Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 19

Путешествие

(4)

  Тексты Писания: Числ. 12

  В этом сообщении мы рассмотрим ещё одну ошибку, о которой повествуется в Числах, — клевету.

В. Клевещут

  В главах 11-й и 12-й среди детей Израиля возникала одна проблема за другой. Сначала те, кто был на краю стана Израиля, роптали злыми словами против Моисея и против Бога, а затем смешанное множество людей стало вожделеть мяса. После этого Мариам и Аарон, сестра и брат Моисея, которые оба были старше Моисея, последовав за волной ропота и бунта, выступили против Моисея и стали клеветать на него. В то время среди израильтян была смута: не было ни мира, ни спокойствия. Судя по всему, среди народа ходило множество сплетен, и, возможно, это подтолкнуло Мариам и Аарона к тому, чтобы говорить против Моисея. Я полагаю, что побуждение к этому возникло в них ещё задолго до того. Это побуждение не было чем-то новым, появившимся в этих обcтоятельствах.

1. Моисей женился на женщине-кушитянке

  В Числ. 12:1Б говорится, что Моисей женился на женщине-кушитянке. Когда Моисей сделал это, не сказано, и у нас нет возможности выяснить, где и почему он это сделал.

2. Мариам и Аарон говорят против Моисея, представителя Божьей власти

  Создаётся впечатление, что в 12-й главе Чисел дети Израиля переживали пору ропота, сплетен и бунта. Так, «Мариам и Аарон говорили против Моисея из-за женщины-кушитянки, на которой он женился» (ст. 1А). Почему-то они были недовольны Моисеем в связи с этим. Однако в Библии не говорится, что Бог был обеспокоен этим браком или что Он осуждал его.

  Моисей, Аарон и Мариам были кровными родственниками. Всем им было более восьмидесяти лет. Моисей был призван Богом, и Аарон тоже был призван Им. Нигде не сказано, что Мариам была призвана, однако в Библии о ней всё же говорится как о пророчице (Исх. 15:20). Она была назначена Богом, и когда дети Израиля перешли Красное море, она вела за собой других в хвале Богу (Исх. 15:21). Все трое были очень выдающимися людьми среди народа. Они были образованными, они были близки к Богу, они хорошо знали то, что касалось Бога, и они считались вождями среди народа Израиля. Тем не менее внутри у Мариам и Аарона скрывались «микробы», которые были возбуждены «ветрами», подувшими вместе с волной смуты. Из этого нам нужно усвоить, что в служении Господу нам нельзя допускать, чтобы внутри у нас оставалось скрытым что-либо отрицательное. Если что-либо подобное не будет с корнем удалено из нашего существа, то рано или поздно оно выйдет наружу. Нам нужно быть настороже и осознавать наличие любых микробов, которые ещё могут оставаться в нас. Мы можем казаться очень хорошими, но когда подуют определённые ветры или когда поднимется та или иная «буря» или смута, мы можем быть затронуты и захвачены ими. И тогда, подобно Мариам и Аарону, мы будем изобличены.

а. Из зависти

  Одним из микробов, скрытых внутри Мариам и Аарона, была зависть. И Мариам, и Аарон были старше Моисея, притом Мариам, вероятно, была самой старшей из них. Будучи старше Моисея, в своём сердце они считали себя выше его и завидовали большему почтению, которое оказывалось Моисею.

  Мариам и Аарон сказали: «Разве же только через Моисея говорил Иегова? Разве не говорил Он и через нас?» (Числ. 12:2). Мариам, возможно, говорила: «Я пророчица, которая говорит за Бога. Бог говорил не только через Моисея, но и через меня». Следовательно, истинная причина возникшего здесь спора была связана с вопросом о том, кто из них получал слово от Бога. Бог может использовать вас, чтобы вы говорили за Него, но при этом вы можете не получать слова от Бога.

  Во времена Моисея слово от Бога получал Моисей. Согласно Пятикнижию, Бог многократно говорил Моисею. Всякий раз, когда Иегова хотел что-то сделать, Он сначала говорил об этом Моисею. Фактически ни Аарон, ни Мариам не были глашатаем Бога; только один человек — Моисей — получал слово от Бога. Зависть, связанная с этим, была микробом, вызвавшим «болезнь» в 12-й главе Чисел. На протяжении поколений такие микробы зависти и соперничества в вопросе говорения за Господа всегда существовали среди Божьих слуг.

  Говоря против Моисея, Мариам и Аарон говорили против представителя Божьей власти. Хотя Моисей был моложе Мариам и Аарона, Бог назначил его представителем Своей власти, Своим уполномоченным. Бог призвал Аарона и воздвиг Мариам, но нигде нет намёка на то, что Бог повелел им быть Своим уполномоченным. Однако Моисею Бог ясно сказал, что Он избрал его, чтобы он был Его уполномоченным на земле (Исх. 3:10-17; 7:1). По причине робости Моисея Бог дал Моисею в помощники Аарона (Исх. 4:10-16; 6:30; 7:1). Однако это не означает, что Он наделил Аарона Своей властью. Согласно Божьему правительственному управлению, Мариам и Аарону следовало подчиняться Моисею. Они, однако, взбунтовались.

б. Воспользовались очевидной ошибкой Моисея в качестве предлога

  Мариам и Аарон воспользовались очевидной ошибкой Моисея — тем, что он женился на женщине-кушитянке, — в качестве предлога, чтобы говорить против него. Однако фактически они состязались с Моисеем в вопросе говорения за Бога. Они соперничали с Моисеем. Именно это, а не женщина-кушитянка было истинной движущей силой в их говорении против Моисея.

3. Моисей был очень кротким, более, чем любой человек, который был на лице земли

  «А человек Моисей был очень кротким, более, чем любой человек, который был на лице земли» (Числ. 12:3). В Божьем лексиконе, в духовном словаре, быть кротким — значит не бороться, не наносить ответный удар, когда другие противостоят вам. В конституции царства небес одно из девяти блаженств изречено кротким: «Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю» (Мф. 5:5). Землёй будут владеть не те, кто сражается и борется; землю унаследуют кроткие. Во 2 Тим. 2:24 говорится: «Раб Господень должен не состязаться, а быть мягким по отношению ко всем». Моисей был именно таким человеком; он не сражался и не боролся.

  Сказанное в Числ. 12:3 было написано Моисеем. Моисею было нелегко написать такие слова о самом себе. Это показывает верность Моисея (Числ. 12:7; Евр. 3:2, 5). Всё, что Бог велел ему написать, он писал, даже если это было что-то хорошее о нём самом. Если бы он отказался, он проявил бы неверность и поступил бы как политик. Это означало бы, что он играет в политику. Во всех областях человеческого общества мы видим игру в политику. Трудно найти искренне верного человека, служащего Богу согласно тому, что говорит Бог.

4. Вмешательство Бога

  В Числ. 12:5-9 Бог вмешался в происходящее.

а. Сходит в облачном столбе, встаёт у входа в шатёр и говорит Аарону и Мариам

  «Иегова сошёл в облачном столбе, и встал у входа в шатёр, и позвал Аарона и Мариам. И… оба они выступили» (ст. 5). Бог серьёзно отнёсся к клевете Мариам и Аарона, поскольку она затрагивала Божью власть. Затрагивать Божью власть, оказывать ей неповиновение и бросать ей вызов — значит сотрясать Божий престол. Это нечто очень серьёзное; это намного серьёзнее, чем роптать злыми словами и вожделеть мяса.

б. Поддерживает Моисея

  Бог поддержал Моисея как Своего слугу, как того, кто был верен во всём Его доме (ст. 7). Бог также поддержал Моисея как того, с кем Он говорил лицом к лицу — явно, а не загадками, и как того, кто созерцал вид Иеговы (ст. 8А).

в. Упрекает Аарона и Мариам

  Бог упрекнул Аарона и Мариам. Он спросил их: «Почему же вы не побоялись говорить против Моего слуги, против Моисея?» (ст. 8Б). И возгорелся гнев Иеговы на них, и Он отошёл от них (ст. 9).

5. Наказание Мариам

  В стихах 10-12 мы видим, что Мариам была наказана. Почему был наказан только один человек, хотя взбунтовались двое? Почему Бог наказал женщину, но не наказал мужчину? Мы, возможно, думаем, что мужчина нёс бо́льшую ответственность и что наказан должен был быть он, а не женщина. Я полагаю, что есть две причины того, почему Бог наказал Мариам, но не наказал Аарона. Во-первых, вероятно, в этом бунте Мариам была зачинщицей. Она была подстрекательницей, начинательницей, которая спровоцировала Аарона. Главным источником была Мариам, а не Аарон. Во-вторых, бунт совсем не подобает женщине. В том, что касается бунта, к мужчине можно проявить некоторую снисходительность, но к женщине нельзя проявлять снисходительность. Бог наказал Мариам в качестве предупреждения и предостережения всем женщинам среди детей Израиля, чтобы они не следовали её примеру.

а. Поражена проказой

  В качестве наказания Мариам была поражена проказой. «Когда облако удалилось от шатра, вот: Мариам поражена проказой, белая, как снег. И Аарон повернулся к Мариам, и вот: она поражена проказой» (ст. 10). Это было Божьей правительственной мерой.

б. Аарон умоляет Моисея за неё

  Аарон стал умолять Моисея за Мариам (ст. 11-12). Сестра Аарона подстрекнула его, а теперь он стал её посредником, её ходатаем. Из этого случая мы должны научиться не следовать за подстрекателем. Если мы последуем за ним, то впоследствии нам, возможно, придётся вступаться за него с мольбой.

  В мольбе за Мариам Аарон исповедал их безрассудство. «Аарон сказал Моисею: О господин мой, пожалуйста, не возлагай на нас этот грех, который мы так глупо совершили» (ст. 11). Вслед за этим он стал просить о том, чтобы она не была как мертвец. «Пожалуйста, пусть она не будет как мертвец, у которого, когда он выходит из чрева своей матери, плоть наполовину съедена» (ст. 12). Аарон умолял о том, чтобы Мариам не умерла такой жалкой смертью.

6. Моисей молится за исцеление Мариам

  Моисей помолился за исцеление Мариам, сказав: «Пожалуйста, Боже, исцели её, пожалуйста» (ст. 13). Это служит ещё одним подтверждением кротости Моисея. Если бы он не был кротким, он бы не стал молиться за неё, а вместо этого позволил бы ей умереть в её проказе. Если бы кто-нибудь взбунтовался против вас, вы бы стали молиться за его исцеление? Вы когда-нибудь так молились?

  Бог услышал молитву Моисея и вынес Свой суд Мариам, заперев её на семь дней вне стана (ст. 14-15А). Отправление народа в путь было задержано до тех пор, пока Мариам не была возвращена (ст. 15Б). «После этого народ отправился в путь из Хацерота и расположился станом в пустыне Фаран» (ст. 16).

  Принцип, который мы видим в случае с Мариам и Аароном, применим и к нам сегодня. Я надеюсь, что Господь скажет вам больше, чем сказал я, чтобы все мы усвоили этот урок.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках