Тексты Писания: Рим. 1:1, 3; Ин. 1:18; Рим. 8:29; 6:5, 22
Читая Послание к Римлянам, мы, возможно, обращаем внимание на осуждение, оправдание, освящение и прославление и упускаем из виду сыновство, преобразование, сообразование и жизнь Тела. Центральная мысль Послания к Римлянам — это не осуждение и не оправдание, это даже не освящение и не прославление. В 1:1 и 3 Павел говорит, что он избран к Божьему благовестию о Сыне Божьем. Это показывает, что центральная идея евангелия Бога связана с Сыном Божьим. Божье намерение состоит в том, чтобы привести в славу многих сыновей.
Божье желание иметь многих сыновей
Согласно Библии духовное значение сыновства заключается в том, что сын служит выражением отца. Бог желает иметь много сыновей, потому что Он хочет обрести совокупное выражение. Он не хочет иметь только индивидуальное выражение в единородном Сыне, Он хочет иметь выражение в Теле, совокупное выражение во многих сыновьях. Евангелие от Иоанна 1:18 говорит: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Несмотря на то, что Божье выражение в единородном Сыне прекрасно, Бог все же желает обрести выражение во многих сыновьях. Его намерение состоит в том, чтобы сделать единородного Сына Первородным среди многих братьев. До воскресения Христа у Бога был только один Сын, то есть у Бога было индивидуальное выражение. Но посредством воскресения Христа у Бога сейчас есть множество сыновей, то есть у Него есть совокупное выражение.
Многих из нас учили, что мы — грешники, что Бог любит нас и что Бог послал Своего Сына умереть на кресте, чтобы искупить нас. Кроме того, нам говорили, что мы как христиане должны жить к славе Божьей и стремиться к наслаждению общением с Ним. Также нас учили, что мы в конце концов будем взяты на небо. Лишь некоторые из нас слышали о Божьей цели: произвести многих сыновей для Своего совокупного выражения. В вечности Бог будет выражен через совокупное Тело, состоящее из прославленных сыновей. Таково Его намерение.
Согласно Посланию к Римлянам, евангелие Бога — это евангелие сыновства. Центральная цель евангелия Бога — произвести многих сынов, сообразованных с Сыном Божьим (8:29). Единородный Сын служит образцом, моделью для произведения многих сыновей. Послание к Римлянам 1:3 и 4 описывает эту модель, тогда как глава 8 показывает серийное производство. В конечном итоге единородный Сын как модель станет Первородным среди многих братьев — серийного производства.
Как модель Христос имеет две природы: одну по плоти, а другую по Духу святости. Слово «святыня», или «святость», в стихе 4 указывает на сущность, субстанцию Бога. До Своего воплощения Христос не имел человечества, природы «по плоти». Через воплощение Он облёкся в человеческую природу. Однако когда Он облёкся в человеческую природу, Он не утратил божественной природы. Таким образом, когда Он был на земле, Он был тайной. По Своему внешнему виду Он был полностью человеком. Но многое из того, что Он говорил и делал, было необычным. Ни один обычный человек не смог бы сказать или сделать ничего такого. Например, в Евангелии от Иоанна Господь сказал, что Он есть жизнь и истина (14:6). Он также говорил: «Я свет» (8:12) и «Я есмь хлеб жизни» (6:35). Более того, Он говорил, что кто не уверует в Него, не получит вечной жизни (3:36). Ни один философ не осмелился бы сделать такого заявления. Поскольку Христос является и божественным, и человеческим, когда Он был на земле, люди не могли понять, кто Он такой. Они знали Его семью, но не могли объяснить, откуда у Него способность делать определённые вещи (Мф. 13:54-56). Их недоумение было вызвано тем, что Сын Божий облёкся в человечество.
Те, на ком лежит ответственность за распятие Христа, не понимали, что распятие было для Него наилучшим способом определиться, прославиться. Можно проиллюстрировать этот момент на примере гвоздичного семени. Если вы убьёте это семя, похоронив его в земле, то в конечном итоге оно прорастёт, вырастет и расцветёт. По такому же принципу через смерть и воскресение Христос «расцвёл» как Сын Божий. Сатана рассчитывал, что распятие Христа станет Его концом, но Господь Иисус знал, что в действительности оно было началом, что оно приведёт к Его определению по Духу святости из воскресения из мёртвых. Аллилуйя, в воскресении Христос был определён Сыном Божьим в силе!
Христос, определённый Сыном Божьим, по-прежнему имеет две природы: божественность и человечество. Однако человечество, которое Он имеет сейчас, — это не природное человечество, а человечество, возвышенное в воскресении. Даже Его плоть была определена Сыном Божьим. Таким образом, Он был определён Сыном Божьим, имеющим и божественность, и человечество. Будучи такой чудесной Личностью, Он стал моделью, образцом для всех, кто определяется сыном Божьим. Божий сын должен иметь как божественную природу, так и воскрешённую, прославленную, возвышенную человеческую природу.
Бог не хочет, чтобы мы утратили своё человечество. Напротив, мы будем обладать своим человечеством вечно. Но в вечности наше человечество будет не природным, оно будет воскрешённым, прославленным и возвышенным. Это подтверждается противопоставлением природного тела и духовного тела, тела воскресения в главе 15 Первого послания к Коринфянам. Наше сегодняшнее физическое тело подобно семени. Но однажды это «семя» будет воскрешено и прославлено.
А как же мы можем обрести божественность? Мы обретаем её посредством возрождения в нашем духе Духом Христа. Через воплощение Христос облёкся в человечество, и с этого времени Он имел две природы: божественную и человеческую. Через Своё воскресение и через то, что Он вошёл в нас как Дух, Христос привнёс божественность в нас. Поэтому мы также имеем две природы: человеческую и божественную. Родившись от Духа, мы стали причастниками божественной природы (2 Пет. 1:4). Мы можем сказать: «Господь, как Ты имеешь две природы, так и мы тоже имеем две природы. Ты являешься божественным и человеческим, и мы являемся человеческими и божественными. Аллилуйя, мы такие же, как Ты! Господь, Ты имеешь нашу природу, а мы имеем Твою. Ты божественный и человеческий, и мы человеческие и божественные. Ты — Глава Тела, а мы — члены Тела. Господь, Ты — Сын Божий, и мы тоже сыновья Божьи». Господу нравится, когда мы говорим с Ним таким образом. Ему нравится, когда мы провозглашаем тот факт, что у Бога уже не один единородный Сын, а много сыновей: Христос как Первородный и мы как многие сыновья Божьи. Христос уже был определён Сыном Божьим, и теперь мы находимся в процессе определения. Однажды этот процесс завершится, и мы вечно будем такими же, как Христос, первородный Сын Божий. В Послании к Римлянам 1:3 и 4 содержится много ключевых слов. В стихе 3 есть слова «по плоти», а в стихе 4 — «по Духу». В 8:4 Павел говорит о том, что нужно жить не «по плоти», а «по духу». Это один из случаев, когда ключевые слова из 1:3 и 4 используются Павлом снова в этом Послании.
Определён посредством воскресения
Особенно прекрасно в 1:4 слово «воскресение». Христос был определён Сыном Божьим «через воскресение из мёртвых». В 6:5 Павел говорит, что мы будем в «подобии воскресения». Христос был определён посредством воскресения, и мы будем в подобии этого воскресения. Разделяя воскресение Христа, мы проходим через процесс определения сыновьями Божьими. На самом деле, мы определяемся посредством воскресения.
Определить — значит не просто дать новое имя, но и обозначить, отметить. Мы определены сыновьями Божьими посредством воскресения, то есть посредством изменения в жизни. Рассмотрим в качестве примера ещё раз гвоздичное семя. Большинство людей не смогут отличить гвоздичное семя от семян других цветов. Кто-то может подумать, что для того чтобы отличить гвоздичное семя среди множества семян, нужно снабдить его этикеткой. Однако жизнь действует иначе. Согласно жизни гвоздичное семя объявляется таковым посредством того, что его сажают в землю, и из него вырастает цветок гвоздики. Когда гвоздика представляет собой ещё крошечный росток, очень трудно определить, гвоздика это или нет, потому что росток гвоздики выглядит так же, как и все остальные ростки. Но чем больше гвоздика растёт, тем больше она «определяется». В конце концов, когда она расцветает, нам всем становится ясно, что это гвоздика. Посредством цветения она полностью определяется как гвоздика.
По такому же принципу мы определяемся сыновьями Божьими посредством изменения в жизни через процесс воскресения. Придёт день, когда мы достигнем стадии «полного цветения». Тогда настанет время искупления, то есть прославления, нашего тела, время полного сыновства (8:23). Жизнь Сына Божьего была «посажена» в наш дух. Теперь мы, подобно гвоздичному семени, посаженному в землю, должны пройти через процесс смерти и воскресения. При этом наш внешний человек тлеет, но внутренняя жизнь получает возможность расти, развиваться и, в конечном счёте, расцвести. Таково воскресение. Слава Господу за то, что каждый день мы умираем, для того чтобы на практике разделять воскресение Христа. Аллилуйя, мы будем определены сыновьями Божьими посредством воскресения!
Приготовляемы через свои неудачи
Большинство из нас сегодня, вероятно, не отважится сказать, что мы — сыны Божьи. Мы ещё не имеем облика, выражения Божьих сыновей. Мы подобны гвоздике, которая ещё не расцвела. Однако мы находимся в процессе определения посредством воскресения и, в конечном итоге, после того как мы будем полностью приготовлены, все узнают, что мы — сыновья Божьи. Все творение, стеная, ждёт этого. Мы тоже стенаем, потому что мы ещё не приняли тот облик, который мы должны иметь. Мы знаем, что мы все ещё имеем много недостатков и часто бываем не правы, а также терпим временами неудачу. Но всевластием Господа даже наши неудачи используются как часть этого процесса. Господь позволяет нам терпеть неудачи раз за разом для того, чтобы мы были приготовлены. Посредством наших неудач наше безобразное «я» может быть сломлено, и Господь получит больше возможностей работать внутри нас.
Слава Господу за этот божественный процесс! Мы идём по пути воскресения. Мы не только были привиты к Христу и обрели жизненное единство с Ним в Его смерти, но также наслаждаемся Его воскресением. Мы все сейчас находимся в процессе определения сыновьями Божьими посредством воскресения.
В этом процессе воскресения есть четыре аспекта: освящение, преобразование, сообразование и прославление. В 6:22 Павел говорит: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная». Освящение, то есть процесс, делающий нас святыми, приводит нас к наслаждению вечной жизнью. Поэтому конец, результат освящения — это вечная жизнь.
В 12:2 Павел, говоря о преобразовании, пишет, что нам следует не сообразовываться с этим веком, а преобразовываться обновлением ума. В 8:29 Павел говорит о сообразовании, а в следующем стихе — о прославлении. Наше прославление в будущем будет последней ступенью воскресения; это воскресение по отношению к телу. Поскольку наши тела все ещё подвластны смерти, мы иногда ощущаем слабость и даже физическое недомогание. Поэтому нам нужно искупление наших тел; нам нужно, чтобы воскресение было применено к нашим телам. Мы находимся в процессе воскресения, и последней ступенью воскресения является преображение, то есть прославление наших тел.
Мы уже увидели, что освящение — это составная часть воскресения. Чем больше мы освящаемся, тем больше мы воскресаем. Когда мы говорим об освящении, мы имеем в виду не безгрешное совершенство и даже не простое изменение положения. В качестве довода против представления об освящении как о безгрешном совершенстве иногда приводят главу 23 Евангелия от Матфея, где золото освящается тем, что оно находится в храме, а дар освящается тем, что возложен на жертвенник. Из этого выводится учение о том, что освящение не имеет ничего общего с грехом, так как обозначает просто изменение положения. Например, когда золото лежало на рынке, оно было обыденным, мирским; но когда его принесли в храм, оно было освящено. Однако освящение — это нечто гораздо большее. Оно включает в себя не только изменение положения, но и изменение предрасположенности. Освящение, о котором говорится в Послании к Римлянам, — это освящение по предрасположенности. Нам нужно быть освящёнными как по положению, так и по нашей предрасположенности.
Хорошей иллюстрацией для освящения по предрасположенности может служить заваривание чая. Когда пакетик чая кладут в чашку с водой, чай «очаивает» воду. Это вызывает изменение цвета, вида и вкуса воды. Можно сказать, что проходят изменения в предрасположенности воды. Чем больше чая кладут в воду, тем больше вода «очаивается». Это «очаивание» служит иллюстрацией для нашего субъективного переживания освящения. Христос — это небесный «чай», а мы — «вода». Чем больше Христа добавляется в нас, тем больше мы освящаемся по предрасположенности.
Мы не только освящаемся, но и преобразовываемся. Освящение затрагивает сущность, тогда как преобразование затрагивает образ, форму, служит изменением и переходом из одной формы в другую. Когда мы освящаемся, в нас добавляется больше Христа. Когда мы преобразовываемся, мы приобретаем определённую форму через добавление божественной сущности. Преобразование — это второй аспект воскресения. Чем больше мы преобразовываемся, тем больше мы воскресаем.
Третий аспект процесса воскресения — это сообразование, которое тесно связано с преобразованием. В этом процессе мы сообразовываемся с образом Христа. Как говорит 8:29: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».
Мы уже сказали, что последней ступенью процесса воскресения является прославление, преображение нашего тела. Божественная жизнь внутри нас в конечном итоге будет полностью выражена через наше физическое тело и преобразит его в тело славы. Таким образом смертность будет поглощена божественной жизнью внутри нас. Тогда мы будем полностью освящены, преобразованы, сообразованы и прославлены. Это значит, что мы будем всецело в воскресении, и божественные жизнь и природа пронизают все наше существо. Это будет полным сыновством (8:23).
У всех нас есть ощущение внутри, что сегодня наше сыновство ещё не является полным. Однако оно будет становиться полнее и полнее до тех пор, пока не достигнет пика ко времени нашего прославления, когда мы будем полностью воскрешены и определены сыновьями Божьими по природе и по внешнему виду. Как формально, так и фактически мы будем сыновьями Божьими в духе, душе и теле. Как гвоздичное семя вырастает из семечка во взрослое цветущее растение, так и мы будем приготовляемы через воскресение до тех пор, пока не будем полностью прославлены и определены многими сыновьями Божьими. Сейчас мы находимся в процессе воскресения, который освящает, преобразовывает, сообразовывает и прославляет нас. Этот процесс будет продолжаться, пока мы не станем сыновьями Божьими в полной мере. Это центральная цель евангелия.