(4)
Тексты Писания: 8:19-25, Рим. 8:31-34, 8:35-39; 5:2; 9:23
2. Снаружи — содействием всего
Мы не можем избежать процесса, о котором шла речь в предыдущем сообщении, потому что именно о нем ходатайствует Святой Дух Своими воздыханиями. Бог Отец знает, о чем вздыхает Дух, и поэтому заставляет все содействовать этому процессу (ст. 28). За стихами 26 и 27, говорящими о ходатайстве Духа, следует стих 28, где говорится: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Святой Дух вздыхает внутри, ходатайствуя за нас, и Бог Отец отвечает на это ходатайство, заставляя все содействовать ко благу. Греческое слово, переведённое как «все», означает все происходящее, всех людей, все вещи, вообще все. Бог Отец всевластен, и все устраивается Им. Он знает, сколько волос вам нужно (Мф. 10:30) и сколько детей вам следует иметь. Не жалуйтесь на своих детей, потому что Бог не даст вам больше или меньше, чем вам нужно. Он всевластен. Он знает. Он знает, какие дети вам нужны: послушные или непослушные. Он знает, кто вам нужен: мальчики или девочки. Я снова и снова повторяю: Он знает. Он заставляет все вещи, все происходящее и всех людей содействовать вам ко благу. Бог как бы жертвует всеми для вас. Для жены её муж является жертвой, а для мужа жертвой является его жена. Для детей родители являются жертвой, а для родителей жертвой являются дети. Кто может так действовать? Только Бог. Я говорил Господу: «Господь, почему Ты жертвуешь всеми ради меня одного?» У меня есть внутреннее чувство, что все братья, совместно с которыми я работаю, и даже все церкви являются жертвами для меня. Тем не менее, когда страдаете вы, я страдаю ещё больше. Когда жене приходится плохо, муж страдает ещё больше, и когда страдают дети, их родители страдают больше них. Слава Господу, что Бог заставляет все вещи, все происходящее и всех людей содействовать ко благу любящим Его и призванным Им, для того чтобы Он мог осуществить Свой замысел.
Бог заранее определил, что нас ждёт в итоге, и это не может осуществиться без божественного устроения, заставляющего все содействовать нам. В итоге мы будем сообразованы с образом первородного Сына Божьего. Мы ещё не приняли полностью образ первородного Сына Божьего, но Бог Отец составляет план, придаёт нам форму и действует, заставляя все содействовать ко благу. Слава Господу! В то время как мы растём, Он придаёт нам форму.
Нам всем следует утешиться. Если у вас милая жена, славьте Господа за вашу милую жену. Если у вас трудная жена, славьте Господа ещё больше за вашу трудную жену. Кто бы у вас ни был: милая жена или трудная, милый муж или трудный, послушные дети или непослушные, в любом случае вам следует утешиться. Вам следует сказать Господу: «Господь, я могу совершить и совершил много ошибок, но Ты никогда не ошибаешься. Даже мои ошибки в Твоих руках. Если Ты не хочешь позволить мне совершить ошибку, Ты просто шевелишь Своим мизинцем и изменяешь все так, что я не могу её совершить. Все в Твоих руках». Итак, мы все должны утешиться.
Однако не будьте настолько духовны, чтобы впасть в крайность и молить Отца послать вам страдания. Не молитесь о страданиях. Вместо этого вам нужно молиться так: «Отец, избавь меня от искушения. Избавь меня от всякого страдания. Огради меня от всех неприятностей». Но хотя вы будете так молиться, некоторые трудности и скорби будут посещать вас. Когда они придут, не жалуйтесь и не беспокойтесь, а говорите: «Отец, спасибо Тебе за это. Отец, если возможно, пронеси эту чашу мимо меня. Впрочем, Отец, не моя воля, но Твоя да будет». Таково правильное отношение. Никогда не молитесь, чтобы пришли страдания, молите Отца оградить вас от страданий. Но когда страдания приходят, не разочаровывайтесь, принимайте их и продолжайте молиться: «Отец, убери их, если возможно. Сохраняй меня в Твоем присутствии, ограждая от всех неприятностей и тревог». С одной стороны, мы должны так молиться; с другой стороны, мы должны быть довольны всем, что даёт нам Отец, потому что мы знаем, что все находится в Его руках и даётся нам, чтобы мы сообразовались с образом Его первородного Сына. Это сообразование является подготовкой для нашего прославления.
Давайте перейдём к стиху 31: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» Не следует воспринимать эти слова согласно нашим природным представлениям. Бог за нас, но не по-нашему, а по-Своему.
В стихе 32 говорится: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» Слово «всего» в этом стихе — это то же греческое слово «панта», означающее все вещи, все происходящее и всех людей. Все вещи, все происходящее, все люди были дарованы нам. Мы должны верить, что все содействует ко благу. Даже наши враги служат для нашего блага.
«Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (ст. 33). Только Бог имеет право обвинить нас, но Он оправдывает нас.
«Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». В стихе 10 мы ясно видим, что Христос находится в нас, но здесь, в стихе 34, нам говорится, что Христос — по правую руку Бога. Таким образом, в одной и той же главе нам говорится, что Христос находится в двух разных местах — в нас и по правую руку Бога. Где же Христос? Поскольку Он Дух (2 Кор. 3:17), то Он вездесущ. Он и в небесах, и на земле; Он и по правую руку Бога, и в нашем духе. Согласно стиху 26, Дух ходатайствует внутри нас, а согласно стиху 34, Христос ходатайствует за нас по правую руку Бога. Так что же, у нас два Ходатая: один в нас, а другой — по правую руку Бога? Нет, эти двое едины. Это напоминает электричество. Электричество находится и у нас дома, и на электростанции; тем не менее, это одно и то же электричество. Точно так же, Христос ходатайствует за нас, находясь и по правую руку Бога, и в нашем духе.
Теперь я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что в стихе 30 все глаголы стоят в прошедшем времени. Давайте прочитаем этот стих ещё раз: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Если прославление произойдёт в будущем, то почему Павел говорит «прославил», а не «прославит»? Прославление ещё не произошло, но Павел использует прошедшее время. Что это значит? Мы ещё раз убеждаемся, что, если мы видим в Библии только то, что напечатано чёрным по белому, мы оказываемся в затруднении. Скажите мне, имело ли уже место прославление? Почему апостол Павел говорит здесь «прославил»? Были ли вы прославлены? В Библии говорится, что мы уже были прославлены. Все, что упомянуто в стихе 30, является осуществившимся фактом: предопределил, призвал, оправдал и прославил. Мы можем спокойно говорить «предопределил», потому что это действие было совершено в прошлом. Можно также сказать «призвал», хотя многие ещё не были призваны, и мы должны проповедовать им евангелие, чтобы они были призваны. Далее, хотя мы уже были оправданы, тем, кто уверует в будущем, это ещё только предстоит. Более того, никто из нас, включая и самого Павла, ещё не был прославлен. Тем не менее, Павел поставил все слова в прошедшем времени.
Мы должны помнить, что мы подвластны времени. Один великий проповедник сказал, что на небе нет часов, потому что Бог — это Бог вечности. Он — вечный Бог, для Него не существует времени. Когда вы были прославлены? Вы были предопределены, призваны, оправданы и прославлены в вечности в прошлом. В глазах Бога, в соответствии с Его представлением, все уже осуществилось. Скажите мне, если бы прославление не осуществилось, то как апостол Иоанн увидел бы Новый Иерусалим девятнадцать столетий назад? Это был не сон — он действительно его видел (Отк. 21:2). Вы когда-нибудь обращали внимание, что почти все глаголы, используемые в Откровении, — в этой книге, полной пророчеств о будущих событиях, — стоят в прошедшем времени? Это показывает, что все это уже совершилось? Почему я об этом говорю? Потому что это объясняет, почему за стихом 30 следует стих 31. Наше предопределение было закреплено за нами, и нам не нужна страховка. Наше оправдание и прославление обеспечиваются и застрахованы Самим вечным Богом. Ни одна страховая компания в мире не может сравниться с Ним. Он Сам — величайшая страховая компания. Наши спасение, оправдание и прославление застрахованы, потому что Он уже осуществил все. На наш взгляд, прославление произойдёт в будущем, но с точки зрения Бога оно уже произошло. Для Бога все находится вне времени. Наше предопределение, призвание, оправдание и прославление являются вечными и не связаны временем. Таким образом, у нас есть гарантия.
1. Откровение сынов Божьих в свободе славы
Теперь мы переходим к вопросу прославления и продолжаем стихом 19: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Слово «откровение» передаёт значение греческого слова, используемого в этом стихе, более точно, чем «проявление». Откровение означает открытие, снятие покрова. Нечто было скрыто под покрывалом. Однажды покрывало будет снято и скрытое откроется. Мы — действительно сыны Божьи, но мы скрыты покрывалом, мы ещё не открыты. Когда Господь Иисус был на земле, Он был Сыном Божьим, но был скрываем завесой Своей человеческой плоти. Однажды, когда Он взошёл на гору, завеса была снята с Него и Он открылся (Мф. 17:1-2). Так же и с нами. Хотя мы и сыны Божьи, мы ещё находимся под покрывалом. Придёт день, и это покрывало будет снято — это и будет нашим прославлением. Все сыны Божьи выйдут из под покрывала и откроются. Тогда вся вселенная увидит сынов Божьих.
Творение с надеждою ждёт и нетерпеливо всматривается, ожидая увидеть это откровение сынов Божьих, потому что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (ст. 20-21). Как мы уже увидели, все творение покорено суете и находится в рабстве у тления. Единственная надежда творения — это освободиться от этого рабства тлению в свободу славы детей Божьих, когда откроются сыны Божьи. В настоящее время все творение содержится в состоянии суеты и тления, но на смену нынешнему состоянию Бог установит царство. Нынешнее состояние — это состояние суеты и рабства тлению, а грядущее царство будет царством Божьей славы, царством, состоящим, в первую очередь, из открывшихся сынов Божьих. Когда откроется это царство, все творение будет освобождено. Творение с надеждой следит и нетерпеливо ждёт, когда придёт это царство. Поэтому «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (ст. 22). Вселенная стенает и мучится родами, ожидая откровения сынов Божьих. Более того, мы сами, «имея начаток Духа», тоже стенаем, ожидая сыновства, искупления нашего тела (ст. 23).
В стихе 24 Павел говорит: «Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» Надежда, о которой идёт речь в этом стихе, — это надежда славы. Поскольку никто из нас никогда не видел этой надежды, это полноценная, подлинная надежда. Иногда надежда является частичной, потому что мы видели какую-то часть её. Однако надежда славы является полноценной надеждой, потому что мы не видели её даже частично. Поэтому мы ждём этой надежды, «ожидаем в терпении» (ст. 25).
В 5:2 говорится, что мы «хвалимся надеждою славы Божией», а в 9:23 — что мы «сосуды милосердия, которые Он приготовил к славе». Эта слава относится ко времени откровения грядущего царства, в котором мы будем принимать участие как открывшиеся сыны Божьи. Бог призвал нас в эту славу (1 Фес. 2:12; 2 Фес. 2:14; 1 Пет. 5:10). Сам Христос есть надежда этой славы (Кол. 1:27), которую мы ожидаем. Наша надежда — это не что иное, как Сам Христос, который откроется как наша слава. Сейчас мы хвалимся и радуемся в этой надежде славы. Мы будем разделять эту славу в день нашего прославления. Когда явится Христос, мы явимся с Ним в славе (Кол. 3:4). Вот что ждёт нас.
ІІІ. Ничто не может отлучить наследников от Божьей любви
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: „За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обречённых на заклание“» (ст. 35-36). Здесь, несомненно, говорится о страданиях, однако в следующих стихах твёрдо сказано: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 37-39). Мы не терпим поражения, мы преодолеваем, потому что Бог любит нас. Почему Бог так о нас заботится и так много для нас делает? Просто потому, что Он нас любит. Никто не может отлучить нас от Его любви. Возлюбив нас однажды, Он любит нас всегда и вечной любовью. Ничто не может разлучить нас с Ним. Поскольку Он нас любит, и мы являемся Его возлюбленными, рано или поздно мы все будем освящены, преобразованы, сообразованы и прославлены.
Павел был мудрым человеком. Его мысли очень глубоки. Как уже указывалось выше, он расположил три раздела в Послании к Римлянам в соответствии с тремя качествами Бога — Его праведностью, святостью и славой. В итоге, однако, Павел подводит нас к Божьей любви. В конце концов, гарантией нам служат не только Божья праведность, святость и слава, но и Его любовь. Что такое Божья любовь? Любовь — это сердце Бога. Божья любовь исходит из Его сердца. Праведность — это Божьи пути, святость — Божья природа, слава — выражение Бога, а любовь — это сердце Бога. Рассказав о Божьей праведности, святости и славе, Павел обращается к Божьему любящему сердцу. Почему Бог явил Свою праведность? Потому что человек пал. Человек был не прав по отношению к Богу и нуждался в Его праведности. Почему Бог должен проявлять Свою святость? Потому что человек является обыденным. Бог должен освятить от обыденности всех Своих избранников. Почему Бог должен дать нам Свою славу? Потому что все Его избранники низки, жалки и бесславны. Поэтому Он должен проявить свою славу и преобразить нас. Но что изначально было в Божьем сердце? Любовь. Ещё до того как Бог проявил Свою праведность, святость и славу, Он возлюбил нас. Любовь была источником, любовь была корнем, любовь была началом всего этого. Бог возлюбил нас до того, как Он нас предопределил, Он возлюбил нас до того, как Он нас призвал, Он возлюбил нас до того, как Он нас оправдал, и Он возлюбил нас до того, как Он нас прославил. Прежде всего остального Он возлюбил нас. Наше спасение началось с Божьей любви. Любовь служит источником всего, что Бог для нас делает, и эта любовь — Его сердце. Любовь была источником Божьего вечного спасения, включающего в себя искупление, оправдание, примирение, освящение, преобразование, сообразование и прославление. Спасение началось с любящего сердца Бога.
Поэтому и после полного осуществления Божьего спасения Его любовь остаётся для нас гарантией. Любовь Бога является не только источником нашего спасения, но также и Его гарантией. Многие христиане говорят о вечной надёжности спасения. Гарантия вечной надёжности — это Божья любовь. Бог не может поступать вопреки какому-то из Своих качеств. Для нас гарантией является Его любовь. В стихе 31 Павел спрашивает: «Что же сказать на это?» Что же нам сказать о предопределении, призвании, оправдании и прославлении? Нам нечего сказать, кроме как: «Аллилуйя!» «Если Бог за нас, кто против нас?» Теперь мы можем понять эти слова более глубоко. Бог за нас, потому что Его сердце извечно любит нас. Таким образом, Его любовь служит для нас гарантией.
Павел коснулся этой темы любви в 5:8, сказав, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками». На самом деле это было введением, предваряющим тему Божьей любви. Когда мы уверовали в Иисуса, Святой Дух излил Божью любовь в наши сердца (5:5). Павел затронул эту тему любви в главе 5 Послания к Римлянам, но не рассмотрел её там достаточно полно. Он отложил её и разобрал сначала обширный круг вопросов, включающий в себя Божье предопределение, призвание, оправдание и прославление. Рассказав обо всем этом, он получил хорошую возможность представить нам полное откровение относительно Божьей любви. Павел был убеждён, что ничто не может отлучить нас от Божьей любви, потому что знал, что эта любовь исходит и зависит не от нас, а от Самого Бога. Начало этой любви положили не мы, а Бог в вечности в прошлом. Поэтому Павел мог сказать, что мы преодолеваем все. Павел был уверен, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Эти слова «во Христе Иисусе» имеют очень большое значение. Почему Павел сказал так? Потому что он знал, что если бы Божья любовь была явлена отдельно от Христа Иисуса, возникли бы сложности. Без Христа Иисуса даже такой незначительный грех, как вспыльчивость, отлучит нас от Божьей любви. Однако Божья любовь — это не просто Божья любовь сама по себе, но Божья любовь во Христе Иисусе. Раз Божья любовь во Христе Иисусе, значит все гарантировано и мы можем быть уверены, что ничто не может нас от неё отлучить. Есть ли у вас гарантия? У Павла она была. Я использую слово «гарантия», Павел говорит: «Я уверен». Павел был убеждён, что мы все «преодолеваем силою Возлюбившего нас». Это не значит, что мы способны преодолеть все сами по себе; это означает, что Бог есть любовь и что Христос — победитель. Бог любит нас, и Христос уже осуществил все для нас. Поскольку Божья любовь вечна, Его любовь во Христе Иисусе служит для нас гарантией. Мы не просто покрыты Божьей праведностью, святостью и славой, но мы ещё и в Его любящем сердце. Теперь становится ясен стих 13:13 из Второго послания к Коринфянам, где говорится: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Любовь Бога является источником. Поэтому апостол Павел привёл нас через Божью праведность, святость и славу в сердце Бога любви. Вот где мы сейчас находимся. Аллилуйя! Это наш вечный страховой полис. Теперь вы знаете, что ответить, когда вас спрашивают, застрахованы ли вы. Вы можете сказать: «Я застрахован. Мой страховой полис — Послание к Римлянам 8:31-39. Я застрахован любовью в Божьем сердце». Мы застрахованы Божьей вечной любовью во Христе Иисусе.