Источник порока и способ ограничения
Тексты Писания: Рим. 1:18-32; 2:1-16
В этом сообщении мы рассмотрим источник порока, показанный в осуждении человечества, и способ ограничения, показанный в осуждении самоправедных. После введения Павел освещает вопрос осуждения в четырёх аспектах: осуждение человечества вообще (Рим. 1:18-32), осуждение самоправедных в частности (Рим. 2:1-16), осуждение религиозных в особенности (Рим. 2:17-29; 3:1-8) и всеобщее осуждение всего мира (Рим. 3:9-20). Сначала в Послании к Римлянам открывается, что осуждение сошло на все человечество вообще. Затем внимание обращается на два особых класса в человечестве — класс самоправедных и класс культурных, религиозных людей. В заключение под осуждение попадает весь мир. Хорошие мы или плохие, религиозные или нерелигиозные, все мы находимся под Божьим осуждением. Нам бы не хотелось задерживаться на теме осуждения, но существуют два довольно важных момента, связанных с ним. Во-первых, это источник зла, источник порока. Из-за этого источника человечество стало злым. Итак, в этом сообщении мы увидим источник человеческого порока. Во-вторых, нам нужно увидеть способ ограничения. Существует способ ограничить этот порок. Поскольку мы были спасены от осуждения, нам не обязательно уделять ему много внимания. Однако нам нужно вернуться к нему ненадолго, чтобы узнать источник зла и способ ограничить зло.
Теперь нам нужно рассмотреть источник порока. В этом разделе Послания к Римлянам (Рим. 1:18-32) раскрываются четыре элемента источника зла.
1. Подавление истины в неправедности
Первым элементом источника порока является подавление истины в неправедности (1:18). Что такое истина? Истина — это не только доктрина или знания. Истина — это реальность, она материальна и вещественна. В этой вселенной существует реальность, и первичной реальностью является Сам Бог. Говорить, что Бога нет, значит говорить впустую; провозглашать реальность Бога, значит говорить нечто основательное, существенное, подлинное и истинное. Бог реален. Никто не может отрицать реальность Бога или не признавать тот факт, что Он существует, потому что существование Бога — это реальность. Однако с самого начала человечество не признавало, а замалчивало реальность Бога. Людям просто не было дела до этой реальности, они отказывались обращаться с ней должным образом. Они подавляли истину в неправедности, неправедно замалчивая её. Сегодня в Соединённых Штатах мы можем увидеть зло на каждом шагу, газеты наполнены порочными и позорными вещами. Почему в ведущей стране мира существует такое множество позорных вещей? Потому что так много людей не поддерживают истину, а, наоборот, несправедливо её подавляют. Это самый значительный аспект источника порока.
2. Нежелание содержать Бога в познании
Хотя люди знали, что Бог есть, они Его искушали и испытывали, и наконец решили не держать Его в своём познании. Они предпочли не содержать Бога в своём познании (1:28). Многие профессора и образованные люди не верят во Христа. Если вы спросите их о Боге, они скажут: «Мы знаем, что Бог есть, но нам не хочется в Него верить». Эти люди предпочитают не содержать Бога в своём знании. Мы должны содержать Бога в своём знании, потому что отказаться от этого — ужасно.
3. Отказ прославлять Бога и поклоняться Ему
В древности люди знали Бога, но не прославляли Его как Бога. Кроме того, они Его не благодарили, не поклонялись и не служили Ему (1:21, 25). Это ещё одна составная часть источника зла. Отказ прославлять Бога, благодарить Бога, поклоняться Богу и служить Богу является основным аспектом источника порока. Напротив, если мы Его прославляем и благодарим, поклоняемся и служим Ему, мы будем защищены от всякого зла. По всему миру сегодня происходит так много разводов и существует такая безнравственность из-за того, что люди не прославляют Бога и не поклоняются Ему. Человек, прославляющий Бога, благодарящий Бога, поклоняющийся Богу и служащий Богу, никогда не разведётся со своей женой. Все разводы и безнравственность происходят из одного источника — отказа поклоняться Богу. Ни в коем случае не думайте, что поклонение Богу — это нечто незначительное, что прославление Его — пустяк. Они очень важны в нашей человеческой жизни. Нам нужно благодарить Бога. У нас есть много, за что Его благодарить. Некоторые люди не благодарят Бога, пока не придёт час смерти. Хотя это и очень поздно, но все же лучше, чем никогда.
Нам нужно осознать, что прославление Бога, благодарение Бога, поклонение Богу и служение Богу чрезвычайно важны. Допустим, что у меня дурной характер, позорная и безобразная предрасположенность. Если я постараюсь её сдерживать, у меня ничего не получится. Однако, если я буду постоянно благодарить и славить Бога, я открою самый хороший способ спастись от своей плохой предрасположенности. Каждый раз, когда вы готовы выйти из себя, скажите: «Я буду служить Богу. У меня нет времени выходить из себя. Боже, я благодарю Тебя за то, что Ты — мой Бог, за то, что Ты — мой Творец. Без Тебя меня бы не было. Я обязан Тебе самим своим существованием. Я благодарю Тебя, поклоняюсь Тебе и служу Тебе». Если вы это сделаете, вы немедленно освободитесь от своей предрасположенности. Как сильно мы нуждаемся в поклонении Богу!
Затем человечество заменило Бога (1:23, 25). Заменить Бога — ужасно, потому что Бог — это слава и реальность вселенной. Когда Бог выражен, это — слава. Заменить Бога — значит оставить Его ради чего-то другого. Люди заменили Бога на идолов. Бог — это слава, идолы — это суета. Бог — это реальность, идолы — это подлог и обман. Как это глупо и ужасно, что человек заменил Бога на идолов! Большинство людей в Соединённых Штатах научились не поклоняться видимым идолам, хотя некоторые люди и это практикуют. Но многие люди в этой стране заменили Бога на идолов, которых они сами себе создали: своё будущее, должности, учёные степени, цели. Это значит, что их будущее, должности, учёные степени и цели стали их идолами. Их волнуют эти идолы, а не Бог. Следовательно, они также заменили Бога на идолов.
Если мы тщательно поразмыслим над этими четырьмя аспектами источника порока, мы увидим, что они являют собой начало всякого порока и греховности.
Теперь нам нужно увидеть, каков же результат оставления Бога.
Первый результат оставления Бога состоит в оставленности Богом. Когда вы оставляете Бога, это вынуждает Бога оставить вас. Если вы перестанете держаться за Бога, то Богу придётся перестать держаться за вас. Это самое прискорбное. Ужасно быть оставленным Богом. Мы должны сказать Богу: «Даже если я перестану держаться за Тебя, не отпускай меня. Может, я буду настолько глуп, что оставлю Тебя. Господь, будь ко мне милостив и никогда не оставляй меня». Нам нужно молиться подобным образом, потому что это ужасно — быть оставленным Богом. Если человек оставлен Богом, он никогда не станет делать добро. Он не станет лучше, а только будет опускаться все ниже и ниже.
Согласно главе 1 Послания к Римлянам Бог предаёт людей трём вещам. Первой из них является нечистота (1:24). Когда человек оставляет Бога и вынуждает Бога оставить его, он оскверняется и тут же вовлекается в нечистоту. Во-вторых, Бог предаёт людей постыдным страстям, позорным похотям (1:26). Мне бы не хотелось упоминать эти позорные похоти своими чистыми устами. Такие люди могут стать мужеложниками, предаваться порочным страстям и безудержному влечению, бесчестя свои тела друг с другом. В-третьих, Бог предаёт людей отверженному уму (1:28). Если вы отвергаете содержание Бога в своём знании, Бог позволит вам иметь разум, отвергаемый Им. Разум грешных людей никак не может быть одобрен Богом. Бог, например, отвергает разум, поглощённый мыслями о разводе. Посмотрите на сегодняшнее греховное общество: ничей разум не может быть одобрен Богом. Все были преданы Богом отверженному разуму, потому что делают непотребства. Люди так глупы и постыдны в своём греховном образе жизни. Они ведут себя совершенно неподобающим образом. Тем не менее они продолжают грешить, потому что Бог предал их отверженному разуму.
Когда человек предан Богом нечистоте, постыдным страстям и отверженному разуму, следствием этого является блуд (1:24, 26, 27). Вы знаете истинное значение блуда? Блуд означает нарушение направляющего и контролирующего принципа. Это вызывает беспорядок. Божье домостроительство говорит: «Один муж — одна жена». Это не только Божье домостроительство, это Его управляющий и контролирующий принцип. Оставленные Богом люди готовы почти на все, чтобы обойти этот принцип, нарушить направляющий принцип «один муж — одна жена». Результатом является блуд, беспорядок. Из-за чего люди занимаются этим? Из-за нечистоты, постыдных страстей и своего отверженного ума. Когда люди оставляют Бога, Он оставляет их и предаёт их блуду.
Все виды порока происходят от блуда (1:29-32). В конце главы 1 Послания к Римлянам Павел перечисляет различные пороки и называет порочных людей, таких как злоречивые, клеветники и богоненавистники. Благодаря этому мы видим, что если человек оставляет Бога, Бог предаёт его похотям, беспорядку и всевозможным порокам.
В той части Послания к Римлянам, где говорится об осуждении самоправедных (2:1-16), в дополнение к осуждению человечества нам показан способ ограничения.
Теперь мы переходим к способу ограничения, к способу ограничить зло и порок. Мне нравится эта часть Послания к Римлянам. Все мы, особенно молодёжь, должны уделить все наше внимание этому способу ограничения.
1. Познавать Бога посредством Его творения
Первым моментом в способе ограничения является познание Бога посредством Его творения (1:19-20). Невидимое Бога, Его вечную силу и божественную природу можно постигнуть посредством Его творения. Небо и земля являют невидимое Бога. Около 20 лет назад братья на Тайване собирали биографические материалы о знаменитых учёных прошлых столетий. Они обнаружили, что только немногие из этих ведущих учёных говорили, что не верят в Бога. Явное большинство из них верило в Него. Однажды я читал статью, в которой Эйнштейна спросили, верит ли он в Бога. Он ответил: «Меня оскорбляет ваш вопрос. Как может такой учёный, как я, не верить в Бога?» Если вы займётесь наукой, она вам скажет, что Бог есть.
Хотя я не знаком с наукой, я кое-что знаю о нашем человеческом теле. Много раз, проповедуя людям о Боге, я просил их задуматься о своём теле. Я говорил им: «Задумайтесь, как вы прекрасны. Кто сделал вас?» Все волосы на нашем физическом теле и внутри, и снаружи растут вниз, кроме волосков у нас в горле — ресничек, растущих вверх. Это имеет очень большое значение. Если бы реснички в нашем горле росли вниз, мы бы умерли, потому что слизь не смогла бы выводиться. Кто сделал нас подобным образом? Более того, задумайтесь, как изумительно устроено наше человеческое лицо. Рот расположен на нужном месте. Как было бы неудобно и ужасно, если бы рот находился у нас между глаз! И ещё, вы когда-нибудь задумывались, зачем нужны брови? Они выполняют роль волнорезов, ограждая наши глаза от пота. Кто устроил нас подобным образом? Недавно мне сделали две операции на правом глазу. Хирург показал мне искусственный глаз, особенно обратив моё внимание на хрусталик и сетчатку. Я тут же увидел, что это точная копия лучшей фотокамеры. Никто не может сделать фотокамеру, сравнимую с человеческим глазом. Кто сделал это? Наши зубы также изумительно устроены. Резцы, наши передние зубы, действуют как два ножа, разрезая все, что попадает между ними. Затем язык посылает пищу назад к коренным зубам, которые, подобно мельничным жерновам, размалывают пищу до удобоваримого состояния. Пока коренные зубы перемалывают пищу, для её разжижения выделяется слюна. Это замечательно. Кто это создал? Мы должны сказать: «Спасибо, Господь. Ты — мой Творец. Ты меня создал таким чудесным образом».
Глядя на творение вообще и на человеческое тело в частности, как можем мы говорить, что Бога нет? Даже атеистически настроенному врачу приходится признать, что существует Всемогущий, который сотворил человеческое тело. Таким образом, посредством творений мы можем постичь вечную силу и божественную природу Бога. Когда мы видим Бога в красотах и чудесах Его творения, нам нужно поклоняться Ему и прославлять Его. Познание Бога посредством Его творения является первым аспектом в способе ограничения зла.
2. Содержать истину в праведности
Мы должны содержать реальность Бога в праведности и заботиться о том, чтобы иметь Бога в своём познании (1:18, 28). Нам нужно прославлять и благодарить Его, поклоняться и служить Ему (1:21, 25). Очень важно практиковать эти четыре вещи. Как дедушка я обращаюсь к своим внукам, проходящим это обучение. Я знаю, что такое человеческая жизнь. Поверьте мне, когда я говорю, что поклонение Богу никогда не может быть во вред. Первое, чему вам, подросткам, нужно научиться, это поклоняться Богу. Нет ничего более важного в вашей человеческой жизни, чем поклонение Богу. Мне бы очень не хотелось, чтобы мои дети зарабатывали миллионы долларов и не поклонялись при этом Богу. Мне бы не хотелось, чтобы мои сыновья или внуки стали состоятельными, но при этом не поклоняющимися Богу людьми. Я предпочёл бы, чтобы они приехали сюда и научились поклоняться Господу. Величайшее благословение в человеческой жизни — быть обученными поклоняться нашему Богу.
Затем, нам нужно поступать согласно своей природе (2:14). Некоторые настолько духовны, что осуждают все природное. Они, похоже, думают, что природное никогда не может быть хорошим. С одной стороны, я с этим почти полностью согласен. Однако, с другой стороны, я бы не советовал вам забывать о своей природе. Наша изначальная природа в том виде, как её сотворил Бог, была хорошей. Все, сотворённое нашим Отцом, включая и нашу природу, изначально было хорошим. Конечно, наша природа была отравлена в результате падения. В этом нет никакого сомнения. Но мы, люди, обладаем природой, которую Бог сотворил хорошей, и нам нужно действовать согласно ей. Нам нужно прислушиваться к этой природе. Вы можете доказывать, что воровать у других — не порок, но природа внутри вас протестует всякий раз, когда вы подвергаетесь искушению украсть что-либо. Даже грабители признают, что когда они грабят банк, их природа говорит им: «Не делай этого». Но они её не слушают. И так со всеми злодеями. Всякий раз, когда они делают что-то плохое, их природа не соглашается. Нам нужно следовать требованиям природы внутри нас.
В Послании к Римлянам 2:14-15 Павел говорит, что когда язычники, не имеющие закона, делают законное, они доказывают, что функция закона записана у них в сердцах. У Божьего закона есть функция в нашей природе. Другими словами, наша природа соответствует Божьему закону, потому что наша природа была создана Богом. Божий закон был дан в соответствии с Божьей природой, потому что законодатель всегда принимает закон в соответствии со своим собственным существом. Бог создал человека в соответствии с тем, чем Сам является. Поэтому закон, данный Богом, и человек, созданный Богом, соответствуют друг другу. Таким образом, нам не нужен внешний закон, так как функция закона записана в нашей природе. Нам просто нужно жить согласно своей природе.
Наряду с нашей хорошей природой у нас также есть совесть (2:15). Совесть — чудесная вещь, и нам следует слушать её. Медики не могут определить, где она находится, но никто не может отрицать, что мы обладаем ею. Наша совесть все время протестует. Когда вы спорите со своими родителями, совесть говорит: «Не делай этого». Если вы обидите своих родителей, ваша совесть не даст вам спать три ночи подряд. Каждого мужа, стремящегося развестись со своей женой, тоже будет обличать его совесть. У всех людей есть совесть. Это великое дело. В нормальной христианской жизни мы все должны заботиться о своей совести должным образом.
5. Обращать внимание на правильные мысли
В дополнение к нашей природе и нашей совести у нас есть мысли в нашем разуме (2:15). Не будьте настолько духовны, чтобы говорить, что наш разум абсолютно бесполезен. В нашем разуме есть хорошие мысли. Иногда эти мысли обвиняют и осуждают, иногда они извиняют и оправдывают. Зачастую, когда мы собираемся что-то сделать, мы испытываем внутреннюю борьбу в наших мыслях, когда одни мысли говорят: «Да, это правильно», а другие говорят: «Нет, это неправильно». Мы все переживали это. Нам нужно обращать внимание на свою природу, свою совесть и мысли внутри себя.
Мы увидели пять составляющих способа ограничения: познавать Бога посредством Его творения, содержать Божью истину в праведности, жить в соответствии со своей природой, слушать свою совесть и обращать внимание на правильные мысли. Если мы будем все это соблюдать, мы будем ограничены, мы будем удерживаться от всякого рода зла. Хотя все мы спасены и живём где-то между главами 5 и 8 Послания к Римлянам, нам все равно нужно знать источник зла и способ ограничить себя, удержать себя от совершения зла. Аллилуйя, мы нашли его! Нам нужно познавать Бога посредством Его творения и содержать Его истину в праведности. Нам нужно поступать согласно своей природе, прислушиваться к голосу своей совести и обращать внимание на правильные мысли внутри себя. Если мы будем практиковать все это, мы будем защищены.