Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 34

Сражение

(3)

  Тексты Писания: Числ. 22:41; 23:1-26

Б. Пророчество Валаама в притчах

  В предыдущем сообщении мы увидели злое намерение Валака. В этом сообщении мы начнём рассматривать пророчество Валаама в притчах (22:41—24:25). Еврейское слово, переведённое как «притча» в Числ. 23:7, 18; 24:3, 15, 20, 21, можно также перевести как «пословица». Здесь мы предпочитаем использовать слово «притча». Пророчества Валаама представляли собой не пословицы, а притчи.

1. Первая притча

  Первая притча Валаама содержится в 22:41—23:12.

а. Валак возводит Валаама на высоты Ваала

  «Утром Валак взял Валаама и возвёл его на Вамоф-Ваал [или: «высоты Ваала»], и он увидел оттуда край народа» (22:41). В Ветхом Завете высоты были местами, где люди поклонялись идолам. «Ваал» — это имя идола. Следовательно, высоты Ваала были местами, где люди поклонялись идолу Ваала.

б. Валаам просит Валака построить ему семь жертвенников и приготовить ему семь быков и семь баранов

  «Валаам сказал Валаку: Построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь быков и семь баранов. — И Валак сделал так, как сказал Валаам» (23:1-2А). Сказанное Валаамом указывает на то, что поклонение, в котором он участвовал, было смешением. Построение жертвенника соответствует Божьему пути. Но здесь Валаам смешивал поклонение Богу с поклонением Ваалу.

  «И вознесли Валак и Валаам быка и барана на каждом жертвеннике» (ст. 2Б). Кому они приносили жертвы: Иегове или Ваалу? Из-за смешения поклонения Богу с поклонением Ваалу трудно определить, кому Валак и Валаам вознесли эти жертвы.

  Подобное смешение в поклонении можно также встретить в католицизме. В Католической церкви приносятся приношения, но не ясно, кому они приносятся. На первый взгляд приношения в Католической церкви приносятся Богу, но на самом деле эти приношения приносятся различным идолам и изображениям. Таким образом, католическая религия смешала поклонение Богу с поклонением идолам. Фактически такое поклонение — это даже не смешение, потому что это — поклонение идолам.

в. Валак и все начальники Моава стоят возле всесожжения Валаама, Иегова вкладывает слово в уста Валаама, и Валаам пророчествует в притче

  Валак и все начальники Моава стояли возле всесожжения Валаама (ст. 3, 6). Иегова вложил слово в уста Валаама, и Валаам пророчествовал в притче (ст. 4-5, 7-10).

  Описанная здесь ситуация была довольно странной. Жертвы приносились не Иегове; двусмысленным образом они приносились Ваалу. Тем не менее ради Своего народа, Израиля, Бог управлял Валаамом. Вне всяких сомнений, в сердце у Валаама было желание и намерение проклясть Израиля, чтобы угодить Валаку и получить побольше денег. Но Господь, как Тот, кто наблюдал и управлял, вложил слово в уста Валаама, и у Валаама не было выбора — он должен был говорить Божье слово.

  Сказанное в стихах 7-10, несомненно, было вдохновлено Богом. Человеческий разум не способен составить такую притчу, которую Валаам произнёс в виде пророчества. Это убедительное доказательство того, что Библия была вдохновлена живым, всемогущим и говорящим Богом. Давайте теперь рассмотрим некоторые аспекты первой притчи Валаама.

  Валак сказал Валааму: «Приди, прокляни мне Иакова; и приди, осуди Израиля!» (ст. 7Б). Но это было невозможно. Валаам сказал: «Как я прокляну того, кого не проклял Бог? И как я осужу того, кого не осудил Иегова? Ибо с вершины скал я вижу его, и с холмов я созерцаю его. Вот народ, который живёт отдельно и к племенам не причисляет себя» (ст. 8-9). Слово о том, что дети Израиля живут отдельно и не причисляют себя к племенам, указывает на то, что они были святым, освящённым народом, отделённым от племён.

  Затем в стихе 10 Валаам сказал: «Кто сосчитает прах Иакова или исчислит четвёртую часть Израиля? Пусть я умру смертью правых, и пусть моя кончина будет как их!» Здесь мы видим благословение увеличения. Иаков, подобно праху, будет неисчислим, бесчислен. Никто не сможет исчислить даже четвёртую часть Израиля. Кроме того, слово о смерти правых — это слово великого благословения и восхищения.

  Первая притча была благословением детей Израиля как отделённого народа, особой и исключительной категории людей, которые живут отдельно и не причисляются к племенам. Поскольку этот народ будет благословлён обильным увеличением, никто не сможет исчислить его. После того как Валаам произнёс это великое благословение, он выразил своё восхищение Израилем.

г. Валак жалуется Валааму на то, что он благословил Израиля, вместо того чтобы проклясть его

  Сказанное Валаамом слово благословения и восхищения в отношении Израиля оскорбило Валака. Именно поэтому Валак сказал ему: «Что ты сделал мне? Я взял тебя, чтобы проклясть моих врагов, но вот — ты всецело благословил их» (ст. 11). На это Валаам ответил: «Не должен ли я стараться говорить то, что Иегова вкладывает в мои уста?» (ст. 12).

2. Вторая притча

  В 23:13-26 мы видим вторую притчу Валаама.

а. Валак отводит Валаама на вершину Фасги, строит семь жертвенников и возносит быка и барана на каждом жертвеннике

  «Валак сказал ему: Пойди же со мной в другое место, откуда ты увидишь их. Ты увидишь только их внешний край, а всех их не увидишь; и прокляни мне их оттуда. — И он отвёл его в поле Цофим, на вершину Фасги, и построил семь жертвенников, и вознёс быка и барана на каждом жертвеннике» (ст. 13-14). Валак отвёл Валаама в другое место, на гору, и, как и в стихах 1 и 2, построил семь жертвенников.

б. Валак и все начальники Моава стоят возле всесожжения Валаама, Иегова вкладывает слово в уста Валаама, и Валаам пророчествует во второй притче

  Валак и все начальники Моава опять стояли возле всесожжения Валаама, Иегова опять вложил слово в уста Валаама, и Валаам пророчествовал во второй притче (ст. 15-24).

  Одна из самых впечатляющих строк в этой притче содержится в стихе 21: «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел беды в Израиле». Как Валаам мог сказать такое слово, если Израиль не был совершенным и Бог видел все беззакония Своего народа? Ответ таков: это было сказано не согласно человеческому взгляду, а согласно божественному взгляду. Взгляд Бога отличается от нашего взгляда. Если мы осознаем это, мы будем проявлять осторожность всякий раз, когда мы говорим об изъянах святых. Согласно нашему взгляду, у того или иного святого может быть множество изъянов, но согласно Божьему взгляду, этот святой совершенен.

  Как можно примирить сказанное в стихе 21 с тем очевидным фактом, что у детей Израиля было множество беззаконий? Это видимое противоречие разрешается благодаря тому факту, что у Божьих искупленных людей есть двойной статус: они имеют статус сами по себе и имеют статус в Божьем искуплении. Мы, верующие, находимся сегодня именно в таком положении. Сами по себе мы имеем множество изъянов, но в Божьем искуплении и в Христе мы не имеем изъянов. Когда Бог смотрит на нас, Он видит нас не согласно тому, какими мы являемся сами по себе, а согласно тому, какими мы являемся в Христе. Бог не смотрит на то, какие Его искупленные люди сами по себе. Можно даже сказать, что Он забыл, какие мы сами по себе. Мы говорим это на том основании, что Бог простил нас, а когда Бог прощает, Он забывает (Евр. 8:12). Бог поместил всех нас в Христа (1 Кор. 1:30). Поскольку Он поместил нас в Христа, когда Он смотрит на нас, Он видит нас в Христе. Согласно Божьему взгляду на нас, в Христе у нас нет никакого беззакония.

  Тот же принцип применим, когда речь идёт о взгляде Бога на церковную жизнь. Согласно нашему взгляду, церковная жизнь может быть очень жалкой. Но согласно Божьему взгляду, церковная жизнь славная. Бог не усмотрел беззакония в церкви.

  В Числ. 23:21 говорится, что Бог не увидел беды в Израиле. Здесь слово «беда» обозначает нечто тяжёлое, нечто злое, что приносит людям мучение. Такая беда ещё хуже, чем беззаконие. В глазах Бога в Его народе, Израиле, не было ни беззакония, ни беды.

  В соответствии с этим же принципом Бог не видит беззакония и беды в церковной жизни, потому что церковь находится в Христе. В Христе мы были избраны, искуплены и спасены от уз падения. Следовательно, согласно Божьему взгляду, мы были выведены из падения, из осуждения и из самих себя. Поэтому мы можем сказать, что в Христе церковная жизнь славная. В первой строке припева одного из гимнов о церкви (Гимн 593) говорится о «славной церкви». Поскольку церковная жизнь является славной только в Христе, я предлагаю добавить в конце этой строки слова «в Христе» и петь: «Славная церковь в Христе!» Можно внести ещё одно изменение и петь: «Славная церковь в Христе, а не в нас самих!» В нас самих церковная жизнь не является славной, но в Христе церковная жизнь поистине славная.

  У Бога действительно были основания говорить, что Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел беды в Израиле. Его народ был искуплен и прощён, поэтому Бог мог сказать, что в них нет беззакония. Под управлением и вдохновением Бога Валааму ничего не оставалось, кроме как провозгласить, что Бог не усмотрел беззакония и не увидел беды в детях Израиля.

  В Числ. 23:21 Валаам также сказал: «Иегова, их Бог, с ними, и возглас царя среди них». Кто этот царь? Я полагаю, что в конечном итоге под этим царём подразумевается Христос. Следовательно, то, что среди них возглас царя, означает, что среди них возглас Христа.

  В стихе 22 говорится о том, что Бог вывел Свой народ из Египта. В этом стихе также сказано, что у Израиля «как бы рога дикого вола». В стихе 23 говорится, что нет волшебства и нет гадания против Израиля, потому что должно быть «сказано об Иакове и об Израиле: „Что совершил Бог!“» Наконец, в стихе 24 в завершение второй притчи говорится: «Вот, народ встаёт, как львица, и, как лев, поднимается. Он не ляжет, пока не съест добычу и не выпьет кровь убитых». Львица, лев и рога дикого вола — всё это указывает на сражение, которое ведёт народ Израиля.

в. Валак говорит с Валаамом

  После того как Валаам произнёс свою вторую притчу, Валак сказал ему: «Не проклинай их никак, и не благословляй их никак» (ст. 25). Здесь Валак говорил Валааму, чтобы он занял нейтральное положение по отношению к Божьему народу.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках