Божье домостроительство в Его избрании
Тексты Писания: Рим. 11:1-36
В этом сообщении мы переходим ко второму моменту в разделе о Божьем избрании, к Божьему домостроительству. У Бога в Его избрании есть домостроительство, божественное устроение. Это божественное устроение, или управление, охватывает весь мир и весь человеческий род. Такое управление, происходящее по Божьей верховной власти, называется Его божественным домостроительством.
І. Остаток, сохранённый благодатью
В 11:1 Павел пишет: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак». Павел был отличным адвокатом, он мог с равным успехом доказать правоту любой из сторон. Если бы в Послании к Римлянам не было главы 11, мы бы конечно, решили, что Бог сначала избрал Израиль, но потом передумал. После глав 9 и 10 складывается впечатление, что Бог оставил Израиль. Некоторые люди так и думают, и поэтому Павел спросил: «Неужели Бог отверг народ Свой?» и сам решительно ответил: «Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: „Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут“. Что же говорит ему Божеский ответ? „Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом“» (11:1-4). Илия, Божий пророк, жаловался Богу на Израиль. Однако Бог велел Илии не обвинять народ перед Ним, потому что Он сохранил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом. Павел продолжает: «Так и нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию» (ст. 5-6).
Павел прекрасно умел находить аргументы, и на чьей бы стороне он ни выступал, он всегда мог доказать свою точку зрения. Говоря в главе 10 о том, какой Израиль плохой, он сумел доказать, что Израиль очень плохой. В 10:21 говорится: «Об Израиле же говорит: „Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному“». Самые плохие люди на свете — это, конечно же, непослушные упрямцы, которые всегда противоречат. Прочитав подобное утверждение, мы готовы сказать: «Состояние Израиля безнадёжно. С Израилем все кончено». Однако, переходя к главе 11, мы видим, что Сам Господь ответил Илии. Илия сказал: «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили». Оба этих утверждения были правдой. Затем Илия сказал: «Остался я один, и моей души ищут». Господь пришёл к Илии и как бы сказал: «Илия, послушай Меня. Ты не один. Я сохранил семь тысяч человек. Илия, зачем же ты так говоришь?» В главе 10 казалось, что Павел, в некотором смысле, был против Израиля. Теперь в главе 11 он за Израиль. В 11:5 Павел говорит, что «и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Павла просто невозможно переспорить. Павел говорил: «Не только во время Илии Бог сохранил Себе семь тысяч человек, но и теперь, в нынешнее время, у Бога по-прежнему есть избрание по благодати. Сегодня тоже есть сохранённый остаток». В наше время действует тот же принцип. Независимо от того, насколько деградировало христианство, мы уверены, что среди тысяч и даже миллионов христиан есть определённое число людей, составляющих сохранённый Богом остаток.
Я не хвастаюсь, но я считаю себя одним из тех, кого сохранил Бог. А кем вы считаете себя? В прошлом я иногда думал так же, как Илия. Но я славлю Господа за то, что в конце концов я обнаружил, что Господь сохранил Себе довольно многих. Бог сохранил остаток для Своего вечного замысла. Не унывайте.
В стихе 6 говорится: «Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию». Никогда не забывайте, что мы были сохранены благодатью. Это не результат наших дел, это произошло целиком и полностью по Его благодати. Иначе благодать не была бы уже благодатью.
«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились» (ст. 7). В принципе, сегодня все точно так же. Чем же нам хвалиться? Только благодатью Господа.
В стихе 8 говорится: «Как написано: „Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня“». Не напоминает ли это наше состояние? У некоторых людей есть глаза, но их глаза утратили способность видеть; у некоторых есть уши, но их уши не могут выполнять своё назначение. В наше время дело именно так и обстоит. В 1937 году я получил поручение от дела Господнего — совершить поездку по северному Китаю, чтобы поделиться с христианством всеми истинами, которые дал нам Господь. Я получил это поручение от дела, которым руководил брат Ни. Мне сказали не останавливаться в поместных церквях, а объехать весь северный Китай. Мне тогда довелось изрядно попутешествовать, знакомя деноминации со служением. Из этой поездки я узнал, насколько печальным было положение. Не многие были готовы откликнуться, глаза большинства не видели, а уши — не слышали. Тогда я бросил путешествовать и остановился в городе Чифу, где я родился. Я ясно ощущал заботу от Господа остаться там в поместной церкви и не ездить больше никуда. Я пробыл там четыре года, и после этого началось оживление.
Позвольте мне рассказать вам ещё одну историю. В 1934 году я довольно надолго приехал в Шанхай к брату Ни. Однажды по дороге в другой город он сказал мне: «Брат, деноминации нас отвергли». Подражая словам Павла в Деяниях 13:46, он сказал: «Пойдём к язычникам». С тех пор в работе в Господнем восстановлении определённо произошёл поворот к язычникам. С тех пор как я впервые приехал к брату Ни в 1933 году, и до того, как мы расстались в 1950 году, он не получил ни одного приглашения ни от одной деноминации в Китае. Ни одна деноминация не приглашала его выступать со служением, но его книги очень популярны. Что бы ни происходило, у Господа сегодня есть Его остаток.
Давайте прочтём стих 9: «И Давид говорит: „Пусть станет их трапеза ловушкой, и западнёй, и преткновением, и возмездием для них“». Мы видим, как сегодня происходит то же самое.
В стихе 10 говорится: «Пусть померкнут их глаза, чтобы они не видели; и их спину сгибай постоянно». Разве это не относится к сегодняшнему христианству? Разве глаза многих не помрачены, разве их спины не согнуты? Их глаза неспособны видеть, они не могут стоять прямо.
ІІ. Язычники, спасённые через преткновение Израиля
Божье домостроительство в Его избрании затрагивает, во-первых, остаток, сохранённый благодатью, и во-вторых, язычников, спасённых через преткновение Израиля. В стихе 11 Павел говорит: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность». В 9:32 Павел сказал, что израильтяне «преткнулись о камень преткновения». Теперь в 11:11 он говорит, что они преткнулись не для того, чтобы упасть. Павел очень осторожно формулирует свой довод, говоря, что они преткнулись, но не так, чтобы упасть совсем. В результате того, что они оступились, не уверовав, спасение пришло к язычникам. Как убедительно Павел отстаивает своё мнение, каким он был адвокатом! Никто не может взять над ним верх. Все должны признать его правоту. В 11:12 Павел говорит: «Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их». Израиль оступился, и это стало богатством миру, а их оскудение — богатством язычников. Кто ещё, кроме Павла смог бы найти такие доводы?
В 11:13-14 Павел говорит, что он восхваляет своё служение среди язычников. «Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение моё; не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» Павел прославлял своё служение среди язычников, но на самом деле он приводил доводы в пользу Израиля.
Нам нужно внимательно прочитать стих 15: «Ибо, если отвержение [оставление — букв.] их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» Пожалуйста, обратите внимание, что Павел не говорит «отвержение». Одно дело отвергнуть что-то, а другое — оставить. В 11:1 Павел спрашивает: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Павел сам ответил на вопрос: «Никак». Следовательно, существует значительная разница между отвержением и оставлением. Отвергнуть что-то — значит окончательно от этого отказаться, тогда как оставить — значит отложить на какое-то время. Таким образом, Павел имел в виду, что Бог оставил Израиль, но не отверг Его.
Давайте прочтём стихи с 16 по 18. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя». Кто является корнем маслины и кто является начатком, то есть тестом для приношения? Я полагаю, что здесь говорится об Аврааме, Исааке и Иакове. В 11:28 Павел говорит, что дети Израиля — «возлюбленные ради отцов». Слово «отцы» относится к патриархам — Аврааму, Исааку и Иакову. Эти три патриарха — это корень маслины и тесто, приносимое в качестве начатка.
Нам нужно ясно представлять себе разницу между тестом, приносимым в качестве начатка, и тестом в целом. Скажем, у вас есть тесто для пирогов, и вы от целого теста отделяете один кусок. Этот кусок можно назвать начатком. В Библии тесто, приносимое в качестве начатка, не предназначалось в пищу людям, — сначала оно приносилось Богу, а затем отдавалось в пищу священникам. Согласно Книге Чисел 15:18-21 Бог сказал израильтянам, что войдя в добрую землю, они должны будут приносить первый кусок теста Господу. Этот кусок теста назывался начатком, и под словом «начаток» в Послании к Римлянам 11:16 имеется в виду именно он. Апостол Павел образно сравнивает этот первый кусок теста с Авраамом, Исааком и Иаковом. Когда мы будем проводить жизнеизучение Книги Бытия и будем говорить об Аврааме, Исааке и Иакове, мы увидим, что этих трёх патриархов следует рассматривать как одного человека и что духовные переживания всех трёх на самом деле являются переживанием одного человека. Эти три патриарха были и до сих пор остаются первым куском теста, принесённым Богу как начаток, а все их потомки составляют тесто в целом. Точно так же, эти три патриарха были и до сих пор остаются корнем маслины, возделываемой Богом (Иер. 11:16), а все их потомки являются ветвями. Таким образом, довод Павла состоит в том, что если кусок теста, принесённый Богу, свят, то свято и все тесто. Это значит, что святы все израильтяне. Также, если свят корень, то есть патриархи, то все ветви, то есть потомки патриархов, тоже святы. Дети Израиля споткнулись, но не так, чтобы упасть совсем. Они были отсечены на время, позже они будут привиты снова.
В главе 9 Послания к Римлянам Божьи избранники уподоблены глине, а в главе 11 Павел сравнивает их с тестом, из которого пекут пироги. Что лучше, как вы думаете? Чем вы хотите быть — куском глины или куском теста? Я предпочёл бы быть куском теста, но хорошо быть и глиной, потому что из глины делают сосуды милосердия, содержащие Христа. Поэтому во Втором послании к Коринфянам 4:7 и говорится, что «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Кроме того, во Втором послании к Тимофею 2:20 говорится, что есть золотые и серебряные сосуды в почётном употреблении. Мы увидели, что глиняные сосуды, о которых идёт речь в главе 9 Послания к Римлянам, наполняются посредством призывания имени Господа, о котором говорится в главе 10. То же самое верно и в отношении сосудов, упоминаемых во Втором послании к Тимофею 2:20. В стихе 22 той же главы сказано, что те, кто ищет Господа, должны призывать Его от чистого сердца. Таким образом, сосуды в почётном употреблении могут наполниться, призывая имя Господа.
Глава 9 Послания к Римлянам показывает нам, что мы являемся кусками глины, из которых сделаны сосуды, призванные содержать Христа. Это чудесно. Но меня радует ещё больше то, что я кусок теста. В глине нет жизни, но тесто — это уже что-то связанное с жизнью, что-то сделанное из пшеничной муки. Глина используется для изготовления сосудов, содержащих Христа к Божьей славе, а тесто предназначено для Божьего удовлетворения; оно приносится Богу как пища для Его удовлетворения. Бога не может удовлетворить кусок безжизненной глины. Только в тесте есть живой элемент, способный удовлетворить Бога.
Тесто предназначено для Божьего удовлетворения, тогда как корень приносит удовлетворение нам. В Послании к Римлянам 11:17 говорится, что мы, «дикая маслина, привились на место их и стали общниками корня и сока маслины». Когда мы в жизнеизучении Книги Бытия будем рассматривать жизнь Авраама, Исаака и Иакова, мы увидим, что они были сочным корнем маслины. Вся маслина зависит от их сочности. Слава Господу за то, что мы, дикая маслина, были привиты к Божьей возделываемой маслине, чтобы приобщиться к её сочному корню! Это наше наслаждение. Бог наслаждается тестом, а мы наслаждаемся корнем. И тесто и корень связаны с растительной жизнью, которая удовлетворяет и Бога, и человека. И пшеница и маслина приносят Богу и человеку наслаждение и удовлетворение. Слава Господу! Мы ещё раз видим, насколько глубоко написанное Павлом. В Послании к Римлянам нет ничего поверхностного.
В стихе 17 Павел говорит, что мы, язычники, «дикая маслина, привились на место их и стали общниками корня». Прививание имеет прямое отношение к жизни. Если ветку дикого дерева прививают к культурному дереву, она принимает его жизнь. Следовательно, здесь дело не в том, что мы, язычники, меняем свою религию, а в том, что мы принимаем жизнь корня, которая есть Христос. Многие язычники обратились от своих языческих религий к христианской религии, но так и не приняли жизнь Христа. Они так и не были привиты к той маслине, которую возделывает Бог и в которой содержится Христос как жизнь. Но мы были привиты к ней, чтобы наслаждаться богатствами жизни Христа вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Слава Господу!
Павел говорит от лица язычников в стихе 19: «Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться“». Язычники могут так подумать. Павел ответил: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён» (ст. 20-22). Как много мудрости в словах Павла!
Итак, благодаря преткновению Израиля, благодаря тому, что он споткнулся, спасение пришло к язычникам. Однако Израиль не упал, он только споткнулся. Таково Божье домостроительство в Его избрании.
ІІІ. Израиль, восстановленный через помилование язычников
«Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо, если ты отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» (ст. 23-24). Хоть Павел и говорил как бы от лица язычников, на самом деле он скорее выступал на стороне иудеев, поскольку он сам был иудеем. За его словами о язычниках скрывается его забота об иудеях.
«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников» (ст. 25). Слова «полное число язычников» относятся к обращённым из язычников. Настало время, когда обратится великое множество язычников. Следовательно, «полное число язычников» ещё не набралось; оно набирается в настоящее время. Слова «полное число язычников» и «доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24) относятся к разным вещам. Некоторые христиане путают эти два понятия. Слова «доколе не окончатся времена язычников» являются пророчеством об окончании власти язычников, слова «полное число язычников» означают окончание обращения язычников.
В стихе 26 Павел объявляет: «И так весь Израиль спасётся, как написано: „приидёт от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова“». При этом спасутся все оставшиеся израильтяне. «„И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их“. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов» (ст. 27-28). Заметьте два слова «ради» в стихе 28: «ради вас» и «ради отцов». Они враги ради нас, но возлюбленные ради отцов. «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (ст. 29). Божьи дары и Божье призвание вечны, их нельзя взять назад или поменять. Если Божий дар дан, он дан навсегда. Если Бог нас призвал, Он призвал нас навечно. Он никогда не пожалеет, что дал нам Свои дары и призвание. Как же мы благодарны Богу за то, что у Него «нет изменения» (Иак. 1:17). «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (ст. 30-32). Здесь мы видим, как Павел использует и непослушание, и милость в своих доводах. Непослушание человека открывает путь для Божьей милости, и Божья милость приносит человеку спасение. Таким образом, мы ещё раз видим, что Павел сумел выиграть дело для каждой из сторон. Бог заключил всех в непослушание, чтобы всех помиловать. Таково Божье домостроительство. Что же нам сказать? Единственное, что мы можем сказать, это: «Аллилуйя за Его милость!» Он даже использовал наше непослушание в качестве хранилища, чтобы сохранить нас как сосуды, на которых Он являет Свою милость.
Затем Павел вознёс хвалу Богу, хвалу за Божье избрание. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (ст. 33-36). В главах с 9 по 11 Послания к Римлянам Павел как бы дал нам карту, по которой мы можем проследить Божьи пути. Богу возносится тройная хвала и слава: за прошлое, ибо все появилось на свет из Него, за настоящее, ибо все существует Им, и за будущее, ибо все будет для Него. Все появилось на свет из Бога в прошлом, все существует Им в настоящем, и все будет для Него в будущем. Божье избрание осуществляется только согласному, согласно Его выбору, а не согласно чему-то ещё. Все от Него, Им и для Него. «Ему слава во веки. Аминь».