Тексты Писания: Кол. 1:12-14; Быт. 12:2б, Быт. 12:3б, Быт. 12:7; Гал. 3:14
В этом сообщении мы увидим, что Христос — это удел святых. В 1:12 Павел говорит: «...благодаря Отца, сделавшего вас способными участвовать в уделе святых во свете». Как мы увидим, уделом святых является всеобъемлющий Христос, который дан нам для наслаждения.
Согласно Бытию, до призвания Авраама не было дано ни одного обещания, которое включало бы в себя благословение или наслаждение. Разумеется, в Быт. 3:15 даётся обещание, что семя женщины поразит змея в голову, но в этом обещании не говорится ни о благословении, ни о наслаждении. В Быт. с 4 по 11 гл. не записано ни одного подобного обещания. Первое обещание благословения упоминается в Быт. 12, когда Бог призывает Авраама и говорит, чтобы тот вышел из своей земли и из дома своего отца. Здесь Господь конкретно упоминает землю (Быт. 12:1).
Возможно, мы знакомы с историей Авраама, и нам кажется, что здесь нам все понятно. Читая о том, как Бог призвал Авраама и какие обещания Он ему дал, мы иногда смотрим на все это, как на что-то элементарное. Поэтому, читая о земле, мы, возможно, не понимаем её значения. Но если читать Слово внимательно, мы, безусловно, поймём, что обещание о земле, которое Бог дал Аврааму, было чем-то из ряда вон выходящим и очень важным. Это обещание было дано в Бытии, и на протяжении всего Ветхого Завета оно, как семя, растёт и развивается. Можно без преувеличения сказать, что весь Ветхий Завет за исключением первых одиннадцати глав Бытия представляет собой повествование о ханаанской земле. Темой Ветхого Завета является эта добрая земля, в которой течёт молоко и мед. Но при этом мало кто среди христиан уделяет ей достаточно внимания.
Когда я был с Братиями, меня призывали изучать прообразы и пророчества. Но были три момента, на которые никто не обратил моё внимание, и в отношении них я не получил никакой помощи. Эти три момента включали в себя: то, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию и дал ему Своё владычество; дерево жизни, реку с драгоценными материалами и невесту, построенную из ребра Адама; и обещание о доброй земле. Прошло много лет моей христианской жизни, прежде чем я начал сосредотачивать своё внимание на этих вещах. Те, кто знаком с моими сообщениями, понимают, что все они тем или иным образом связаны с этими тремя вещами.
То, что Бог обещал Аврааму добрую землю, имеет огромное значение. Когда Павел писал Послание к Колоссянам и говорил об уделе святых, он, несомненно, представлял себе, как в Ветхом Завете добрая земля распределялась по уделам среди детей Израилевых. Греческое слово, которое в 1:12 переведено как «удел», можно также перевести как «жребий». Павел употребляет это слово, используя в качестве фона ветхозаветное повествование о земле. Бог дал Своему избранному народу, детям Израилевым, добрую землю в качестве их наследия и наслаждения. Для них земля была всем. Даже сегодня из-за земли существуют серьёзные разногласия на Ближнем Востоке. Ближневосточная проблема отношений между Израилем и соседними народами — это проблема земли.
Обещание, данное Адаму и Еве в Быт. 3, было обещанием о семени женщины. Обещание, которое Бог дал Аврааму, было обещанием уже не просто о семени, но и о земле. Семя, обещанное в Быт. 3:15, становится землёй в Быт. 12. Когда дети Израилевы вошли в ханаанскую землю, они унаследовали не только семя, но и землю. Семя можно толковать и как человека, и как семя, которое сеется в землю. Это значит, что Христос не только потомок, но ещё и семя, посеянное в землю. Христос — это и семя, и земля.
Кем же является Христос в Послании к Колоссянам: семенем или землёй? В этой книге Христос — и семя, и земля. В Кол. 2:7 говорится, что мы укоренены во Христе. Это означает, что Он — земля. Но в 3:4 сказано, что Христос — наша жизнь. Это означает, что Он ещё и семя. Однако, по большей части, Послание к Колоссянам показывает Христа не как семя, а как землю. Христос — это наш удел, наш жребий, наше все, так же как земля была всем для детей Израилевых. Земля обеспечивала детей Израилевых всем необходимым: молоком, мёдом, водой, скотом, зерном, минералами. При написании этого Послания Павел использовал идею всеобъемлющей земли, чтобы убедить сбившихся с пути колоссян не принимать ничего, кроме Самого Христа. Все, что не есть Христос, связано с властью тьмы, и это принимать нельзя. Мы должны просто оставаться в доброй земле и не впускать ничего чужеродного. Только Христос — наш удел, и принимать нужно только то, что от Него.
До Послания к Колоссянам Павел написал Послание к Галатам. В Гал. 3:14 он говорит: «...чтобы благословение Авраама пришло к язычникам во Христе Иисусе, чтобы мы получили обещанного Духа через веру». Некоторые христианские учителя полагают, что выражение «благословение Авраама» обозначает оправдание по вере. Однако, судя по контексту, этим благословением является добрая земля. В Быт. 12 благословением, которое Бог обещал дать Аврааму, была земля. В Гал. 3:14 Павел связывает благословение Авраама с обещанным Духом. Отсюда видно, что обещанная Аврааму добрая земля — это Дух. Итак, Дух — это и есть добрая земля.
В Гал. 3:14 Павел говорит о Духе. Это должно напомнить нам Ин. 7:39. В этом стихе говорится: «Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен». Дух в Гал. 3:14 и в Ин. 7:39 — это окончательное выражение Триединого Бога. Дух — это уникальный термин, обозначающий приготовленного Бога. Отец — это источник. Сын Божий — это русло; Он воплотился, жил на земле, был распят и на третий день воскрес. Воплощение, распятие и воскресение представляют собой различные стороны одного процесса. В воскресении Христос, последний Адам, стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45). Согласно Ин. 1:14, Слово, которое было Бог, стало плотью. Согласно 1 Кор. 15:45, последний Адам, то есть Христос, стал животворящим Духом. Многие христианские учителя возражают, что в этом стихе выражение «Дух животворящий» обозначает не Святого Духа. Поверить этому — значит поверить, что есть два Духа, способные животворить: Святой Дух и животворящий Дух. Вне всякого сомнения, животворящий Дух — это и есть Святой Дух, который животворит. Этот Дух является окончательной завершённостью приготовленного Бога. Этот Дух есть не что иное, как всеобъемлющий Христос. Поскольку добрая земля — это всеобъемлющий прообраз Христа, а Христос стал Духом, то Дух, всеобъемлющий Дух, как приготовленный Бог, представляет собой, в конечном итоге, добрую землю для нас, новозаветных верующих, во исполнение обетования, которое Бог дал Аврааму: «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3).
Согласно Гал. 3:14, в этом обещании говорится о Духе. Но в Гал. 3:16 сказано, что обещания были даны семени Авраама, то есть Христу. Согласовать эти стихи непросто. С одной стороны, Дух — это всеобъемлющий Христос. С другой стороны, дано это обещание, этот Дух, тоже Христу — Христу как семени. Объяснить это на уровне доктрины нелегко, но с точки зрения опыта это довольно понятно. Когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы получили Его как семя, как жизнь. Однако этим семенем является всеобъемлющий животворящий Дух, реальность доброй земли. Это значит, что Христос, которого мы получили как семя, — это Дух, показанный в прообразе доброй земли. Христос вошёл в нас как семя. Но по мере того как мы живём Им, Он становится землёй, нашим уделом.
Избавлены от власти тьмы и перенесены во всеобъемлющего Христа
Как добрая земля была уделом детей Израилевых, так сегодня Христос является уделом святых. Как мы уже говорили, когда Павел писал 1:12, он имел в виду ханаанскую землю как прообраз. В 1:13 он продолжает: «...который избавил нас от власти тьмы и перенёс в царство Сына Своей любви». Этот стих напоминает нам, как дети Израилевы были избавлены от египетского рабства и перенесены в добрую землю. Таким образом, в 1:13 Павел хочет показать что-то, что напоминает исход из Египта и вхождение в добрую землю. В древности Бог избавил Свой народ от египетского рабства и привёл его в добрую землю. То же самое Бог Отец сделал и с нами. Он избавил нас от власти тьмы, прообразом которой служат фараон и Египет, и перенёс нас во всеобъемлющего Христа, показанного в прообразе доброй земли. Как дети Израилевы были приведены из Египта в землю, где текут молоко и мед, где нет тирании, так и мы были перенесены в удивительную сферу, которая называется царством Сына Отчей любви. Поэтому стать способным участвовать в уделе святых — значит просто войти в добрую землю. Итак, Павел писал 1:12-13, основываясь на иллюстрации, которая показана нам в Ветхом Завете.
Павел использовал картины из Ветхого Завета и при написании Первого послания к Коринфянам. В 1 Кор. 5:7 мы видим Христа как пасху, а в 10:3-4 — как манну. Из ветхозаветных картин мы видим, что дети Израилевы были избавлены от египетского рабства благодаря пасхальному агнцу и в пустыне пищей им служила манна. Установленная в пустыне скиния служит прообразом «передвижной» церковной жизни. Подобной церковной жизни не хватает прочности, устойчивости. После того как дети Израилевы вошли в добрую землю и начали наслаждаться обещанным Аврааму благословением, благодаря неисследимо богатому снабжению доброй земли они построили каменный храм. Храм служит прообразом прочной церковной жизни. В Первом послании к Коринфянам в качестве прообраза церкви используется скиния, а в Посланиях к Колоссянам и к Эфесянам — храм. Христос, которым мы наслаждаемся в Послании к Колоссянам, это уже не просто агнец или манна — это добрая земля, жребий святых, их удел.
Многие христианские учителя говорят о пасхе, о манне и о скинии, но я не думаю, что хоть кто-нибудь увидел, что добрая земля — это прообраз всеобъемлющего Христа. Этот прообраз Христа может получить своё исполнение только благодаря Духу. Зачастую христиане знают Духа Божьего, но не знают «Духа», всеобъемлющего животворящего Духа как окончательное выражение приготовленного Триединого Бога, как исполнение обещания о доброй земле. Для нас добрая земля, которую Бог обещал Аврааму, — это Дух. Другими словами, Дух — это благословение, которое Бог обещал Аврааму.
В Гал. 5:16 Павел говорит: «Поступайте Духом». Эти слова можно также перевести так: «Ходите в Духе». Дух должен быть той сферой, той областью, в которой мы ходим. Далее, в Гал. 5:25 Павел говорит: «Если мы живём Духом, то будем и поступать Духом [или: будем и ходить в Духе]». Отсюда видно, что Дух — это наша добрая земля. Христос, раскрытый в Новом Завете и особенно в Послании к Колоссянам, — это всеобъемлющая земля. Этой землёй является Христос как всеобъемлющий Дух. Аллилуйя, мы имеем часть в этом уделе!
Если мы увидели это, мы не позволим ничему, что не является Христом, вторгаться в церковь. Предписания, обычаи, философия и аскетизм тревожили колоссян потому, что они не видели, что Христос как всеобъемлющий Дух является их уделом, их доброй землёй. На место этого удела они поставили обычаи, предписания и философию. В принципе, то же самое можно сказать и о сегодняшнем христианстве. В христианство вторглась культура. Ни одно из направлений христианства не избежало этой участи. Все христианство наводнила культура. Цель Господнего восстановления заключается в том, чтобы вывести нас из всего этого и привести нас к Самому Христу. Сначала Египтом был мир. Теперь Египтом стала религия христианства, держащая в своём плену Божий народ. Сегодня Господнему народу нужен исход. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, когда мы пришли в церковную жизнь, мы совершили исход и были избавлены от власти тьмы.
Пока дети Израилевы блуждали в пустыне, они помнили вкус лука и чеснока, которыми они наслаждались в Египте; эта пища все ещё притягивала их. Но когда дети Израилевы вошли в добрую землю, в Ханаан не вошло ничего, что имело бы привкус Египта. Бог расценил бы это как святотатство. Привнести в церковь что-то, что не является Христом, — это точно такое же святотатство. В доброй земле нет египетского лука и чеснока. В доброй земле мы наслаждаемся только произведениями этой земли. Точно так же и в церковной жизни нет мирского «чеснока»; здесь есть только Христос как удел святых. Если мы это увидим, то мы уже не сможем привносить в Тело Христово что-либо чуждое.
Мы увидели, что удел святых — это Христос как добрая земля, всеобъемлющий Христос как животворящий Дух. Сначала Христос — это семя, оживотворяющее нас. Затем Он становится царством, областью, сферой, в которой мы живём и ходим. Итак, Христос — это наше семя и наша земля, наша жизнь и наша сфера. Таков Христос — удел святых.