Раздаяние Триединого Бога для исполнения Его замысла
Тексты Писания: Рим. 9:5; Рим. 8:3; Рим. 5:10; Рим. 1:3-4; 8:2, 7-11, 14, 15, 23, 26; 1 Кор. 6:17; Рим. 8:29
Послание к Римлянам — это всеобъемлющая книга, это краткое изложение как христианской, так и церковной жизни. Исчерпать откровение, передаваемое и подразумеваемое в этой книге, невозможно. Когда говорят, что откровение подразумевается, это значит, что оно не дано непосредственно, но логически вытекает из сказанного. В божественном Слове подразумеваемое часто оказывается более важным, чем то, что сказано прямо. В этом сообщении мы рассмотрим одно из подразумеваемых откровений в Послании к Римлянам: раздаяние Триединого Бога для исполнения Его замысла.
Божий вечный замысел состоит в том, чтобы обрести Тело для Христа. Это Тело — вселенская церковь. Вселенская церковь должна быть выражена в различных местностях в виде поместных церквей. Раздаяние Триединого Бога для исполнения Его вечного замысла во многом связано с поместными церквями. Для того чтобы исполнить Свой замысел, Богу необходимо раздать Себя в Своих избранных людей. Это именно то, что Бог делает с нами сегодня.
Для того чтобы Бог мог раздать Себя в нас, Он должен быть триедин. Бог триедин не для того, чтобы служить предметом доктрины или богословия, а для того, чтобы раздавать Себя в Своих людей, чтобы обрести Тело, которое будет выражать Христа.
Слово «раздавать» значит «распределять». Предположим, у нас есть большой сосуд с соком. Для того чтобы люди могли пить сок, нужно найти способ раздавать сок из сосуда в них. Лучше всего разлить сок в чашки и затем распределить их среди всех присутствующих. Раньше сок был в сосуде, но теперь он находится в людях, в которых он был роздан. Когда мы говорим о раздаянии Триединого Бога, мы имеем в виду, что Бог распределяет Себя среди нас, а затем раздаёт Себя в наше существо так же, как сок раздаётся из сосуда в тех, кто его пьёт. Бог в Своём раздаянии действительно входит в наше существо, наполняет наш сосуд и становится един с нами. Таково раздаяние Триединого Бога для исполнения Его замысла.
Чтобы Бог мог раздавать Себя в Своих избранных людей, Он должен быть триедин, то есть Он должен быть Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом. Наш Бог триедин, но мы отвергаем тритеизм, то есть доктрину, утверждающую, что три Лица Троицы являются тремя отдельными Богами. У нас не три Бога — у нас единственный Триединый Бог: Отец, Сын и Дух.
Как уже было сказано, Божество троично не для того, чтобы быть предметом богословия, а для того, чтобы раздавать Себя. Бог не хочет быть один. Он стремится раздать Себя в людей, сотворённых, избранных и призванных Им. Аллилуйя, эти люди — это мы, и Бог хочет раздать Себя в нас! Это подразумевается в Послании к Римлянам. Рассмотрим сначала, как Триединый Бог показан в этой книге, а затем рассмотрим Божье раздаяние.
Послание к Римлянам 9:5 говорит о Христе, «сущем над всем Боге, благословенном во веки». Многие христиане, читая Послание к Римлянам, не замечали утверждения, содержащегося в этом стихе. Этот стих говорит, что Христос есть Бог, благословенный вовеки. Как Бог Христос стоит надо всем: над человеком, над ангелами, над небесами и над землёй. Христос — это Сам Бог, который был и будет благословен вовеки и который стоит надо всем. Христос — наш Спаситель, и наша жизнь — это Сам Бог. Это позор, что христиане спорят о божественности Христа и обсуждают, является Христос Богом или нет. Согласно этому стиху Христос — это Бог, сущий над всем и благословенный вовеки.
Послание к Римлянам 8:3 говорит, что Бог послал Своего Сына. Бог в 8:3 — это, разумеется, тот же Самый Бог, что и в 9:5. Сын Божий — это Христос. Как же тогда объяснить, что единственный Бог послал Своего Сына, когда Христос одновременно является и Сыном Божьим, и Самим Богом? Согласно 9:5 Христос есть Бог. Согласно 8:3 Бог послал Своего Сына, то есть Христа. Из этого видно, что Христос — это и Бог, и Сын Божий. Это напоминает стих 9:6 из Книги пророка Исаии. Там говорится, что ребёнка зовут Бог крепкий и что Сына зовут Отец вечности. Здесь мы видим тайну Триединого Бога: Бог троичен, но при этом Он остаётся единым.
Теперь мы обращаемся к 5:10, где сказано, что мы примирились с Богом через смерть Его Сына. Из этого стиха следует, что однажды Сын Божий умер. Но как может умереть Сын Божий? Мне было бы легче понять этот стих, если бы в нем говорилось о смерти Иисуса. Однако здесь говорится именно о смерти Божьего Сына. Можем мы понять это или нет, но факт остаётся фактом: даже будучи врагами Богу, мы примирились с Ним чудесной смертью Сына Божьего. Более того, согласно 5:10, теперь мы спасаемся в Его жизни. Это показывает, что Умерший все-таки жив. Это подразумевает воскресение Христа.
Определён Сыном Божьим в воскресении
Послание к Римлянам 1:3-4 говорит, что Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш, родившийся от семени Давидова по плоти, был определён Сыном Божьим в силе по Духу святости через воскресение из мёртвых. Все, что сказано о Христе в этих стихах, имеет отношение к Божьему раздаянию. Если бы не Божье раздаяние, Его Сыну было бы необязательно становиться Иисусом Христом. Именно из-за раздаяния Сыну Божьему нужно было стать человеком (Иисусом) и Помазанником (Христом). Кроме того, только через раздаяние Сын Божий, Иисус Христос, мог стать нашим Господом. Поскольку Христос был роздан в нас, Он не просто Господь, Он — наш Господь.
Согласно стиху 3 Сын Божий родился от семени Давидова по плоти. Здесь мы видим плотское начало. Согласно стиху 4 Христос был определён Сыном Божьим в силе по Духу святости через воскресение из мёртвых. Здесь мы видим духовное начало. Несмотря на то, что Христос уже был Сыном Божьим, Ему все равно нужно было определиться Сыном Божьим в воскресении.
Различные выражения в этих стихах косвенно указывают на Триединого Бога в Его раздаянии. Несмотря на то, что слово «раздаяние» не встречается ни здесь, ни в других местах в Послании к Римлянам, факт раздаяния все же подразумевается. Все, что сказано о Христе в 1:3-4, предназначено для Божьего раздаяния.
Теперь мы переходим к главе 8, неисчерпаемой по своему откровению и духовному значению. Стих 2 говорит о законе Духа жизни во Христе Иисусе. В этом стихе содержится ряд вещей, объяснить которые не просто: закон, Дух, жизнь и Христос Иисус. Заметьте, что здесь Павел говорит не Иисус Христос, а Христос Иисус. В стихах 7 и 8 Павел упоминает Бога. Дальше, в стихе 9, он говорит о Духе Божьем и Духе Христа. Как мы увидим, в этих стихах Павел говорит о Триедином Боге в Его раздаянии.
Павел использует понятия «Бог», «Дух Божий» и «Дух Христа» взаимозаменяемо. Он начинает с Бога, переходит к Духу Божьему, а затем обращается к Духу Христа. Но на этом Павел не останавливается, и в стихе 10 он упоминает Христа, говоря, что Христос находится в нас. В этом коротком отрывке взаимозаменяемо используются четыре божественных титула: Бог, Дух Божий, Дух Христа и Христос. Эти четыре понятия обозначают одно и то же существо: Самого Триединого Бога.
Дух Божий — это Сам Бог. Не понимайте этот титул в том смысле, что Дух — это нечто отличное от Бога. В Новом Завете такие выражения, как любовь Божья и жизнь Божья, означают, что любовь и жизнь — это Сам Бог. Согласно тому же принципу понятие «Дух Божий» значит, что Дух и есть Бог. То же самое верно в отношении Духа Христа. Этот титул значит просто, что Дух есть Христос. Как видно из контекста, Дух Христа — это Дух Божий.
От Духа Христа Павел переходит ко Христу. Таким образом, через Духа Божьего и духа Христа Павел проводит нас от Бога до Христа. Мысль Павла следует от Бога к Духу Божьему, от Духа Божьего — к Духу Христа, и от Духа Христа — ко Христу. Таким образом, мы видим Бога, Духа Божьего, Духа Христа и Самого Христа. Однако все эти четыре понятия относятся к единственному Триединому Богу.
Стих 10 говорит, что Христос в нас. Как замечательно, что здесь используется именно этот предлог «в». Чудесный Христос действительно находится в нас! Чтобы Христос мог быть в нас, Бог должен быть Духом Божьим, Дух Божий должен быть Духом Христа, а Дух Христа должен быть Христом. Если бы Бог был просто Богом, Он не смог бы войти в нас. Этому есть две причины. Первая состоит в том, что Бог является божественным, бесконечным и всемогущим, а мы — просто люди, и Он не может войти в нас без человеческого опосредования. Вторая причина заключается в том, что мы грешны и нечисты. Вследствие падения каждая часть нашего существа осквернена. Для святого Бога обитать в таких грешных людях невозможно. Чтобы устранить пропасть, отделяющую божественность от человечества, Богу пришлось стать человеком по имени Иисус. Иисус переводится как Иегова Спаситель. В соответствии со Своим именем Он умер на кресте за наши грехи, пролив Свою кровь, чтобы очистить нас от всякой скверны. Аллилуйя, бесконечный Бог стал конечным человеком, чтобы умереть за нас на кресте! Это устранило препятствия, которые мешали Богу войти в человека. Теперь во Христе бесконечный, святой Бог может войти в нас. По этой причине в стихе 10 Павел пишет, что Христос в нас.
Примечательно, что здесь Павел не говорит, что в нас находится Бог, — он говорит, что в нас Христос. Дух здесь соединяет Бога со Христом. Дух — это и Дух Божий, и Дух Христа. Как глубоки и неисчерпаемы все эти понятия!
Стих 11 говорит: «Если же Дух Того, кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Согласно стиху 10 в нас есть Христос. Но в стихе 11 сказано, что Дух Того, кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в нас, то есть Его Дух вселяется в нас. В этом стихе мы видим всего Триединого Бога: Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых (Отца), Христа (Сына) и Духа. Здесь мы видим, как Триединый Бог раздаёт Себя в нас. Более того, Он поселяется в нас и даже оживляет наши смертные тела. Это полное раздаяние Триединого Бога во все наше существо.
В стихе 11 отсутствуют слова «триединый» и «раздаяние», но факт раздаяния Триединого Бога подразумевается здесь. Здесь есть косвенное указание на Триединого Бога, а также на раздаяние Триединого Бога в наше существо. Как уже было отмечено, в этом стихе присутствуют и Отец, и Сын, и Дух. Кроме того, слова Павла об оживлении наших смертных тел подразумевают раздаяние. Это не явное откровение; это подразумеваемое откровение раздаяния Триединого Бога в верующих.
В стихе 11 Павел говорит о Духе Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых. Это подразумевает не только Божье раздаяние, но и процесс, необходимый, чтобы сделать это раздаяние возможным. Для раздаяния необходим определённый процесс. Воскресение Христа из мёртвых было частью этого процесса. Поэтому для того чтобы Дух Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых, жил в нас, Богу пришлось совершить некий процесс. Павел не просто говорит, что Дух живёт в нас. Это было бы слишком прямо. Вместо этого он говорит, что в нас живёт Дух Того, кто воскресил Иисуса. Это подразумевает присутствие определённого процесса.
В качестве иллюстрации к процессу, необходимому для Божьего раздаяния, можно взять приготовление пищи. Большинство из того, что мы едим, должно быть приготовлено, прежде чем мы сможем это съесть. Например, моя жена не просто покупает рыбу на рынке, приносит её домой и кладёт её на стол за обедом. Нет, рыба должна быть полностью приготовлена; только тогда мы сможем съесть её. Сходным образом Триединый Бог прошёл через процесс, чтобы жить в нас.
На процесс в стихе 11 указывает сама косвенность стиха. Весь стих на самом деле является одним длинным косвенным утверждением. В этом стихе затрагиваются три ключевых момента: Триединый Бог, процесс и раздаяние. Для того чтобы вселиться в нас, Богу нужно было быть триединым, и Ему нужно было пройти через весь процесс до конца.
Этот процесс включает в себя воплощение, распятие и воскресение. Прежде чем умереть за нас на кресте, Сын Божий должен был воплотиться в человека. Посредством воплощения Он облёкся в человечество с плотью и кровью и стал человеком по имени Иисус. Только таким образом Он смог пролить Свою кровь на кресте за наши грехи. Слова Павла в стихе 11 относительно воскресения Христа подразумевают Его воплощение и распятие. Все это связано с процессом.
Теперь наш Бог — это уже не просто неприготовленный Бог. Тот, кто сейчас обитает в нас, был полностью приготовлен. Дух, который живёт в нас, — это реализация Сына, который является воплощением Отца. Отец воплощён в Сыне, Сын реализован как Дух, а Дух живёт в нас. Это Триединый Бог, который был приготовлен через воплощение, распятие и воскресение, который раздаёт Себя в нас и который сейчас живёт в нас.
Стих 11 указывает, что Триединый Бог раздаётся не только в наш дух, центр нашего существа, как указано в стихе 10, но и в его периферию, в наше смертное тело. Это значит, что раздаяние Триединого Бога пропитывает все наше существо. Чем больше я переживаю это раздаяние и наслаждаюсь им, тем больше я заряжаюсь энергией духовно, психологически и физически. Я могу засвидетельствовать своим опытом, что раздаяние Триединого Бога — это не просто доктрина. Дух Воскресившего Христа из мёртвых оживляет наши смертные тела. Как удивительно! Стих 11, таким образом, подразумевает очень многое: Триединого Бога, процесс, раздаяние и пропитывание всего нашего существа божественной жизнью. Таково раздаяние Триединого Бога.
Раздаяние Триединого Бога приводит к сыновству
Такое раздаяние приводит к сыновству. Оно преобразовывает грешников в сыновей Божьих. Когда-то мы были грешниками, врагами Бога, но теперь мы — сыновья Божьи.
Стих 14 говорит: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Мы знаем, что мы — сыновья Божьи, потому что нас ведёт Дух Божий. День за днем живущий в нас дух ведёт нас. Допустим, вы хотите пойти в определённое место, но вместо этого Дух ведёт вас на собрание церкви. Часто в нас возникает желание сделать что-то, что противоречит Божьей природе, но населяющий Дух оказывается сильнее нас. В результате Он ведёт нас, и мы следуем за Ним. Подобные переживания служат признаком и доказательством того, что мы — сыновья Божьи.
Ещё одно доказательство можно увидеть в стихе 15: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления [сыновства — букв.], Которым взываем: „Авва, Отче!“. Как сыновья Божьи, мы взываем: «Авва, Отче!» Через раздаяние Триединого Бога мы действительно стали Божьими сыновьями, принявшими от Него жизнь; мы не просто называемся сыновьями. Если бы мы просто назывались сыновьями, нам было бы не так приятно восклицать «Авва, Отче!». Это можно продемонстрировать на примере отношений между сыном и отцом и между зятем и тестем. Когда сын называет своего отца «папа», это выходит естественно, и сыну приятно звать своего отца этим словом. Но если он называет так своего тестя, это выходит неестественно и не доставляет никакого удовольствия. Тот факт, что мы — Божьи сыновья, имеющие Его жизнь, подтверждается тем удовольствием, которое мы испытываем всякий раз, когда восклицаем «Авва, Отче!» Как сыновья Божьи, мы имеем внутри себя Божью жизнь, Божью природу и Духа Сына Божьего.
Согласно стиху 23 у нас также есть начаток Духа. Начаток Духа — это предвкушение Духа, Дух как предвкушение. Сегодня в нас живёт Дух как предвкушение нашего наслаждения Богом. Это предвкушение даёт нам уверенность в том, что вскоре мы полностью вкусим Его.
Стих 26 раскрывает, что Дух — это также ходатайствующий Дух. Внутри Дух постоянно ходатайствует за нас. Иногда нам кажется, что мы молимся одни, но потом мы обнаруживаем, что на самом деле наша молитва исходит от населяющего Духа. Поскольку мы едины с Ним и Дух слит с нашим духом, мы не всегда можем отделить, что исходит от нас, а что — от Него. Как говорит Первое послание к Коринфянам 6:17: «А соединяющийся с Господом есть один дух». Когда мы молимся, Он молится, и когда Он молится, мы тоже молимся. Таким образом, наша молитва — это Его молитва, а Его молитва — наша.
Конечный результат Божьего раздаяния
Согласно стиху 29 единородный Сын Божий стал Первородным среди многих братьев. Это результат раздаяния Триединого Бога в нас. Это раздаяние делает нас многими сыновьями Божьими, многими братьями Первородного. Эти многие сыновья Божьи и многие братья Первородного являются членами, составляющими Тело Христово. Таков Божий путь для исполнения Его вечного замысла. Его замысел осуществляется не посредством учения или организации, а посредством раздаяния Его Самого как приготовленного Триединого Бога в наше существо.