Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 33

Сражение

(2)

  Тексты Писания: Числ. 22:1-40; 2 Пет. 2:15-16; Иуд. 1:11

IV. Враждебные действия Валака и Валаама

  В главах Чисел с 22-й по 25-ю говорится о враждебных действиях Валака и Валаама. В этом сообщении мы рассмотрим злое намерение Валака (22:1-40).

А. Злое намерение Валака

  В 22-й главе Чисел враг изменил не только способ, но и метод ведения борьбы. Сначала, в Исходе, Сатана, чтобы воспрепятствовать детям Израиля, использовал египетское войско. Когда им предстояло перейти Красное море, египтяне преследовали их по пятам. Затем, в пустыне, Божий народ был вынужден сразиться с Амаликом (Исх. 17:8-16). Как мы увидели в предыдущем сообщении, израильтяне также сразились с царями Арада, аморреев и Васана и победили их, уничтожив их города и овладев их землёй (Числ. 21:1-3, 21-35). После победы над этими тремя царями дети Израиля были готовы перейти Иордан и войти в добрую землю. Поэтому враг изменил метод ведения борьбы против Израиля.

1. Валак, царь Моава, объединяется с Мадианом, и они посылают своих старейшин, чтобы склонить Валаама прийти и проклясть для них Израиля

  «И увидел Валак, сын Сепфора, всё, что Израиль сделал аморреям. И Моав очень боялся этого народа, потому что он был многочислен, и тревожился Моав из-за детей Израиля» (22:2-3). Валак, царь Моава, устрашился детей Израиля и их побед. Он боялся, что они победят его и займут его территорию. «И сказал Моав старейшинам Мадиана: Теперь это множество слижет всё вокруг нас, как вол слизывает полевую траву» (ст. 4А). Валак как бы говорил: «Этот могущественный народ поглотит меня и мою землю. Как мне бороться с ним?» Осознавая, что он не может победить Израиля ни военными, ни политическими средствами, Валак решил прибегнуть к религии.

  Как показано в 22-й главе Чисел, религиозный путь связан одновременно с Моавом и Мадианом. Моав был сыном, рождённым от Лота и одной из его дочерей посредством кровосмешения (Быт. 19:30-38). Поэтому Моав представляет плод плотской похоти. Мадиан был очень близок к детям Измаила, который представляет плоть в противоположность Исааку, который представляет рождённое от Духа. Мадиан, несомненно, тоже обозначает плоть. Валаам был тесно связан с Моавом и Мадианом, так как Валак использовал их, чтобы склонить Валаама прийти и проклясть Израиля. Эти четверо — Валак, Моав, Мадиан и Валаам — сделались едины.

  Когда старейшины Моава и Мадиана пришли к Валааму, он сказал им: «Переночуйте здесь эту ночь, и я дам вам в ответ слово, как скажет мне Иегова» (Числ. 22:8А). Валаам имел в виду, что он будет говорить с Богом и узнает, что скажет Бог. Вроде бы Валаам был очень духовным. По крайней мере, он был очень религиозным. Однако Валаам, безусловно, был неправ. Он знал, что Валак хочет, чтобы он проклял Божий народ, детей Израиля (ст. 6). Если бы Валаам был верен Богу, он бы сказал: «Валак, если ты замышляешь уничтожить Израиля, то я не могу иметь с тобой никаких дел. Я люблю Бога, а дети Израиля — это Божий народ». Но хотя Валаам знал, что у Валака есть злое намерение нанести вред Божьему народу, Валаам тем не менее сказал вестникам, что он спросит Бога, идти ему с ними или нет. Как это нелепо!

  Сегодня мы иногда поступаем так же нелепо, как Валаам. Например, допустим, что кто-то предлагает вам участвовать в каком-то мирском развлечении и вы говорите этому человеку, что вы хотели бы обдумать этот вопрос перед Господом и узнать, согласится ли Господь с вашим участием. В принципе такое размышление перед Господом представляло бы собой то же самое, что и размышление Валаама в 22-й главе Чисел.

  В качестве ещё одной иллюстрации рассмотрим то, как мы делаем себе причёску. Доволен ли Господь вашей причёской? Допустим, что какая-нибудь сестра хочет сделать себе очень мирскую причёску. Она знает, что Господь не согласен с такой причёской, но она всё равно пытается молиться об этом. Её размышление по своей природе представляет собой то же самое, что и размышление Валаама.

  Часто бывает так, что мы знаем, что, если мы сделаем какое-то дело, это будет не от Господа, но всё равно пытаемся искать Господнего водительства в этом вопросе. Хотя мы знаем, что это дело ненадлежащее, мы спрашиваем Господа, делать нам это или нет. Это может привести к самообману. В 22-й главе Чисел Валаам, по сути, занимался самообманом.

2. Бог не позволяет Валааму идти

  В 22:9-14 Бог не позволил Валааму идти. Бог сказал ему: «Не ходи с ними; не проклинай этот народ, ибо он благословен» (ст. 12). Тогда Валаам сказал начальникам Валака, что Господь не позволил ему идти с ними.

3. Валак опять посылает начальников, более многочисленных и более почтенных, чем прежние, чтобы склонить Валаама

  Валак был поистине дьявольским существом. Когда начальники сказали ему, что Валаам отказался пойти с ними, Валак опять послал начальников, более многочисленных и более почтенных, чем те, чтобы склонить Валаама прийти (ст. 14-15). Возможно, эти начальники пришли к Валааму с подарками от Валака. Они говорили с Валаамом от имени Валака, настаивая, чтобы Валаам проклял для него детей Израиля.

  «И отвечал Валаам и сказал слугам Валака: Даже если бы Валак дал мне свой дом, полный серебра и золота, я не смог бы преступить слово Иеговы, моего Бога, чтобы сделать меньше или больше. Итак, теперь, пожалуйста, останьтесь здесь и вы на эту ночь, чтобы мне узнать, что ещё Иегова скажет мне» (ст. 18-19). Если бы Валаам был верен, он бы сказал начальникам Валака, что Господь не позволяет ему идти с ними. Но вместо этого он сказал им, что он опять пойдёт к Господу и будет искать Его водительства. В данном случае Валаам опять занимался самообманом.

4. Бог разрешает Валааму идти, и Валаам идёт

  Бог разрешил Валааму идти, и Валаам пошёл (ст. 20-21; 2 Пет. 2:15; Иуд. 1:11). Бог пришёл к Валааму ночью и сказал ему: «Если эти люди пришли позвать тебя, встань; иди с ними, но только то, что Я буду говорить тебе, то и делай» (Числ. 22:20). И тогда Валаам пошёл с начальниками Моава (ст. 21).

  Возможно, Валаам воспринял сказанное ему Господом слово как основание для того, чтобы утверждать, что, идя с начальниками Валака, он исполняет Божью волю. На самом деле Валаам следовал не Божьей воле, а своей. Поскольку он хотел пойти с начальниками Валака, Бог велел ему идти. Сегодня с нами может произойти нечто подобное. Если мы хотим что-то сделать и даже настаиваем на том, чтобы сделать это, Господь в конечном счёте может разрешить нам сделать это.

5. На Валаама возгорается гнев Бога за то, что он идёт, и Ангел Иеговы встаёт на дороге противником ему и использует ослицу, на которой он едет, чтобы говорить с ним

  «И возгорелся гнев Бога за то, что он идёт, и Ангел Иеговы встал на дороге противником ему» (ст. 22А). Когда ослица, на которой ехал Валаам, увидела Ангела Иеговы, она прижалась к стене (ст. 25). Когда она опять увидела Ангела Иеговы, она легла под Валаамом (ст. 27). Наконец, из-за того что Валаам стал бить ослицу посохом, Бог открыл её уста и она заговорила с Валаамом (ст. 28-30). Это было настоящим чудом. И тогда «Иегова открыл глаза Валаама, и он увидел Ангела Иеговы, стоящего на дороге с Его обнажённым мечом в Его руке, и склонился, и пал ниц» (ст. 31).

  Обратите внимание, что в нашем тексте слово «Ангел» в словосочетании «Ангел Иеговы» написано с заглавной буквы для указания на то, что этот Ангел — Христос. В Ветхом Завете словосочетание «Ангел Иеговы» обозначает Христа. Например, когда Моисей был призван Богом, его призвал непосредственно Ангел Иеговы, непосредственно Христос (Исх. 3:2, 4). Внимательно прочитав 22-ю главу Чисел, мы увидим, что Ангел Иеговы здесь — это Сам Бог. Сам Господь принял меры в отношении жадного пророка.

6. Валаам узнаёт, что идти не следовало, и Ангел Иеговы позволяет ему идти и велит ему говорить только то, что будет говорить ему Ангел Иеговы

  Хотя Валаам узнал истинное положение дел, увидев, что Ангел Иеговы стоит перед ним на дороге, он не возвратился, а продолжал ехать. Валаам узнал, что идти не следовало. Он сказал Ангелу Иеговы: «Я согрешил, ибо я не знал, что Ты стоишь против меня на дороге. А теперь, если Тебе это неугодно, я поверну назад» (ст. 34). Однако Ангел Иеговы позволил ему идти, но при этом сказал ему: «Говори только то слово, которое Я буду говорить тебе» (ст. 35).

7. Валак приветствует Валаама в главном городе Моава

  По прибытии Валаама Валак приветствовал его в главном городе Моава (ст. 36-40). Как мы увидим в последующих сообщениях, Валак не получил того, что хотел, но Бог обрёл то, что хотел Он. Хотя Валаам был жадным пророком, он всё равно был подвластен Богу.

  Повествование о Валааме в 22-й главе Чисел содержит один ценный урок, который всем нам сегодня нужно усвоить. Урок здесь заключается в том, что мы не должны искать Господней воли, если у нас есть желание делать определённые вещи. Если у нас есть определённое желание, но при этом мы всё равно хотим искать Божьей воли, результатом этого может быть самообман. Нам нужно научиться искать воли Господа, не имея при этом никаких других желаний. Это означает, что мы должны быть способны молиться в простоте таким образом: «Господь, сейчас я ищу Твоей воли. Моё единственное желание — знать Твою волю и исполнять её». Если мы будем поступать так, то в конечном итоге мы узнаем волю Господа. Если же мы будем искать Господней воли, но при этом на самом деле стремиться к исполнению собственных желаний, мы можем обмануть самих себя, как обманул себя Валаам.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках