Преобразование в практике жизни Тела
(2)
Тексты Писания: Рим. 12:3-8; 5:17, 21
В предыдущем сообщении мы рассмотрели вопросы, связанные с преобразованием для жизни Тела, предоставлением нашего тела в живую жертву для Божьего удовлетворения и обновлением нашего разума, чтобы мы знали Божью волю, которая состоит в том, чтобы мы жили церковной жизнью. В этом сообщении мы рассмотрим некоторые другие аспекты преобразования в практике жизни Тела.
ІV. Использованием наших даров
А. Не думать о себе слишком много, а думать скромно по мере веры
В Послании к Римлянам 12:3 говорится: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». В этом стихе мы подходим к одному очень практическому моменту. Каждый из нас имеет о себе высокое мнение. Внешне, может быть, вы и выглядите смиренным, но внутри вы думаете о себе очень хорошо. Это вызывает трудности в церковной жизни. Если мы собираемся вести правильную церковную жизнь, то первое, от чего нужно избавиться, — это наше высокое мнение о себе. То греческое слово, которое Павел использует в оригинале, обозначает не столько скромность в мыслях, сколько здравомыслие. Нам нужно быть здравомыслящими людьми. Если вы о себе высокого мнения, значит ваш разум не здоров, не нормален. Это значит, что в вашем разуме присутствует какой-то ненормальный элемент. Ваш разум должен быть исправлен и обновлён, а все негативные элементы в нем должны быть поглощены жизнью Христа. Тогда ваш разум станет обновлённым и здоровым.
Далее, нам нужно думать «по мере веры, какую каждому Бог уделил». Нетрудно понять, что значит «мера веры». То, насколько Бог смог перелить и влить Себя в вас, составляет вашу меру веры. Ваша мера веры равна количеству Божьего элемента, который был в вас перелит. Это и есть вера, уделённая вам Богом, и вам нужно здраво оценивать себя согласно этой мере.
Б. Понимать, что в одном Теле многие члены имеют различные функции
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (ст. 4-5). Необходимо понимать, что многие члены единого Тела имеют различные функции. Две молодые сестры могут быть очень близки по возрасту, но все же иметь разные функции. Одна сестра не умеет чего-то делать, а другая умеет. Если мы все это поймём, то мы не будем слишком много думать о себе, но будем уважать других. Я надеюсь, что многие молодые братья смогут сказать друг другу: «Брат, я могу то, чего не можешь ты, а ты можешь то, чего не могу я». Мы все выполняем разные функции.
Различные функции членов Тела можно проиллюстрировать на примере человеческого лица. Посмотрите на своё лицо: у вас есть глаза, уши, нос и губы. Глаз мог бы сказать брату Носу: «Знаешь, ты можешь то, чего не могу я, а я могу то, чего не можешь ты». Брат Нос ответил бы: «Да, брат Глаз. Это чудесно. И мы все должны понять, что ни один из нас не может того, что может брат Ухо». Тогда, возможно, брат Ухо ответил бы: «Братья, вы правы. Но брат Губы умеет делать то, чего не может ни один из нас». Лицо показывает то, что истинно и для всего тела: у нас есть много членов, и у каждого своя функция. Так должно быть и в церковной жизни. Когда я вижу, как члены функционируют на собраниях, я очень доволен, потому что они могут то, чего не могу я. Конечно, и я в свою очередь могу кое-что из того, чего не могут они.
В. Будучи членами, действовать согласованно друг с другом
В стихе 5 говорится: «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Это значит, что хотя нас и много, мы составляем единое Тело. Мы — многие члены, а не многие отдельные единицы. Будучи членами, мы должны действовать согласованно друг с другом, чтобы у нас было живое, функционирующее Тело. Если мы не будем взаимно действовать друг с другом, мы будем отдельными членами, и станет невозможно практически осуществлять жизнь Тела. Когда в стихе 5 говорится, что «порознь один для другого члены», слово «порознь» означает не «по отдельности», а «каждый по-своему». Это значит, что вы — какой-то один член, а я — другой. Скажем, вы — это нос, я — глаз, а какая-нибудь сестра — ухо. Таким образом, мы порознь один для другого члены. Это требует полного взаимодействия.
Г. Использовать наши различные дары по данной нам благодати
Прочтём стихи с 6 по 8. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, — увещай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием». В стихе 6 Павел говорит, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования». Что такое благодать? Как мы увидели в предыдущем сообщении, благодать — это просто Бог во Христе как наше наслаждение. Когда в наше существо входит эта благодать, этот божественный элемент, являющийся божественной жизнью, он приносит с собой определённые способности, которые являются дарами. Дары, духовные способности, исходят от того божественного элемента, которым мы насладились. Когда вы наслаждаетесь Богом, принимая и усваивая Его божественный элемент в своё существо, вы получаете от этого божественного элемента некий дар, некое умение или способность. Эти дары различаются в зависимости от того, сколько божественного элемента мы, насладившись, усвоили в своё существо. Слова «данная нам благодать» обозначают благодать, которой мы насладились и которую усвоили. Таким образом, дары, упомянутые в главе 12 Послания к Римлянам, являются дарами благодати в жизни.
Это могут доказать и другие стихи из Послания к Римлянам. В 5:17 говорится, что «приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни». Этот стих показывает, что благодать связана с жизнью. Далее, в 5:21 Павел говорит, что «благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Эти два стиха из главы 5 Послания к Римлянам доказывают, что благодать связана с жизнью. Что такое благодать? Это божественная жизнь для нашего наслаждения. Когда вечная жизнь Бога становится нашим наслаждением, это и есть благодать. В Первом послании к Коринфянам 15:10 Павел говорит: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Божьей благодатью, которая была с Павлом, была божественная жизнь в Павле как его наслаждение. Поэтому он потрудился больше, чем другие апостолы, хотя на самом деле это был не сам Павел, а божественная жизнь, которой он наслаждался. Итак, в Послании к Римлянам благодать — это вопрос жизни.
Дары в главе 12 соответствуют благодати. Это значит, что дары даются согласно мере жизни. Если вы наслаждались Божьей жизнью обильно, вы получите более высокий дар. Однако если ваше наслаждение Божьей жизнью ограничено, то ваш дар будет также ограничен, потому что мера вашего дара ограничивается степенью, до которой вы наслаждались божественной жизнью как благодатью в вас. Дары, перечисленные в главе 12 Послания к Римлянам, — это не чудесные дары, которые появляются у вас неожиданно. Нет, дары в главе 12 подобны способностям членов нашего человеческого тела. Мера способности зависит от количества жизни в теле. Если тело является зрелым, имеет значительный рост жизни и большое количество жизни, то оно будет переполнено жизнью с избытком, и это переполнение внутренней жизнью тела произведёт способности. Эти способности напоминают дары в главе 12 Послания к Римлянам. Все, что перечислено в стихах с 6 по 8, — дары благодати в жизни. Их насчитывается семь: пророчество, служение, учение, увещевание, раздавание, начальствование и благотворение. Следует помнить, что все семь, включая и благотворение, являются дарами.
Многие христиане, похоже, думают, что дары — это только говорение на языках, истолкование языков, исцеления и чудеса. Но, как ни странно, ни один из этих даров не упоминается в главе 12 Послания к Римлянам. В ней Павел ничего не говорит о говорении на языках, об истолковании языков, об исцелениях и чудесах; он говорит о дарах, необходимых для жизни Тела. Пожалуйста, заметьте, что в стихе 6 говорится: «По данной нам благодати, имеем различные дарования». Здесь не говорится, что мы получаем их по так называемому крещению. Я ещё раз повторю определение благодати: благодать — это когда божественный элемент входит в наше существо, чтобы быть нашей жизнью для нашего наслаждения. Благодать — это не что-то внешнее, это элемент божественной жизни, который внедряется в наше существо внутренне и который порождает в нас определённые способности. Давайте теперь рассмотрим дары благодати в жизни более подробным образом.
Если вы проверите различные переводы Послания к Римлянам, то вы обнаружите, что большинство из них согласны с тем, что слово «пророчество» в главе 12 Послания к Римлянам относится в основном не к предсказанию. Даже если рассматривать в целом Писание, слово «пророчествовать» в основном не означает предсказывать. И в Ветхом, и в Новом Завете пророчествовать — значит, во-первых, говорить за кого-либо, то есть говорить от чьего-либо лица; во-вторых, изрекать что-либо и, в-третьих, предсказывать, то есть говорить о чем-либо до того, как это произойдёт. Вся Книга пророка Исаии является книгой пророчества. Она состоит не столько из предсказаний, сколько из изречения и «говорения за». В этой книге действительно содержатся некоторые пророчества предсказания, но большинство прорицаний и высказываний в ней являются изречением пророка от лица Бога. Итак, слово «пророчествовать» в основном означает «говорить за кого-либо» и «изрекать». Что такое пророчество? Это говорение за Бога непосредственно по Его вдохновению. Марвин Винсент в своей книге «Значения слов в Новом Завете» (том 3, стр. 156) говорит о пророчестве следующее: «В Новом Завете, как и в Ветхом, на первый план выходит идея не предсказания, а произносимого по вдохновению предупреждения, увещевания, наставления, суждения и обнаружения сердечных тайн. См. Первое послание к Коринфянам 14:3, 24 и 25. Новозаветные пророки отличаются от учителей тем, что говорят непосредственно по вдохновению». Таким образом, основным значением слова «пророчество» в Библии является не предсказание, а говорение за Бога непосредственно по Его вдохновению.
Слово «служение» в стихе 7 обозначает служение дьяконов и дьяконис в поместных церквях (см. Рим. 16:1; 1 Тим. 3:8-13; Флп. 1:1). Дьяконы и дьяконисы — это служители в поместной церкви. У них должен быть дух служения и отношение служения. Им нужно всегда пребывать в служении. Для практики церковной жизни Тела такое служение необходимо.
В чем состоит разница между учением и пророчествованием? Как мы уже увидели, пророчествование — это говорение от лица Господа непосредственно по Его вдохновению, то есть говорение согласно откровению, данному Господом. Учение — это нечто иное. Учение — это говорение, основанное на пророчествовании. Скажем, какие-то братья берут что-то из чужого пророчества и начинают учить в соответствии с этим. Это и есть учение. Учащие должны постоянно использовать свой дар учительства.
Тогда что же такое увещевание? Чем оно отличается от пророчества и учения? Пророчество, учение, увещевание — все это дары, связанные с говорением. Однако увещевание основывается и на пророчестве, и на учении. Допустим, во время определённой конференции или обучения один брат пророчествует, находясь под непосредственным Божьим вдохновением. Некоторые братья получают откровение, данное в этом пророчестве, возвращаются с ним в свою местность и учат других в соответствии с ним. Это учение. Затем, основываясь на говорении непосредственно по Божьему вдохновению и научении согласно этому вдохновению, кто-то ещё увещевает. Это увещевание. Все эти три вида говорения предназначены для созидания Тела; они раздают святым жизненное снабжение, чтобы они вместе росли с помощью Слова Божьего. Увещевающие также должны пребывать в использовании своего дара увещевания.
Способность давать в простоте тоже является даром благодати в жизни. Здесь имеется в виду раздавание, которое служит поддержкой нуждающимся в церкви. В церкви нам нужны люди, способные давать в простоте. Нам нужны те, кто способен поделиться своим имуществом, чтобы помочь нуждающимся, ускорить дело Господне и удовлетворить практические нужды церкви. Поэтому нам нужно много святых с такой мерой жизни, чтобы они имели дар раздавания и были способны давать в простоте.
Слово «начальник» относится к руководящим братьям в церкви. Всякий, кто желает быть руководящим братом, сначала должен научиться быть усердным. Если вы небрежны, вы не можете принимать участие в руководстве. Я хочу обратить внимание всех руководящих братьев на один момент: первым качеством для руководства является усердие. Руководящему брату, то есть старейшине, необходимо быть усердным всегда, во всем и во всех отношениях. Способность старейшин, их функция и дар начальствования зависят от их усердия.
Способность в жизни к благотворению и милосердию тоже является даром. Способность благотворить в радушии не является проявлением природной щедрости. У некоторых людей щедрый характер от природы, они щедры от рождения. Но способность благотворить в радушии — это качество, которое формируется в нас посредством преобразования. Когда вы возрастаете в жизни Христа и начинаете больше любить Господа, в вас образуется определённое качество, и у вас появляется забота помогать другим и оказывать милосердие недостойным. Это качество не заложено в вас от природы, оно не является врождённым — оно развилось в вас благодаря росту в жизни посредством процесса преобразования. Следовательно, благотворение — это тоже один из даров в жизни. Благотворить — значит помогать с сочувствием. Когда вы по-настоящему помогаете кому-то, сочувствуя ему, это значит, что вы проявляете к нему милосердие. Предположим, у брата возникла какая-то проблема или трудность, а вы посочувствовали ему и чем-то помогли. Это и будет благотворением, проявлением милосердия.
Если собрать воедино все семь даров, упомянутых в главе 12 Послания к Римлянам, то вы обнаружите, что это те дары, которые необходимы для практики жизни Тела в поместной церкви. В поместной церкви нам в первую очередь нужно говорение за Бога непосредственно по Его вдохновению. На основании этого вдохновлённого говорения может происходить учение, а на основании пророчествования и учения может иметь место увещевание. Наряду с этим имеется руководство старейшин и служение дьяконов. В дополнение к этому у нас есть те, кто способен делать материальные пожертвования для церкви, заботиться о нуждающихся и способствовать продвижению дела Господнего. Наконец, есть те, кто проявляет милосердие к другим. В век, полный трудностей и бед, они могут сочувствовать другим и проявлять к ним милосердие. Этих семи даров достаточно для практики церковной жизни. Павел был поразительным человеком. Хорошо разбираясь в церковной жизни, он сумел изложить все это очень просто, но полно. Мы должны быть очень благодарны Господу за такого апостола!
Мы все должны твёрдо усвоить тот факт, что в главе 12 Послания к Римлянам не упоминаются такие дары, как говорение на языках, истолкование языков, исцеление и чудеса. Подобные дары относятся к категории чудесных, а в главе 12 Послания к Римлянам говорится о дарах благодати в жизни. Примером чудесного дара может служить случай, когда Валаамова ослица заговорила человеческим голосом. Не обладая человеческой жизнью, ослица заговорила человеческим голосом. Несомненно, это был чудесный дар. Дары же, перечисленные в главе 12 Послания к Римлянам, не являются чудесными, это дары благодати в жизни. Когда вы наслаждаетесь Богом как жизнью и возрастаете в жизни, вы обнаруживаете, что в соответствии с вашим ростом в жизни у вас появилось определённое умение, или способность. Мы называем это даром благодати в жизни. Ослице не нужно было возрастать в жизни, чтобы говорить человеческим голосом. Не имело никакого значения большая она или маленькая, молодая или старая. Дар был чудесным: он не зависел от роста ослицы. Но старейшиной в церкви становятся не благодаря чудесному дару. Не думайте, что сразу после спасения вы можете промолиться несколько часов, получить так называемое крещение и тут же стать старейшиной. Если бы старейшиной можно было стать таким образом, то старейшинство было бы чудесным даром. Но для того чтобы стать старейшиной, нужны не чудесные дары, а дар благодати посредством роста в жизни. Вам нужно расти день за днем и год за годом. Если вы не проявите роста в жизни, вы не сможете стать старейшиной. Вы не сможете стать старейшиной, если у вас нет достаточной меры жизни. Я надеюсь, что все, читающие это сообщение, способны теперь видеть разницу между этими двумя категориями даров — чудесными дарами и дарами благодати в жизни.
Многие из даров, упомянутых в главе 12 Первого послания к Коринфянам, относятся к категории чудесных. Однако даже там некоторые из даров не являются чудесными. Например, ни слово мудрости, ни слово знания не являются чудесными дарами. Как мы уже увидели, в главе 12 Послания к Римлянам вообще нет ни одного чудесного дара; все, что там перечислено, — это дары благодати в жизни, которые требуют роста в жизни. Ваш рост в жизни даёт вам определённую меру жизни, и исходя из этой меры жизни у вас будет проявляться способность, или дар. Это сделает вас пригодными для определённого служения в церковной жизни.
Дары благодати в жизни необходимы для практики жизни Тела. Если вы будете пренебрегать дарами благодати в жизни и сосредоточитесь на чудесных дарах, то очень скоро церковь разделится. Уверяю вас: мы никогда не смогли бы стать едины, делая ударение на чудесных дарах. Чудесные дары способствуют разделению, в то время как дары благодати в жизни созидают. Павел был очень искушён в жизни Тела, и он знал, что для созидания церкви необходимы дары благодати в жизни. Поэтому в главе 12 Послания к Римлянам он не включил чудесные дары в список вещей, необходимых для церковной жизни. Никто не может оспаривать мудрость апостола Павла. Хотя он и упомянул говорение на языках в Первом послании к Коринфянам, он не включил его в Послание к Римлянам. Для этого несомненно должна была быть причина. Павел, хорошо разбиравшийся в церковной жизни, знал со времени написания Первого послания к Коринфянам, что чудесные дары послужили причиной разделений в Коринфе. Уже из Первого послания к Коринфянам видно, что говорение на языках и другие чудесные дары вызвали в церкви разделения. Поэтому Павел не включил эти дары в Послание к Римлянам. Павел проявил одновременно и мудрость, и осторожность, признав тот факт, что чудесные дары полезны для индивидуальных христиан. В Первом послании к Коринфянам Павел сказал, что говорение на языках назидает говорящего, но не созидает церкви (1 Кор. 14:4). Он призывал коринфян заботиться о созидании церкви (1 Кор. 14:12, 26). В Послании к Римлянам его предметом было не назидание отдельно взятого человека, а созидание Тела. Поэтому он не включил в это послание чудесные дары. Я знаю, что это может прозвучать неприятно для тех, кто в прошлом говорил на языках. Тем не менее, я попросил бы вас проявить терпение и подумать о том, что в конечном счёте полезнее для церковной жизни. Если вы всерьёз собираетесь практиковать церковную жизнь, вам не следует так превозносить чудесные дары; напротив, вы должны уделять все своё внимание дарам благодати в жизни, которые будут созидать церковь.
Послание к Римлянам было написано вскоре после Первого послания к Коринфянам. Оба эти послания были написаны Павлом во время его третьего миссионерского путешествия. Когда во время своего третьего путешествия служения Павел остановился в Эфесе, до него дошли известия о беспорядках и разделении, охвативших Коринф. Поэтому он написал из Ефеса своё первое письмо коринфянам, укоряя их за злоупотребление чудесными дарами. Некоторое время спустя он лично посетил Коринф. Находясь в Коринфе, он написал Послание к Римлянам. Это исторические факты. Первое послание к Коринфянам было написано в 56, 57 или 59 году по Р.Х., а Послание к Римлянам было написано примерно год спустя. В Первом послании к Коринфянам Павел укоряет их за злоупотребление говорением на языках и другими чудесными дарами. Вскоре после этого, в Послании к Римлянам, он ничего не сказал о чудесных дарах — возможно потому, что он слишком хорошо понимал, какой беспорядок они вызвали в Коринфе. Не забывайте, что он писал Послание к Римлянам, находясь в Коринфе, среди беспорядка и злоупотреблений, связанных с чудесными дарами. Не следует пренебрегать историей, ведь она может научить нас многому. Тот факт, что Послание к Римлянам было написано в Коринфе, весьма примечателен. В то время Коринф был «рассадником» чудесных даров, однако Павел в Послании к Римлянам не сказал ни слова о чудесных дарах. Это весьма примечательно и заслуживает нашего внимания.
Я хотел бы сказать кое-что ещё о дарах, которые являются следствием роста в жизни. Павел, прежде чем говорить о дарах в Первом послании к Коринфянам, главы 12 и 14, очень решительно высказался о росте в жизни в главе 3. Павел сказал коринфянам: «Вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Как мы неоднократно указывали в прошлом, нива выращивает материалы, используемые для строения. Все материалы, необходимые для постройки Божьего дома, производятся на ниве посредством роста. Затем Павел сказал, что он как мудрый строитель положил основание, и мы должны быть внимательны к тому, как мы строим на нем (1 Кор. 3:10). Нам следует строить из золота, серебра и драгоценных камней, но не из дерева, сена или соломы (ст. 12). Если собрать воедино все эти стихи из главы 3 Первого послания к Коринфянам, станет ясно, что Павел объяснял коринфянам, как им надлежит созидать церковь в своей местности. Церковь надлежит созидать не чудесными дарами, а подлинным ростом в жизни, который преобразует святых в драгоценные материалы для Божьего храма. Кроме того, Павел сказал, что он насадил и питал их, а что Аполлос поливал (1 Кор. 3:2-6). Питание, посадка и полив предназначены для роста, роста, который развивает таланты и дары, полезные для созидания Божьего дома из подобающих преобразованных материалов.
В качестве примера можно привести новорождённого младенца. Ребёнок обладает всеми необходимыми органами с момента своего рождения. Однако далеко не все органы могут функционировать сразу же после рождения, потому что ребёнку недостаёт необходимой меры роста в жизни. Чем больше мать будет кормить ребёнка, тем скорее ребёнок вырастет. Через некоторое время ребёнок сможет ходить, а спустя ещё какое-то время он сможет говорить. В конечном итоге, он полностью вырастет и все его таланты полностью разовьются для практического применения. Когда он созреет, у него будут необходимые способности. Эти способности являются дарами, приходящими в результате роста в жизни. Именно такие дары Павел имел в виду в главе 12 Послания к Римлянам.