Тексты Писания: Кол. 3:15-18; Евр. 1:1-2а; Отк. 2:1, 7а
Единство — необходимое условие для Божьего говорения
В Кол. 3:16 сказано: «Пусть слово Христово богато обитает в вас во всей мудрости: учите и вразумляйте друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, благодатью пойте в сердцах своих Богу». Сразу же после слов о том, что мир Христов должен быть судьёй внутри нас, Павел говорит, что слово Христово должно обитать в нас. Почему же Павел сначала упоминает мир Христов, а уже потом — слово Христово? Ответ на этот вопрос связан с одним основополагающим принципом, раскрытым в Библии, а именно: Божье говорение требует единства. Всякий раз, когда народ Божий оказывается разделённым, Божье слово становится редкостью. Бог не говорит там, где есть разделение. Разделение уменьшает Божье говорение и даже прекращает его полностью.
Когда дети Израилевы были в пустыне, Бог говорил в скинии собрания. Скиния собрания была символом единства Божьего народа. Двенадцать колен располагались вокруг скинии собрания, и Бог говорил народу из неё. В то время любой израильтянин, который хотел услышать Божье говорение, должен был прийти к скинии собрания, к месту единства.
Построенный в Иерусалиме храм стал продолжением скинии собрания. Когда народ Божий разделился на два царства: северное и южное, Божье говорение происходило только на юге, потому что именно там располагался храм. На севере храма не было, и поэтому там не было Божьего говорения через священство. Божье говорение через священников шло из святого святых, которое было центром скинии и храма.
Божье говорение в Сыне и через Тело
Послание к Евреям начинается такими словами: «Бог, многими частями и многими способами говоривший в древности отцам в пророках» (Евр. 1:1-2А). Господь Иисус, как Сын Божий, не только говорил слово Божье, но даже Сам Он назван Словом (Ин. 1:1, 14; Отк. 19:13). Бог говорил не просто через Сына, а в Сыне. Где был Сын, там было и Слово. Более того, когда говорил Сын, в говорении Сына говорил Бог. Сын пришёл, чтобы выразить Бога, определить Бога, изречь Бога. В самом Своём существе и личности Сын был Словом Божьим.
Приверженцы иудейской религии замыслили уничтожить Сына Божьего, Иисуса из Назарета, распяв Его. Но после Своего распятия Господь вошёл в сферу воскресения, и в воскресении Он стал Главой Тела. До Своего распятия и воскресения Господь Иисус был ограничен плотью. Он не мог быть вселенским. Но благодаря смерти и воскресению Он увеличился и стал уже не одним отдельным человеком, а человеком совокупным. В день Пятидесятницы Христос сошёл как всеобъемлющий Дух на учеников и сделал их членами Своего Тела. Это Тело, этот совокупный человек включает в себя воскресшего Христа как Главу и миллионы верующих в Христа как члены. Когда я говорю, говорит всё моё тело. Точно так же теперь, когда говорит Христос как Глава, говорит Тело Христово. Сегодня Сын Божий — это уже не один отдельный человек, это человек совокупный, человек вселенский. Поэтому все члены Тела могут говорить слово Божье. Даже те, кто ещё молод, могут пойти к своим родителям или одноклассникам и говорить им от лица Бога.
Все мы спаслись через слышание Божьего слова. Я был спасён в Китае пятьдесят с лишним лет назад. При этом Бог не пришёл ко мне, чтобы поговорить со мной лично. Нет, я услышал Божье слово через члена Его Тела. Это пример того, как Бог сегодня продолжает говорить в Своём Сыне, который увеличился и стал совокупным человеком, стал Телом Христовым. Как это удивительно, что все мы являемся частью увеличения Христа, частью вселенского человека, в котором Христос — это Глава, а мы — члены!
Если мы будем по-настоящему едины с другими членами Тела Христова, мы сможем говорить Божье слово. Если же мы не будем едины со святыми, а будем наполнены ропотом, жалобами и сплетнями, мы не сможем говорить слово Господне. Чтобы говорить Божье слово, требуется единство. Где нет единства, там не может быть говорения. Если мы позволим миру Христову быть судьёй внутри нас и поддерживать единство и гармонию, мы сможем говорить слово Божье.
Христос умер на кресте и установил мир, совершив искупление и примирив нас с Богом. Это мир «вертикальный», мир между нами и Богом. Кроме того, Христос умер, чтобы создать «горизонтальный» мир, мир между нами и другими людьми. Для этого Христос упразднил все предписания, все различные способы поклонения и все различия в образе жизни. Упразднив предписания, Христос установил мир горизонтально, между различными народами. Тем самым Он отменил последствия Вавилона (Быт. 11). В Вавилоне человечество погрузилось в путаницу, беспорядок, разделилось и рассеялось. При этом сотворённый Богом совокупный человек разделился. Но Христос Своей смертью на кресте отменил вавилонскую путаницу и разделение. Он установил мир — и вертикально, и горизонтально. Поэтому в день Пятидесятницы Христос смог сойти на верующих как объединяющий Дух и породить церковь практически. В Пятидесятницу те, кто раньше говорил на разных языках, стали едины.
Христос отменил разделение и породил единство, но сегодняшнее христианство уничтожило единство и породило разделение. Вот почему в разделённом христианстве нет говорения от Бога. Вместо того чтобы слушать Божье говорение, многие люди сидят в храмах, в соборах или в зданиях, где собираются деноминации, и слушают, как кто-то говорит об общественной жизни или о политике. Это никак не говорение Бога в Сыне через Тело. Почему же так не хватает говорения? Потому что нет мира и единства. Единство отсутствует, и потому нет центра, нет места, откуда Бог мог бы говорить.
Мы благодарим Господа за то, что в Его восстановлении дело обстоит совершенно иначе. У нас Господне говорение в изобилии. Задумайтесь, сколько Божьего слова было высвобождено среди нас в восстановлении за последние годы. Почему в восстановлении так много Божьего говорения? Потому что у нас есть подлинное единство. Мы переживаем это единство и гармонию в Духе не только тогда, когда церкви съезжаются на конференцию, но и на собраниях различных поместных церквей. На собраниях мы слышим Господне говорение и получаем назидание, питание и свет. Когда мир Христов владычествует в нас и хранит нас в состоянии полного единства и гармонии, мы становимся местом Божьего говорения. Глубоко в своём духе я понимаю, что собрания — это то место, где Бог может говорить.
Теперь мы видим связь между стихами 15 и 16 в третьей главе. Мир Христов владычествует в нас и хранит нас в состоянии, которое позволяет нам получать Божье слово. Владычествующий мир Христов нужен, чтобы у Бога было место, где Он мог бы говорить.
Чтобы жить надлежащей христианской жизнью, нам нужно обращать разум к тому, что наверху. Когда мы это делаем, мы подключаемся к небесной «линии электропередачи», к божественному току «электричества», текущего от престола на небе к нам на землю. Эта «электропередача» вызывает обновление нового человека, поскольку она приносит в наше существо новый элемент, божественную субстанцию. После обновления мир Христов становится нашим судьёй. Переданный в нас элемент Христа становится сущностью мира, которая начинает владычествовать в нас. Этот владычествующий мир не просто разрешает наши проблемы — он разрушает их. Это позволяет нам оставаться в единстве и сохраняет нас в состоянии гармонии. Также это позволяет слову Божьему приходить и приносить обильное снабжение. У нас есть владычествующий мир, и поэтому в Господнем восстановлении нет недостатка в Божьем слове.
Теперь нам нужно рассмотреть, каким образом слово Божье функционирует внутри нас. Во-первых, слово Божье даёт нам свет. Если бы у нас не было Слова, мы были бы во тьме. Но благодаря тому, что Божье слово исполнено света и что оно даёт свет нам, оно позволяет нам очень ясно осознавать множество различных вещей.
Во-вторых, слово Божье — это пища, полная питательных веществ. Иначе говоря, Божье слово, давая нам свет, одновременно питает нас. Я могу засвидетельствовать, что уже долгие годы слово Божье исправно питает меня. Для меня оно действительно было и остаётся пищей.
Кроме того, слово Божье утоляет нашу жажду. Жажда — это ещё хуже, чем голод. Обычно без еды человек может протянуть дольше, чем без питья. Если у нас нет воды, жить просто невозможно. Как это прекрасно, что слово Божье является не только пищей, но и водой жизни! Слово Божье даёт нам свет, кормит нас и утоляет нашу жажду.
Ещё одна сторона функции слова Божьего внутри нас — это укрепление. Слово Божье укрепляет нас. Христиане слабы потому, что они мучаются жаждой и недоедают. Человек, измученный голодом и жаждой, не может быть сильным.
Если мы будем переживать питание и укрепление словом Божьим, мы будем сильными не только в духе, но и в своей душе. Другими словами, мы будем сильны и психологически, и духовно. Более того, Божье слово будет укреплять нас даже физически. Я могу засвидетельствовать, что моё тело здорово не только потому, что я правильно питаюсь физически, но и потому, что я принимаю слово Божье как мою духовную пищу. Божье слово в моём духе делает мой дух сильным и счастливым. Эта сила и счастье помогают мне быть здоровым физически. То, что духовное и психологическое здоровье делает нас здоровыми телесно, — это факт.
Слово Божье делает нас сильными в духе, а также в душе. Будучи укреплёнными в духе и душе, мы обретаем телесное здоровье. Слово Божье — это лучшее лекарство; оно укрепляет и исцеляет нас.
Кроме того, слово Божье омывает нас. Оно омывает наше существо органически, на уровне обмена веществ. Когда Божье слово органически проникает в наши ткани, оно омывает нас, производя в нас обмен веществ.
Более того, слово Божье созидает нас. Как члены церкви, члены Тела, мы все нуждаемся в созидании. Поскольку у нас у всех есть свои особенности, с нами тяжело иметь дело, не говоря уже о созидании. Но слово Божье может затронуть нас внутренне и позволить нам созидаться в церковь. Сами по себе мы все особенные, и поэтому такие, как есть, мы не способны созидаться. Нам нужно, чтобы слово Христово обитало в нас. Мир Христов может быть судьёй внутри нас, но созидает нас не мир. Мир просто хранит нас в состоянии, позволяющем Божьему слову проводить работу созидания. Созидает нас именно слово Христово. Вот почему я несу тяжёлую заботу высвобождать Божье слово. Чем больше слово Божье будет высвобождаться среди нас, тем больше будет созидания.
Слово Божье дополняет и совершенствует. Мы уже как-то говорили, что младенец — полноценный человек в том смысле, что он обладает всеми необходимыми органами, однако он не может считаться полноценным с точки зрения его функционирования. Чтобы телесные органы ребёнка функционировали нормально, ребёнку нужно расти. Совершенство всегда приходит с ростом. Чем больше ребёнок растёт, тем больше его функции дополняются и совершенствуются. То же самое справедливо и в области духовного опыта. Как члены Тела, мы все должны функционировать. Но если мы хотим функционировать, сначала нужно, чтобы слово Божье усовершенствовало нас. Поскольку Божье слово питает нас, мы растём. Затем по мере роста проявляется функция. То питание, которое мы получаем из слова Божьего, дополняет и совершенствует нас как членов Тела. Вот почему мы говорим, что слово Божье совершенствует нас.
Последняя функция слова Божьего, которую мы рассмотрим в этом сообщении, — это функция назидания. Между созиданием и назиданием есть разница. Созидание относится ко всей церкви совокупно. Назидание — это личное развитие, и прежде всего в том, что касается добродетелей. Нам всем необходимо назидание, то есть личное развитие, потому что нам всем недостаёт определённых добродетелей. Например, нам может недоставать таких добродетелей, как терпение, мудрость, смирение или доброта. Слово Божье действительно назидает нас в том, что касается добродетелей. Чем больше у нас будет слова Божьего, тем больше у нас будет добродетелей. Слово Божье будет увеличивать нашу доброту, терпение, мудрость и смирение.
Мы все нуждаемся в назидании в добродетелях через Божье слово. Некоторым из нас свойственна торопливость, а некоторым — медлительность. В каких-то ситуациях торопливость — это добродетель. Если группа братьев торопится, чтобы успеть вовремя на важную встречу, то торопливость — это добродетель. Но когда нужно позаботиться о человеке, который тяжело болен, добродетелью становится медлительность. Нам нужно назидание, чтобы мы умели действовать и быстро, и медленно.
В каких-то ситуациях нам нужно говорить свободно, взахлёб. Иногда, наоборот, необходимо ограничить себя в говорении или вообще помолчать. В одной ситуации умение говорить взахлёб — это добродетель, в другой — нет. То же самое можно сказать и о молчаливости. В подобных вещах мы все нуждаемся в назидании.
Только слово Божье может назидать нас и делать нас уравновешенными, проницательными и умеренными. Что касается торопливости и медлительности, то здесь нам нужна умеренность. Даже в любви нам нужна умеренность. У некоторых святых любовь зависит от эмоционального настроя. Когда они испытывают прилив любви, они начинают любить чересчур сильно. Когда прилив проходит, они не проявляют любви ни к кому. Они становятся похожи на бесчувственные статуи. Сначала нам необходимо получить личное назидание по части добродетелей. Затем мы будем созидаться, состраиваться с другими в церковной жизни.
Итак, мы увидели, что слово Божье даёт свет, питает, утоляет нашу жажду, укрепляет, омывает, созидает, совершенствует и назидает. Как сильно мы нуждаемся в слове Божьем!
Позволить слову Христову занять первое место
В 3:16 Павел пишет, что слово Христово должно богато обитать в нас. Греческое слово, переведённое как «обитать», означает «находиться в доме», «населять». Отсюда видно, что слово Христово должно иметь возможность устроить себе в нас дом.
Чтобы сделать какое-то место своим домом, мы должны иметь право устраивать всё по своему усмотрению. Если мы хотим оставить какую-то вещь, мы можем её оставить. Но если мы хотим что-то выбросить, мы можем свободно выбрасывать всё, что хотим. Если у нас не будет на это права, мы не сможем сделать это место своим домом. Точно так же, чтобы слово Христово устроило себе в нас дом, мы должны предоставить ему полную свободу действий. Нам нужно молиться: «Господь, сделай моё внутреннее существо домом для Тебя и для Твоего слова».
Мы все должны признаться, что зачастую, когда Господне слово приходит к нам, мы не даём ему «развернуться» в нас. Вместо этого мы ограничиваем слово Божье, ставим его в определённые рамки. Иногда мы принимаем Божье слово, но не даём ему права устроить в нас свой дом. Позвольте задать вам один вопрос: что в ваших переживаниях стоит на первом месте — слово Христово или вы сами? Я не думаю, что найдётся хоть кто-нибудь, кто сможет сказать, что всегда отдаёт первое место Божьему слову. Иногда мы можем отдавать первенство слову Христову и позволять ему быть первым. Однако гораздо чаще на первом месте стоим мы сами. Мы стараемся незаметно сохранить первое место за собой. Внешне мы поступаем так, как будто первое место оставлено для слова Божьего. Но втайне первое место занимаем мы сами.
Предположим, вы читаете Мф. 19:16-22, где Господь Иисус говорит юноше, чтобы тот продал всё, что имеет, раздал деньги нищим и последовал за Ним. Когда вы читаете это место из Писания, Господь говорит вам, чтобы вы отказались от каких-то вещей. Это позволяет определить, что стоит на первом месте — вы или слово Божье. Многие из нас по собственному опыту знают, как это тяжело — отдавать первое место слову Божьему. В этом нам нужна Господня благодать. Нам нужно обратиться к Господу и сказать: «Господь, я не могу этого сделать, но Ты, Господь, можешь. Господь, я полагаюсь в этом на Тебя».
Нам нужно, чтобы мир Христов был судьёй и сохранял нас в единстве, позволяя Господу говорить нам. Затем нам нужно отдавать первое место слову Божьему. Если мы будем это делать, мы будем переживать все функции слова Божьего: оно будет давать нам свет, питать нас, утолять нашу жажду, укреплять, омывать, созидать, совершенствовать и назидать нас. Какую пользу мы получаем от слова Божьего!
В 3:16 Павел говорит: «…учите и вразумляйте друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, благодатью пойте в сердцах своих Богу». Отсюда видно, что, когда мы наполнены словом Божьим, мы должны быть полны радости. Если мы принимаем Божье слово и при этом не испытываем радости, значит, что-то не так. Когда мы принимаем слово Божье, на самом деле мы принимаем Духа. Принятие Духа должно воодушевлять нас, побуждать нас радоваться и петь.
Результат того, что мы позволяем слову Христову обитать в нас
В 3:17-18 Павел продолжает: «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте в имени Господа Иисуса, благодаря Бога Отца через Него. Жёны, подчиняйтесь мужьям, как подобает в Господе». Здесь мы видим результат того, что мы позволяем слову Христову обитать в нас. Если жена будет наполнена Божьим словом, она спонтанно будет подчиняться своему мужу. Если в муже обитает слово Божье, он автоматически будет любить свою жену. Такие добродетели, как любовь и покорность, приходят от слова Божьего, которое живёт в нас.
Все вопросы, связанные с надлежащей христианской жизнью, расположены в Кол. 3 в замечательной последовательности. Сначала Павел говорит, чтобы мы обращали разум к тому, что наверху. Когда мы делаем это, мы подключаемся к небесной «линии передачи» и переживаем обновление нового человека. Затем Христос становится миром внутри нас, судьёй, который разрушает наши проблемы. Далее, Божье слово наполняет нас и обитает в нас. От этого живущего в нас слова Божьего будут исходить любовь, покорность и все прочие добродетели, которые нужны для человеческой жизни. Вот как нужно жить христианской жизнью.
В следующем сообщении мы увидим, что поддерживать себя в таком прекрасном состоянии нужно постоянством в молитве. Если мы хотим поддерживать то прекрасное состояние, которого мы достигли, обращая разум к тому, что наверху, переживая передачу небесного электричества и обновление нового человека, позволяя миру Христову быть судьёй внутри нас, а слову Христову — обитать в нас, и обретя тем самым необходимые для повседневной жизни добродетели, — нам нужно молиться не переставая.