Преобразование в принятии верующих
(2)
Тексты Писания: Рим. 14:13-17; Мф. 16:18-23; 15:1-13
В этом сообщении мы рассмотрим ещё несколько моментов касательно преобразования в принятии верующих.
Нам нужно принимать верующих по принципу любви. В 14:13-15 Павел говорит: «Не станем же более судить дрyг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Если мы принимаем верующих в любви, то мы не будем судить других, подавать им случай к преткновению, огорчать братьев или губить человека, за которого умер Христос; напротив, мы будем поступать по любви. Мы должны принимать по принципу любви всех верующих, за которых умер Христос. Не забывайте, что Послание к Римлянам было написано вскоре после того, как Павел написал Первое послание к Коринфянам и что он писал Послание к Римлянам, будучи в Коринфе. Павел посвятил главу 13 Первого послания к Коринфянам любви и поместил её между двумя главами, в которых говорится о духовных дарах. В главе 13 Павел показал превосходнейший путь использования даров и перечислил много признаков и свойств любви. Я полагаю, что это видение любви было ещё свежо в нем, когда он писал главу 14 Послания к Римлянам. Поэтому в Послании к Римлянам Павел как бы говорил святым: «Вы должны принимать других по принципу любви. Вами должна двигать любовь. Любовь должна быть направляющим принципом в принятии святых».
Принятие верующих — это довольно важный вопрос. Он связан с судилищем в будущем и касается жизни царства в настоящем.
Согласно контексту, в стихе 16 говорится о пище тех, кто силен в вере. «Доброе» — это когда мы сильны в вере в то, что нет ничего нечистого и все пригодно в пищу. Но нельзя, чтобы это доброе хулили за ваше безразличие к тем, кто слаб в вере. Ради них вы должны думать, прежде чем съесть что-то, что, по-вашему, пригодно в пищу. Павел имел в виду, что ради слабых вам лучше не есть этого.
Б. Жить жизнью царства Божьего
1. Церковь — царство Божье в этом веке
Церковь — это царство Божье в этом веке (Мф. 16:18-19; 1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Эф. 5:5). В отношении царства Божьего ведётся много споров между приверженцами различных учений. Одна школа считает, что сегодня среди нас нет царства Божьего. Согласно этой школе, царство Божье было отложено в главе 13 Евангелия от Матфея. Эта школа утверждает, что когда Господь Иисус пришёл, Он пришёл с царством Божьим и предложил его иудеям. Но поскольку иудеи отвергли царство Божье, Господь отложил его до времени Своего возвращения. Таким образом, эта школа учит, что в наше время царства Божьего нет. Однако в Послании к Римлянам 14:17 говорится: «Царствие Божие [есть — букв.] ...» Это является убедительным доказательством того, что царство Божье есть, оно существует уже сегодня. Ещё одно свидетельство тому, что церковь — это царство Божье сегодня, находится в Евангелии от Матфея 16:18-19, где мы видим, что слова «церковь» и «царство» синонимичны и взаимозаменяемо используются Самим Господом Иисусом. В стихе 18 Господь сказал: «Я создам Церковь Мою», а в стихе 19 Он сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Следовательно, построение церкви на самом деле является установлением царства. Далее Павел в Посланиях рассматривает царство Божье как эквивалент церкви (1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Эф. 5:5). Какое глубокое заблуждение — считать, что царство было отложено и вернётся с пришествием Господа! Нам следует отвергнуть эту концепцию в отношении царства. Мы должны вернуться к чистому Слову, где говорится, что церковная жизнь — это царство Божье.
2. Вопрос упражнения и наказания
Церковь — это вопрос благодати и жизни, тогда как царство — это вопрос упражнения в этом веке и наказания в грядущем (Мф. 25:15-30; 1 Кор. 3:13-15). Церковь, как и человеческая голова, выглядит по-разному с разных сторон. Если вы посмотрите на мою голову сзади, вы не увидите никаких отверстий; однако если вы посмотрите на лицо, вы увидите сразу семь. Сзади моя голова выглядит не так, как спереди, но и затылок, и лицо являются различными аспектами одного и того же. Так же и с церковью. С одной стороны мы видим церковь как вопрос благодати и жизни, с другой стороны мы видим её как царство Божье, сопряжённое с упражнением и наказанием. В церкви, с одной стороны, мы наслаждаемся благодатью и переживаем жизнь, а с другой стороны, нам приходится в определённой степени упражняться.
Не следует забывать о необходимости подобного упражнения. Нам нужно упражняться, поэтому церковь и может быть царством Божьим сегодня. Как учат некоторые среди Братиев, все верующие войдут в тысячелетнее царство царями. Но посмотрите на самих себя. Разве мы похожи на царей? Если Господь Иисус придёт и попросит вас быть царём, я думаю, что вы испугаетесь, потому что вы не умеете быть царём. Вы никогда не упражнялись в этом, вас не учили быть царём. Мне говорили, что в Англии королей с детства обучают быть королями. Недостаточно родиться царём; для этого требуется обучение и упражнение. Потенциально вы можете стать царём, но чтобы царствовать, вам нужно упражняться. Не будьте так беззаботны и беспечны. Если вы не желаете упражняться в этом веке, вы будете наказаны в грядущем. Быть царём — ваша участь, и рано или поздно Господь сделает вас им.
Бог устроил все мелочи в вашей повседневной жизни так, чтобы вы могли упражняться. Каждое событие, происходящее в вашей жизни, является частью Божьего верховного устроения. Без помощи внешних обстоятельств вы не сможете познать себя. Вы будете воображать себя ангелом, считать себя милым, замечательным человеком, не замечая того, какой вы на самом деле жалкий, отвратительный и необузданный. Вам нужно, чтобы жена, дети, братья и сестры в церкви, а также различные обстоятельства позволили вам увидеть свой разносторонний портрет — тогда вы будете явлены в истинном свете со всех сторон. Когда вы увидите эту фотографию, вы воскликните: «Неужели это я? Я и не знал, что я такой плохой». Мне самому случалось это переживать. Когда у меня появлялся соблазн винить других, Господь велел мне винить себя самого. Он говорил, чтобы я благодарил Его за дорогих братьев, которые обличают меня и позволяют мне здраво взглянуть на себя. Не будь таких братьев, я не был бы обличён. Это упражнение, через которое мы проходим в церковной жизни ради царства.
С одной стороны, церковь — это Божья семья, Божий дом (Эф. 2:19; 1 Тим. 3:15). В этом доме мы наслаждаемся благодатью и получаем жизненное снабжение. С другой стороны, церковь также является царством. Что значит слово «царство»? Оно означает правление. Многие христиане говорят: «Мне нравится ходить на собрания, но мне не нравится, когда мною правят. Кем эти старейшины себя воображают? Почему они должны начальствовать?» С одной стороны, церковь — это семья, дом, полный благодати и жизни; с другой стороны, церковь является царством, правлением. В церкви как царстве у нас есть руководство и правление под главенством Христа. Это вопрос упражнения. Чтобы жить церковной жизнью, нам нужно упражнение в царстве. Таким образом, церковь — это и наш дом, и наше царство. Дома у нас есть наслаждение любовью, приток благодати и богатства жизни. В царстве есть правление, руководство, упражнение и наказание. Слава Господу за оба аспекта церкви! Я слышал, как многие святые, попав в церковь, восклицали: «Слава Господу, я дома!» Однако нам нужно также воскликнуть: «Аллилуйя, я ещё и в царстве!»
В Послании к Римлянам 14:17 говорится: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Принимая святых, вы должны понимать, что это делается не согласно вашим доктринальным взглядам и религиозным практикам в отношении пищи и питья. Царство Божье — это ни пища, ни питье. Царство Божье — это праведность к себе, мир с другими и радость о Боге в своём духе. Что бы вы ни ели: черепах или капусту — это совершенно неважно. Но, праведность, мир и радость — это очень важно, потому что это является выражением Христа. Когда Христос выражен по отношению к нам самим, Он является нашей праведностью, по отношению к другим — нашим миром и по отношению к Богу — нашей радостью. Мы должны быть требовательны к себе и не искать себе оправданий. По отношению к себе мы должны быть правдивы, строги и праведны во всех своих делах. По отношению к другим мы должны стремиться к миру, стараясь быть с ними в мире. У некоторых братьев нет мира даже с жёнами, а у некоторых сестёр нет мира с мужьями. Мы должны заботиться о поддержании мира со всеми окружающими. Этот мир является Христом, живущим из нашего существа. Далее, нам нужна радость. Каждый день мы должны радоваться. Если мы не можем говорить каждый день: «Аллилуйя, слава Господу!», это значит, что мы побеждены и не находимся в Святом Духе. Святой Дух — это Дух радости. Мы должны постоянно радоваться о Боге, славить Его и говорить: «Аллилуйя!» Праведность, мир и радость — это отличительные черты царства Божьего сегодня. А царство Божье — это упражнение церковной жизни. Церковная жизнь предназначена для жизни царства, а жизнь царства — это упражнение в христианской жизни. Нам нужно такое упражнение.
В стихе 18 Павел говорит: «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей». Из этих слов видно, что перечисленное в стихе 17 является нашим служением Христу. Это значит, что принятие верующих — это служение Христу. Мы должны делать это, как живущие в царстве Божьем, служа Христу как рабы, заботясь о праведности, мире и радости в Святом Духе, а не о доктринальных взглядах. Такое принятие будет, несомненно, угодно Богу и одобрено людьми. Оно никогда не вызовет разделений и всегда будет сохранять единство Духа для практической жизни Тела.
Г. Искать того, что служит к миру и к назиданию
Далее, в стихе 19 Павел говорит: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». То, что служит миру, сохраняет единство Тела. То, что служит ко взаимному назиданию, несёт жизнь членам Тела для взаимного назидания. Мы должны искать и того, и другого. Мы должны искать того, что сохраняет мирное единство Тела, и того, что несёт жизнь другим. Для этого нам нужно оставить все доктринальные взгляды и преодолеть все препятствия, возникающие благодаря теоретическим знаниям. Сатана хитёр. На протяжении многих веков он использовал и по-прежнему использует доктринальные взгляды и теоретические знания, чтобы помешать раздаянию жизни и разделить Тело Христово. Поэтому мы должны преодолевать его хитрость, ища того, что служит к миру для сохранения единства, и того, что несёт жизнь другим для созидания Тела.
В стихах 20-21 говорится: «Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». В каждого спасённого человека вложено определённое количество Божьего труда. Бог призвал и спас их. Бог проделал в них как минимум эту божественную работу. Если мы своими доктринальными взглядами заставляем какого-нибудь верующего спотыкаться, мы разрушаем в нем Божье дело благодати. Мы должны заботиться о Божьем деле, а не о своих доктринальных взглядах. Все наши религиозные практики нужно отложить в сторону ради Божьего дела благодати в других. Мы можем есть все, что угодно, и делать все, что не является грехом, но нам не следует есть то или делать то, что заставляет спотыкаться нашего брата. Мы должны заботиться о назидании братьев в жизни, а не о сохранении наших религиозных взглядов в знании.
Е. Делать все в вере без сомнений
В стихах 22 и 23 Павел говорит: «Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Если мы сильны в вере, мы должны иметь эту веру в себе, перед Богом. Мы блаженны, поскольку не осуждаем свой выбор и, одобряя что-то, делаем это с верой. Но те, кто слабее в вере, у кого нет такой веры, как у нас, начинают осуждать себя, если съедят что-либо, по поводу чего они сомневаются, потому что они едят не верой. Все, что не по вере, — грех. Поэтому нам нужно заботиться о тех, кто слабее в вере, не заставляя их делать что-либо, на что им не хватает веры.
Павел был очень мудр. Если, читая эту часть Послания к Римлянам, мы не будем в духе, то мы упустим многие глубокие моменты в словах Павла. Павел начал раздел о принятии святых с разговора о доктринальных взглядах, которых придерживались в основном религиозные иудеи, и завершил его принятием святых сообразно Христу. Мы должны принимать верующих не согласно доктринальным взглядам, а сообразно Христу.
В 15:1 говорится: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Принимая верующих, мы должны сносить немощи бессильных и не угождать себе. Господь Иисус всегда сносит немощи верующих (2 Кор. 12:9) и не угождает Себе. Принимая верующих, мы должны делать то же самое сообразно Ему: не угождать себе, а сносить немощи других.
Б. Угождать ближнему к назиданию, как и Христос
«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: „злословия злословящих Тебя пали на Меня“» (ст. 2-3). Нам нужно угождать другим, чтобы они созидались в Тело. Созидание в Тело — это единственная цель, с которой мы должны угождать другим. Ради этой цели мы должны пойти на жертвы и угождать другим. Христос не угождал Себе, Он угождал Отцу, снося злословия, которые должны были пасть на Отца. Так же и нам не следует угождать себе; нам следует угождать другим, снося их немощи, чтобы они созидались в Тело Христа.
В. Быть в единомыслии между собою согласно Христу
«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (ст. 4-5). Слова «все, что писано было» указывают на цитату о Христе в стихе 3, предназначенную для наставления, производящего терпение и утешение надеждой. То, что Писания рассказывают о Христе, без сомнения, полно наставления. Если мы воспримем это наставление, мы получим терпение и утешение Христа, чтобы сохранять надежду. Для принятия верующих нам нужны подобные терпение и утешение надеждой. Принимая верующих, мы должны сносить слабости тех, кого мы принимаем. Нам также нужно утешаться надеждой, что они исправятся и по благодати Господа станут сильнее в вере. Принимая слабых верующих, мы должны осознать, что наш Бог — это Бог терпения и утешения, который может помочь нам терпеть слабости других и утешаться тем, что Он может сделать в других Своей благодатью. Если мы будем утешаться тем, что у нас такой Бог, мы будем в единомыслии между собою согласно Христу Иисусу, а не согласно чему-то ещё. Обратите внимание, что слово «учение» в стихе 5 напечатано курсивом. Это значит, что в оригинале его нет. Следовательно, дословно это выражение можно перевести так: «в единомыслии межу собою по Христу Иисусу». Поскольку есть только один Христос Иисус, если каждый из нас будет в согласии со Христом, мы будем в единомыслии между собою. Однако если наш разум пребывает в соответствии с учениями, концепциями, дарами, религиозными практиками или чем-либо подобным, мы будем разделены. Единственная возможность быть в единомыслии между собой — это быть в согласии со Христом. Для того, чтобы принимать верующих в соответствии с нашими учениями, взглядами, дарами или религиозными практиками, не требуется никакого терпения или утешения надеждой. Но чтобы принимать всех верующих согласно Христу, требуются известное терпение и утешение надеждой, которые нам даст Сам Бог терпения и утешения, если мы будем заботиться о соблюдении единства и созидании Тела.
Г. Славить Бога единодушно и едиными устами
В стихе 6 говорится: «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». В некоторых переводах говорится «единомысленно, едиными устами». Однако используемое здесь греческое слово обозначает не единомыслие, а единодушие. Хотя на самом деле единодушие подразумевает единомыслие. Нам всем нужно быть в единомыслии. Когда мы будем единомысленны, мы будем единодушны и у нас будут единые уста, то есть мы будем мыслить и говорить одинаково. Будет много верующих, но только одни уста. Когда мы пребываем в единомыслии и в единодушии, мы все говорим одно. Поэтому мы единомысленно и едиными устами славим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
В 9:5 говорится, что Христос — это сущий над всем и благословенный во веки Бог. Это соответствует Его божественности. Но здесь говорится о Боге нашего Господа Иисуса Христа. Это соответствует Его человечеству. В соответствии со Своей божественностью Он — сущий над всем и благословенный во веки Бог; в соответствии со Своим человечеством Бог является Его Богом. Если, принимая верующих, мы будем поступать сообразно Господу Иисусу, мы будем славить Бога так же, как Он.
Д. Принимать друг друга, как Христос принял нас
В стихе 7 говорится: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Этот стих, будучи сопоставлен с 14:3, доказывает, что принятие Христом — это принятие Богом. Что принял Христос, то принял Бог. Христос принял нас к славе Божьей. Наше принятие верующих должно быть в соответствии с принятием Богом и Христом, а не в соответствии с чем-либо ещё. Всех, кого приняли Бог и Христос, должны принимать и мы, независимо от того, насколько они от нас отличаются по доктринальным взглядам или религиозным практикам. Это служит к славе Божьей.
Е. Христос, служитель для обрезанных и для язычников
Прочтите 15:8-11. «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить [подтвердить — греч.] обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: „за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему“. И ещё сказано: „возвеселитесь, язычники, с народом Его“. И ещё: „хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы“». В этих стихах мы видим, что Христос всеобъемлющ. ПочемуОн сделался служителем обрезанных, иудеев? Он стал служителем иудеев ради Божьей истины, чтобы подтвердить обетования, данные их отцам. Однако в стихе 9 говорится, что Он служитель не только для обрезанных, но и «для язычников — из милости, чтобы славили Бога». Для обрезанных, иудеев, Христос — служитель ради Божьей истины, а для язычников Он — служитель, чтобы язычники прославляли Бога за Его милость. Христос всеобъемлющ. Он и для язычников, и для обрезанных, и для иудеев.
Когда Он служит иудеям, это вопрос Божьей истины, потому что Бог дал их отцам обетования. Христос стал служителем для них, чтобы подтвердить все обетования, данные Богом их отцам. В этом выражена Божья верность истине. Когда Он служит язычникам, это вопрос Божьей милости. Христос стал служителем для них, чтобы Бог был прославлен за Его милость. Христос прославил Бога и воспел Его имя среди язычников. Он призвал язычников веселиться и славить Бога за Его милость. Для иудеев Бог верен, для язычников Бог милостив. За это мы, язычники, должны славить Его, чтобы Он был прославлен в Своей милости.
Ж. Христос, корень Иессеев для язычников
В стихе 12 ещё более открывается, насколько всеобъемлющ Христос. «Исаия также говорит: „будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут“». Христос — это корень Иессея, источник отцов иудеев, но Он станет правителем язычников, и язычники будут надеяться на Него. Отсюда видно, как всеобъемлющ Христос. Он — корень Иессеев, то есть Он питает иудейский народ. Согласно главе 11 Послания к Римлянам, то, что Он — корень, означает, что Он является источником и питанием для иудеев. В будущем этот корень Иессеев поднимется и будет править языческими народами. Таким образом, Он питает иудеев и покровительствует язычникам. Будучи корнем для иудеев и покровителем, правителем для язычников, Он соединяет иудеев и язычников в одно целое. Я считаю, что именно эту глубочайшую мысль апостол Павел хотел выразить в этой части Послании к Римлянам. Христос охватывает и иудеев, и язычников. Будучи корнем иудеев и покровителем язычников, Христос охватывает и тех, и других, и соединяет их вместе для единого Тела, для единого нового человека, церкви.
Христос является всеобъемлющим и всеохватывающим. Будучи всеохватывающим, Христос объединяет иудеев и язычников, и мы должны принимать всех верующих согласно такому Христу. Никогда не говорите: «Это американец, это англичанин, это немец, это японец, это филиппинец, а это кореец. Я не могу принять так много разных людей». Вспомните Христа, который служит корнем одному народу и правителем, покровителем другим. Он всеобъемлющ. Принимая святых, мы должны быть такими же всеохватывающими и принимать людей с Востока, Запада, Юга и Севера. Кем бы они ни были, какими бы они ни были, мы должны охватывать всех верующих вместе в едином Теле. Я считаю, что это и значит — принимать святых согласно Христу.
В этом и в предыдущем сообщении мы разобрали пять аспектов преобразования в принятии верующих: принятие согласно Божьему принятию, в свете судного престола, по принципу любви, для жизни царства и согласно Христу. Нам нужно запомнить все эти моменты и практиковать их. Если мы будем принимать святых подобным образом, мы получим Господне благословение надежды, радости и мира в вере. Поэтому Павел завершает эту часть Послания к Римлянам словами: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (ст. 13). Принимая верующих так, как учит этот раздел Послания к Римлянам, мы переживаем Бога как Бога терпения и утешения и Бога надежды. При надлежащей церковной жизни мы будем наполнены радостью, миром и верой. В такой церковной жизни мы переживаем силу Святого Духа, будучи богаты надеждой. Церковная жизнь значит для нас очень много. Нам всем нужно в неё войти и жить ей.