(16)
Тексты Писания: Втор. 23:9-14, 17-18, 24-25; 24:5, 8-9; 25:17-19; 26:16-19
В этом сообщении, последнем сообщении о повторении закона, мы рассмотрим ещё несколько общих постановлений и предписаний.
Во Втор. 23:9-14 говорится о поддержании чистоты в стане. Когда дети Израиля выходили станом против своих врагов, они должны были хранить себя от всего злого, особенно от выделений их физических тел (ст. 9-13). Иегова, их Бог, ходил среди их стана, чтобы избавлять их и отдавать их врагов перед ними, поэтому их стан должен был быть свят (ст. 14). Это показывает, что в церкви как сегодняшнем Божьем боевом стане всё должно быть чисто.
Стан — это группа людей, сформированных в войско для сражения. Если в стане не будет чистоты и порядка, то как войско сможет сражаться? Способность войска сражаться зависит от того, как члены войска заботятся о стане. Стан, в котором чистота и порядок, свидетельствует о сильном, дисциплинированном войске. Мы как сегодняшнее Божье войско должны поддерживать в нашем стане чистоту и надлежащий порядок. В этом наше обучение и наша дисциплина, которые делают нас способными сражаться.
Согласно закону, не должно было быть обрядовой блудницы из дочерей Израиля и обрядового блудника из сыновей Израиля (ст. 17). Нельзя было приносить плату за продажную женщину и цену, заплаченную за пса, в дом Иеговы по какому-либо обету, ибо оба они были мерзостью для Иеговы (ст. 18). Слово «пёс» здесь обозначает продажного мужчину или гомосексуалиста.
Когда дети Израиля входили в виноградник своего ближнего, они могли есть виноград, но ничего не должны были класть в свой сосуд (ст. 24). Если бы они клали виноград в сосуд, это было бы проявлением жадности. Точно так же, когда они приходили на поле с зерном на корню, принадлежавшее их ближнему, они могли срывать колосья своей рукой, но не должны были заносить серп на зерно на корню, принадлежавшее их ближнему (ст. 25). Если бы они заносили серп, это тоже было бы признаком их жадности. Эти стихи показывают, что мы должны заботиться только о своей нужде и не должны быть жадными. Мы должны научиться принимать ограничения в любом стремлении.
В 24:5 говорится о человеке, взявшем новую жену. Когда человек брал новую жену, он не должен был выходить вместе с войском и на него не возлагалась никакая обязанность. Он был свободен в своём доме один год и должен был радовать свою жену. Здесь показана очень человечная забота.
Богу отрадно, когда мужчина и женщина соединяются в браке для воспроизведения. Брак предназначен для человеческого существования и для человеческого воспроизведения. Поэтому мы должны чтить брак и не наносить ему ущерб. Бог поощряет вступление в брак, и любой вред, который мы можем нанести браку, ненавистен Богу.
Бог доволен, когда люди молодого возраста соединяются в браке, и Он ещё более доволен, когда они воспроизводят себя. Сразу же после сотворения человека Бог повелел человеку плодиться, и умножаться, и наполнять землю (Быт. 1:28), то есть наполнять землю людьми. Это показывает, что нам нужно надлежащим образом вступать в брак согласно Божьему замыслу и для Божьего замысла. Божий замысел в отношении брака состоит в том, чтобы использовать нас для поддержания существования человеческого рода на земле. Даже сегодня, в конце этого века, Богу по-прежнему нужны всё новые люди. Некоторые супружеские пары не хотят иметь детей, потому что они не хотят сталкиваться с трудностями. Если у супружеской пары нет детей, это не соответствует Божьему пути. Божий путь состоит в том, чтобы люди вступали в брак, а затем воспроизводили себя.
Бог также хочет, чтобы мы были способны к воспроизведению в церковной жизни посредством благовествования для спасения и возрождения грешников. Если мы духовно бесплодны, это позор в глазах Бога. Бог ненавидит бесплодие и отсутствие воспроизведения. Но Он доволен, когда мы становимся духовно производительными и плодовитыми.
Применительно к случаю проказы народ должен был тщательно соблюдать все наставления, которые им давали священники-левиты в соответствии с тем, что Бог повелел священникам (Втор. 24:8). Дети Израиля должны были помнить, что сделал Иегова, их Бог, с Мариам на пути, когда они вышли из Египта (ст. 9). (О подробностях относительно случая с Мариам можно прочитать в сообщении Жизнеизучения, посвящённом 12-й главе Чисел.)
Дети Израиля должны были помнить, что сделал им Амалик на пути, когда они вышли из Египта, что он поразил у них всех изнурённых сзади, когда они обессилели и утомились (Втор. 25:17-18). Амалик не боялся Бога и был самым большим врагом Божьего народа. Он препятствовал им, когда они шли Божьим путём, и он напал на тех, кто был моложе и слабее, и на тех, кто был изнурён и не мог продолжать путь. Поэтому, когда Иегова, их Бог, должен был дать детям Израиля покой от всех их врагов и дать им в наследие обещанную Богом землю, они должны были стереть память об Амалике из-под небес и не забыть об этом (ст. 19).
Амалик является прообразом нашей плоти. Больше всего Божьему пути противостоит наша плоть. Поэтому над плотью должна быть проделана тщательная работа. Таково духовное значение требования стереть память об Амалике.
В 26:16-19 сказано заключительное слово этого раздела к детям Израиля. Моисей использовал тринадцать глав, с 14-й по 26-ю, для повторения закона с рассмотрением некоторых подробностей. В тот день — в день, когда Моисей закончил повторение закона, — Иегова, их Бог, повелевал детям Израиля исполнять эти постановления и предписания, и они должны были соблюдать и исполнять их всем своим сердцем и всей своей душой (ст. 16). В тот день они объявили, что Иегова — их Бог, и также объявили, что они будут ходить Его путями, и соблюдать Его постановления, Его заповеди и Его предписания, и слушать Его голос (ст. 17). Объявив это, они фактически дали обет. Кроме того, в тот день Иегова объявил, что они — народ, который будет Его собственным сокровищем, как Он обещал им, и Он объявил, что они будут соблюдать все Его заповеди (ст. 18). Здесь мы видим, что, для того чтобы народ был Божьим собственным сокровищем, есть условие: народ должен соблюдать все Его заповеди. Бог также объявил, что Он поставит детей Израиля высоко над всеми племенами для хвалы, для имени и для чести и что они будут святым народом у Иеговы, их Бога, как Он говорил (ст. 19).
В этом разделе повторения закона подразумеваются пять руководящих принципов нашего поведения: 1) по отношению к Богу — быть освящёнными и иметь страх; 2) по отношению к самим себе — быть праведными и чистыми; 3) по отношению к другим — быть добрыми и щедрыми; 4) по отношению к животным — щадить и сострадать; и 5) по отношению к дьяволу — отвергать и отделяться.
Эти пять принципов руководят нашим поведением в пяти направлениях: по отношению к Богу, по отношению к самим себе, по отношению к другим, по отношению к животным и по отношению к дьяволу. По отношению к Богу мы всегда должны быть освящёнными и иметь страх. Мы должны бояться Бога и иметь желание быть отделёнными, освящёнными для Него в качестве святого народа. По отношению к самим себе мы должны быть праведными и чистыми. Это означает, что мы должны быть справедливыми и строгими, не допускающими какой-либо небрежности. По отношению к самим себе мы должны быть строгими, но по отношению к другим мы должны быть добрыми и щедрыми, всегда готовыми давать. По отношению к животным мы должны быть готовы щадить и сострадать. Если мы можем сострадать животным, то мы можем и будем сострадать людям. Мы можем быть уверены, что те, кто проявляет доброту к животным, будут проявлять доброту и к нам. Однако некоторые люди ненавидят животных и плохо обращаются с ними. Когда таким людям попадается собака или кошка, они обращаются с ними очень злобно. Я всегда стараюсь держаться подальше от такого человека, потому что я понимаю, что человек, который может плохо обращаться с животными, может плохо обращаться и с людьми. Наконец, по отношению к дьяволу мы должны отвергать и отделяться. Мы должны отвергать врага, Сатану, и отделяться от него. Я считаю, что, если мы будем применять эти принципы посредством божественной жизни, мы станем другими людьми.
Сравнивая Второзаконие с Исходом, Левитом и Числами, мы увидим, что закон, постановления и предписания, которые Моисей повторил во Второзаконии, те же самые, но в его повторении есть некоторые дополнения, добавления и подробности. Все повторённые постановления и предписания с новыми подробностями детальным образом говорят о том, как утончён, как нежен, как заботлив и как сострадателен великий Бог Израиля. Это показывает, что Второзаконие — особенная книга в смысле откровения о том, каким является Бог. Бог, показанный в этой книге, не только любящий, милостивый и благоволящий; Он также очень утончённый, нежный, заботливый и сострадательный. Таков наш Бог.