(2)
Тексты Писания: Рим. 5:12, 17; 6:23; 7:11, 7:17, 24; 8:2, 6, 9, 10, 8:11
В этом сообщении мы рассмотрим несколько стихов в главах с 5 по 8 Послания к Римлянам, в которых затрагивается вопрос смерти.
Послание к Римлянам 5:12 говорит: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». То, что грех вошёл в мир, значит, что он вошёл в человеческую природу. Через одного человека, Адама, грех вошёл в человечество. Кроме того, через грех вошла смерть. Сначала вошёл грех, а следом за ним смерть. Где есть грех, там есть и смерть.
Послание к Римлянам 5:17 говорит: «Преступлением одного смерть царствовала посредством одного». Смерть не только вошла в мир, она царствует. Даже сегодня смерть царствует, подобно царице.
Послание к Римлянам 6:23 говорит: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Возмездие, или буквально «плата» — это то, что мы получаем за свою работу. Если ваша работа — грех, вашей платой будет смерть; то есть смерть — это плата за грех как за вашу работу. Например, вы вышли из себя. Вы поработали, совершая этот грех, и плата за эту работу — смерть. Когда люди работают сверхурочно, им платят больше. Аналогично, если вы грешите немного, вы получаете небольшую плату, но если вы будете грешить очень много, вы получите премию.
Грех убивает нас через заповедь
В 7:11 Павел говорит: «Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». Согласно этому стиху, грех делает две вещи: он обольщает нас и умертвляет. Умертвить — значит убить, предать смерти. Таким образом, если грех умертвляет нас, можно сказать, что грех предаёт нас смерти. Это происходит через закон, потому что грех использует заповедь как повод для своих действий. В некотором смысле грех пользуется законом, чтобы убивать нас.
До того как вы спаслись или до того как ваш дух проснулся и вы начали искать Господа, вы, возможно, часто выходили из себя, не замечая никакого убивающего действия. Причина этого в том, что тогда вы не давали себе обещаний больше не выходить из себя. Но после вашего спасения или после того как вы проснулись и стали искать Господа, вы молились: «О Господь, я знаю, что если я ищу Тебя, я не должен выходить из себя. Это портит моё свидетельство о Тебе среди моей семьи и друзей. Поэтому я твёрдо решаю, что впредь я никогда не буду выходить из себя». Молясь таким образом, вы вводите для себя строгий закон, запрещающий вам выходить из себя. Этот новый закон — ваша одиннадцатая заповедь. Моисей дал десять заповедей, но вы добавляете ещё одну, заповедь не выходить из себя. Но если после введения такого закона вы не сможете сдержать свой нрав, ваш нрав убьёт вас. Он воспользуется вашим самодельным законом, чтобы предать вас смерти. Если вы выйдете из себя утром, это может убить вас на целый день. Но в прошлом, когда вы сердились, вы не ощущали этого убивающего действия, потому что вы тогда не придумывали закона о том, что нельзя выходить из себя.
Этот пример показывает, что нам нужно быть осторожными, когда мы придумываем себе законы. Чем больше законов мы придумаем, тем больше мы будем убиты. Помните, грех всегда пользуется заповедью, чтобы предать нас смерти.
В Послании к Римлянам 7:24 Павел восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» В этом стихе Павел говорит о той смерти, которая описана в главе 7. Важно понять, какую смерть показывает и объясняет эта глава. Всякий раз, когда мы твёрдо решаем соблюдать закон, что-то в нашей плоти поднимается, борется с законом добра в нашем разуме, побеждает нас, берет в плен и убивает нас. Если мы не собираемся соблюдать заповеди, этот элемент в нашей плоти остаётся пассивным. Но как только мы принимаем решение делать добро для того, чтобы угодить Богу, этот элемент пробуждается и как бы говорит: «Что? Ты собираешься делать добро, чтобы угодить Богу? Сейчас я покажу тебе, что у тебя ничего не получится. Я одолею и убью тебя». Затем грех в плоти поднимается, побеждает нас, берет нас в плен и убивает. Это заставляет нас переживать то, что описывает Павел, говоря о «теле смерти».
В главе 7 проблему представляет не ад и не дьявол, а «тело смерти». В нашем теле находится ужасная вещь под названием «смерть». Для того чтобы существовать, нам нужно тело. Однако наше тело уже не является чистым, это ужасное тело, тело смерти. Всякий раз, когда мы принимаем решение делать добро для того, чтобы угодить Богу, что-то в этом теле поднимается, чтобы убить нас.
От 7:24 мы переходим к вопросу о законе греха и смерти в 8:2. Хотя трудно найти подходящие слова, чтобы сформулировать, что это за закон, это можно легко понять из опыта. То же самое происходит с электричеством — его легко использовать дома для бытовой техники, но дать ему определение непросто. Вместо того чтобы пытаться дать определение закону греха и смерти, мы поговорим о нем с точки зрения опыта.
Никто из нас не любит выходить из себя. Мы понимаем, что такие поступки нам совершенно не к лицу. Но, предположим, вы пробудились от спячки и у вас появилось желание любить Господа — и вы твёрдо решаете впредь не выходить из себя. Однажды утром вы молитесь об этом и решаете никогда больше не выходить из себя. Сразу же после этого у вас возникают проблемы с женой, и вы начинаете на неё сердиться. Хотя вы и стараетесь подавить своё раздражение, в конце концов, вы выходите из себя. Кажется, что чем больше вы пытаетесь сдержать своё раздражение, тем сильнее оно, когда прорывается наружу. У вас не было намерения или желания выходить из себя, но тем не менее, вы это сделали. Это происходит благодаря работе закона греха внутри вас. Попытки подавить своё раздражение похожи на игру с резиновым мячом; чем сильнее вы его прижимаете к земле, тем выше он подпрыгивает. Это закон. Когда грех работает посредством закона, за ним немедленно следует смерть. Как только вы выходите из себя, появляется смерть и убивает вас. Таким образом, вы выходите из себя, и в результате закон смерти убивает вас. Поскольку закон смерти убил вас, вы не можете молиться, общаться или свидетельствовать. Если вы попытаетесь сделать что-то подобное, вы почувствуете, что внутри вас — пустота, а ваши слова безжизненны. Это результат работы закона греха и смерти.
Грех и смерть — это две разные вещи, но закон у них один и тот же. Закон греха — это закон смерти, а закон смерти — это закон греха. Именно поэтому в 8:2 и сказано: «закон греха и смерти». Работа греха состоит в том, чтобы впустить смерть, а работа смерти — в том, чтобы следовать за грехом. Эта пара всегда неразлучна. Каждый грех, даже маленькая слабость, влечёт за собой смерть.
В Послании к Римлянам 8:6 говорится: «Разум, направленный на плоть, есть смерть». Направлять разум на плоть — значит использовать разум для того, чтобы обдумывать плотское. Например, направлять свой разум на мирскую моду или объявления в газетах — значит направлять его на плотское. Аналогично, думать о слабостях вашей жены или мужа — тоже значит направлять разум на плоть. Результатом этого будет смерть.
Смерть, которая наступает в результате направления разума на плоть, — это, конечно, не та смерть, от которой вы умираете физически и вас хоронят на кладбище. Нет, эта смерть имеет другие симптомы, например, ощущение темноты и отсутствие покоя. Когда вы чувствуете беспокойство и тревогу внутри, это признак смерти. Неудовлетворённость — это ещё один симптом. Допустим, общаясь утром с Господом, вы находите в Нем полное удовлетворение, но после завтрака вы направляете свой разум на объявления в газете. Чем больше вы думаете о них, тем большую неудовлетворённость вы ощущаете внутри. Подобная неудовлетворённость служит признаком смерти. Слабость — это ещё один признак. Как все мы знаем, пределом слабости является смерть. Когда человек слабеет до такой степени, что он больше не может дышать, он умирает. Это наивысшая степень слабости. Следовательно, слабость есть выражение смерти. Ещё один признак смерти — это сухость. Когда вы чувствуете сухость внутри, когда вы не чувствуете, что вас поливают, подобно растению, это значит, что вы пребываете в смерти. Все это — темнота, беспокойство, неудовлетворённость, слабость и сухость — признаки внутренней духовной смерти. Всякий раз, когда вы будете направлять свой разум на плотское, вы заметите по крайне мере один из этих признаков смерти. Если мы полны этих признаков — это значит, что мы полны смерти.
Всякий раз, когда вы испытываете внутреннюю смерть, другие, если они находятся в духе, будут в состоянии ощутить это. Они немедленно поймут, что вы наполнены смертью. Это будет заметно по вашим молитвам. Вы можете молиться, но в ваших молитвах не будет жизни; наоборот, в них будет смерть. Вместо воды в них будет сухость.
В Послании к Римлянам 8:9 говорится: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас». Как мы уже указали, греческое слово, переведённое здесь как «живёт», — это не то слово, которое обычно переводится как «пребывает». Греческое слово, используемое здесь, имеет тот же корень, что и слово «дом». Оно показывает не то, что в течение определённого времени вы находитесь в каком-либо месте, а то, что вы устраиваете себе там дом, поселяетесь там. Если Дух устраивает Себе дом в вас, то вы живёте уже не в плоти, а в духе.
Наше тело мертво, но наш дух есть жизнь
В Послании к Римлянам 8:10 Павел говорит: «А если Христос в вас, то тело мертво вследствие греха, но дух есть жизнь вследствие праведности». Поскольку Христос, который есть жизнь, находится в нашем духе, наш дух есть жизнь. Однако, поскольку Христос ограничен пределами нашего духа, наше тело остаётся мёртвым. Сфера жизни ограничена нашим духом. Жизнь ещё не распространилась в наше тело, поэтому тело остаётся мёртвым. В соответствии с главой 2 Послания к Эфесянам и главой 5 Евангелия от Иоанна, падший человек мёртв. В Послании к Эфесянам 2:5 указывается, что до нашего спасения мы были не только грешны, но и мертвы. Евангелие от Иоанна 5:25 гласит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут». В этом стихе говорится не о тех, кто физически мёртв и похоронен; речь здесь идёт о живых мёртвых, о тех, кто мёртв в своём духе. Если вы прочтёте главу 5 Евангелия от Иоанна, вы увидите, что стих 28 относится к тем, кто физически мёртв и похоронен в могиле. Но в стихе 25 Господь говорит о людях, которые духовно мертвы, но живы физически. В этом сообщении мы говорим о живых мёртвых, а не о тех, кто физически мёртв и похоронен. Все неспасённые люди мертвы. Поскольку их тело отравлено змеем, оно омертвело. Сатана, древний змей, ввёл свой яд в наше тело, и от этого оно омертвело. Это омертвевшее тело умертвило также нашу душу и наш дух. Поэтому неспасённые люди мертвы в теле, душе и духе. Каждая часть их существа мертва.
Когда я путешествовал по внутренним районам Китая в 1937 году, я однажды остановился у ручья, который был полон сухих листьев, уносимых течением. Среди листьев виднелись маленькие рыбки, которые плыли вверх, против течения. В отличие от сухих листьев, которые бесцельно уносились вниз течением, рыбки, полные жизни, плыли вверх по течению с определённой целью. Когда я увидел это, я был так поражён, что даже закричал: «Вот они: жизнь и смерть». Все неспасённые люди подобны сухим листьям: они бесцельно уносятся течением века. Как и среди листьев, среди них царит беспорядок и неразбериха. Но мы, верующие во Христа, подобны рыбкам, плывущим против течения века к определённой цели. Кроме того, среди нас царит не путаница, а порядок. Чем больше у нас жизни, тем больше у нас порядка и размеренности. Но чем больше у нас смерти, тем хуже наш беспорядок. Современное общество потому так захвачено беспорядком, что оно наполнено мёртвыми людьми, теми, кто мёртв в своём теле, душе и духе. Мы должны возвещать благую весть и давать им возможность услышать голос Господа.
Когда мы услышали благую весть и призвали имя Господа Иисуса, Святой Дух сразу же вошёл в наш дух и оживил его. Таким образом наш омертвевший дух был оживлён. Сейчас, когда Христос находится в нашем духе, наш дух есть жизнь.
А что можно сказать о нашем теле и разуме? И тело, и разум могут все ещё находиться в смерти. Многие имеют разум смерти, потому что они не позволяют живущему в их духе Христу распространиться в их разум. Когда я читаю газету, я слежу за тем, чтобы читать только международные новости. Если я читаю другие новости, я направляю свой разум на плоть, и мой разум сразу же становится смертью. Нам нужно позволить населяющему Христу распространиться из нашего духа в наш разум. Если мы позволим Ему сделать это, жизнь, в конечном итоге, достигнет и нашего смертного тела. Тогда дух и разум будут жизнью, и тело также будет оживлено. Послание к Римлянам 8:11 показывает это: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».
Войдя в наше тело, грех сделал его падшей плотью. Поэтому в 6:6 тело называется «греховным телом». Оно также названо «греховной плотью» (8:3), потому что оно было растлено грехом. Понятия «греховное тело» и «греховная плоть» обозначают одно и то же. В растленном теле, греховной плоти, заключены многочисленные похоти. В 7:17 Павел говорит: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Если говорить конкретно, грех живёт в нашей плоти, тем самым делая её плотью греха.
Этот живущий в нас грех служит причиной смерти. Всюду, где есть грех, есть и смерть. Смерть, описанная в главах с 5 по 8, — это прежде всего не та смерть, от которой умирают физически, а та смерть, которая убивает нас сегодня. Эта смерть производит омертвляющее воздействие на нас. Причиной того, что очень многие слабо молятся и вяло функционируют на собраниях, является работа смерти. Некоторые братья и сестры не едины. Отсутствие единства приходит в результате смерти. Если вы не можете открыть свой рот и произнести живое свидетельство, то причина этого — омертвляющее воздействие смерти. Если бы смерть не властвовала над вами, вы бы кипели, молились, славили Господа, функционировали и свидетельствовали все время. Кроме того, вы были бы едины со всеми святыми. Но если вы не такие, это значит, что вы мертвы, пусть независимо от того, насколько вы хороши, правы и насколько ваши взгляды соответствуют Писанию.
Как уже было сказано, Послание к Римлянам 8:6 говорит, что разум, направленный на плоть, — это смерть. Смерть, о которой говорится здесь, — это не та смерть, от которой умирают физически, после чего человека хоронят; эта смерть умерщвляет вас постоянно. Когда вы заняты различными вещами, вы можете быть полны сил, но когда вы молитесь, вы слабы и безжизненны. Это значит, что смерть в вашем теле распространила своё влияние и омертвляющую силу в ваш разум и дух.
Однажды брат Ни во время своего выступления попросил сестёр сказать ему, сколько глав в Евангелии от Матфея. Они не смогли сразу назвать точное число. Брат Ни сразу же сказал: «Вы не можете сказать мне, сколько глав в Евангелии от Матфея. Но если я спрошу вас, сколько у вас нарядов, вы сразу сможете дать мне точный ответ. Вы сможете назвать мне не только их число, но также цвет и фасон». Для многих христиан оказывается сложно вспомнить стихи из Библии, но они легко могут вспомнить много подробностей о разных своих вещах. Это показывает, что их разум омертвел. Когда разум омертвел, он годится для плотского и мирского, но не годится для духовного.
Нам нужно позволить населяющему Христу распространиться из нашего духа во все внутренние части нашего существа. Мы должны молиться так: «Господь Иисус, я позволю Тебе распространиться во мне. Я хочу, чтобы ничто во мне не мешало Тебе». Если вы сделаете это, ваш разум станет трезвым, а ваша память — цепкой. Без всяких усилий вам станет легко запоминать стихи из Библии.
Работа смерти обращена внутрь, от нашего тела к нашему духу; работа жизни происходит изнутри наружу, от нашего духа к нашему телу. Направление работы смерти — от периферии к центру, тогда как направление работы жизни — от центра к периферии. Таким образом, смерть и жизнь работают в противоположных направлениях. Работая от периферии к центру, смерть делает наш разум и дух мёртвыми.
Мы уже увидели, как освободиться от греха, от закона и от плоти. Теперь мы должны выяснить, как же можно освободиться от смерти. Основой смерти в нас является плоть. Единственный путь избавиться от смерти и освободиться от неё — это укрыться в нашем духе. Наша плоть является основой смерти, а наш дух — нашим убежищем. Нам нужно укрыться в этом убежище и избавиться от смерти. Смерть противостоит жизни, а жизнь противостоит смерти. Смерть находится в нашей плоти, а жизнь — в нашем духе. Ничто не может прогнать смерть или поглотить её так же, как ничто не может прогнать тьму. Однако, когда приходит свет, тьма исчезает. Нет необходимости тратить усилия на то, чтобы прогнать тьму или приказывать ей исчезнуть. Просто позвольте войти свету. Чем больше входит свет, тем больше исчезает тьма. Тот же самый принцип применим в случае противостояния жизни и смерти. Нашими стараниями мы не можем прогнать смерть или поглотить её. Только жизнь может поглотить смерть, а жизнь находится в нашем духе. Всякий раз, когда появляется жизнь, смерть исчезает.
Смерть — это сатана, а жизнь — это Христос. Не присоединяйтесь к сатане в плоти, а всегда оставайтесь в вашем духе со Христом как с жизнью. Тогда вы увидите, как Христос, который есть ваша жизнь, будет беспрепятственно распространяться во все части вашего существа. В конечном итоге Он пропитает в вас каждую часть. Это называется оживлением жизни. Жизнь оживит ваш разум, чувства, волю и даже передастся и вашему смертному телу. Таким образом, все части вашего существа станут жизнью. Дух есть жизнь, разум будет жизнью и тело также будет жизнью. Когда это произойдёт, наш последний враг, смерть, будет поглощена.
Смерть — это не только последний враг Бога, это также и наш последний враг. Последний враг — это не грех, закон или плоть; это смерть. В глазах Бога ничто так не отвратительно, как смерть. Даже грех не так отвратителен, как смерть. Бог ненавидит смерть ещё больше, чем грех. Грех противится тому, что Бог делает, а смерть оскорбляет то, чем Бог является. Грех противостоит Божьей праведности, а смерть оскорбляет само существо Бога. Предположим, маленький мальчик играл в грязи и весь испачкался. Как бы он ни испачкался, мы все равно будем любить его и захотим с ним поиграть. Однако, предположим, этот мальчик умер и лежит в гробу. Вероятно, при этом он совершенно чист, но нас к нему не тянет. Наоборот, мы хотим поскорее уйти не потому, что он грязный, а потому, что он мёртвый.
Я обеспокоен тем фактом, что многие христиане боятся нечистоты, но не заботятся о мёртвости. Но, повторяю, Бог ненавидит смерть больше, чем грех. Если взглянуть на прообразы, мы увидим, что человек, осквернённый чем-то нечистым, мог довольно легко очиститься за короткое время. Но если он прикасался к чему-нибудь мёртвому, очищение занимало более длительное время, по крайней мере, семь дней. Это показывает, что в глазах Бога смерть — это нечто более серьёзное, чем грех.
Быть внимательными к жизни в духе
Лучше функционировать на собраниях и совершать ошибки, чем быть мёртвым и не совершать никаких ошибок. Ошибиться — это не так серьёзно, как если вы мертвы. Если вы не функционируете, вы, может быть, и правы, но вы правы по-мёртвому. Я бы предпочёл, чтобы вы ошибались по-живому, чем были правыми по-мёртвому. Я не призываю вас делать ошибки. Но иногда лучше больше заботиться о том, чтобы быть живым, чем о том, чтобы быть правым. Нам нужно уметь узнавать симптомы мёртвости, чтобы знать, мертвы мы или живы.
В Евангелии от Иоанна Господь Иисус, когда Его спрашивают, не отвечает «да» или «нет». Например, самарянка сказала: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). Она спрашивала у Господа Иисуса, где надлежит поклоняться: на горе в Самарии или в Иерусалиме? Господь Иисус ответил: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Господь Иисус как бы говорил: «Поклонение Богу — это вопрос жизни, а жизнь находится в духе. Вопрос не в том, поклоняться Богу на этой горе или в Иерусалиме. Настало время поклоняться Богу в духе».
Ещё один пример мы находим в главе 9 Евангелия от Иоанна. Видя человека, слепого от рождения, ученики Господа спросили Его: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (ст. 3). В Евангелии от Иоанна, в этой книге жизни, нет ответов типа «да»-«нет»; вместо этого там есть жизнь.
В главе 7 Евангелия от Иоанна братья Господа по плоти предложили Ему пойти в Иерусалим (ст. 3-4). Господь сказал им: «Моё время ещё не настало, а для вас всегда время... Вы пойдите на праздник сей, а Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось» (ст. 6, 8). Однако стих 10 гласит: «Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришёл на праздник, не явно, а как-бы тайно». Здесь мы видим, что Господь отвечал и действовал в соответствии с жизнью.
Нам всем знакома история с Лазарем в главе 11 Евангелия от Иоанна. Когда сестры Лазаря послали сказать Господу, что Лазарь болен, и попросили Его прийти, Он отказался. Услышав, что Лазарь болен, Он «пробыл два дня на том месте, где находился» (ст. 6). Когда ученики ожидали, что Господь Иисус пойдёт к Лазарю, Он не пошёл. Но когда они решили не идти, Господь сказал: «Пойдём опять в Иудею» (ст. 7). Во всех этих случаях мы видим, что то, что делал Господь Иисус, всегда основывалось на жизни.
В главе 2 Книги Бытия показаны два дерева, дерево жизни и дерево познания добра и зла. Добро и зло также относится к категории «да»-«нет». «Да»-«нет», «правильно»-«неправильно», «добро»-«зло» — источником всего этого является дерево познания. Нам нужно забыть концепцию «да»-«нет» и оставаться в своём духе. Именно так можно освободиться от смерти. Для того, чтобы освободиться от смерти, не нужно совершать что-то, нужно оставаться в духе. Если мы будем оставаться в духе, мы будем жить и поступать по духу. Все наше существо будет соответствовать духу, и мы будем мыслить, выражать свои мысли и делать все в духе. Тогда смерти не будет. Именно так можно освободиться от смерти и победить последнего врага.
Любая смерть, которая ещё остаётся в нашем существе, является отвратительной в глазах Бога, и мы должны уничтожить её. Мы должны покинуть плоть как основу смерти и укрыться в своём духе, где находится Христос, наша жизнь. Нам нужно оставаться в духе и поступать по духу. Если мы будем это делать, мы будем свободны от смерти.