(3)
Тексты Писания: Числ. 11
В этом сообщении мы начнём рассматривать ошибки, о которых повествуется в главах Чисел с 11-й по 14-ю.
Сказанное Моисеем в Числ. 10:35-36 подразумевает воплощение, вознесение и возвращение Христа. Но после такого замечательного слова в конце 10-й главы в главах с 11-й по 17-ю мы не видим почти ничего, кроме ошибок. В этих главах говорится о различных видах осквернения. Поведение народа в 16-й главе было оскорблением как для Моисея, так и для Иеговы. Это оскорбление было настолько тяжким, что Иегова, который полон милости и терпеливости, не мог больше мириться с этой ситуацией и сильно разгневался. Это подобно ситуации, описанной во 2-й главе Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус, воплотившийся Бог, разгневался. В 16-й главе Чисел Бог точно так же разгневался и сказал Моисею: «Выйдите из среды этого общества, чтобы Я истребил их мгновенно» (ст. 45).
Мы, возможно, не обращаем внимания на эти главы, в которых повествуется об ошибках Божьего народа, но эти главы есть в Библии, и нам нужно уделять им внимание.
В Тавере (это название означает «горение») дети Израиля роптали злыми словами (11:1-3; ср. Втор. 8:2). Речь идёт не только о злых словах — подразумеваются также злые дела. Злые слова, которые говорили дети Израиля, основывались на злых делах. Эти злые слова вошли в уши Иеговы. В результате этого ропота воспылал гнев Иеговы и Он послал огонь, чтобы поглотить некоторых на краю стана. Моисей помолился за народ, и огонь утих. «И то место было названо именем Тавера, потому что загорелся среди них огонь Иеговы» (Числ. 11:3).
После этого ропота смешанное множество людей, которое было среди народа, стало вожделеть (ст. 4-35). Смешанное множество людей состояло из людей без определённого семейства, из тех, кто не знал, от кого они родились или к какому семейству они принадлежат. В принципе, в сегодняшней церковной жизни может быть такая смесь, потому что некоторые люди, не знающие, как они были спасены и через кого они были возрождены, могут не иметь надлежащего духовного статуса.
Место, где вожделело смешанное множество людей, было названо именем Киброт-Хаттаава, что означает «могилы вожделения», потому что «там похоронили народ, который вожделел» (ст. 34).
В Числ. 11:4-5 говорится: «И смешанное множество людей, которое было среди них, стало сильно вожделеть; и дети Израиля тоже опять заплакали и говорили: Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте даром, огурцы, и дыни, и лук-порей, и репчатый лук, и чеснок». Здесь мы видим, что те, кто вожделел мяса, помнили пищу в Египте. В Египте у них были рыба, огурцы, дыни, лук-порей, репчатый лук и чеснок — пища, которая обозначает наслаждение мира, но в пустыне у них была только манна (ст. 6-9).
Далее в стихе 6 говорится: «А теперь у нас пропало желание есть; нет вообще ничего, кроме этой манны, у нас перед глазами». Манна обозначает небесного Христа как ежедневную пищу для Божьих людей. На это указывает Сам Господь Иисус в Ин. 6:29-35.
В пустыне народу надоело есть манну. День за днём они получали запас манны, который представлял собой чудо. Где бы они ни находились, по утрам у них было достаточное количество манны, чтобы накормить более двух миллионов человек. Это, несомненно, было чудом. Но несмотря на то что дети Израиля ежедневно были свидетелями этого чуда на протяжении сорока лет, оно не повлияло на них в положительном смысле. Вместо этого они устали от манны, им даже надоело есть её.
Манна — это прообраз Христа. Если мы будем честны, то мы признаемся, что, подобно тому как детям Израиля надоело есть манну, нам тоже иногда надоедало есть Христа как нашу ежедневную пищу.
1) Манна — как кориандровое семя
«А манна была как кориандровое семя» (Числ. 11:7А). Это показывает, что Христос как пища полон жизни. Эта пища представляет собой семя. Когда мы едим Христа, Он входит в нас как семя. По сравнению с кукурузой или пшеницей кориандровое семя мелкое. Хотя это семя очень маленькое, оно полно жизни и оно приносит жизненный элемент в наше существо. Будучи таким семенем, Христос растёт внутри нас.
Вид манны был как вид бдолаха (ст. 7Б). Это показывает, что манна по виду была светлой. Слово «бдолах», согласно существующим толкованиям, обозначает два различных вещества: белую прозрачную смолу и белый жемчуг. Жемчужины, которые производятся из смолы некоторых деревьев, очень похожи на жемчужины, которые производят раковины-жемчужницы. Вытекающая из этих деревьев густая смола, затвердевая, образует шарики, похожие на жемчуг. Слово «бдолах» в 11:7Б, возможно, указывает на такие шарики. Оба вида жемчуга являются светлыми и прозрачными.
3) Её мелют между двумя жерновами или толкут в ступе, варят в горшках и делают из неё лепёшки
«Народ ходил и собирал её и молол между двумя жерновами или толок в ступе; потом варил её в горшках и делал из неё лепёшки» (ст. 8А). То, что манну можно было молоть, толочь и варить, показывает, что она была твёрдой. Приготовив манну таким образом, народ затем делал из неё лепёшки. Эти лепёшки представляли собой своего рода нежный хлеб и были питательными. Это показывает, что манной можно было хорошо питаться. Христос как наша действительная сегодняшняя манна очень питателен.
4) Её вкус — как вкус свежего масла, или лепёшек, испечённых в масле
«Её вкус был как вкус лепёшек, испечённых в масле» (ст. 8Б). Еврейское словосочетание, переведённое как «лепёшки, испечённые в масле», можно также перевести как «свежее масло». Вкус свежего масла, или лепёшек, иcпечённых в масле, обозначает сладкий вкус Святого Духа. Масло — это прообраз Святого Духа. Когда мы едим Христа как нашу манну, мы ощущаем вкус Духа Божьего. Масло в данном случае свежее. Дух, вкус которого мы ощущаем, когда наслаждаемся Христом как манной, всегда свеж.
«Когда ночью на стан сходила роса, манна сходила вместе с ней» (ст. 9). Это показывает, что каждое утро манна сходила со свежей милостью Божьей (Плач. 3:22-23).
В Библии роса обозначает полное благодати посещение Бога с небес. Манна всегда сходит вместе с посещением Бога, полным благодати. Всякий раз, когда мы касаемся Христа как нашего жизненного снабжения, у нас появляется ощущение, что к нам пришло небо — пришло мягко, с орошением и освежением.
Манна, несомненно, была замечательным снабжением для детей Израиля. Но несмотря на такое удивительное ежедневное чудо эта манна надоела им и они жаждали египетской пищи.
2. Моисей жалуется на то, что народ Израиля является для него тяжёлым бременем
В этот момент Моисей испытал сильную досаду. Пока у него ещё было мало опыта в руководстве Божьим народом. Согласно Числ. 11:10-15, Моисей пошёл к Богу и стал жаловаться на то, что народ является для него тяжёлым бременем.
3. Бог воздвигает семьдесят старейшин в качестве помощников для Моисея
«Иегова сказал Моисею: Собери Мне семьдесят человек, каждого из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и его исполнители, и приведи их к Шатру Собрания, и пусть они встанут там с тобой» (ст. 16). Здесь мы видим, что Бог воздвиг семьдесят старейшин в качестве помощников для Моисея. Число семьдесят — это число завершённости и полноты. То, что Бог воздвиг семьдесят старейшин, указывает на то, что, когда Он делает что-либо, Он делает это завершённым и полным образом.
а. Бог кладёт Духа, который был на Моисее, на семьдесят старейшин
Бог положил Духа, который был на Моисее, на семьдесят старейшин (ст. 25). Когда этот Дух сошёл на них, они стали пророчествовать.
б. Моисей хочет, чтобы весь народ Израиля был пророками, говорящими за Бога
Два человека из семидесяти, которые не были с остальными вокруг Шатра Собрания, также пророчествовали (ст. 26). «Один юноша побежал, и известил Моисея, и сказал: Элдад и Медад пророчествуют в стане. — И Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из его избранных, отвечал и сказал: Господин мой Моисей, сдержи их!» (ст. 27-28). Иисус ревновал за Моисея и велел Моисею сдержать их. Но Моисей ответил: «Неужели ты ревнуешь за меня?» (ст. 29А). И затем Моисей изрёк великое пророчество: «О, если бы весь народ Иеговы был пророками, чтобы Иегова положил Своего Духа на них!» (ст. 29Б). Это пророчество поддержал Павел в Первом послании к коринфянам, и оно исполнится в Божьем новозаветном домостроительстве.
4. Бог кормит народ Израиля перепелами
В это время, когда народ вожделел мяса, Бог вмешался, совершив великое чудо. Он накормил народ перепелами (ст. 18-23, 31-34). Он принёс так много перепелов, что они лежали вокруг стана слоем на день пути и около метра в высоту (ст. 31).
а. В Своём гневе Бог поражает народ очень сильным поражением
Кормя народ перепелами, Бог гневался, и в Своём гневе Он поразил их очень сильным поражением. «Пока мясо ещё было у них между зубами, прежде чем оно было прожёвано, возгорелся гнев Иеговы на народ и Иегова поразил народ очень сильным поражением» (ст. 33).
б. Вожделеющий народ поражён и похоронен в Киброт-Хаттааве
Вожделеющий народ был поражён и похоронен в Киброт-Хаттааве. «И то место было названо именем Киброт-Хаттаава, потому что там похоронили народ, который вожделел» (ст. 34). Это было сделано с целью устранить смешанное множество людей. Посредством этого поражения Бог очистил Свой народ.
5. Народ Израиля отправляется от Киброт-Хаттаавы в Хацерот и остаётся там
«От Киброт-Хаттаавы народ отправился в Хацерот, и они оставались в Хацероте» (ст. 35). Вероятно, что по пути в Хацерот народ молчал. Можно с уверенностью сказать, что никто не хотел есть перепелов, потому что в результате того, что они вожделели мяса, пришла смерть.