(14)
Тексты Писания: Числ. 20:2-13, 24; 27:12-14; 1 Кор. 10:4, 6
В 20-й и 21-й главах Чисел дети Израиля совершали дальнейшие ошибки. В этом сообщении мы рассмотрим ошибку, записанную в 20-й главе — главе, которая показывает некоторые замечательные моменты божественного откровения.
В 20:2-13 мы видим, что народ состязался из-за воды. Во время путешествия детей Израиля по пустыне нехватка воды была большой проблемой. Народ насчитывал более двух миллионов человек, и у них было очень много скота. Найти воду для всех этих людей и для их скота было серьёзной проблемой. Из-за того что для общества не было воды, люди «собрались… против Моисея и против Аарона» (ст. 2).
1. Народ состязается с Моисеем, говоря злые слова
В состязании из-за воды (ст. 2-13) народ состязался с Моисеем, говоря злые слова. «Народ состязался с Моисеем, и они говорили: О, если бы мы скончались, когда скончались наши братья перед Иеговой! Зачем же вы привели собрание Иеговы в эту пустыню, чтобы умереть там нам и нашему скоту? Зачем же вы вывели нас из Египта, чтобы привести нас в это негодное место? Это не то место, где зерно, и смоквы, и виноградные лозы, и гранаты; и даже воды нет, чтобы пить» (ст. 3-5). Эти состязающиеся люди считали, что им лучше было бы умереть под Божьим судом в 16-й главе, чем жить в пустыне без воды. В этот момент они говорили красноречиво. Хотелось бы узнать, почему они проявляли своё красноречие в говорении, а не в молитве. Вместо того чтобы состязаться с Моисеем, они должны были молиться.
2. Моисей и Аарон уходят от собрания, идут ко входу в Шатёр Собрания и падают ниц
«И Моисей и Аарон ушли от собрания ко входу в Шатёр Собрания и пали ниц» (20:6А). Не имея возможности справиться с этой ситуацией, Моисей и Аарон пошли к Богу. Они не сказали ни слова — они просто пали ниц, и «явилась им слава Иеговы» (ст. 6Б).
3. Иегова велит Моисею взять жезл и вместе с Аароном говорить скале перед народом, чтобы скала дала свою воду
«Иегова говорил Моисею и сказал: Возьми жезл, и собери общество, ты и Аарон, твой брат, и говорите скале у них на глазах, чтобы она дала свою воду. Так ты извлечёшь для них воду из скалы и напоишь общество и их скот» (ст. 7-8). Скала является прообразом Христа (1 Кор. 10:4Б), а вода является прообразом Духа (ст. 4А).
4. Моисей берёт жезл, называет народ бунтарями и ударяет в скалу своим жезлом дважды, и выходит много воды
Моисей взял жезл от лица Иеговы, и собрали он и Аарон собрание перед скалой (Числ. 20:9-10А). Потом Моисей сказал народу: «Послушайте же, бунтари: из этой скалы нам извлечь для вас воду?» (ст. 10Б). Сказав это, «Моисей поднял свою руку и ударил в скалу своим жезлом дважды; и вышло много воды, и пило общество и их скот» (ст. 11). Моисей был неправ как в словах, так и в действиях. Он, вне сомнения, рассердился на детей Израиля и, возможно, даже вышел из себя. Всякий раз, когда мы сердимся и не контролируем себя, мы можем легко совершать ошибки. В такие минуты мы, подобно Моисею, можем неправильно говорить и неправильно действовать.
В Библии говорится, что Моисей был «очень кротким, более, чем любой человек, который был на лице земли» (12:3). Как истинный человек Божий, Моисей пал ниц перед Богом, ничего не говоря. Он действительно чему-то научился у Бога. Тем не менее такой кроткий человек рассердился на детей Израиля. Бог велел ему взять жезл и говорить скале, чтобы она дала свою воду. Моисей мог бы собрать собрание перед скалой и сказать: «Хвала Господу! Он благой, и Он благоволящий. Он, конечно же, заботится о нас. Вам нужна вода, и Он снабдит вас водой. Нам нужно лишь сказать скале, и из неё потечёт вода». Как было бы чудесно, если бы Моисей сказал нечто подобное! Однако в своём гневе Моисей сказал народу: «Бунтари». Моисей ничего не смел сказать Богу, но, когда он вышел из присутствия Бога к народу, он говорил с народом в гневе. Потом он дважды ударил своим жезлом в скалу. Ему было не обязательно ударять в скалу даже один раз, и уж тем более дважды. По скале уже был нанесён удар в 17-й главе Исхода, и Бог не говорил Моисею, чтобы он ещё раз ударил в неё. Вместо этого Бог велел Моисею просто говорить скале. Хотя Моисей был верным слугой Божьим, в 20-й главе Чисел он совершил ошибку, из-за которой он потерял право войти в обещанную добрую землю.
5. Для удовлетворения законной нужды израильтян Бог снабжает их манной и водой, не наказывая их, но для утоления их плотского вожделения Он снабжает их перепелами в качестве наказания
В Исх. 16:14-18 и Исх. 17:5-6 для удовлетворения законной нужды израильтян Бог снабжал их манной и водой, не наказывая их. Но в 11-й главе Чисел для утоления их плотского вожделения Он снабдил их перепелами в качестве наказания (Числ. 11:4, 18-20, 31-34). В 16-й и 17-й главах Исхода Бог не сердился на народ. Когда им нужна была пища, Он послал манну, так как пища — это необходимость. Подобно тому, когда им нужна была вода, которая также необходима, Он с радостью снабдил их живой водой из рассечённой скалы. Однако в 11-й главе Чисел народ вожделел, следуя за плотью. Поскольку это не было связано с чем-то необходимым, Он разгневался на них, и в Своём гневе и в качестве суда Он снабдил их перепелами. Вы видите различие между этими двумя ситуациями? Когда дети Израиля беспокоили Бога из-за чего-то необходимого, Он не был оскорблён, но Он был оскорблён, когда они вожделели. В 20-й главе Чисел народ состязался, потому что у него не было воды. Так как вода была необходимостью, Бог не сердился на них. Более того, снабжение народа водой было Его обязанностью.
6. Моисей не освятил Бога тем, что рассердился на народ Израиля и совершил ошибку, дважды ударив в скалу
Моисей не освятил Бога тем, что рассердился на народ Израиля и совершил ошибку, дважды ударив в скалу. Сердясь, Моисей неправильно представил Бога в Его святой природе по отношению к Его народу. Дважды ударив в скалу, он неправильно представил Бога в Его действии. Поэтому он и его брат были наказаны Богом: им не было позволено войти в добрую землю (ст. 12-13, 24; 27:12-14).
В 20-й главе Чисел Бог не сердился на народ, но Моисей рассердился на них. Он пошёл к Богу и обратился к Нему, но при этом не посмел что-либо сказать. В этом Моисей был прав — мы не должны молиться, когда мы сердимся. В связи с этим нам нужно вспомнить, как молился Илия в 3 Цар. 19:14. В своей молитве Илия говорил: «Я сильно возревновал об Иегове, Боге воинств; ибо дети Израиля оставили Твой завет, Твои жертвенники они разрушили и Твоих пророков убили мечом; и остался я один, и моей жизни они ищут, чтобы взять её». Говоря об этой молитве, Павел сказал, что Илия жаловался Богу на Израиля (Рим. 11:2). Когда Илия жаловался, он на самом деле обвинял народ. Из эпизода с Моисеем в 20-й главе Чисел и с Илиёй в 19-й главе Третьей книги царств мы делаем вывод, что нам нужно проявлять осторожность, когда мы молимся Богу о Его народе.
«Иегова сказал Моисею и Аарону: За то, что вы не поверили в Меня, чтобы освятить Меня на глазах у детей Израиля, — поэтому вы не введёте это собрание в землю, которую Я дал им» (Числ. 20:12). Бог обвинил Моисея и Аарона в том, что они не поверили в Него и не освятили Его перед народом. Сердясь, когда Бог не сердился, Моисей неправильно представил Бога. В своём гневе Моисей, возможно, подумал, что Богу пора истребить народ. Однако Бог понимал, что проблема в 20-й главе Чисел была вызвана жаждой, которую испытывал народ. Как мать не сердится на ребёнка, который плачет, потому что хочет пить, а наоборот, лелеет ребёнка, так и Бог не сердился на Свой народ, которому хотелось пить, а наоборот, взял на Себя ответственность за то, чтобы снабдить народ водой.
Согласно взгляду Бога на Свой народ в 20-й главе Чисел, в народе не было ничего ненадлежащего. Эта ситуация была похожа на ситуацию в 23-й и 24-й главах. Валак нанял Валаама, чтобы тот проклял Израиля, но вместо проклятия прозвучало благословение. Валаам не смог проклясть того, кого не проклял Бог (23:8), и он сказал: «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел беды в Израиле» (ст. 21). Затем в 24:5 Валаам сказал: «Как прекрасны твои шатры, Иаков, твои обители, Израиль!» Согласно взгляду Моисея в 20-й главе, среди Божьего народа было множество бед и беззаконий, но согласно Божьему взгляду, среди них не было ни беды, ни беззакония. Это означает, что, хотя обычно Моисей был един с Богом, в данном случае между ним и Богом было большое расхождение.
Решая проблему воды, Моисей был неправ. Он был Божьим представителем и занимал соответствующее положение, чтобы представлять Бога, но в данном случае он представил Бога перед народом неправильно. В этот момент Бог не сердился. На это указывает тот факт, что Он велел Моисею говорить скале, чтобы из неё потекла вода. Но Моисей был оскорблён и не мог терпеть сложившуюся ситуацию. Собрав собрание и рассердившись на народ, он сказал: «Послушайте же, бунтари». Говоря с народом таким образом, Моисей неправильно представил Бога. Своими ошибочными словами он сделал Бога обыденным, то есть не освятил Бога, не отделил Его от всех других богов. Поэтому, обратившись к Моисею в стихе 12, Бог как бы говорил: «Моисей, ты неправильно представил Меня. Ты создал у народа неверное впечатление обо Мне. Рассердившись, ты создал у них впечатление, будто Я сержусь на них, когда Я не сердился. Ты не освятил Меня. Ты не выражал Меня как Того, кто отличен и отделён от всех других богов. Ты не представил Меня народу как Бога, который полон милости и благодати». Бог, которого представлял Моисей, не сердился. Поэтому Моисей, Его представитель, тоже не должен был сердиться.
В стихе 10 Моисей назвал народ бунтарями. В стихе 24 Бог сказал Моисею и Аарону: «Вы взбунтовались против Моего слова у вод Меривы». В данном случае Бог как бы говорил: «Вы не послушались Меня. Вместо того чтобы сделать то, что Я велел, вы сделали что-то другое. Народ не ругал Меня. В них не было ничего ненадлежащего. Им просто нужна была вода, и только Я могу дать им воду. Народ не был виноват в том, что испытывал жажду, и не бунтовал против Меня. Вы осудили их как бунтарей, но бунтари — это вы, взбунтовавшиеся против Моего слова».
В 32-й главе Исхода Моисей представлял Бога правильно. То, что народ стал поклоняться золотому тельцу, в высшей степени оскорбило Бога, и Он сказал Моисею: «Я увидел этот народ, и вот, это — народ жестоковыйный. Итак, теперь оставь Меня, чтобы Мой гнев возгорелся на них и Я истребил их. И Я сделаю из тебя великое племя» (ст. 9-10). Услышав это, Моисей стал молиться Богу и сказал: «Иегова, почему Твой гнев возгорается на Твой народ, который Ты вывел из Египетской земли великой силой и могущественной рукой? Зачем нужно, чтобы египтяне говорили: „Во зло Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли“? Отвратись от Твоего пылающего гнева и раскайся в этом худом намерении против Твоего народа» (ст. 11-12). На первый взгляд Моисей бунтовал против Божьего слова, но на самом деле его молитва была угодна Божьему сердцу. В этом случае он правильно представлял Бога, но в 20-й главе Чисел он забыл о том, что нужно освящать Бога, и представил Его неправильно.
Переживание Моисея в 20-й главе Чисел представляет собой важный урок для нас в сегодняшней церковной жизни. Нам нужно усвоить, что, особенно когда мы обижены на святых в церкви, нам нельзя идти к Богу с целью обвинять Его людей. Если в наших молитвах мы будем обвинять Божьих людей, мы нанесём Богу обиду. Как мать обижается, когда её ребёнка обвиняют и критикуют, так и Бог обижается, когда мы обвиняем и критикуем Его людей. Будьте осторожны, когда вы обращаетесь к Господу по поводу Его людей. Вы можете подумать, что святые не очень хорошие, и начать обвинять их перед Богом. Это определённо нанесёт Ему обиду.
Одним из важных моментов, раскрытых в 20-й главе Чисел, является то, что Божья природа свята. Быть святым — значит быть отличным, отделённым от других. Будучи Святым, Бог отличен от всех лжебогов. Лжебоги легко сердятся на людей, но истинный Бог этого не делает. У Бога не такая природа. В Своей природе Он полон милости, благодати, любви и сочувствия. Он не обижается на Своих людей, когда из-за нехватки воды они начинают состязаться. Даже если Он вынужден наказать Своих людей, Он наказывает их щадя. Например, Корея поглотила, пожрала, земля, но один из потомков Корея стал святым человеком и псалмистом. Это показывает, что Бог даёт пощаду в Своём суде.
Мы не должны создавать у людей неправильное впечатление о Боге, которому мы служим. Чтобы не создавать такого неправильного впечатления, мы должны проявлять осторожность, когда мы обижаемся на кого-то из святых в нашем городе. Мы не должны сердиться на них или идти к Богу, чтобы жаловаться на них. Если мы будем жаловаться на святых, Богу может показаться, что мы обвиняем их и что мы не освящаем Его. Мы не должны проявлять поспешность, когда говорим о тех, кто обижает нас. Напротив, когда мы представляем Бога, мы должны научиться всегда чтить Его святую природу. Тем самым мы будем освящать Его. Всё, что мы говорим и делаем в связи с Божьим народом, должно полностью соответствовать Его святой природе. В противном случае в своих словах и делах мы будем бунтовать против Него и оскорбим Его.
Что касается внутренней стороны, у Бога есть Его природа, а что касается внешней стороны, у Него есть Его управление, Его домостроительство, Его образ действий. Сказанное Богом Моисею о том, что нужно говорить скале, чтобы она излила воду, было словом, соответствовавшим Божьему управлению и предназначенным для Его домостроительства. Следовательно, когда Моисей, рассердившись, поступил неправильно, он нарушил принципы Божьего домостроительства. Для нас это должно послужить предостережением, чтобы мы не держались за свой гнев, а применяли на практике сказанное Павлом в Эф. 4:26: «Пусть не заходит солнце в вашем негодовании».
Моисей оскорбил и Божью святую природу, и Божье божественное домостроительство. Он неправильно представил Бога и нарушил принципы Божьего домостроительства. По этой причине, хотя он был близок к Богу и может считаться другом Бога, он потерял право войти в добрую землю.
Если мы будем проявлять осторожность в том, как мы говорим о Божьих людях, когда мы обижены, это поможет нам остаться в царстве Божьем. В этой связи я рекомендую вам задуматься о сказанном в Мф. 18:1-35, где мы видим, что лучший способ сохраниться в царстве Божьем — это прощать других. Мы не должны обижать других святых и создавать им преткновение. Всякий раз, когда нас обижают или нам создают преткновение, мы должны прощать. Если мы умеем только осуждать других и не намерены прощать их, у нас будут неприятности. В церковной жизни нужно прощение.
Простить — значит забыть. Предположим, что в какой-то семье между супругами не принято за правило прощать и забывать нанесённые обиды. Вместо того чтобы прощать, они осуждают, а вместо того чтобы забывать, они помнят. Вряд ли такой брак продлится долго. Даже если он продлится долго, в нём будет не хватать радости и счастья. Если вы хотите, чтобы ваша супружеская жизнь была полна радости, вам нужно прощать нанесённые друг другу обиды и забывать их.
Церковная жизнь должна быть жизнью прощения. Когда дело касается Библии, нам нужно иметь хорошую память, но когда дело касается чужих проступков, наша память должна быть плохой. Это сохранит нас в церковной жизни. В противном случае мы будем говорить много отрицательного о святых и в конечном итоге оставим церковную жизнь. Для церковной жизни и в церковной жизни нам нужен прощающий дух. Тогда, вместо того чтобы осуждать святых, мы будем забывать их ошибки и нанесённые ими обиды.
Ошибка, совершённая Моисеем в 20-й главе Чисел, состояла в том, что у него не было положительного и приятного чувства в отношении Божьего народа. Из-за этого он совершил серьёзную ошибку, представляя Бога. Он не освятил святого Бога в Его природе и не исполнил Божье слово в Божьем домостроительстве. Моё бремя в этом сообщении состоит в том, чтобы просто показать этот важный урок, который мы должны усвоить из ошибки Моисея в связи с состязанием народа из-за воды.
Всем нам нужно понять, что церковная жизнь — это нечто очень нежное и чувствительное и что каждый брат и каждая сестра в церкви точно так же очень нежны и чувствительны. Иногда мы обижаем других, потому что мы не помним о том, что церковная жизнь и святые — это нечто нежное и чувствительное. Мы иногда думаем, что тот или иной брат очень хороший и что он никак не может на кого-нибудь обидеться. Такой брат может быть хорошим много лет, но, поскольку он нежный и чувствительный, он может неожиданно на кого-то обидеться и перестать испытывать положительное чувство в отношении церковной жизни. Подобные случаи напоминают нам о необходимости научиться постоянно осознавать, что все святые в церковной жизни нежные и чувствительные.
В 20-й главе Чисел Бог вмешался в ситуацию не для того, чтобы оправдать Моисея, а для того, чтобы оправдать Свой народ. Возможно, это было большой неожиданностью для Моисея, который, наверное, никак не думал, что Бог оправдает тех, кого он считал бунтарями. Но Бог поступил именно так. В этой главе Он как бы говорил: «Моисей, ты взбунтовался против Моего слова. Мой народ не сделал ничего неправого; неправ ты».
Изучив 20-й главу Чисел, мы можем усвоить, как нужно вести себя, когда другие люди состязаются с нами в церковной жизни. Народ говорил Моисею: «Где нам найти воды? Зачем вы вывели нас из Египта и привели в такое место? Это не то место, где зерно, смоквы, виноградные лозы и гранаты». После такого состязания народа с Моисеем Моисей должен был пойти к Господу и сказать: «Господь, что мне сделать в связи с нуждой Твоего возлюбленного народа?» В этой главе Бог как бы говорил Моисею: «Тебе не нужно ничего делать. Возьми твой жезл, пойди к скале и скажи скале, чтобы она излила воду, чтобы напиться Моему народу и его скоту». И тогда Моисей должен был воздать хвалу Господу и просто сказать скале, чтобы она излилась водой. Если сегодня мы будем решать проблему состязания Божьих людей таким образом, церковная жизнь будет славной.
Существует чёткая связь между Числами и Первым посланием к коринфянам. Когда Павел писал Первое послание к коринфянам, он, вероятно, понимал, что история Израиля — это прообраз церковной жизни. В 1 Кор. 5:7 он говорит о Пасхе: «Наша Пасха, Христос, принесён в жертву». Затем, упоминая то, что происходило с детьми Израиля в пустыне, в 10:6 он говорит: «А произошли эти события как примеры для нас». Далее, в стихе 11, он говорит: «А происходило всё это с ними как пример, и написано это было для вразумления нас». Из этого ясно видно, что нам нужно усвоить уроки из путешествия детей Израиля. То, что происходило с ними, может произойти и с нами.
Урок, который нам нужно усвоить из ошибки Моисея в 20-й главе Чисел, состоит в том, что мы должны проявлять большую осторожность, когда мы говорим о Божьих людях. Мы можем думать, что мы правы, а другие неправы. Однако Бог может вмешаться в ситуацию и оправдать не нас, а тех, кого мы осуждаем.
В 1 Кор. 4:3-5 мы видим отношение Павла к суду над другими и над собой. «Для меня очень мало значит быть исследуемым вами или человеческим днём; напротив, я и сам себя не исследую… исследует меня Господь. Так что не судите ничего прежде времени, пока не придёт Господь, который и осветит скрытые дела тьмы, и выявит намерения сердец, и тогда каждому будет хвала от Бога». «Человеческий день» в стихе 3 — это нынешний век, в котором судит человек. Ему противопоставлен день Господень (1 Кор. 3:13), то есть грядущий век, век царства, в котором будет судить Господь. Сейчас, в человеческий день, суд совершает человек, но в день Господень суд будет совершать Господь. Сегодня в церковной жизни мы должны не осуждать других, а прощать их и забывать их проступки. Не ведите у себя в памяти список чужих проступков. Помнить проступки рискованно, так как из-за этого вы можете потерять своё право первородства, то есть потерять своё право на наслаждение Христом в качестве доброй земли.
Моя цель в этом Жизнеизучении Чисел не в том, чтобы преподносить Библию лишь доктринальным образом. Я надеюсь, что из сказанного здесь на основании 20-й главы Чисел все мы получим некоторый свет и откровение, которые помогут нам в нашей нынешней практической христианской и церковной жизни. Из показанного в этой главе прообраза мы можем научиться чтить Божью природу и Божье управление среди Его людей. Если мы усвоим этот урок, мы будем проявлять осторожность в отношении того, чтобы отрицательно говорить о Божьих людях.