Набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций во время их наслаждения Богом в Его доме
Псалмы 52—67
(2)
Тексты Писания: Пс. 58; Пс. 59; Пс. 60; Пс. 61; Пс. 62
На протяжении столетий у многих христиан, читавших Ветхий Завет, не было надлежащего понимания Псалмов. Чтобы получить такое понимание, особенно понимание псалмов, написанных Давидом, нам нужно рассмотреть обстоятельства Давида в отношении его борьбы с его врагами и в отношении его духовности.
Бог воздвиг Давида, чтобы он победил народы, особенно хананеев, окружавших Израиля. В Быт. 15:18 Бог пообещал дать потомкам Авраама «эту землю от Египетской реки до великой реки, реки Евфрата». Позднее, во Второзаконии, Моисей повелел детям Израиля войти в землю Ханаана, завладеть землёй и поразить всех жителей земли, очистив землю от идолов. Но дети Израиля не послушались Бога. Они завладели только частью земли и позволили большинству врагов остаться. Как записано в Книге судей, когда Израиль ослабевал, народы нападали на него. Чтобы победить эти народы, были воздвигнуты многие судьи, но враги не были полностью уничтожены до времени Давида. Давид победил окружавшие народы и подготовил землю для установления Божьего царства с Иерусалимом в качестве центра, столицы, и места, где был бы построен храм.
Будучи человеком, воздвигнутым Богом, Давид служит прообразом сражающегося Христа. Когда Христос жил на земле, Он был сражающимся Христом, показанным в прообразе Давида. Но как Тот, кто покоится на небесах после Своего вознесения, Он — Христос мира, показанный в прообразе Соломона.
Давид часто молился в своих псалмах о своих врагах, даже просил Бога уничтожить их (54:5). Будучи воздвигнут Богом, чтобы уничтожить врагов царства Божьего, он имел право так молиться. Кроме того, он был прообразом сражающегося Христа, поэтому он должен был победить врагов и поразить их и ему нужно было просить о Божьей помощи в этом вопросе.
Но нам нужно рассматривать Давида не только в аспекте прообраза сражающегося Христа, но и в аспекте его духовности. Из псалмов Давида следует, что его духовность не была совершенной. Что касается духовности Давида, его молитвы о его врагах на самом деле противоречат учению не только Нового Завета, где говорится, что мы должны любить врагов (Мф. 5:43-48), но даже Ветхого Завета. Некоторые люди оправдывают Давида, говоря, что от ветхозаветных святых не требовалось любить своих врагов и что они имели право ненавидеть их. Но это не так. Чтобы убедиться в этом, прочитайте Рим. 12:20, где Павел говорит: «Если твой враг голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая это, ты соберёшь ему на голову огненные угли». Этот стих — на самом деле цитата из Прит. 25:21-22. В обоих отрывках «огненные угли» обозначают пламенеющую любовь. Следовательно, даже святым в Ветхом Завете было дано повеление любить своих врагов. Несмотря на это Давид в своих псалмах молился, чтобы его враги были уничтожены, убиты. Складывается впечатление, что такие молитвы противоречат сказанному его сыном, Соломоном, в Прит. 25:21-22. Атмосфера и дух псалмов Давида связаны не с любовью к врагам, а с ненавистью к ним. Отсюда следует, что Давид, хотя и был духовным, не был совершенным в своей духовности.
Давайте теперь перейдём к рассмотрению Псалмов 58—62. При изучении этих псалмов мы используем набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций, в качестве фона, чтобы узнать духовные положения в Новом Завете.
VII. Псалмист осуждает сыновей человеческих и молится об их уничтожении
В 58-м Псалме псалмист сначала осуждал сыновей человеческих (ст. 1-5), а затем молился об их уничтожении (ст. 6-11).
A. Псалмист осуждает сыновей человеческих
В своём осуждении сыновей человеческих Давид говорит, что в сердце они совершают несправедливость и что насилие своих рук отвешивают на земле (ст. 2). Затем он приводит поэтическое сравнение, уподобляя их кобре, самой ядовитой змее (ст. 4-5).
Б. Псалмист молится об уничтожении порочных
В своей молитве об уничтожении порочных Давид говорит: «Боже, сокруши их зубы в их устах; сломай клыки молодых львов, Иегова» (ст. 6). Продолжая, он сравнивает порочных со стекающей водой, с улиткой, которая тает и уходит, и с выкидышем женщины (ст. 7-8). Затем он провозглашает: «Праведный возрадуется, когда увидит отмщение; он омоет свои стопы в крови порочного» (ст. 10). Несомненно, радость при виде отмщения — это не добродетель. В заключение этого псалма Давид говорит: «И скажут люди: Поистине есть плод праведному; поистине есть Бог, судящий на земле» (ст. 11). Здесь слово «плод» означает хороший результат или некое праведное воздаяние.
Что вы скажете о стандарте духовности в этом псалме? Я не могу высоко оценить этот псалом. В нём мало хорошего. Даже молитва и восхваление неприятные. Тем не менее некоторые христиане любят этот псалом и слепо следуют за ним, чего я делать не могу.
VIII. Псалмист молится о Божьем спасении от его врагов
Псалом 59 — это молитва псалмиста о Божьем спасении от его врагов.
A. Псалмист молится о Божьем спасении посредством его ожидания Бога
Псалмист просит Бога избавить его от его врагов (ст. 1-3). Он молится, чтобы Бог поставил его на высоте, в безопасности от восстававших на него (ст. 1Б). В стихах 9 и 10 говорится, что псалмист молился, ожидая Бога. «Крепость моя, Тебя я буду ожидать; ибо Бог — моё высокое прибежище. Мой Бог в Своей любовной заботе встретит меня; Бог даст мне торжествующе смотреть на подстерегающих меня».
Б. Просит Бога наказать народы
В стихах с 4 по 8 и с 11 по 15 псалмист просит Бога наказать народы. Он просит Бога очнуться (ст. 4Б) и не смиловаться ни над одним из тех, кто вероломно совершает беззаконие (ст. 5Б). Далее он молится о том, чтобы Иегова рассеял их Своей силой и низвёл их (ст. 11Б). Затем он молится: «Истреби их в ярости; истреби, чтобы не было их; и узнают люди, что Бог правит в Иакове до краёв земли» (ст. 13).
В стихах 16 и 17 псалмист восхваляет Бога. Здесь Давид говорит: «А я буду воспевать Твою крепость и буду радостно воспевать утром Твою любовную заботу. Ибо Ты был мне высоким прибежищем и убежищем в день моего бедствия. Крепость моя, Тебе я буду петь псалмы, ибо Бог — моё высокое прибежище, мой Бог любовной заботы». Это хорошая хвала, но ей предшествуют многие стихи, содержащие обвинение и осуждение.
IX. Псалмист молится Богу о его восстановлении
В 60-м Псалме содержится молитва псалмиста Богу о Его восстановлении. В этом псалме Бог ликует в Своём обещании Своему народу овладеть землёй и псалмист молится о Божьем избавлении от противника.
A. Псалмист молится о Божьем восстановлении
В стихах с 1 по 5 содержится молитва псалмиста о Божьем восстановлении. В стихе 5 псалмист молится: «Чтобы были избавлены Твои возлюбленные, спаси Твоей правой рукой и ответь нам».
Б. Бог ликует в Своём обещании Своему народу овладеть землёй
В стихах с 6 по 8 речь идёт о ликовании Бога в Его обещании Его народу овладеть землёй. В стихе 6А псалмист говорит: «Бог сказал в Своей святости». Греческое слово, переведённое здесь как «святость», можно также перевести как «святилище». В Своей святости, или в святилище, Бог сказал, что Он возликует, разделит Сихем и отмерит долину Сокхофа. Он провозгласил, что Галаад и Манассия — Его, что Ефрем — шлем для Его головы, что Иуда — Его скипетр, что Моав — Его умывальная чаша, что на Эдом Он бросит Свою сандалию и что Филистия должна восклицать из-за Него. Здесь псалмист выражает своё ожидание того, что Бог подчинит соседние народы и восстановит Свой народ к их наследию. Можно оправдать ожидание псалмиста в том, что касается установления царства Божьего на земле. Однако оправдать сказанное здесь псалмистом с духовной точки зрения трудно.
В. Псалмист молится о Божьем избавлении от противника
Стихи с 9 по 12 — это молитва псалмиста о Божьем избавлении от противника. В стихах 11 и 12 говорится: «Дай нам помощь от противника, ибо человеческое спасение тщетно. в Боге мы явим храбрость, и это Он затопчет наших противников». Псалмист просит, чтобы с Израилем произошло что-то хорошее, а с противниками — плохое. Таков принцип во всех этих псалмах.
X. Псалмист наслаждается Богом в Его доме
Псалом 61 говорит о наслаждении псалмиста Богом в Его доме.
A. Наслаждается Богом как своим убежищем, пребывая в шатре Божьем
Из стихов с 1 по 5 мы видим, что псалмист наслаждался Богом как своим убежищем, пребывая в шатре Божьем под покровом Его крыльев. В стихах 3 и 4 говорится: «Ты мне убежище, крепкая башня перед врагом. Да буду я пребывать в Твоём шатре вовеки; да найду убежище под покровом Твоих крыльев». Отсюда следует, что псалмист наслаждался Богом в Его доме до такой степени, что хотел пребывать в Божьем шатре вовеки. Это показывает, что псалмист был близок к Богу.
Далее, в стихе 5, говорится: «Ибо Ты, Боже, услышал мои обеты; Ты дал мне наследие боящихся Твоего имени». Здесь подразумевается следующее: поскольку псалмист был боящимся Иеговы, он участвовал в Божьем наследии. Он боялся Божьего имени, и Бог дал ему долю наследия.
Б. Просит Бога прибавить дни к его дням
В стихах с 6 по 8 псалмист просит Бога прибавить дни к его дням. «Ты прибавишь дни к дням царя; да будут его годы как поколение за поколением. Да будет он вечно обитать перед Богом; назначь любовную заботу и верность, чтобы они сохраняли его» (ст. 6-7). Еврейское слово, переданное как «назначь» в стихе 7, представляет собой трудность при переводе. В «Американском стандартном переводе Библии» оно переведено как «приготовь», а у Дарби — как «даруй». Псалмист просит Бога не просто дать, а назначить любовную заботу и верность, чтобы они сохраняли его.
«Тогда я буду петь псалмы Твоему имени вовеки, воздавая мои обеты день за днём» (ст. 8). На первый взгляд сказанное здесь псалмистом хорошо, но на самом деле это напоминает коммерческую сделку между ним и Богом. Бог назначает любовную заботу и верность, а затем псалмист воздаёт Богу, воспевая псалмы Его имени. Это означает, что пение псалмов Божьему имени является «платой» псалмиста за «покупку» Божьей любовной заботы и верности. Псалмист ведёт себя здесь как коммерсант.
В принципе сегодня мы делаем то же самое. Например, мы молимся: «Господь, мы славим Тебя за то, что Ты так сильно любишь нас». Такая хвала — своего рода коммерческая сделка. Что бы мы делали, если бы нам показалось, что Бог не так сильно любит нас? Настоящая любовь связана не с тем, что мы получаем, а только с тем, что мы даём. Если мы любим, ожидая получить что-то взамен, то это не искренняя любовь, это сделка, бизнес, коммерция. У Петра было такое коммерческое представление в 19-й главе Евангелия от Матфея. После того как Господь Иисус рассказал о том, как богатому войти в царство, Пётр сказал Ему: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобой. Что же будет нам?» (ст. 27). Пётр, подобно псалмисту, рассуждал коммерческими понятиями. Если бы он сказал: «Господь, я буду любить Тебя, что бы ни случилось», это была бы настоящая любовь.
XI. Псалмист наслаждается Богом как своим высоким прибежищем
Тема 62-го Псалма — наслаждение псалмиста Богом как своим высоким прибежищем.
A. Псалмист наслаждается Богом
В стихах с 1 по 7 говорится о том, как псалмист наслаждался Богом. В стихе 2 он говорит: «Только Он моя скала и моё спасение, моё высокое прибежище; не поколеблюсь сильно». Он повторяет сказанное здесь в стихе 6. Это хорошо, но это несравнимо с учением в Новом Завете.
В стихах с 8 по 12 псалмист даёт совет народу. В стихе 8 он говорит: «Полагайтесь на Него во всякое время, народ; изливайте перед Ним ваше сердце; Бог — убежище нам». Далее он говорит, что люди низшего сословия — лишь пар, а люди высшего сословия — ложь. Затем он даёт такой совет: «Не полагайтесь на угнетение и не надейтесь тщетно на грабёж; если Богатство умножается, не обращайте к нему сердце» (ст. 10). Этот совет о богатстве хороший, но не такой хороший, как сказанное Павлом в 6-й главе Первого послания к Тимофею. В заключение псалмист говорит: «Однажды говорил Бог; дважды я слышал это: что сила — у Бога. И у Тебя, Господь, любовная забота; ибо Ты воздаёшь каждому по его делу» (62:11-12). Это слово может показаться очень хорошим, но его духовный уровень по сравнению с уровнем Нового Завета очень низкий.
Рассмотренные в этом сообщении псалмы могут послужить фоном, на котором нам будет легче понять действительные духовные понятия, раскрытые в Новом Завете. В этих псалмах идёт речь о человечестве в этической сфере, и поэтому им не хватает духовного веса.
Нигде в Псалмах не говорится о житии и хождении согласно духу. Но в Рим. 8:4 Павел говорит о хождении согласно духу, и в Гал. 5:25 он говорит: «Если мы живём Духом, то будем и ходить Духом». Кроме того, в Флп. 3:10 он говорит: «…чтобы узнать Его, и силу Его воскресения, и общение Его страданий, сообразовываясь с Его смертью». Ни одно положение в Псалмах не сравнится с этим. Зато в Псалмах говорится о таких вещах, как справедливость, правота и поддержание своей непорочности. Но нам нужно осознать, что справедливость, правота и поддержание своей непорочности не являются духовностью. Духовность — это Дух. Поскольку духовностью является только Дух, всё, что у нас есть помимо Духа, — это не духовность.
Если мы, будучи новозаветными верующими, принимаем без должной проницательности все набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций, то это неправильно. Мы должны использовать их набожные излияния как фон, на котором мы можем узнать духовные положения Нового Завета. Нам нужно увидеть различие между Псалмами и духовностью, раскрытой в Новом Завете. Нам не нужно стремиться к справедливости, правоте и непорочности, которые мы видим в Псалмах. Вместо этого нам нужно стремиться к истинной духовности, которую мы видим в Новом Завете, — духовности, которая, по сути, является божественной жизнью, которую мы являем своим житием благодаря обильному снабжению Духа. Это — истинная духовность. Если мы будем практиковать такую духовность, то мы не станем молиться о том, чтобы Господь уничтожил наших врагов. Напротив, мы будем молиться: «Господь, прости им, ибо они не знают, что делают. Господь, будь милостив к ним, чтобы они покаялись и приняли Тебя, уверовав в Тебя».
Мы не должны слепо следовать Псалмам, потому что они не являются совершенным образцом согласно уровню новозаветного стандарта для нашего следования. Вместо того чтобы следовать Псалмам, мы должны ценить их за оказываемую нам помощь — помощь в том смысле, что они являются фоном для откровения о всеобъемлющем Христе. Христос — это центральность и универсальность Божьего домостроительства, и Он — Совершенный, за кем мы должны следовать.
На основе нашего изучения Библии мы видим, что и в ветхозаветные, и в новозаветные времена многие люди, включая некоторых благочестивых людей, были введены в заблуждение неправильным применением Божьего слова. Некоторые люди были настолько введены в заблуждение, что они, как сказал Господь Иисус, думали, что несут служение Богу, убивая верующих (Ин. 16:2). На протяжении веков многие христиане были введены в заблуждение ошибочным применением Библии. Отсюда следует, что мы не должны следовать за Библией без соответствующего осознания источников, течений, линий и принципов Библии и мы должны знать источники, течения, линии и принципы Библии, если хотим правильно понимать её.
Во 2 Тим. 2:15 Павел повелел Тимофею, сказав: «Старайся представить себя Богу одобренным, работником непосрамлённым, прямо разрезающим слово истины». Прямо разрезать слово истины — значит раскрывать слово Божье в различных его частях правильно и прямо, не искажая его. Именно это я стараюсь делать, помогая вам узнать Слово согласно его линиям и принципам.
Если бы я не любил Псалмы, я не стал бы их столько изучать. Однако я хочу подчеркнуть, что функция Псалмов не соответствует стандарту новозаветного учения. Что касается пророчеств о Христе, Псалмы — выдающаяся книга, но в других вопросах Псалмы находятся ниже стандарта новозаветного учения. Псалмы советуют нам полагаться на Бога, доверять Богу и ждать Бога. Это хорошо, но это намного ниже духовного уровня Нового Завета. Новозаветная духовность подразумевает крест, воскресение, вечную жизнь Бога, животворящего Духа и применение Духом Триединого Бога к нашему существу для слияния божественности с человечеством в осуществлении Божьего вечного домостроительства в отношении церкви. Это — духовный уровень Нового Завета, и духовный уровень Псалмов намного ниже его.