(1)
Тексты Писания: Рим. 5:12; 6:6; 7:7-8, 24; 8:2, 10-11
Как мы уже увидели, центральным моментом откровения в этой книге является то, что Бог преобразовывает грешников в сыновей для образования Тела Христова. Бог выражен в Сыне, Сын выражен в Теле, а Тело выражено в поместных церквях. До того как мы стали сыновьями, мы были грешниками (5:19) не только по названию и по положению, но и по своему внутреннему составу. Мы сделались грешниками по составу, потому что в нас вошёл грех.
Для того чтобы вещество изменило свой состав и стало чем-то другим, в него необходимо добавить определённый элемент. Бог сотворил нас хорошими, праведными людьми. Однако из-за падения Адама в наше существо был введён грех. Когда человек пал, он не просто совершил ошибку и сделал что-то не то. Если бы человек всего лишь совершил ошибку, его падение не было бы настолько серьёзным. Однако при падении произошло нечто более серьёзное, чем ошибка: в человеческое существо был введён грех.
Предположим, у некой матери есть дома пузырёк с ядом. Она держит его в особом месте и запрещает своему маленькому сыну трогать этот пузырёк. Однажды, пока мамы не было дома, маленькому мальчику стало интересно, что в этом пузырьке, и он взял его, открыл и выпил немного яда. Узнав о том, что случилось, мать озабочена не тем, что её сын поступил неправильно. Она обеспокоена тем, что в него попал яд. Большинство христиан считает, что человек просто ослушался Бога и совершил ошибку, взяв плод с дерева познания. Мало кто понимает, что, когда человек съел плод с дерева познания, в него вошло нечто порочное и даже сатанинское. Через падение в него был введён порочный, сатанинский элемент. Библия называет этот элемент грехом. Грех — это не просто, когда человек лжёт или крадёт что-то. Это все плоды греха, а не сам грех. Грех — это сама природа Сатаны, лукавого.
В главах с 5 по 8 Послания к Римлянам есть много указаний на то, что грех похож на живого человека: он вошёл (5:12), он царствует (5:21), он может господствовать над нами (6:14), он обольщает нас (7:11), он умертвляет нас (7:11) и он живёт в нас (7:17). Как только грех, порочный сатанинский элемент, был введён в человека, человек сделался грешником по своему составу. Теперь вместо того чтобы быть хорошими людьми, мы содержим грех в самом своём существе. Сколько бы добрых или злых дел мы ни совершали, это ничего не меняет, потому что теперь грех находится в нашем существе. Хотя внешне наши поступки могут не выглядеть греховными, внутри мы имеем греховную природу.
Грех имеет целый ряд последствий. Из-за него появились плоть и закон. В результате перед нами стоят проблемы греха, плоти и закона. Но у нас есть и другая проблема: конечный результат греха, а именно смерть. Где есть грех, там есть и смерть. В 5:12 Павел говорит: «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Смерть входит через грех и царствует вследствие греха. Следовательно, грех имеет результатом три вещи: закон, плоть и смерть.
Освобождены от греха, закона и плоти
Глава 5 Послания к Римлянам показывает, что мы сделались грешниками по составу, а глава 6 говорит, что «тело греховное» было «упразднено» (6:6), поскольку наш ветхий человек был распят со Христом. Через смерть ветхого человека мы освобождены от греха. Как мы указали в предыдущем сообщении, в главе 6 мы освобождены от греха, в главе 7 мы освобождены от закона, а в главе 8 мы освобождены от плоти. Мы свободны от греха, потому что наш ветхий человек был распят. Смерть ветхого человека оставила тело греха без работы, сделала его праздным. Поскольку тело греха потеряло свою работу, мы уже не обязаны служить греху в качестве рабов. Это значит, что мы освобождены от греха. Точно так же мы были освобождены от закона, потому что наш старый муж умер и уже состоялись его похороны. На его похоронах мы вышли замуж за нашего нового мужа. Потеряв своего старого мужа и выйдя замуж за нового, мы освободились от закона. Как показано в главе 8, мы освобождаемся от плоти, поступая по духу. Мы освобождены от греха благодаря тому, что наш ветхий человек распят, а тело греха упразднено; мы освобождены от закона благодаря тому, что наш старый муж похоронен и мы вышли замуж за другого; мы освобождены от плоти благодаря тому, что мы поступаем по духу.
Но сейчас мы должны обратиться к другой проблеме. Каким образом мы можем освободиться от смерти? Если мы хотим узнать это, нам нужно понять, что такое смерть. Смерть царствует над всеми и действует во всех. В каждом человеке есть нечто, что Библия называет действием смерти. Предположим, некий брат любит Господа. Однажды утром в своём общении с Господом он решает, что впредь он всегда будет почитать и слушаться своих родителей, любить свою жену и хорошо обращаться с детьми. Таково желание его сердца. Он также твёрдо решил никогда не выходить из себя. Однако вскоре после этого возникает трудная ситуация, и он снова выходит из себя. Вы скажете, что это результат действия греха. Я согласен. Но грех производит смерть; это смерть действует в нас. Смерть жалит нас, и мы становимся настолько слабыми, что как бы мы ни старались почитать своих родителей или любить своих жён, мы просто не можем этого сделать.
В 7:7 и 8 Павел сказал: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: „не пожелай“. Но грех, взяв повод от заповеди, произвёл во мне всякое пожелание». Желать чего-то чужого — это не внешний поступок, а внутреннее желание. Однажды в Китае один миссионер рассказывал своему повару, что все люди грешны. Повар возразил ему, что считает себя честным и никогда ничего не крал. После дальнейших расспросов оказалось, что даже пока они спорили насчёт греховности и честности, повар думал о лошади миссионера и о том, как бы заполучить её. Затем миссионер сказал ему: «Это желание чужого, а оно греховно». В главе 7 Павел тоже использует желание в качестве иллюстрации. Как нам трудно удержаться от желания! Чем больше мы стараемся не завидовать, тем больше мы завидуем. Апостол Павел пытался быть праведным, святым и совершенным. До некоторой степени, по крайней мере, ему это удавалось. Он удерживал себя от воровства, но он не мог удержаться, чтобы не желать чужого. На самом деле он даже обнаружил, что он не в состоянии сдерживать свои желания. Поэтому он воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (7:24).
Какую смерть имел в виду Павел, когда говорил о «теле смерти»? Он имел в виду смерть, которая, приняв форму пожелания, постоянно убивала его. Точно так же и внутри нас есть что-то, что ежеминутно убивает нас. Если мы не следим за своим поведением, мы этого не заметим. Но если мы попытаемся быть честными, святыми, духовными и совершенными, мы обнаружим, что вместо того чтобы быть совершенными, мы постоянно подвергаемся воздействию смерти. Чтобы пережить смерть, нам нет необходимости ждать, пока мы состаримся и будем умирать физически. Даже физическая смерть происходит постепенно. Даже будучи живыми, мы каждый день понемногу умираем. Чем старше мы становимся, тем больше мы умираем. Предположим, у вас есть семьдесят долларов. Если вы потратите пять из них, у вас останется шестьдесят пять. Если вы потратите шестьдесят девять долларов и девяносто девять центов, у вас останется всего один цент. Точно так же мы тратим и время нашей жизни. Стары мы или молоды, мы постепенно умираем. Я — пожилой человек, у меня много внуков. Когда они говорят мне, сколько им лет, я иногда думаю: «Вы не живёте. Вы все умираете».
Смерть — это сложная вещь. Она убивает наше тело, душу и дух. Прямо сейчас она убивает ваше тело, разум, волю и чувства. Она убивает ваше сердце и особенно ваш дух. В этом причина того, что очень многие приходят на церковные собрания мёртвыми. Они сидят на своих стульях, не молятся и не функционируют, потому что они мертвы и похоронены. Такой мёртвый человек не в состоянии воскликнуть: «Слава Господу!» Некоторые братья сидят мёртвые на собраниях, потому что они накричали на свою жену. Когда вы недовольны своей женой, даже если вы не даёте выход своему раздражению, ваш дух все равно будет убит. Иногда руководящие братья спрашивают меня, почему так много братьев и сестёр не функционируют на собраниях. Я говорю им, что причина в том, что эти святые мертвы и лежат в гробу. Разве можно ожидать от мертвеца, чтобы тот функционировал? Не убеждайте их и не придумывайте для них правил. Вместо этого сделайте что-нибудь, чтобы заставить воскреснуть из их могил. Тогда они начнут выступать на собраниях. Я хочу сказать следующее: у нас у всех есть внутри нечто, что Библия называет смертью. Не думайте, что смерть придёт в будущем. Нет, она может торжествовать внутри вас сегодня. Хотя она и зовётся смертью, она очень активна и сильна, она намного сильнее вас. Сами по себе вы не сможете одолеть её.
Наверное, много раз на собраниях у вас появлялось желание воскликнуть: «Слава Господу!» или произнести свидетельство. Однако вы тут же начинали обдумывать и размышлять, поскольку вам кажется, что нельзя говорить просто все, что придёт в голову. Если вы проявляете такую осторожность, это доказывает, что вы находитесь под воздействием смерти. Когда вас вызывают свидетелем в суд, тогда действительно нужно взвешивать свои слова. А когда вы приходите на церковное собрание, быть настолько осторожным не обязательно. Вам нужно оставить свою осторожность, высвободить свой дух и сказать: «Слава Господу! Аминь! Я хочу засвидетельствовать, что Христос — это моя жизнь». Любое обдумывание сделает вас мёртвыми. Знаете, почему вы так осторожны на собраниях? Потому что вы ищете себе славы и боитесь ударить лицом в грязь. Подобные размышления убивают ваш дух.
Мы уже увидели, что поскольку в нас вошёл элемент греха, мы сделались грешниками по своему внутреннему составу. Результатом греха является смерть, которая убивает нас, делает нас мёртвыми. Сегодня перед нами стоит не только проблема греха, но и проблема смерти. Тот факт, что грех и смерть неразрывно связаны, подтверждается Посланием к Римлянам 8:2: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Слова «закон греха и смерти» относятся не к двум законам, а к одному закону с двумя составляющими — грехом и смертью. Где есть закон греха, там есть и закон смерти.
Послание к Римлянам 6:6 говорит о «теле греховном», а 7:24 о «теле смерти». Тело греха очень активно и энергично, когда делает что-то греховное. Когда нужно сделать что-то для Бога, мы часто чувствуем усталость, сонливость и желание отдохнуть. Но когда появляется возможность совершить что-нибудь греховное, усталость исчезает, потому что тело греха полно сил. Тело греха всегда сильно, а тело смерти — слабо. Когда человек предаётся мирским развлечениям, тело греха активно, но когда он идёт на церковное собрание, тело смерти слабо. Тело смерти побуждает нас сказать: «Я не могу пойти на собрание. Я плохо себя чувствую, и ребёнок не давал мне спать сегодня ночью. У меня нет никаких сил. Мне нужно остаться дома и отдохнуть». В зависимости от ситуации, одно и то же тело может быть либо телом греха, либо телом смерти. По отношению к греху оно сильно; по отношению к Богу — слабо. Когда наш дух бодр, жив и упражнён, наше тело не устаёт. Но когда наш дух холоден или даже тёпл, мы иногда не испытываем желания идти на собрание, а предпочитаем остаться дома и отдыхать. Некоторые сестры могут сказать: «Я была так занята последние три дня, что совсем замучилась. Я не могу идти на собрание, мне нужно отдохнуть». На первый взгляд, все это правда, но на самом деле это всего лишь отговорка.
Жизнь для нашего смертного тела
Как мы уже увидели, в 7:24 Павел воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Способ освободиться от этой смерти находится в 8:2. Это возможно посредством Духа жизни. Нам нужно обращаться к своему духу и поступать по своему духу. Не верьте своему чувству усталости. В девяносто девяти случаях из ста подобное чувство является обманом. Когда пора идти на собрание, не говорите, что вы устали. Это обман, и не следует верить ему. Также не следует обещать себе сделать что-либо — это не поможет. На самом деле все очень просто — нам нужно обращаться к духу, оставаться в духе и делать все, жить и поступать по духу. Если мы будем это делать, Дух жизни в нашем духе оживотворит даже наши смертные тела. Те, кому Господь даёт заботу поститься, могут обходиться в течение нескольких дней без еды и не чувствовать ни голода, ни усталости, потому что они живут не своей физической силой, а той силой, которая исходит из их духа. Дух становится внутренним источником силы для их жизни. Если бы таким образом постились неверующие, они бы почувствовали себя мёртвыми уже через один или два дня. Но если нас, верующих, Господь побуждает поститься и если мы постимся в духе, мы можем делать это в течение многих дней без всяких проблем. В течение этого времени мы живём не своей физической силой, а силой, которая исходит из нашего духа. Из нашего духа населяющий Дух животворит наше физическое тело. Здесь действует тот же принцип, что и при освобождении от смерти.
Если мы молчим на собраниях, это признак того, что мы находимся под убивающим, умертвляющим воздействием смерти. Когда такое случается, мы должны обратиться к своему духу и прославить Господа. Если мы устали ходить на собрания, молиться и общаться со святыми, это также признак того, что мы находимся под убивающим и ослабляющим воздействием смерти. Если мы хотим освободиться от этого, мы должны обратиться к своему духу и сказать: «Слава Господу! Господь Иисус! Аллилуйя! Аминь!» Вы сразу же ощутите, что энергия и сила передаются от источника в вашем духе вашему смертному телу.
Глава 8 Послания к Римлянам глубока не только с точки зрения доктрины, но и с точки зрения переживаний. Чем больше мы переживаем её, тем глубже она, кажется, становится. Что касается доктрины, то проговорить стихи из этой главы очень легко. Но те переживания, о которых здесь говорится, неизмеримо глубоки. Невозможно, например, исчерпать переживания в стихе 11: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Этот стих показывает, что живущий в нас Дух животворит наше смертное тело. Этот стих следует рассматривать вместе с предыдущим стихом, который гласит: «А если Христос в вас, то тело мертво вследствие греха, но дух есть жизнь вследствие праведности». Поскольку Христос в нас, наш дух есть жизнь, хотя наше тело и мертво из-за греха. Стих 11 говорит, что Христос, который есть Дух, должен не только находиться в нас, но также и жить в нас. Когда Христос находится в нас — это одно, а когда Он живёт в нас — это другое. В стихе 10 тоже есть предлог «в»; однако в стихе 11 речь идёт уже не просто о том, чтобы быть внутри, а о том, чтобы жить там. Что делает Христос в вас: просто находится там или же Он живёт внутри вас? Нам нужно, чтобы Христос жил в нас. Для этого мы должны предоставить Ему место в нашем существе. Христос находится в вас, но может быть, Он не живёт в вас, потому что Ему не хватает места, свободного пространства в вас. Если вы позволите Христу жить в вас, то населяющий Христос, то есть живущий в вас Дух, наделит жизнью, которая содержится в вашем духе, и ваше смертное тело. Это значит, что населяющий Дух распространится из вашего духа в члены вашего тела.
После того как населяющий Христос оживил ваш дух, Он хочет оживить члены вашего омертвевшего тела. У меня нет сомнений, что в вашем духе есть Христос и что ваш дух жив, но я озабочен тем, что у Христа не было возможности наделить жизнью члены вашего омертвевшего смертного тела. С одной стороны, наше тело — омертвевшее; с другой стороны, оно смертное. Слава Господу, что в 8:11 мы видим способ, которым наше омертвевшее тело может получить жизнь! Он состоит в том, чтобы позволить Христу жить в нас, дать ему возможность вселиться в нас. Греческое слово, переведённое здесь как «живёт», — это не то слово, которое обычно переводят как «пребывает». Слово, образованное от этого же корня, используется в Послании к Эфесянам 3:17 для описания того, как Христос вселяется в наше сердце. Сам этот корень в переводе означает «дом». Следовательно, это не обычное слово для обозначения простого пребывания, а весомое слово, которое описывает то, как Христос устраивает в нас Свой дом.
Христос хочет обрести в нас больше места и устроить Себе в нас дом. Но бывает так, что у Него нет возможности поселиться в нас. Наш дух, несомненно, жив, но мы можем не иметь жизни в своём теле. Мы можем иметь Христа в своём духе, но не выражать Его. Некоторые говорят, что кричать, славить Господа — это все чепуха. Но если это чепуха, то почему одни могут сказать: «Слава Господу!», а другие не могут? Многие пасторы не могут произнести это, потому что, в некотором смысле, они убиты. Несколько лет назад один молодой человек встал на конференции и сказал, что он против призывания имени Господа Иисуса. Но пока он говорил, он невольно призвал: «О Господь Иисус!» Таких случаев было много.
Многие не славят Господа, потому что их дух слаб, а их тело, не будучи оживлено населяющим Христом, омертвело благодаря живущей в них смерти. Однако, если мы позволим Христу обрести хотя бы сантиметр пространства внутри нас, наше смертное тело будет наделено жизнью. Она распространится из нашего духа в наши омертвевшие члены, и мы начнём славить Господа. Чем больше мы славим Господа, тем сильнее все наше существо.
Мы не можем отрицать, что в нас присутствуют элементы греха и смерти. Как мы благодарны Господу, что в нас есть также элемент, который называется «Дух жизни». Кроме того, у нас есть элемент населяющего Христа. Все эти ингредиенты находятся в нас, и теперь возникает вопрос, из чего мы будем «готовить обед». Сестры держат на кухне много всяких ингредиентов, но все зависит от того, какие из них выбрать, чтобы приготовить поесть. Нам нужно всегда обращаться к своему духу и жить по своему духу. Если мы будем это делать, населяющий Христос будет реальным для нас, и мы увидим, как Он безграничен. В конечном итоге Он распространится из нашего духа в наше омертвевшее, смертное тело. Таким образом мы полностью освободимся от смерти.
Когда мы освобождены от греха, закона, плоти и смерти, мы по-настоящему свободные люди. Над такими людьми грех, закон, плоть и смерть уже не имеют власти. Способ освободиться от всех этих вещей состоит в следующем: наш ветхий человек должен быть распят, старый муж — похоронен, мы должны обращаться к духу, направлять наш разум на дух и поступать по духу. Если мы будем это делать, мы будем, в конечном итоге, освобождены полностью. Возможно, сказанное выше кажется довольно простым и немногословным, но если мы будем осуществлять все это на практике и переживать, мы увидим, насколько это безгранично, неизмеримо, глубоко и основательно.