Тексты Писания: Пс. 88:15; Рим. 3:21; 10:3-4; 2 Кор. 5:21
Как уже было сказано, Послание к Римлянам — это евангелие сыновства. Однако в этой книге рассматривается ещё одна важная тема, а именно — праведность. В 1:16-17 Павел говорит, что евангелие — это Божья сила ко спасению всякому верующему, потому что в евангелии открывается Божья праведность. В этом сообщении мы увидим, почему праведность является силой евангелия и почему праведность необходима, для того чтобы Бог посредством евангелия произвёл многих сыновей.
Требования Божьей праведности исполнены смертью Христа на кресте
В вечности в прошлом Бог предопределил нас быть Его сыновьями. Однако хотя мы и были предопределены, мы пали и были вовлечены в грех. Здесь мы впервые сталкиваемся с Божьей праведностью. Если бы мы не пали, нам бы не нужно было беспокоиться о праведности. Но поскольку мы пали, Бог должен обойтись с нами так, как этого требует Его праведность. Что делать Богу с теми, кого Он предопределил стать Его сыновьями? Кто-то, возможно, скажет, что Бог любит нас и поэтому Он не может бросить нас всех в огненное озеро. Да, Бог любит нас, но Он ненавидит грех. Бог не хочет оставить нас или бросить нас в огненное озеро. Однако Он не может простить нас, если Его праведность не будет удовлетворена. Если бы Бог «закрыл глаза» на нашу вину, Ему пришлось бы поступиться Своей праведностью. Как праведный и справедливый Бог, Он не может простить грешников, не исполнив требований Своей праведности.
Для того чтобы Бог мог простить нас, Христос, Сын Божий, стал плотью. Как говорит 8:3, Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти. Посредством воплощения Господь облёкся в подобие греховной плоти и отождествился с грешниками в плоти. Господь Иисус был предан смерти на кресте в интересах Божьей праведности. Там, на кресте, Он был сделан грехом за нас, и Бог осудил грех в плоти. Умерев ради нас, Господь совершил искупление и исполнил все требования Божьей праведности. Теперь Бог имеет возможность простить нас, не противореча Своей праведности. На самом деле Он не только может простить нас, но Его праведность даже обязывает Его простить нас. Бог прощает нас, прежде всего, не потому, что Он любит нас, а потому, что Его праведность обязывает Его сделать это.
Евангелие от Иоанна 3:16 говорит, что Бог возлюбил нас и поэтому Он отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, а имел вечную жизнь. Этот стих показывает, что Бог спасает нас, потому что Он нас любит. Кроме того, в Послании к Эфесянам 2:5 и 8 говорится, что мы спасены благодатью. Послание к Римлянам, однако, раскрывает, что мы спасены не благодатью и не любовью, а праведностью. Ни любовь, ни благодать не являются юридическими понятиями. Нельзя, опираясь на закон, требовать от кого-то любви или благодати. Только когда речь идёт о праведности, мы имеем право требовать чего-то на законном основании.
Предположим, я снимаю у вас квартиру. Я обязан ежемесячно платить вам определённую сумму. Если я задолжаю вам за два месяца, у вас, исходя из праведности, есть законное право требовать, чтобы я заплатил за квартиру. Я, со своей стороны, должен платить за квартиру не из любви и не из благодати, а из праведности. По закону я обязан платить определённую сумму. Если я плачу её, я праведен. Если я не плачу её, я не праведен.
С одной стороны, Господа Иисуса казнили иудеи и римляне. Но с другой стороны, Его казнил Бог. Господь висел на кресте в течение шести часов. В течение первых трёх часов Он страдал от рук людей, которые всячески издевались над Ним. Но в течение последних трёх часов Бог возложил на Него все наши грехи и затем осудил Его, наказал и предал Его смерти. Это подтверждает глава 53 из Книги пророка Исаии. Бог казнил Христа, потому что в течение последних трёх часов на кресте Христос занял наше место. Через смерть Христа Божьи праведные требования были исполнены. Поэтому Господь смог сказать: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Этими словами Господь хотел сказать, что совершилось искупление. В доказательство этого завеса в храме разодралась сверху донизу (Мф. 27:51). Кроме того, все, что окружало место смерти Христа, стало спокойным и мирным. Богатый человек попросил разрешения забрать тело Иисуса и похоронил Его в гробнице (Ин. 19:38). Таким образом, когда страдания Господа закончились, Он обрёл покой в гробнице. Смертью Христа требования Божьей праведности были исполнены, и Бог был удовлетворён. Три дня спустя в доказательство этого Бог воскресил Христа из мёртвых. Следовательно, воскресение Христа является доказательством того, что Бог удовлетворён Его смертью за нас.
До того как Христос умер на кресте, Бог ещё мог передумать и отказаться прощать наши грехи. Он мог бы праведно отвергнуть всех нас. Но после того как Христос был осуждён Богом и умер на кресте, это невозможно.
Сейчас, когда Христос умер и был воскрешён из мёртвых, Бог уже не может раздумать прощать нас. Мы вправе сказать Ему: «О Боже, любишь Ты меня или нет, Ты должен простить меня. До того как Христос умер на кресте, Ты ещё мог передумать. Но поскольку Он умер и Ты воскресил Его из мёртвых, у Тебя нет законных оснований отказать мне в прощении. Теперь, Боже, Ты должен простить меня, Ты не имеешь права передумать. Твоя праведность обязывает Тебя сделать это». Вот почему праведность является силой евангелия.
Как любовь, так и благодать подвержены изменениям, но праведность — это нечто твёрдое и прочное. Бог волен любить нас или не любить. Однако Его праведность накладывает на Него определённые обязательства. Теперь, когда Христос умер и исполнил Божьи праведные требования, Бог оказался в таком положении, что Он юридически обязан простить нас. Любит Он нас или нет, Его праведность обязывает Его простить нас. Таким образом, основанием для нашего спасения служит праведность, а не любовь или благодать. В Псалме 88:15 говорится: «Правосудие и правота — основание престола Твоего». Основание Божьего престола является также основанием для нашего спасения. Можно ли поколебать основание Божьего престола? Конечно, нет. Значит, нельзя поколебать и основание для нашего спасения, так как этим основанием служит не любовь и не благодать, а праведность.
Библия не говорит, что сила евангелия — это любовь. В ней также не говорится, что сила евангелия — это благодать. Библия раскрывает нам, что сила евангелия — это Божья праведность. Если мы посмотрим на себя, мы поймём, что нас нельзя полюбить и мы не достойны Божьей благодати. Мы просто не заслуживаем того, чтобы Бог что-то для нас сделал. Но Бог праведен. Он предал Христа смерти за нас, и Он признал смерть Христа как полную уплату за наши долги. Кроме того, воскресший Христос, сидящий по правую руку Бога, является распиской, подтверждающей, что долг уплачен. Если Бог уже дал нам эту расписку, разве может Он, не нарушая праведности, потребовать, чтобы мы заплатили Ему ещё раз? Если бы Он сделал это, мы могли бы указать Ему на Христа и напомнить Ему, что Он должен помнить о Своей праведности, то есть об основании Своего престола.
Мы можем смело сказать Богу: «Если Ты не обойдёшься со мной так, как велит Тебе Твоя праведность, Твой престол поколеблется. Важно не то, спасусь я или погибну; важно, позволишь ли Ты основанию Своего престола поколебаться. Боже, если я погибну, это не так уж важно. Гораздо важнее праведное основание Твоего престола. Боже, я напоминаю Тебе о Твоей праведности. Христос умер за мои грехи, и сейчас Он сидит по правую руку от Тебя как доказательство того, что Ты получил Его плату за все мои долги. Согласно Твоей праведности Тебе не остаётся другого выбора, как только спасти меня. Христос умер, Ты принял Его смерть и воскресил Его из мёртвых, и теперь Ты юридически обязан простить меня. Воскресив Христа, Ты показал, что Ты удовлетворён Его платой, и Ты выдал расписку в получении долга. О Боже, если Ты был недоволен Христом, тогда Тебе следовало оставить Его лежать в гробнице. Боже, Отче, я ценю Твою любовь и Твою благодать. Но сейчас я прихожу к Тебе не столько благодаря любви и благодати, сколько благодаря Твоей праведности. Сейчас независимо от моего состояния Ты обязан простить меня».
Вы когда-нибудь молились Богу таким образом? Ему приятно, когда так молятся. Эта молитва обращается к Богу согласно Его праведности. Евангелие Христа — это Божья сила, так как в нем открывается Божья праведность.
Божья праведность явлена и показана
В 3:21 Павел говорит ещё кое-что о праведности: «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божья, о которой свидетельствуют закон и пророки». То, что Божья праведность была явлена независимо от закона, значит, что Божья праведность не основывается на наших делах, то есть она не основывается на нашем соблюдении закона.
Божья праведность показана в Божьем долготерпении, в Его невменении совершенных прежде грехов (3:25). Это значит, что, помня о грядущем искуплении Христа, Бог не вменял грехи многим ветхозаветным святым, таким как Авель, Ной, Авраам, Иаков и Давид. В течение ветхозаветного века Бог не осуждал таких, как они, на смерть в огненном озере, но и не прощал их грехи. Он как бы проходил мимо их грехов. Их грехи продолжали существовать, но они были покрыты прообразом, кровью жертв, которые были прообразом жертвы Христа. Ветхозаветный прообраз в данном случае можно сравнить с векселем. Прообраз был не реальной уплатой долга, а твёрдым обещанием того, что долг будет полностью уплачен в будущем. Поскольку Христос ещё не пришёл и не умер на кресте, Бог дал ветхозаветным грешникам вексель. Жертва умилостивления, которая была тенью грядущего Христа, удовлетворяла всем требованиям Божьей праведности. Поэтому Он мог пройти мимо грехов, которые люди совершали в ветхозаветном веке. Более того, Он должен был сделать это, чтобы показать Свою праведность.
В 3:25 говорится именно об этом. Этот стих раскрывает, что Господь Иисус является местом умилостивления, крышкой умилостивления, которую предложил Бог, чтобы показать Свою праведность в невменении грехов ветхозаветных святых, потому что как жертва умилостивления Господь совершил на кресте полное умилостивление за их грехи и исполнил все требования Божьей праведности. Когда Господь Иисус умер на кресте, Он исполнил все прообразы Своей жертвенной и искупительной смерти. При этом произошла фактическая оплата векселя.
Прощая нас, Бог показывает Свою праведность. Он заявляет всей вселенной, что, поскольку Он праведен, Он должен простить нам наши грехи. Поскольку Его Сын, Господь Иисус Христос, был предан Им смерти на кресте за нас, Он юридически обязан простить нас. Нравимся мы Ему или нет, Он должен простить нас по Своей праведности. Бог знает, что, кто бы ни указал на воскресшего и вознёсшегося Христа как на расписку в получении платы за грех, Бог должен простить его. В данном случае у Бога нет выбора.
Смотреть на вознесённого Христа
Нам следует смотреть не на себя, а на вознесённого Христа. Послание к Евреям 1:3 говорит, что Христос, совершив очищение грехов, воссел по правую руку Величества в небесах. Вознесённый Христос, посаженный по правую руку Бога, является распиской в получении платы за наше прощение. Это чрезвычайно важно, так как речь идёт об основании для нашего спасения. Всякий раз, когда наша совесть осуждает нас за наши неудачи, нам нужно помнить о том, что мы стоим на основании Божьей праведности. Допустим, вы горячо преданы Господу сегодня, но в будущем вы, возможно, подведёте Его и из-за этого очень разочаруетесь в себе. Вам покажется, что Бог никогда не сможет простить вас. Если вы будете пребывать в этом осуждении и разочаровании, вы будете не в состоянии подняться. Вместо этого вы станете жертвой уловок и обманов врага. Когда случается что-то подобное, нужно прославить Бога за Его праведность. Скажите Ему, что, какую бы ошибку вы ни совершили, Христос все равно сидит по Его правую руку как расписка в получении платы за все ваши долги. Наши переживания могут меняться, но Бог неизменно праведен. Всякий раз, когда мы указываем на кровь Иисуса и обращаемся к Божьей праведности, Богу не остаётся другого выбора, как только простить нас (1 Ин. 1:9).
Основание для нашего переживания Христа
Наше переживание Христа покоится на основании Божьей праведности. Никогда не следует самоуверенно думать, что мы не можем отступиться от Господа или подвести Его. Не будьте как Пётр, который сказал, что он будет верен Господу, даже если все остальные отрекутся от Него. Основанием служат не наше рвение или наша победа, а Божья праведность, непоколебимое основание Божьего престола. Бог показал Свою праведность, не вменив грехи ветхозаветным святым и простив нам наши грехи в век Нового Завета. Сделав это, Бог доказал, что Он праведен. Теперь эта праведность является для нас основанием. Работа по определению нас сыновьями Божьими строится на этом основании. Однако нам нужно понимать, что основанием является не процесс определения, а Божья праведность.
Христос — конец закона к праведности
Послание к Римлянам 10:3-4 говорит: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией; потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Здесь мы видим, что израильтяне совершили ошибку, стремясь утвердить свою собственную праведность. Если мы делаем то же самое сегодня, мы повторяем их ошибку. Христос — это конец закона к праведности. Он — конец закона, чтобы мы обрели Божью праведность.
Во Втором послании к Коринфянам 5:21 Павел говорит: «Незнавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались Божьей праведностью» (греч.). Согласно этому стиху, мы не только праведны в глазах Бога, но даже становимся праведностью. Во Христе мы становимся самой Божьей праведностью. Это переживание является субъективным и довольно глубоким. В Первом послании к Коринфянам мы видим объективную праведность, а во Втором послании к Коринфянам — субъективную. Это значит, что мы не только праведны перед Богом, но даже являемся самой Божьей праведностью.
Это происходит через работу преобразования. Бог преобразовывает нас с помощью Христа. Чем больше Бог преобразовывает нас таким образом, тем больше мы становимся Его праведностью. Как сыновья Адама, мы были грехом. Но как члены Христа, мы впитываем Его в себя, и Он постепенно преобразовывает нас из греха в праведность.
Праведность подразумевает, что вы во всем правы перед Богом. Это значит, что нет ничего, в чем бы вы были не правы или нечестны в глазах Бога. Каждая часть вашего существа права с точки зрения Бога. Вы так же праведны, справедливы и честны, как Бог. Это вопрос, в первую очередь, не внешнего поведения, поступков или характера, а вопрос нашего внутреннего существа. В глазах других вы можете быть довольно хорошим человеком. Но когда вы предстанете перед Богом, вы осознаете, что вы далеко не хороши. Возможно, вы лучше других, но безусловно, вы не так же хороши, как Бог. Оправдаться перед Богом — значит стать таким же, как Он. Когда мы спаслись, мы облеклись во Христа как в наше одеяние праведности. Это объективная праведность. Но сейчас Бог работает над тем, чтобы сделать нашу личность, наше существо Своей праведностью. Это уже не просто одеяние, надетое на нас объективно; здесь сам элемент Христа внедряется в нас субъективно. Таким образом мы обретаем не только основание, но и возводимое на нем строение.
То, что мы становимся Божьей праведностью внутренне и субъективно, также связано с определением. Чем больше мы определяемся сыновьями Божьими, тем больше мы становимся Божьей праведностью. Главную роль здесь играет то, что Христос внедряется в нашу природу, в наш элемент, наше существо, нашу сущность. При этом нам не приписывается объективно какая-то характеристика; напротив, происходит субъективное преобразование. Слава Господу, что мы, верующие во Христа, стоим на основании Божьей праведности. Сейчас эта праведность внедряется в нас и делает нас самой Божьей праведностью.
В вопросе праведности между Первым и Вторым посланиями к Коринфянам существует различие. В Первом послании к Коринфянам 1:30 говорится, что Христос является нашей праведностью объективно, тогда как во Втором послании к Коринфянам 5:21 говорится, что Христос внедряется в нас и делает нас Божьей праведностью субъективно. Что касается объективной праведности, то с момента нашего спасения мы все уже являемся праведными. Но что касается субъективной праведности, то мы ещё находимся в процессе. Другими словами, по положению мы праведны в глазах Бога, но по предрасположенности мы ещё не являемся Его праведностью.
Мы стоим на Божьей праведности
Тем не менее мы должны славить Господа за наше праведное положение. Как плоха бы ни была наша предрасположенность, у нас есть положение праведности. Поскольку мы имеем это положение и основание, у нас есть смелость сказать Богу, что Он не имеет права отказаться от нас. Мы можем сказать: «Боже, Отче, даже если я не нравлюсь Тебе, Ты все равно должен принять меня. Ты послал Господа Иисуса на крест и осудил Его за меня. Более того, Ты воскресил Его из мёртвых и посадил Его по правую руку от Себя как доказательство того, что Ты принял Его смерть в качестве платы за мои грехи. Я верю, что Ты любишь меня, но даже если Ты не любишь меня, Ты все равно должен принять меня по Своей праведности».
Мы были спасены Божьей любовью и Его благодатью, но прежде всего мы были спасены Божьей праведностью. Божья любовь и благодать по отношению к нам могут измениться, но Божья праведность неизменна. До того как Христос умер на кресте, Бог ещё мог передумать. В последнюю минуту Он ещё мог принять решение дать всем нам погибнуть и создать новый человеческий род для исполнения Своего замысла. Но как уже было сказано, теперь, когда Христос умер за наши грехи и был воскрешён для нашего оправдания, Бог уже не может передумать. Бог уже подписал завещание, и оно налагает на Него определённые обязательства. Поэтому, когда речь идёт о спасении, мы стоим не на Божьей любви и не на Божьей благодати, а на Божьей праведности.
Послание к Римлянам упоминает и любовь Бога, и Его благодать. Однако оно не говорит, что любовь или благодать являются силой благовестия. В этом Послании Павел ясно заявляет, что силой благовестия является Божья праведность. Я глубоко благодарен Богу за Его любовь и благодать. Но я стою на Его праведности, которая есть основание Его престола. Его праведность непоколебима. Если мы хотим определиться сыновьями Божьими для исполнения Божьего вечного замысла, необходимо знать это непоколебимое основание и твёрдо стоять на нем.
Многие христиане славят Бога за Его любовь и благодать, но не многие славят Бога за Его праведность. Слава Ему, что основанием нашего спасения является Его праведность! Мы также славим Его за то, что Он преобразовывает нас во Христе в саму Свою праведность. В конечном итоге Бог сможет сказать: «Сатана, посмотри на Моих детей. Они не только праведны предо Мной, они даже стали Моей праведностью». Если мы были спасены согласно Божьей праведности, мы уже не можем погибнуть. Если мы будем ясно понимать роль Божьей праведности в евангелии, мы будем спокойны, зная, что Божья праведность является вечным залогом нашей безопасности.