Спасение в жизни от своеобразия
(1)
Тексты Писания: Рим. 5:10; 8:14, 26, 29, 8:30; 1:3-4
Ключевым стихом в Послании к Римлянам является 5:10: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнию [или: в жизни] Его». Примирение с Богом через Христа уже было совершено, но спасение в Его жизни от очень многих отрицательных вещей продолжается каждый день.
Смерть Христа на кресте уже покончила со всеми отрицательными вещами. Именно поэтому мы называем смерть Христа всеобъемлющей. Но если смерть Христа уже покончила со всем отрицательным, почему же нам ещё нужно спасаться в Его жизни? Нам необходимо это спасение, потому что нам нужно переживать то, что Христос совершил для нас. Все, что Христос совершил на кресте, является объективным фактом, но нам нужно субъективное переживание этого факта, опыт в жизни. Христос умер на кресте вместо нас, но в дополнение к этому мы должны отождествиться с Ним в Его смерти. Единственный способ, которым совершенное Христом вместо нас может быть применено к нам на опыте, — это сделать Христа своей жизнью. Это отождествление приводит нас в реальность факта.
В предыдущих сообщениях мы рассмотрели пять вещей, от которых нам нужно спастись в жизни Христа: закон греха, привязанность к миру, природность, индивидуализм и склонность к разделению. В этом сообщении мы рассмотрим шестую вещь, своеобразие.
В главе 16 Евангелия от Матфея Господь Иисус заговорил об отвержении «я» сразу же после того как Он сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана!» Несмотря на то, что Пётр говорил из любви к Господу, в глазах Бога Пётр был в тот момент Сатаной. Согласно главе 16 Евангелия от Матфея, Сатана — это реальность «я». Человеческое «я» — это воплощение Сатаны. Как Христос есть воплощение и выражение Бога, так и «я» человека есть воплощение и выражение Сатаны.
Каждый человек — это его «я». Мы были рождены не просто с «я» и в «я» — мы родились как «я». До тех пор пока мы остаёмся природными, мы выражаем своё «я». Когда мы любим других или ненавидим, тогда то, что мы выражаем, есть выражение нашего «я». Человек может быть очень хорошим, но он может быть хорошим только природным образом. Несмотря на то, что он может быть полон любви, его любовь природна. По сути он ничем не отличается от того, кто полон ненависти. В глазах Бога человек с природной любовью имеет ту же сущность, что и человек с природной ненавистью. Не думайте, что ваша природная любовь выражает Христа и только ваша ненависть не выражает Его. До тех пор пока вы остаётесь природными и находитесь в своём «я», вы выражаете своё «я», а не Христа. Выражение Христа может исходить только от жизни Христа.
Когда мы говорим о спасении в жизни Христа от своеобразия, мы имеем в виду спасение от нашего «я». Своеобразие — это выражение, внешнее проявление нашего «я». Выражением вашего «я» является ваше своеобразие. Нам нужно спастись в жизни Христа от такого выражения своего «я». Когда Христос умер на кресте, Он вынес приговор человеческому «я», но этот приговор ещё нужно привести в исполнение. Христос осудил «я» объективно, нам же нужно исполнить Его приговор субъективно в нашем опыте.
Сообразование с образом Сына Божьего
Спастись от своего «я» — значит сообразоваться с образом Сына Божьего. Поэтому спастись от «я» — значит сделаться по-настоящему сыном Божьим. В главе 8 Послания к Римлянам говорится о детях Божьих, о сынах Божьих и о наследниках Божьих (ст. 16, 14 и 17). Мы становимся детьми на начальной стадии, сынами — на более высокой стадии и наследниками — на стадии зрелости. Послание к Римлянам 8:14 говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Только когда у нас появляется водительство Духа Божьего, мы можем считаться сынами Божьими. До тех пор мы просто дети, которые кричат «Авва, Отче» и с духом которых свидетельствует Дух. Для того чтобы быть наследником, мы должны быть, во-первых, зрелыми, а во-вторых, удовлетворять определённым условиям. Но в данном сообщении мы говорим не о детях и не о наследниках, а о сынах. Послание к Римлянам 8:29 не говорит, что мы будем сообразованы с образом детей Божьих или с образом наследников Божьих; там сказано, что мы будем сообразованы с образом Сына Божьего.
Посредством этого процесса сообразования у первородного Сына появится много братьев. Как Сын Божий Христос был единственным, единородным Сыном. Сейчас посредством Своего воплощения, распятия и воскресения Христос стал первородным Сыном, а многие сыновья, которые являются братьями Христа, сообразовываются с Его образом. Послание к Римлянам 1:3 и 4 говорит: «О Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем». Показанный в этих стихах Христос, Сын Божий, является образцом, тогда как многие братья в 8:29 — это «серийное производство» на основе этого образца. В 1:4 говорится об одном Сыне, что он открылся, или, точнее, был определён Сыном; в 8:29 же говорится о многих сыновьях, которые проходят сообразование. Определение одного Сына — это образец; сообразование многих сыновей — это «серийное производство». Бог уже получил образец и теперь стремится наладить «серийное производство», для того чтобы произвести многих сыновей по образу Первородного.
Похожи ли вы на сына Божьего? Хотя, может быть, в чем-то вы и похожи на него, но по большей части, вероятно, вы не очень напоминаете сына Божьего. Как же нам нужно спастись от своего «я», для того чтобы выглядеть как Божьи сыновья! В церковной жизни мы находимся в процессе, который делает из нас Божьих сыновей.
Освящение, преобразование и прославление
Мы уже упоминали в предыдущих сообщениях, что центральной идеей Послания к Римлянам является не оправдание по вере, а то, что Бог делает из грешников сыновей, чтобы образовать Тело, которое будет выражать Христа. Цель Бога — не оправдание; Его цель — Тело. В Послании к Римлянам есть разделы об оправдании (3:21—5:11), освящении (5:12—8:13) и прославлении (8:14-39). Есть также раздел о преобразовании (12:1—15:13). Послание к Римлянам 8:30 говорит: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». В этом стихе Павел не упоминает ни искупление, ни примирение. Но в главах 3, 4 и 5 он говорит об умилостивлении, искуплении, оправдании и примирении. Умилостивление предназначено для искупления, искупление — для оправдания, а оправдание приводит к примирению. Причина, по которой Павел не упоминает умилостивление, искупление или примирение в 8:30, заключается в том, что все они входят в оправдание. По этой причине в этой книге нет отдельных разделов об умилостивлении, искуплении и примирении. Все это рассмотрено в разделе об оправдании. Аналогично, в 8:30 Павел не упоминает освящение или преобразование, потому что и то, и другое входит в прославление.
В этом стихе Павел говорит, что мы были предопределены и призваны Богом. Ещё до создания мира Бог по Своему божественному предвидению отметил нас. Он предопределил нас в вечности в прошлом. Затем, во времени, Он призвал нас. Таким образом, тех, кого Он предузнал и предопределил, Он призвал. Когда Бог призвал нас, Он оправдал нас. Посредством Божьего оправдания проблемы между нами и Им были решены. Это не значит, однако, что оправдание является концом Божьей работы по отношению к нам. После оправдания нам ещё нужно пройти освящение, преобразование и, в конечном итоге, прославление. Освящение и преобразование предназначены для прославления. Второе послание к Коринфянам 3:18 говорит, что мы преобразовываемся в тот же образ от славы в славу. Это подтверждает, что преобразование предназначено для прославления.
Многие христиане придерживаются строго объективного представления о прославлении. Они полагают, что когда-нибудь придёт день, когда все, кто был спасён и возрождён, будут внезапно прославлены. Прославление верующих, считают они, произойдёт мгновенно при пришествии Господа Иисуса. Может показаться, что некоторые места в Библии подтверждают это. Например, Послание к Колоссянам 3:4 говорит, что, когда явится Христос, наша жизнь, мы явимся вместе с Ним в славе. Однако Второе послание к Коринфянам 3:18 говорит о преобразовании от славы в славу, то есть, от одной степени славы к другой. В Первом послании к Коринфянам 15:40 и 41 Павел говорит о различных видах, или степенях, славы. В этой главе Павел также использует пример с зерном, которое «не оживёт, если не умрёт» (ст. 36). Павел говорит: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело» (ст. 37-38). Рассмотрим в качестве примера семя гвоздики. До того как оно посеяно в землю, семя не имеет никакой славы. Но после того как оно посеяно, оно начинает прорастать из земли и становится нежным ростком. Это начальная стадия славы. По мере того как оно растёт и развивается дальше, оно переходит на другую стадию славы. В конце концов, появляется цветок. Это полная слава семени гвоздики. Эта слава появляется не мгновенно, не вдруг. Напротив, она постепенно возрастает от одной стадии развития к другой. То же самое, в принципе, происходит при нашем прославлении. Хотя может показаться, что наше прославление происходит внезапно, на самом деле оно является завершением процесса постепенного роста и развития в жизни.
Органические, метаболические изменения
После того как мы были оправданы, нам нужно пройти освящение. Освящение, главным образом, связано с преобразованием, которое приводит к прославлению. Освящение означает преобразование не только во внешней форме, но и во внутренней природе. Преобразованием называют внутренние, органические, метаболические изменения.
Христос как органическое зерно божественной жизни был посеян в нас. Теперь это зерно должно развиваться в нашем существе. Мы родились природными и обыденными. Желание Бога состоит не в том, чтобы мы сделались из плохих людей хорошими, из нетерпеливых — терпеливыми, из полных ненависти — в полных любви. Единственное, что интересует Бога, — сделать из грешников сыновей, поместив Своего Сына как семя в нас. Аллилуйя, зерно сыновства было посеяно в наше существо! Несмотря на то, что наше существо является природным, это зерно произведёт внутри него органические и метаболические изменения. Все, что претерпит такие изменения, становится освящённым.
Здесь снова можно использовать в качестве иллюстрации чай. Предположим, у вас есть чашка обыкновенной воды, воды, которая имеет природный вкус, цвет, вид и сущность. Вода природна не потому, что она чиста или грязна, а просто потому, что это вода. Если кто-то хочет приготовить чай, то ему недостаточно простой воды, — ему нужна «чайная» вода. Для того чтобы сделать из природной воды «чайную» воду, нужно положить в неё чайные листья. Тогда сущность чая будет действовать в воде, «очаивая» её. С помощью этого процесса «очаивания» вода постепенно приобретёт вид и вкус чая. На самом деле, после того как вода была пропитана сущностью чая, её уже не называют водой; её называют чаем.
Мы — это чашка простой, природной воды. Чистые мы или нечистые, мы природны, потому что мы — «вода». Но Бог поместил в нас Христа, небесный «чай», и органический элемент этого «чая» вызывает метаболические изменения в нашей природной жизни. День за днем Христос преобразовывает нас Своей сущностью.
Бог заставляет все содействовать ко благу
Бог не только работает над нами изнутри, но также заставляет «все содействовать ко благу» «любящим Бога, призванным по Его изволению». Как я поклоняюсь Богу за то, что Он заставляет все содействовать! Благодаря Его содействию в конечном итоге мы все будем сообразованы с образом Сына Божьего. В Новом Иерусалиме все будут иметь образ Сына Божьего. Это работа Бога, а не наша. Для того чтобы совершить это, Он заставляет все содействовать ко благу.
Стихи 29 и 30 показывают, что вся эта работа — Божья. Он предузнал, Он предопределил, Он призвал, Он оправдал и Он прославил. Заметьте, что глаголы здесь стоят в прошедшем времени. Согласно стиху 30, даже прославление уже совершилось. Мы можем легко поверить в то, что мы были предопределены, призваны и оправданы, но нам может быть трудно поверить в то, что мы уже были прославлены. Но в глазах Бога такой категории, как время, не существует. В Его глазах мы уже были прославлены.
Каждый раз, когда я прихожу в отчаяние от сегодняшней ситуации, Господь утешает и успокаивает меня тем, что Он Сам делает всю работу. На самом деле, в некотором смысле, эта работа уже закончена. Согласно Откровению, Сатана находится в огненном озере, а Новый Иерусалим уже построен. Тот факт, что апостол Иоанн мог видеть Сатану в огненном озере и Новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, показывает, что в глазах Бога эти события уже имели место. Поэтому я могу с полной уверенностью сказать, что независимо от того, ленивы вы или усердны в поисках Господа, рано или поздно вы примете образ Сына Божьего.
Мы все освящаемся и преобразовываемся, даже если нам кажется, что в нас ничего не происходит. Если вы сравните ваше состояние сегодня с тем, какими вы были несколько лет назад, вы поклонитесь Господу и поблагодарите Его за ту освящающую работу, которую Он проделал в вас. Если Господь «очаил» нас, мы уже не можем быть прежними, даже если мы решим оставить церковную жизнь и вернуться в мир. Вы можете возвратиться в мир, но вы не сможете уничтожить работу освящения и преобразования, которую Господь проделал в вас. Когда мы соприкасаемся со Христом и церковью, что-то органическое происходит внутри нас. День за днем Господь освящает и преобразовывает нас.
Никто не любит страдать, но чем больше мы страдаем, тем больше мы освящаемся. Когда я вспоминаю святых в присутствии Господа и молюсь за них, я часто молюсь, чтобы у них были покой и радость. Я не знаю, как надо молиться за святых, и иногда вздыхаю перед Господом, признавая, что Он один знает, что им действительно нужно. Как говорит 8:26: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными». В наших вздохах ходатайствующий Дух молится о сообразовании святых с образом Сына Божьего.
Иногда мы можем быть недовольны тем, как Господь обращается с нами. Например, брат может быть недоволен тем, какая жена ему досталась; он считает, что у другого брата жена гораздо лучше, чем у него. Но все мы имеем такого мужа или жену, которые для нас лучше всего. Все, что Отец даёт нам, — самое лучшее. Он знает, что нам нужно. Те, кто страдает, воистину находятся под Его благословением. Каждая жена, каждый муж, каждое окружение является наилучшим. Все, что происходит с нами, устроено для нас Богом и является наилучшим. Вы должны славить Господа не только тогда, когда у вас есть отличная работа, но и когда вы оказываетесь безработным. Иногда быть безработным бывает лучше, чем иметь хорошую работу. Господь никогда не ошибается в том, как Он обращается с нами. Он знает, что Он делает.
Слава Господу за то, что Он сейчас освящает и преобразовывает нас для того, чтобы прославить нас! Через работу преобразования Он сообразовывает нас с образом Своего Сына. Не разделяйте освящение, преобразование и сообразование; все эти три процесса взаимосвязаны и имеют своей целью прославление. Сегодня мы находимся в процессе прославления. Придёт день, когда этот процесс будет завершён, и все мы войдём в славу.