Никто не должен обманом лишать нас награды — наслаждения Христом
Тексты Писания: Кол. 2:16-19; 1:25-28
Как мы уже неоднократно указывали, служение Павла заключалось в том, чтобы завершить слово Божье. В 1:25 он пишет: «...служителем которой я стал по домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье». Если из Библии убрать Послания Павла, образуется большая брешь. Божье слово станет просто незавершённым. Божественное откровение было завершено благодаря служению Павла.
Из всех написанных Павлом книг окончательной, заключительной является Послание к Колоссянам. Эта книга наполнена высокими и глубокими вещами. Её можно сравнить с золотым рудником, наполненным богатством, которое нужно выкопать.
В Послании к Колоссянам Христос открывается не только в Своей всеобъемлемости, но и в Своей обширности. Он обширен, как сама вселенная. Это видно из того факта, что в 2:16-17 Он показан, как тело всех теней, их сущность. Христос является реальностью всего положительного во вселенной. Поэтому Он не только всеобъемлющ, но и обширен.
Согласно откровению в Послании к Колоссянам, обширный и всеобъемлющий Христос является для нас всем. Христос обширен, как вселенная, но Он должен быть нашим ежедневным переживанием. Мы должны переживать Его в своей повседневной жизни и в своих повседневных поступках. Обширный и всеобъемлющий Христос должен день за днём становиться для нас чем-то реальным, чем-то практическим, чем-то, что мы узнали на опыте. С одной стороны, в Послании к Колоссянам Павел показывает откровение об обширном Христе. Но с другой стороны, он говорит о нашем переживании этого Христа во всех Его проявлениях.
Когда дело касается откровения о Христе, Павел пользуется такими выражениями, как «образ Бога невидимого», «Первородный всего творения», «Первородный из мёртвых», «тайна Божья». Но когда речь заходит о повседневных переживаниях Христа, Павел говорит о простых, заурядных вещах: пища, питьё и т. п. (2:16). Даже в этом нам нужно переживать Христа. Например, вы можете переживать Христа, наслаждаясь чашкой чая или даже стаканом воды. Если мы спросим себя, наслаждаемся ли мы Христом в различных мелочах нашей повседневной жизни, мы поймём, что нам не хватает переживания. Если вы не наслаждаетесь Христом в своей пище и питье, если вы, одеваясь, не наслаждаетесь Христом как истинной одеждой, значит, вы лишились своей награды — наслаждения Христом. Это очень серьёзно.
Наслаждение каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год
В Кол. 2:16 сказано: «Итак, пусть никто не судит вас в том, как вы едите и пьёте, или в отношении праздника, или новомесячия, или субботы». В этих словах видна мудрость Павла: он показывает нам то, что связано с наслаждением каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год. Пища и питьё нужны нам каждый день, субботу соблюдают каждую неделю, новомесячие — каждый месяц, а тем или иным праздником наслаждаются каждый год. Показывая всё это, Павел хочет сказать, что, чем бы мы ни наслаждались каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый год, это должно быть наслаждение Христом. В противном случае мы оказываемся лишены Христа и уведены от Него. Например, когда вы обедаете, вы должны осознавать, что ваша физическая пища — это тень Христа, истинной пищи. Христос является телом этой тени, её сущностью. Мы должны знать это не только на уровне доктрины, но и на уровне опыта. Когда вас приглашают на обед, нужно идти не только за тем, чтобы насладиться тенью, но и за тем, чтобы насладиться Христом.
Согласно 2:16-17, материальные вещи — это тень Христа. «Грядущее» в стихе 17 — это всё, что связано с Христом как нашим наслаждением. Итак, Христос есть тело всех теней, их сущность, их реальность. Поэтому Он должен быть реальностью нашего наслаждения каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год.
Примечательно, что Павел, показав Христа как тело теней, продолжает: «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды» (ст. 18). Как явствует из контекста, награда — это наслаждение Христом как телом теней. Наслаждение Христом — это настоящая награда.
Лишены субъективного наслаждения Христом
Одни святые в Колоссах были иудеями, другие — греками. И те и другие, обратившись к Христу, получили в качестве награды право наслаждаться Им. Верующие из иудеев и из язычников немало пострадали за свою веру в Христа. Поэтому у них была награда — субъективное наслаждение Христом. То же самое можно сказать сегодня о нас. Многие святые подверглись преследованию за то, что обратились к Христу и встали на путь Господнего восстановления. Но теперь у них есть награда — они могут наслаждаться Христом. Этой наградой является не столько объективный Христос, сколько субъективное наслаждение Христом. Это видно из Кол. 2:16-17. В этих стихах открывается, что Христос не только объективен — мы можем наслаждаться Им каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Христос, которого мы переживаем каждый день в таких вещах, как пища и питьё, — это очень субъективный Христос. То же самое можно сказать о Христе, которого мы переживаем каждую неделю как нашу полноту и покой (суббота), каждый месяц как новое начало среди тьмы (новолуние) и каждый год как наше наслаждение (праздники). Поэтому, согласно стиху 18, лишиться награды — значит лишиться субъективного наслаждения Христом. Христом нужно наслаждаться каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год. Никто не должен обманом лишать нас этой награды.
Однако колосских верующих лишали их награды, их наслаждения Христом. Иудейских верующих отвлекали от Христа иудействующие, а языческие верующие были увлечены определёнными философскими идеями. И те и другие оказались лишены ежедневного переживания Христа и наслаждения Им. Они также утратили еженедельное, ежемесячное и ежегодное наслаждение Им. Отсюда видно, что верующие и из иудеев, и из язычников были уведены куда-то в сторону, лишены той награды, которую они приобрели такой ценой. Как мы уже неоднократно отмечали, этой наградой было субъективное переживание Христа каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый год.
Нам нужно спросить себя, переживаем ли мы Христа на деле и наслаждаемся ли мы Им каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год. Очень может быть, что и мы, подобно колоссянам, лишились своей награды. Возможно, Сатана, Дьявол, обманом лишил нас Христа, а мы и не замечаем этого. Однажды я был в кассах одной авиакомпании, и пока я разговаривал там с человеком, у меня украли портфель, который стоял рядом с моим стулом. В портфеле был мой паспорт. Портфель украли так, что я поначалу ничего и не заметил. Меня лишили моего портфеля, а я совершенно об этом не подозревал. Точно так же мы иногда не подозреваем, что враг лишил нас наслаждения Христом. Можно потерять ежедневное, еженедельное, ежемесячное и ежегодное наслаждение Христом и даже не заметить этого.
В Своём восстановлении Господь возвращает нас от религии и от всего, что не есть Христос, к Себе. Божье домостроительство состоит в том, чтобы раздать Себя в нас для нашего наслаждения. Бог хочет, чтобы Христос был не только нашим Спасителем и даже не только нашей жизнью, но и нашим ежедневным, еженедельным, ежемесячным и ежегодным наслаждением. Но, глядя на состояние подавляющего большинства сегодняшних христиан, мы видим, что это наслаждение утрачено. Вместо того чтобы наслаждаться Христом, верующие поглощены религией, так называемыми богослужениями и богословскими учениями. Очень мало практического, живого наслаждения Христом. Господу, несомненно, необходимо провести восстановление. Нам нужно вернуться к Христу. В частности, нам необходимо восстановить постоянное наслаждение Христом каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год.
Моя забота состоит не в том, чтобы делать больше сообщений по доктрине. Мне важно, чтобы святые на практике переживали Христа. Если у нас этого нет, значит, враг ловко обманул нас и лишил нас нашей награды — Христа. Христом нужно наслаждаться во всех мелочах нашей повседневной жизни.
Завершение божественного откровения
Возможно, по милости Господа мы ведём вполне добропорядочный образ жизни. Мы удерживаемся от греха, но нам ещё очень не хватает Христа. Наша повседневная жизнь во многом прекрасна. Но нам нужно задать один важный вопрос: как велико наше переживание Христа и наслаждение Им? Наша цель — не просто хорошая повседневная жизнь. Нашей целью должен быть Христос. Для нас главное — обретать Христа и переживать Его. Мне нравится, что уровень нашего поведения в повседневной жизни очень высок. Если бы все в этой стране придерживались такого уровня, состояние всего народа очень сильно улучшилось бы. Но нам нельзя довольствоваться добропорядочной повседневной жизнью. Не в этом Божья цель. Ради Божьего замысла мы должны переживать Христа и наслаждаться Им. Велико ли наслаждение Христом в вашей повседневной жизни? Если ваше наслаждение Христом невелико, значит, в ваших переживаниях слово Божье ещё не завершено до конца. Вам ещё нужно служение Павла, особенно Послание к Колоссянам.
Согласно 1:26, слово Божье, завершённое в результате служения Павла, — это «тайна, которая была скрыта от веков и от поколений, а теперь явлена Его святым». Эта тайна есть Христос в нас, надежда славы (ст. 27). Если не переживать Христа в полной мере каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год, то можно хорошо знать Библию, но не иметь завершения божественного откровения. Нам нужно, чтобы субъективный Христос стал нашим наслаждением и завершил божественное откровение внутри нас. Если у нас мало переживания Христа и наслаждения Христом, у нас будет мало и Божьего откровения. Божьему откровению нужен Христос в переживаниях. Такой Христос является завершением откровения.
В стихе 28 Павел пишет, что возвещает Христа, «вразумляя всякого человека и уча всякого человека во всей мудрости, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». Чтобы стать взрослым в Христе, нужно переживать Христа и наслаждаться Им каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год. Те, кто переживает Христа и наслаждается Им таким образом, станут взрослыми. Они будут полны, завершены и совершенны; у них ни в чём не будет недостатка.
Постоянное наслаждение Христом
В повседневной жизни легко переключить своё внимание с наслаждения Христом на своё поведение. Мы любим и ищем Господа, и поэтому у нас есть естественное желание улучшить своё поведение. Мы очень хотим быть добропорядочными в своей повседневной жизни. Когда мы в своих поступках не оправдываем ожиданий Господа, мы раскаиваемся, исповедуемся перед Господом и просим Его простить нас и очистить. Иногда мы отдаём этому слишком много сил и забываем о наслаждении Христом. О, нам нужно наслаждаться Христом в своей повседневной жизни!
Как мы уже увидели, Христом нужно наслаждаться в таких повседневных вещах, как пища и питьё. Поскольку мы едим и пьём по несколько раз в день, недостаточно наслаждаться Христом всего лишь один раз в день. Пища и питьё — это тени. Если мы едим и пьём больше одного раза в день, то и Христом нужно наслаждаться не один раз. Нужно переживать Христа не один раз в день, а много раз каждый день.
В 1 Фес. 5:17 Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Молиться по-настоящему — значит наслаждаться Христом. К сожалению, многие из наших молитв ненастоящие, потому что зачастую в наших молитвах мы не наслаждаемся Христом. Когда мы правильно молимся в духе, мы всегда наслаждаемся Христом. На самом деле, непрестанно молиться — значит не переставая наслаждаться Христом. Христом нужно наслаждаться постоянно. Однако мало кого из нас учили жить духовной жизнью в постоянном наслаждении Христом. Поэтому нам нужно умолять Господа, чтобы Он даровал нам благодать наслаждаться Им каждый день в течение всего дня.
В словах Павла о тенях скрыта подсказка, которая поможет нам практически наслаждаться Христом. Поскольку пища и питьё — это тени, сущностью и реальностью которых является Христос, каждый раз, когда мы едим или пьём, это должно напоминать нам, что истинная пища и истинное питьё — это Христос. Когда вы едите свою пищу, одновременно нужно есть Христа. Когда вы пьёте какой-нибудь напиток, нужно пить и Христа. Одеваясь, нужно помнить, что истинная одежда — это Христос, и переживать Его как одежду. Одевая физическую одежду, нужно облекаться и в Христа. Так наслаждаться Христом будет легче. Что бы мы ни делали изо дня в день, всё должно напоминать нам о Христе как о своей реальности. Даже наше дыхание должно напоминать нам о необходимости духовно дышать Христом.
Если мы возьмём за правило принимать Христа как реальность всех физических вещей в нашей повседневной жизни, это перевернёт и преобразит нашу повседневную жизнь. Она наполнится Христом. Когда мы едим или пьём, мы принимаем Христа как нашу духовную пищу и питье. Что бы мы ни делали, всё напоминает нам, чтобы мы прикасались к Христу, наслаждались Христом, переживали Христа и принимали Христа как всё для нас. Жить изо дня в день такой жизнью и значит по-настоящему наслаждаться Христом.
Укоренены в Христе, чтобы впитывать его богатство
Ещё одна полезная подсказка относительно практического наслаждения Христом содержится в 2:7. Согласно этому стиху, мы укоренены в Христе. Это подразумевает наличие почвы. Христос — это богатая почва, в которой мы укоренены. В одном из предыдущих сообщений мы уже говорили о том, что эта богатая почва содержит в себе множество замечательных элементов: полноту Божества, главенство Христа, обрезание Христово, Его погребение, воскресение с Христом, стирание предписаний и сбрасывание начальств и властей. Кол. 2:9-15 — это описание элементов той почвы, которая подразумевается в словах «будучи укоренены» (2:7).
Мы укоренены в Христе, в этой богатой, плодородной почве. Мы уже укоренены в Нём, так что теперь нам нужно впитывать Его богатство. Как дерево своими корнями впитывает из почвы питательные вещества, так и мы должны впитывать в себя богатство Христа. Те вещества, которые дерево впитывает из почвы, позволяют ему расти. Таким образом, рост дерева зависит от питания, которое дерево впитывает своими корнями. Мы уже укоренены в Христе, и теперь нам нужно на практике пребывать в Нём день за днём. Мы должны оставаться укоренёнными в Христе в своём опыте. Однако, если мы забываем о Христе в таких вещах, как пища и питьё, в своём опыте мы не укоренены в Нём. Предположим, мы не вспоминаем Христа за едой. После обеда мы немножко помолились. Но даже в начале нашей молитвы мы всё ещё не укоренены в Христе по-настоящему, на опыте, так как мы молимся о множестве ненужных вещей. Но Господь по Своей милости и терпению ждёт, пока мы не начнём молиться по-настоящему. Вот тогда мы на опыте впитываем Христово богатство. Однако время молитвы подходит к концу, и мы не усваиваем того, что мы только что впитали. Как явствует из слов Господа в Ин. 15, это вполне возможно — не пребывать в Нём.
Многие святые по утрам проводят какое-то время с Господом. Однако зачастую оказывается, что впитанное за это время богатство невелико. Причина этого кроется в том, что они слишком спешат. Если мы хотим впитывать в себя богатство Христово как наше питание, нельзя торопиться. Впитать что-либо в спешке невозможно.
Господа нужно впитывать не только утром. Мы должны, как деревья, постоянно впитывать богатство почвы. Это значит, что нам нужно научиться постоянному наслаждению Христом. Пусть всё физическое напоминает нам о Христе, потому что всё это тени, сущность которых — Христос. Одежда, которую мы каждый день надеваем, должна напоминать нам о Христе. Нам нужно облечься в Него в своём духе, облечься при помощи опять-таки нашего духа. Когда мы пьём воду, это должно напомнить нам о необходимости пить Христа путём упражнения нашего духа. Следовать этому принципу — значит быть укоренённым в Христе и впитывать Его богатство.
Если мы хотим впитывать богатство Христа как почвы, нужно иметь нежные молодые корни. Не позволяйте себе стареть. Будьте свежи и обновляйтесь со дня на день. Молитесь Господу: «Господь, я хочу, чтобы моё посвящение было свежим; я хочу снова открыться Тебе. Я хочу, чтобы мои корни были нежными, потому что мне нужно впитывать Твоё богатство. Господь, не давай моим корням стареть». Если наши корни будут нежными и молодыми, чтобы впитывать богатство Христа, мы автоматически будем расти за счёт усвоенного богатства. Мы будем наслаждаться Христом и субъективно переживать Его каждый день и каждый час. Это не даст нам лишиться нашей награды. Если же мы не будем пребывать укоренёнными в Нём и не будем впитывать Его богатство, враг ловко обманет нас и лишит нас практического и постоянного наслаждения Христом.
Прислушаться к предостережению Павла
Сегодня на земле миллионы христиан, но почти все они лишились своей награды — наслаждения Христом. Они верят в Христа, они приняли Его; возможно, они даже чем-то пожертвовали, чтобы следовать за Ним, но они, подобно колоссянам, утратили наслаждение Христом. Всем христианам, включая и нас, нужно прислушаться к предостережению Павла. Никто не должен обманом лишать нас нашей награды. Мы никому не должны позволять уводить нас от наслаждения Христом. Христос — это тело и реальность всего положительного во вселенной. Когда мы наслаждаемся положительными физическими вещами, это должно напоминать нам о наслаждении Христом. В этом случае наша повседневная жизнь будет полна наслаждения Христом. Тогда мы будем укоренены в Нём, мы будем впитывать в себя Его богатство и возрастать в Нём.