Усиленное наслаждение псалмистов Богом в Его доме и городе посредством страдающего, возвышенного и царствующего Христа
(4)
Хвалят Бога в Его величии и возвышении, особенно в Его городе
Тексты Писания: Пс. 46, Пс. 47, Пс. 48
В нашем изучении Библии нам нужно учиться задавать Господу вопросы, и нам нужно задать Ему вопрос сейчас, когда мы подошли к Псалмам 46—48. Нам нужно спросить, почему эти три псалма помещены сразу же после 45-го Псалма — псалма, который Хвалит Царя Соломона (прообраза Христа) с его царицей (прообразом церкви). Если бы вы были составителями Псалмов, вы поместили бы эти псалмы сразу же после 45-го Псалма?
На первый взгляд 46-й Псалом не похож на продолжение 45-го Псалма. Однако здесь определённо есть продолжение. Псалом 45 посвящён царю, а Псалом 46 — городу. Разумеется, царь связан с городом. Если у царя нет города, что он за царь? У царя должен быть город. Поскольку царь в 45-м Псалме является прообразом Христа, о каком городе говорится в 46-м Псалме? О городе Иерусалиме.
В предыдущем сообщении мы отметили, что при изучении Библии нам нужен озарённый и обновлённый разум. Изучая 45-й Псалом, мы ни в коем случае не должны полагаться на своё природное понимание или природное представление. Вместо того чтобы опираться на свой природный разум, нам нужно упражнять свой обновлённый и озарённый разум.
Кроме того, если мы хотим понять Библию, нам также нужно знать духовное, божественное и небесное значение различных понятий в Библии и различных положений, связанных с Христом. Изучая 45-й Псалом, например, нам нужно выяснить духовное значение царя, царицы, дочерей и сыновей. Подобным образом, изучая 46-й Псалом, нам нужно выяснить духовное значение города.
Библия была написана не только с помощью букв, и она содержит не только многие прообразы; это — книга, наполненная понятиями с духовным значением. Подумайте о первых двух главах Бытия. Мы не поймём 1-ю и 2-ю главы Бытия, если прочитаем их только согласно буквам, не обращая внимания на духовное значение. При изучении 1-й главы нам нужно изучить значение небес, земли, света, суши, появившейся из воды, растительной жизни, животной жизни, человеческой жизни, божественной жизни и вопросов образа и владычества. Если мы знаем значение положений в 1-й главе Бытия, то мы увидим, что человек был сотворён согласно Божьему роду, чтобы иметь Божий образ и представлять Его.
Подходя ко 2-й главе Бытия, мы видим, что человек, сотворённый Богом, — трёхчастный. У него есть тело, сделанное из земного праха; у него есть дух — результат Божьего дыхания; и у него есть душа (ст. 7). Человек, образованный Богом подобным образом, был помещён в Эдемский сад и поставлен перед двумя деревьями — деревом жизни и деревом познания добра и зла. В этой главе также говорится о реке, исходящей из Эдема, и о золоте, бдолахе и камне ониксе. Кроме того, во 2-й главе Бытия говорится, что Бог взял ребро из мужчины и из него создал женщину. Все эти положения имеют духовное значение, и нам нужно знать это духовное значение.
У города в 46-м Псалме есть духовное, божественное и небесное значение. В Библии в целом, и в этом псалме в частности, город обозначает царство. Основной город в Библии — Иерусалим, а город, который противостоит Иерусалиму, — Вавилон. Если мы хотим понять Библию, нам нужно понять значение и Иерусалима, и Вавилона.
В Псалмах много понятий с духовным, божественным и небесным значением. Первым понятием, имеющим важное значение, является закон в 1-м Псалме. Закон был превознесён согласно человеческому представлению псалмиста, но Дух вмешался, чтобы поправить псалмиста и во 2-м Псалме обратить его от закона к Христу. Псалом 2 — это первая веха в раскрытии Христа в Псалмах. Остальные вехи — это Псалмы 8, 16, 22—24, 40 и 45.
Через Христа и благодаря Христу мы переживаем дом Божий; это — ещё одно понятие с духовным значением в Псалмах. Дом Божий обозначает церковь. Согласно 23-му Псалму, переживая Христа в Его пастырстве, мы оказываемся приведены в дом Божий, чтобы обитать там вовеки. В 27-м и 36-м Псалмах также делается акцент на доме Божьем. В Пс. 27:4 псалмист стремится обитать в доме Иеговы все дни своей жизни. В Пс. 36:8 псалмист говорит о тучности (обозначающей изобилие) Божьего дома, где находится источник жизни и где мы видим свет в Божьем свете.
В 31-м Псалме говорится о городе, а в 24-м Псалме — о горе, которая подразумевает город. В Пс. 31:21 говорится: «Благословен Иегова, ибо Он чудно явил мне Свою любовную заботу в укреплённом городе». В Пс. 24:3 говорится о горе Иеговы. В Мф. 5:14Б Господь Иисус говорит: «Невозможно, чтобы город, расположенный на горе, был скрыт». Отсюда следует, что, согласно Библии, гора предназначена для города. В первой Книге Псалмов псалмисты были обращены от закона к Христу и Христос привёл их к наслаждению Богом в Его доме и в городе.
Я считаю, что 45-й Псалом — это величайший и высочайший псалом о Христе. В этом псалме Христос, прообразом которого служит Соломон, раскрыт и восхвалён как Царь. Сразу же после этого 46-й Псалом говорит уже не о доме, а о городе. Дом — это жилище, а город — это царство для правления. Христос, раскрытый в качестве Царя в 45-м Псалме, нуждается в городе, чтобы править и царствовать, и мы видим этот город в 46-м Псалме. Мы наслаждаемся Христом как Царём, и этот Царь царствует в городе, который является Его царством. Если нам это ясно, мы можем теперь перейти к рассмотрению хвалы Богу в Его величии и возвышении, особенно в Его городе, изображённой в Псалмах 46—48.
I. Река, которая веселит город Божий
В Псалме 46 говорится о реке, которая веселит город Божий.
A. Бог нам убежище, крепость и помощь
Бог нам убежище, крепость и помощь в бедствиях, Он очень скоро бывает найден (ст. 1). Бог является всем этим для нас в городе. Поэтому, хотя бы изменилась земля и горы соскользнули в сердце моря, мы не будем бояться (ст. 2). В стихе 3 псалмист говорит: «Хотя бы воды моря ревели и пенились; хотя бы горы сотрясались от его вздымания».
Б. Есть река, чьи потоки веселят город Божий, святое место обителей Всевышнего
«Есть река, чьи потоки веселят город Божий, святое место обителей Всевышнего» (ст. 4). Эта река обозначает течение Триединого Бога как жизнь для нас, о чём сказано в 22-й главе Откровения. Потоки этой реки веселят город Божий, который является святым местом обителей Всевышнего.
В. Бог посреди города, чтобы быть нашим высоким прибежищем
Бог находится посреди города, чтобы быть нашим высоким прибежищем (Пс. 46:7Б, 11Б). Город не поколеблется; Бог помогает ему на рассвете утра (ст. 5Б). В стихах 6 и 7 псалмист говорит: «Бушуют народы; колеблются царства. Он подаёт Свой голос — земля тает. Иегова воинств с нами; Бог Иакова — наше высокое прибежище». В городе мы наслаждаемся Богом как своим местом прибежища.
Г. Бог произвёл опустошения на земле
Бог произвёл опустошения на земле, и Он прекращает войны до края земли (ст. 8-9). На протяжении столетий Бог произвёл многие опустошения на земле. Например, Он произвёл опустошения над Гитлером.
Д. Бог будет возвышен среди народов на земле
«Утихните и узнайте, что Я Бог. Я буду возвышен среди народов; Я буду возвышен на земле» (ст. 10). Это — обращение к народам. Сегодня народы бушуют, но однажды Бог, который правит и царствует в городе, повелит им утихнуть и узнать, что Он Бог.
II. Великий Царь над всей землёй
В 47-м Псалме псалмист называет Бога великим Царём над всей землёй.
A. Народы рукоплещут и восклицают Богу голосом торжествующего клича
В стихе 1 народам повелевают рукоплескать и восклицать Богу голосом торжествующего клича. Ибо Иегова Всевышний страшен; Он — Великий Царь над всей землёй (ст. 2).
Б. Бог покоряет народы под Израиля, и Он избрал им наследие
Иегова покоряет народы под Израиля и племена под их ноги. Он также избрал им наследие — превосходство (славу) Иакова, которого Он возлюбил (ст. 3-4).
В. Бог восходит при восклицаниях, при звуке трубы
«Восходит Бог при восклицаниях; Иегова — при звуке трубы» (ст. 5). Когда мы восклицаем, Бог восходит. Бог может и не взойти, если мы не будем восклицать.
Далее псалмист повелевает нам петь псалмы Богу, нашему Царю. Он — Царь всей земли, царствующий над народами и сидящий на Своём святом престоле (ст. 6-8).
Д. Князья народов собраны как народ Бога Авраама
Далее, в стихе 9, говорится, что князья народов собраны как народ Бога Авраама. У Бога щиты земли; Он весьма возвышен.
Псалом 48 говорит о городе великого Царя.
A. Иегова велик и достоин большой хвалы в городе нашего Бога, на Его святой горе
«Велик Иегова и достоин большой хвалы в городе нашего Бога, на Его святой горе» (ст. 1). В этом стихе выражение «Его святая гора» является приложением к выражению «город нашего Бога». Отсюда следует, что город — это гора, а гора — это город.
Б. Гора Сион прекрасна на возвышении
Гора Сион — стороны севера, город великого Царя, прекрасна на возвышении. Она — радость всей земли (ст. 2).
В стихе 3 говорится: «Бог дал узнать Себя в его дворцах как высокое прибежище». Город обозначает церковь, вселенскую церковь, а дворцы в городе обозначают поместные церкви. Бог дал узнать Себя во дворцах, в поместных церквях. Следовательно, если мы хотим узнать Бога, нам нужно прийти в поместные церкви, которые являются высоким прибежищем. Сначала Сам Бог является прибежищем, а затем прибежищем становятся поместные церкви. Поместные церкви сегодня — это прибежище. Если вам нужно прибежище, приходите в поместные церкви.
В. Цари собрались, прошли все вместе мимо города, увидели его, и изумились, и испугались
«Вот, собрались цари; прошли все вместе мимо. Они увидели, поэтому они изумились, испугались, в смятении поспешили прочь» (ст. 4-5). Цари здесь — это враги, которые, увидев город, изумились и испугались и которые в смятении поспешили прочь. Их охватил трепет и судороги, как у женщины при родах (ст. 6).
«Как мы слышали, так мы и увидели в городе Иеговы воинств, в городе нашего Бога. Бог утвердит его навеки» (ст. 8). Бог утвердит город навеки.
Д. Размышляем о Божьей любовной заботе посреди Его храма
Далее псалмист говорит, что мы размышляем о Божьей любовной заботе посреди Его храма. Как Его имя, так и Его хвала — до концов земли (ст. 9-10). «Пусть радуется гора Сион; пусть ликуют дочери Иуды [народ Иуды] из-за Твоих судов» (ст. 11).
Е. Бог — наш Бог во веки и веки, и Он будет направлять нас до самой смерти
«Обойдите Сион и пройдите вокруг него; сосчитайте его башни. Внимательно осмотрите его укреплённые стены; пройдите между его дворцами, чтобы рассказать это последующему поколению» (ст. 12-13). Башни и укреплённые стены предназначены для сражения с врагами с целью защитить город, а дворцы предназначены для обитания царя. Всё это указывает на функции церкви. Мы должны пройти вокруг церкви, сосчитать её «башни», внимательно осмотреть её «укреплённые стены» и пройти между её «дворцами», чтобы рассказать это последующему поколению.
«Ибо этот Бог — наш Бог во веки и веки. Он будет направлять нас до самой смерти» (ст. 14). Здесь мы видим, что Бог является Тем, кто направляет нас; можно сказать, что Он — наш экскурсовод. Наша человеческая жизнь — это экскурсия, а мы — туристы, которые не знают, куда им идти или как достигнуть своей цели. Нам нужен Тот, кто направляет нас, и Тем, кто направляет нас, является Сам Бог. Он будет направлять нас, пока мы не умрём и не отправимся в рай.
Где мы переживаем Бога как Того, кто направляет нас? Он — Тот, кто направляет нас в церкви — и во вселенской церкви, Теле Христовом, и в поместных церквях. Мы не знаем, каким должен быть наш следующий шаг, но Он направляет наши шаги. Мы не знаем, куда идти, но Он направляет нас, «туристов», в нашем путешествии человеческой жизни. Так как Бог будет продолжать направлять нас до самой смерти, нам можно не беспокоиться. Нам нужно просто наслаждаться Его присутствием, направлением и руководством.
То, что Бог направляет нас, является аспектом наслаждения Богом в городе. Такое наслаждение Богом мы получаем через Христа, в Христе и с Христом, и оно находится в церкви и в поместных церквях — во вселенской церкви как Теле Христовом и в поместных церквях как выражениях Тела.
В Псалмах 46—48 Бог является нашим убежищем, нашим прибежищем и Тем, кто направляет нас. Бог, которым мы наслаждаемся через Христа, в Христе и с Христом в церкви и поместных церквях, является нашим убежищем, прибежищем и Тем, кто направляет. Переживали ли вы Его и наслаждались ли вы Им в этих аспектах? В настоящее время наше переживание может быть ограниченным, но мы благодарим Господа за пробивающиеся новые «ростки» и «ветви» такого переживания Бога в Христе. Давайте все будем учиться наслаждаться Богом в Христе в церкви и в поместных церквях.
На данный момент в нашем Жизнеизучении мы рассмотрели сорок восемь псалмов. В каком псалме вы намерены задержаться? Останетесь ли вы в 1-м Псалме или перейдёте к наслаждению Христом в Псалмах 2, 8, 16 и 22—24? Христос, которым мы наслаждаемся в 23-м Псалме, — Пастырь, Тот, кто пасёт нас, приводя в дом Божий, поместную церковь. В конечном итоге, когда мы состраиваемся, увеличиваемся и укрепляемся, церковь становится городом, царством Божьим, где Царь правит и царствует.
Псалмы показывают, что сначала нам нужно переживать Христа. Затем Христос приведёт нас в поместную церковь, чтобы мы наслаждались Богом. Будучи домом, церковь является Божьим домом, местом, где Он может обитать. Будучи городом, церковь является Божьим царством, местом, где Он может править. Когда церковь, дом, увеличивается, она становится городом — царством, где Бог может править и царствовать. В церкви как доме мы наслаждаемся Богом в аспекте Его обитания. В церкви как городе мы наслаждаемся Богом в аспекте Его правления и царствования. Это — наслаждение Богом в Христе в церкви и в церквях.