщении к длинному разделу, в котором говорится о повторении закона (4:44— 26:19), я хотел бы сказать несколько слов о Христе, раскрытом во Второзаконии.
Второзаконие раскрывает Христа главным образом в двух аспектах. Во-первых, эта книга показывает нам Христа как приготовленную для нас Богом цель, место назначения (Втор. 8:7-10). Христос как эта цель является всеобъемлющей доброй землёй. Добрая земля, земля Ханаана, — это прообраз всеобъемлющего Христа, Христа, который является для нас всем.
Добрая земля обеспечивала детей Израиля всем необходимым: водой, пшеницей, ячменём, виноградными лозами, смоковницами, гранатами, масличными деревьями, животными, молоком, мёдом, камнями, железом, медью. Все эти моменты, бол́ьшая часть которых упоминается в 8:7-10, представляют собой прообразы Христа. Христос — это вода, вытекающая в долинах и в горах. Он пшеница, которая обозначает воплощённого и распятого Христа, и ячмень, который обозначает воскрешённого Христа. Виноградная лоза — это прообраз Христа как Того, кто принёс Себя в жертву, чтобы веселить Бога и человека; смоковница — прообраз сладости и удовлетворения, которые даёт Христос как жизненное снабжение; гранат — прообраз обилия и красоты жизни Христа; масличное дерево — прообраз Христа как человека, наполненного Духом и помазанного Духом как маслом ликования; животная жизнь — прообраз Христа с Его искупающей жизнью; молоко и мёд — прообразы Христа в Его богатстве и сладости; камни, железо и медь — прообразы Христа как материалов, используемых для созидания и для ведения войны. Этот всеобъемлющий Христос, Христос, показанный в прообразе доброй земли, является нашей целью.
Во-вторых, Второзаконие раскрывает Христа как жизнь, обладающую силой и способностью, необходимыми для того, чтобы достичь назначенной Богом цели. Таким образом, Христос является как нашей целью, так и путём, жизнью, силой и способностью, благодаря которым мы можем достичь цели.
Во Второзаконии, как и во всей Библии, проявляется Бог, обличается человек и раскрывается Христос. Нам довольно легко понять, что в Библии перед нами проявляется Бог и она показывает нам, что Бог любящий, праведный и верный и что Он благословляющий Бог. Поскольку Библия полностью обличает нас, когда мы приходим к Библии, нам также легко увидеть, какие мы и где мы находимся. Однако нам не легко понять, что Библия раскрывает Христа. Многие читатели Библии видят, что в ней проявляется Бог и обличается человек, но не видят, что она раскрывает Христа. Поэтому многие христиане способны применять показанные в Библии проявление Бога и обличение человека, но не многие способны применять раскрытого в Слове Христа.
Здесь нам нужно рассмотреть Божье домостроительство и то, что Бог планирует сделать в Своём домостроительстве.
В Своём вечном домостроительстве Бог запланировал выразить Себя, явить Себя, через человека. Для того чтобы получить такое выражение, Он сотворил человека по Своему собственному образу. То, что Бог сотворил человека по Своему образу, означает, что Он сотворил человека в соответствии со Своими качествами и особенно в соответствии с такими Своими качествами, как любовь, свет, святость и праведность. Поскольку люди были сотворены в соответствии с Божьими качествами, то, хотя мы пали и были испорчены грехом, у нас всё равно есть склонность любить других, быть в свете, делать добро, быть праведными и достигать превосходства в чём-либо.
Поскольку человек пал, Бог в Своём домостроительстве также запланировал искупить человека и вернуть человека Себе. Это искупление уже совершено в Христе.
В Своём домостроительстве Бог также намерен свести человека на нет, сделать человека ничем посредством смерти. Каким образом Бог делает это? Бог сводит нас на нет, распиная нас в Христе и с Христом (Рим. 6:6).
Наконец, в Своём домостроительстве Бог запланировал, чтобы человек сделал всё, что Бог требует от него. Однако Бог не хочет, чтобы человек делал всё это сам по себе; Он хочет, чтобы человек делал это Христом, в Христе, с Христом, через Христа и будучи единым с Христом. Это значит, что нам нужно войти в духовный союз, органический союз, с Христом. Чтобы нам войти в такой союз с Христом, Бог хочет, чтобы мы верили в Христа, то есть, уверовав в Христа, входили в Него (Ин. 3:15, 16, 18). Войти в Христа, уверовав в Него, — значит обрести органический союз с Христом, став одним духом с Ним (1 Кор. 6:17Б). В этом союзе мы соединены с Христом, мы едины с Ним и мы в Нём. И теперь, поскольку мы едины с Ним и мы в Нём, нам нужно делать всё, чего требует Бог, Христом и через Христа. Мы уже не должны жить сами по себе и делать что-то сами по себе; мы должны жить Христом и всё делать Христом.
Поскольку Павел в полной мере осознавал это, он мог провозгласить: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос». Здесь Павел подразумевает следующее: «Я умер в Христе через Его смерть, но теперь Он живёт во мне через Своё воскресение. Он живёт во мне исключительно благодаря тому, что Он животворящий Дух». Для Павла это было действительностью, но для многих христиан это не является действительностью. Всем нам нужно обрести действительность сказанного в Гал. 2:20, осознав, что Бог не хочет, чтобы мы жили для Него сами по себе, а хочет, чтобы мы жили для Него Христом, в Христе, с Христом, через Христа и будучи едиными с Христом.
Во Второзаконии поистине проявлен Бог, а мы обличены. В этой книге Бог проявляется как Бог любящий в Своём сердце, праведный в Своей руке и верный в Своих устах. Кроме того, в этой книге Бог проявляется как Тот, кто благословляет нас Своими глазами. Таков Бог, проявленный во Второзаконии. Читая эту книгу сегодня, мы должны понимать, что она касается не только народа Израиля, но также и нас. Эта книга обличает нас, так как она представляет собой «фотографию», на которой показано, какие мы. Чем больше мы будем обличены, тем больше мы осознаем, что мы безнадёжны, что мы ничто и ничего не можем сделать и что исполнить требования святого, праведного и верного Бога невозможно.
Что нам делать после того, как мы будем таким образом обличены? Куда нам обратиться за помощью? Наша помощь — в Христе как слове. Во Второзаконии такие слова, как «закон», «заповеди», «постановления», «предписания» и «суды», являются синонимами Христа. Из уст Божьих исходили закон, заповеди, постановления, предписания и суды, и всё это — Христос. Христос — это наш закон и наши заповеди; Он наши постановления, наши предписания и наши суды. Мы должны просто принимать Его, «соблюдать Его» и держаться Его. Делая это, мы будем наслаждаться Им.
Где находится тот Христос, которого мы должны принимать, «соблюдать», держаться и которым мы должны наслаждаться? Он в Библии, так как Он — единственное Божье слово. И закон, и заповеди, и постановления, и предписания, и суды являются Божьим словом. Подтверждением этому служит 119-й Псалом, в котором ясно показано, что эти слова представляют собой различные термины для обозначения Божьего слова. Всё это было изречено Богом и, следовательно, является тем, что исходит из Божьих уст (Втор. 8:3). Теперь нам нужно увидеть, что слова, исходящие из Божьих уст, — это Христос. Христос является суммой, совокупностью, Божьего слова. Поэтому Он даже назван Словом (Ин. 1:1, 14). В начале было Слово, Слово было Бог, Слово воплотилось, и этим воплотившимся Словом является Иисус Христос.
Божье слово было записано в Библии. Знаете, что такое Библия? Библия — это воплощение Христа. Христос — это каждое слово, каждое словосочетание, каждое выражение и каждое предложение. «Всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16А). Следовательно, можно сказать, что Библия — это нечто выдохнутое Богом. Теперь нам нужно вдыхать то, что выдохнул Бог. Когда мы вдыхаем слово Божье и оно входит в наше существо, это слово, которое мы вдохнули, становится Духом. Когда мы выдыхаем то, что мы вдохнули из Библии, говоря это другим, то это — слово. Когда другие вдыхают это слово, оно становится для них Духом. Благодаря Христу как слову, которое мы вдыхаем, мы можем исполнить Божьи требования.
В Гал. 2:20 Павел говорит: «Уже не я живу, а… Христос», а в 1 Кор. 15:10 он говорит: «Не я, а благодать Божья». В первой части этого стиха Павел говорит: «Благодатью Божьей я есть то, что я есть». Благодать, упоминаемая здесь, — это воскрешённый Христос, ставший животворящим Духом, чтобы принести в нас приготовленного Триединого Бога в воскресении, который становится нашей жизнью и жизненным снабжением, чтобы мы жили в воскресении. Таким образом, благодать — это Триединый Бог, который становится для нас жизнью и всем.
Во 2 Кор. 13:14 благодать связана с любовью и общением. «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа да будут со всеми вами». Любовь, благодать и общение, о которых говорится здесь, соответствуют Отцу, Сыну и Духу в Мф. 28:19. С одной стороны, мы крестим людей в Отца, Сына и Святого Духа. С другой стороны, мы также можем сказать, что мы крестим людей в любовь, благодать и общение. В Отце мы имеем любовь, в Сыне — любовь и благодать, а в Святом Духе — любовь, благодать и общение. Это значит, что иметь общение Святого Духа — это то же самое, что иметь благодать Господа Иисуса Христа с любовью Бога. Это — Триединый Бог, благодаря которому мы исполняем Божьи требования для осуществления Его домостроительства.
Важный момент, который нам необходимо осознать, состоит в том, что Бог хочет, чтобы мы жили, действовали, поступали, работали и существовали в Христе, Христом, с Христом, через Христа и в единстве с Христом. Все мы должны быть способны сказать: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос».
Каждый слуга Господа должен соответствовать Ему. Но в самих себе и сами по себе мы не можем ни соответствовать Ему, ни служить Ему. У нас совершенно отсутствует способность делать это. Мы ничто, мы ничего не имеем и ничего не можем сделать. Как же мы можем соответствовать Богу или служить Ему? Что касается нас самих, это невозможно, но это возможно через Триединого Бога, воплощённого в Сыне, который становится действительным как Дух. Этот Дух — везде, но при этом Он воплощён в Библии, благодаря чему мы можем вдыхать Его, чтобы всё делать в Христе и Христом.
Мы не должны пытаться сами по себе сделать что-либо для Бога. Напротив, мы должны ненавидеть и отвергать собственные попытки служить Богу и соответствовать Ему, потому что на самом деле это мерзко в глазах Бога. Да, Бог хочет, чтобы мы исполнили Его домостроительство, но Он не хочет, чтобы мы делали это сами по себе. Бог хочет, чтобы мы отложили себя, забыли о себе и исполняли Его домостроительство Духом, то есть действительностью Сына, который есть воплощение Отца. Мы должны жить, действовать, поступать, работать и существовать Самим Христом, который является животворящим Духом. Тогда уже не мы будем жить, а жить будет Христос в нас.
В Рим. 10:8 Павел говорит о «слове веры, которое мы проповедуем». Это слово веры включает в себя слово о необходимости покаяться, возвратиться к Богу, держаться Бога и уверовать в Триединого Бога, чтобы обрести органический союз с Ним и жить как одно вместе с Ним. Вы живёте? Вы совершаете какие-то поступки? Вы работаете? На эти вопросы мы должны быть способны ответить: «Да, я живу, совершаю поступки и работаю, но делаю это не сам в себе и не сам по себе, а в Христе и Христом. Я живу в органическом союзе с Триединым Богом». Такова христианская жизнь, такова церковная жизнь, то есть Тело, и в конечном итоге такой будет наша жизнь вовеки в Новом Иерусалиме. В христианской жизни и в церковной жизни уже не мы живём, а живёт в нас Христос.