Бог осудил грех во плоти, чтобы мы были в духе
Тексты Писания: Рим. 8:3-9
Послание к Римлянам 8:3 говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной за грех и осудил грех во плоти». Слова «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» указывают на воплощение, первый шаг в процессе, пройденном Триединым Богом. Подлежащим в стихе 3 является не Сын, а Бог. В этом стихе Павел не говорит, что Сын Божий пришёл в подобии греховной плоти. Нет, он говорит, что Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти. Отсюда следует, что согласно стиху 3, этот шаг совершается именно Богом. Бог послал Своего Сына через воплощение в подобии греховной плоти.
Вслед за первым шагом в этом процессе, вслед за воплощением, Бог совершил ещё один шаг — Он осудил грех посредством распятия. Когда Сын был распят в форме, в подобии, греховной плоти, Бог осудил грех в плоти. Поэтому смерть Сына на кресте была Божьим осуждением греха.
Праведные требования закона исполнены в нас
Два шага — воплощение и распятие — преследовали одну цель, раскрытую в стихе 4: «Чтобы оправдание [праведное требование — греч.] закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Слово «чтобы» в начале этого стиха показывает, что за ним следует цель, ради которой предпринимались действия, упомянутые в предшествующем стихе. Бог послал Своего Сына и осудил грех в плоти с какой-то конкретной целью, то есть воплощение и распятие привели к определённому результату. Исходом, результатом этих двух шагов является то, что праведное требование закона само исполнилось в нас. Нам нет необходимости пытаться соблюдать требования закона. Исполнение праведных требований закона является результатом воплощения и распятия Христа. Поскольку воплощённый Христос был распят на кресте, требования закона могут автоматически исполняться в нас.
В стихе 4 Павел говорит, что требования закона исполнены «в нас, живущих не по плоти, но по духу». Это показывает, что Бог послал Своего Сына и осудил грех в плоти для того, чтобы праведные требования закона исполнились в тех, кто поступает не по плоти, а по духу.
В вечности у Бога было намерение осуществить Свой замысел. Можно сказать, что перед Богом лежал открытый путь, и Он собирался идти по этому пути, чтобы осуществить Своё намерение. Однако враг под названием «грех» вмешался и загородил Ему дорогу. Поэтому Бог послал Своего Сына и осудил грех в плоти, чтобы убрать это препятствие со Своего пути. Через воплощение и распятие Христа Бог осудил грех и устранил Его. В результате путь снова был открыт. Результатом, исходом устранения греха и расчистки пути является то, что праведные требования закона исполнены в нас.
Заметьте, что здесь Павел не говорит, что праведные требования закона исполнены в Сыне Божьем. Нет, он говорит, что они исполнены в нас, в тех, кого Бог избрал, искупил, посетил, достиг и коснулся. Все, кто стоит за местоимением «мы» в стихе 4, — очень важные люди, потому что в них исполнены праведные требования закона. Кто эти люди? Это Божьи избранники, те, кого Он Сам избрал.
Есть ли у вас осознание того, что Бог избрал вас? Из миллиардов людей, живших на земле со времён Адама, Бог избрал именно вас. Чтобы помочь нам понять Божье избрание, можно использовать один простой пример. Допустим, вы идёте в магазин, чтобы купить яблок. В магазине все яблоки свалены в одну большую кучу. Из многих яблок в этой куче вы выбираете себе дюжину яблок, которые вам нравятся. Примерно так же Бог избрал нас. Возможно, мы ценим себя невысоко и никогда не считаем себя кем-то выдающимся. Может быть, мы даже презираем и ненавидим себя. Однако Бог не испытывает к нам ненависти. В вечности вы понравились Ему, и Он избрал вас. Если бы вы спросили Его, чем вы Ему понравились, Он бы ответил: «Просто ты мне нравишься». Мы — Божьи избранные люди. Кроме того, мы — те, кого Он искупил, достиг и коснулся. Как видно из четырёх Евангелий, испытать прикосновение Бога — это великое дело. Его прикосновение делает нас другими людьми. Я могу засвидетельствовать, что Он прикоснулся ко мне более пятидесяти лет назад, и я сразу же стал другим человеком. Мы находимся в числе тех, о ком говорится в стихе 4. К нам прикоснулся Бог.
Мы должны верить Божьему слову, а не размышлять о своём положении или смотреть на себя. Послание к Римлянам 8:4 говорит: «Оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Прочитав эти слова, мы, возможно, скажем: «По большей части я поступаю по плоти, а не по духу». Если бы кто-нибудь спросил вас, как вы поступаете — по духу или по плоти, вам бы, наверное, не хватило смелости сказать, что вы поступаете по духу. С вашей точки зрения у вас нет достаточных оснований, чтобы сказать с уверенностью: «Я поступаю по духу». Вместо этого вы, вероятно, ответите после некоторых колебаний: «Иногда я поступаю по духу, но по большей части я поступаю по плоти».
Когда дело касается хождения по духу, необходимо помнить, что существуют два мира, две сферы: физическая сфера и духовная сфера. В духовной сфере Бог делает все посредством говорения. Стоит Богу произнести что-то, вопрос решён. В 4:17 говорится, что Бог называет несуществующее как существующее. Это значит, что посредством говорения Он вызывает вещи к существованию. Например, согласно Книге Бытия 1:3 Бог сказал: «Да будет свет», и был свет.
Мы, дети Божьи, должны осознавать, что, когда мы говорим что-нибудь от чистого сердца, наше положение будет соответствовать нашим словам. Предположим, кто-нибудь спрашивает вас, спасены ли вы. Вы должны твёрдо ответить: «Да, я спасён». Не нужно колебаться и говорить: «Дайте-ка мне подумать. Судя по некоторым признакам, я, вероятно, спасён». Если вы говорите, что вы, вероятно, спасены, то, наверное, вы спасены. Но если вы говорите, что, судя по некоторым признакам, вы, вероятно, не спасены, то тогда насчёт вашего спасения могут быть некоторые сомнения. Теперь, когда мы стали детьми Божьими, мы должны быть внимательны к тому, что мы говорим, так как мы являемся тем, что мы говорим о себе. В предыдущем сообщении я сказал, что мы являемся тем, что мы едим. Теперь я хочу сказать, что мы являемся тем, что мы говорим.
Библия называет верующих святыми. Относите ли вы себя к святым? Если вы начинаете думать и говорите: «Ну, я не святой, как Тереза или Франциск Ассизский. На самом деле я не думаю, что я такой уж святой. Как же я могу говорить, что я святой?», то вы по-прежнему находитесь в состоянии жалкого грешника. Но если вы твёрдо отвечаете: «Да, я святой!», то тогда вы действительно святой.
Мы должны учиться говорить не в своей природной искренности, а в вере. Павел говорит нам, что мы говорим, потому что у нас есть дух веры: «Имея тот же дух веры, как написано: „я веровал и потому говорил“, и мы веруем, потому и говорим» (2 Кор. 4:13).
Мы, христиане, любим колебаться, сомневаться, обдумывать и передумывать все снова и снова. Предположим, кто-нибудь спрашивает вас, любите ли вы Господа. Вы не торопитесь отвечать. Вы начинаете взвешивать свой ответ, чтобы не сказать что-нибудь, что не соответствует действительности. Вы можете считать это проявлением смирения и сдержанности в словах, но на самом деле вы просто обмануты врагом, вы попались на его уловку. Мы должны смело говорить в вере, что мы любим Господа.
Что касается пребывания в духе и принятия Духа, то многим из нас в своё время эти моменты объяснили неправильно. Некоторые учат, что христианин, чтобы принять Духа, должен покаяться, исповедать свои грехи и посвятить себя посту и молитве. Тогда через некоторое время он внезапно примет Духа. Когда кто-нибудь спрашивает нас, приняли ли мы Святого Духа, мы, может быть, мешкаем с ответом под влиянием своего религиозного прошлого. Но если мы получили надлежащее духовное наставление, мы сможем сразу же ответить: «Да, я принял Святого Духа!»
Теперь я хотел бы задать три вопроса. Первый: поступаете ли вы по духу? Второй: существуете ли вы по духу? Третий: находитесь ли вы в духе? Поступать по духу — значит делать все по духу. Существовать по духу — значит, что наше существо соответствует духу. В дополнение к хождению по духу и существованию по духу нужно ещё находиться в духе. Хватит ли вам уверенности сказать, что вы поступаете по духу, существуете по духу и находитесь в духе? Разве вы иногда не выходите из себя? Как же тогда вы говорите, что вы в духе? Как вы можете заявлять, что вы поступаете по духу и существуете по духу, если вы даже не можете справиться со своим раздражением? На такие вопросы нужно отвечать так: «Да, я в духе! Когда я вышел из себя, я совершил случайную ошибку. Но я сразу же покаялся и получил Божье прощение. Поэтому я все равно имею смелость заявлять, что я в духе».
В 8:4 Павел говорит о тех, кто живёт, то есть поступает, по духу, а в стихе 5 — о тех, кто существует по духу. Чтобы поступать по духу, нужно существовать по духу. Это значит, что поступать по духу можно, только существуя по духу, потому что наши поступки всегда вытекают из нашего состояния.
В стихе 9 Павел говорит о тех, кто находится в духе. Человек, существующий по духу, — это человек, который находится в духе. Существование по духу является результатом пребывания в духе. Таким образом, возможность поступать по духу приходит от существования по духу, а существование по духу приходит от пребывания в духе. Из этого следует, что нам прежде всего нужно быть в духе. Если мы не в духе, мы не сможем существовать по духу, а если мы не будем существовать по духу, мы не сможем поступать по духу. Если же мы будем в духе, мы будем и существовать по духу, а если мы будем существовать по духу, то и поступать мы будем тоже по духу.
Моя забота в этом сообщении связана не с тем — поступать по духу или просто существовать по духу; моя забота связана с пребыванием в духе. Короткое слово «в» очень значительно и важно. Я повторяю: мы поступаем по духу, потому что мы существуем по духу, и мы существуем по духу, потому что мы находимся в духе. Мы все должны быть в состоянии засвидетельствовать: «Я поступаю по духу, потому что я существую по духу, и я существую по духу, потому что я нахожусь в духе». Где бы мы ни были и что бы мы ни делали, мы должны быть в духе. Если мы будем пребывать в духе, мы не будем выходить из себя и уж тем более не будем лгать. О, как это важно — быть в духе!
Осознаете ли вы, что вы находитесь в духе? Послание к Римлянам 8:9 даёт нам смелость сказать, что мы в духе: «Но вы не в плоти, а в духе, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (греч.). Слова «если только» являются правильным переводом. Однако слово «если» подразумевает, что здесь присутствует некоторое условие. Слово «раз» также обычно ставится перед условием, но только перед таким, которое уже было выполнено и стало свершившимся фактом. Например, я могу сказать какому-нибудь брату: «Если ты придёшь, я дам тебе Библию». При этом используется слово «если», которое означает, что необходимое условие ещё только предстоит выполнить. Но я могу сказать: «Раз ты пришёл, я дам тебе Библию». В этом предложении слово «раз» означает, что условие уже выполнено и сейчас это является свершившимся фактом. Когда говорят: «Если ты придёшь», это значит, что условие ещё предстоит выполнить. Но если говорят: «Раз ты пришёл», значит, условие уже выполнено. Условие в стихе 9 относится ко второй категории; это условие уже было выполнено. Таким образом, здесь Павел говорит, что мы в духе, раз Дух Божий живёт в нас. То, что Дух живёт в нас, — это факт. Это не условие, которое ещё предстоит выполнить; это условие, которое уже было выполнено и стало фактом. Итак, раз Дух Божий живёт в нас, мы в духе.
Я полностью уверен, что Божий Дух обитает в нас, верующих. Этот факт никто не может отрицать. На основании 8:9 мы можем быть уверены в том, что Дух Божий не просто будет жить в нас в будущем или что Он жил в нас в прошлом, — мы можем быть уверены, что Он живёт в нас прямо сейчас. О, это удивительный факт, что Дух Божий живёт в нас! Благодаря этому факту мы можем смело говорить, что мы в духе.
Несмотря на то, что порой мы терпим неудачи и делаем ошибки, Дух Божий продолжает жить в нас. Например, иногда мы выходим из себя, но это не влияет на тот факт, что Божий дух живёт в нас. Он живёт в нас постоянно, не оставляя нас даже на время. Поскольку Дух Божий живёт в нас, мы находимся в духе. Это тоже факт. Таким образом, в стихе 9 содержатся два важнейших факта. Первый — это то, что Дух Божий живёт в нас и мы имеем Духа. Второй — это то, что мы находимся в духе.
С одной стороны, в стихе 9 Павел говорит, что мы находимся в духе, поскольку Дух Божий живёт в нас. С другой стороны, он говорит, что если кто-то не имеет Духа Христа, то он не Его. Допустим, мы бы переделали этот стих так: «Поскольку Дух Божий живёт во мне, я Его. Если же кто Духа Христа не имеет, тот не в Нем».Такие перестановки сильно изменили бы смысл сказанного.
Говорить, что раз Дух Божий обитает в нас, то мы Его, — неправильно. Говорить, что если кто-то не имеет Духа Христа, то он не в Нем, — тоже неправильно. Слова «тот не Его» указывают здесь на положение человека, тогда как слова «в духе» показывают его состояние. Если мы не имеем Духа Христа, мы не Христовы. Это вопрос положения. Кто не имеет Духа Христова, тот не Христов; такой человек не принадлежит Христу. У нас, верующих, нет никаких проблем с положением. Мы имеем Духа Христа и мы Христовы. Однако у нас могут быть проблемы, связанные с состоянием, которое обозначается через предлог «в». Мы все можем сказать с уверенностью, что мы Христовы, что мы принадлежим Ему. Но, как мы уже сказали, не всякий сможет заявить без колебаний, что он в духе.
Наше положение, положение людей Христа, неизменно. Поэтому говорить, что иногда мы Христовы, а иногда — нет, неправильно. Нет, мы всегда принадлежим Христу, как мы всегда принадлежим семье, в которой родились. Где бы вы ни были, вы сохраняете принадлежность к своей семье. Это вопрос положения, и оно остаётся неизменным. Но хотя мы и относимся неизменно к какой-то конкретной семье, мы не всегда в этой семье находимся. В семье, как и в духе, можно быть, а можно не быть. Приходится признать, что иногда у нас бывают проблемы с тем, чтобы быть в духе. Я повторяю: мы Христовы, и у нас никогда не возникает никаких проблем с этим нашим положением. Однако иногда у нас бывают проблемы с тем, чтобы быть в духе, то есть проблемы с нашим состоянием. В этом сообщении мы рассматриваем состояние, а не положение. Вопрос положения был решён раз и навсегда. Аллилуйя, мы все Христовы! Мы все Его. Но наше состояние, наше нахождение в духе, может не быть постоянным или устойчивым. Поэтому в следующем сообщении мы рассмотрим, как сделать наше состояние, наше нахождение в духе, более устойчивым.