Тексты Писания: Кол. 2:1-6; Ин. 1:1-4, 11-18
В 2:6 Павел пишет: «Итак, как вы приняли Христа, Иисуса Господа, так и ходите в Нём». Мы ходим в Христе на том основании, что мы приняли Его. То, что мы ходим в Нём, — это следствие того, что мы приняли Его.
Многие христиане думают, что принять Христа — значит просто уверовать в Него. Однако принятие Христа не так просто. Чтобы понять, что такое надлежащее, истинное и полноценное принятие Христа, нужно знать Христа, которого мы принимаем. Согласно нашим представлениям и согласно традиционной доктрине, Христос довольно прост. Многие верующие понимают только то, что Христос, Сын Божий, — это Спаситель, который возлюбил нас и умер за нас. Если мы верим в Христа, мы спасены. Однако принятие Христа в такой книге как Послание к Колоссянам включает в себя много больше. Мы уже отмечали, что Послание к Колоссянам даёт нам обширное откровение о всеобъемлющем Христе. Этот Христос обширнее, чем вся вселенная. Согласно Эф. 3, Христос есть ширина, длина, высота и глубина. Христос, которого мы приняли, неизмерим. Он огромен, как вселенная.
Мы приняли Христа, но наше принятие Его — это больше, чем начальное принятие, которое происходит раз и навсегда. Напротив, мы будем продолжать принимать Его вечно. Принятие Христа можно сравнить с дыханием. Дыхание — это непрерывный процесс, и наше принятие Христа тоже должно происходить непрерывно. Однако, к сожалению, огромное число христиан имеют лишь начальное принятие Христа. Они не принимают Его постоянно. Многие верующие могут сказать вам, что в определённый момент в прошлом они приняли Христа. Но они не продолжают принимать Его. Если мы не будем принимать Христа постоянно, мы не будем наслаждаться всеми благами, которые даёт нам Христос, принятый нами на начальном уровне. Многие христиане не продолжают принимать Христа. Поэтому нам нужно осознать, что наше принятие Его должно проходить постоянно и непрерывно.
Христос, которого мы, согласно 2:1-6, приняли, — это, как сказано в 2:2, тайна Божья. Если Христос — тайна Божья, значит, Он не так прост. Он неизмерим и таинственен. Бог, разумеется, непрост. Он бесконечен, безграничен, вечен. Как же тогда Христос, тайна Божья, может быть простым? Христос, тайна Божья, — это неизмеримый, бесконечный и вечный Бог.
Бог вечен, но у Него есть история. Разумеется, когда мы говорим, что у Бога есть история, мы прибегаем к человеческим понятиям, чтобы облегчить понимание. В начале, в вечности в прошлом, у Бога было благоволение, желание Его сердца. Чем живее человек, тем сильнее его стремление к удовольствию. Бог — это самое живое существо, поэтому у Него самое большое желание. Бог живой, активный и энергичный. Поскольку Он живой, у Него есть благоволение. На основании этого благоволения, на основании желания Своего сердца Бог составил план. В Библии этот план назван «замыслом». Бог что-то замыслил; у Него есть вечный замысел, основанный на Его благоволении. Этот замысел состоит в том, чтобы обрести группу живых существ, которые станут Его совокупным выражением.
Человеку при сотворении дан принимающий орган
Чтобы возникла такая группа живых существ, Бог сотворил небеса, землю и миллиарды различных вещей. Центром Божьего творения является человек, которому при сотворении был дан принимающий орган — человеческий дух. Как радиоприёмник способен принимать радиоволны, так и наш дух способен принимать Бога. Представьте себе, что человеку из нецивилизованной страны впервые показали радиоприёмник и сказали, что он издаёт звуки, которые передаются через воздух. Если приёмник правильно настроен, этот человек будет потрясён его звуками. Если же приёмник не работает, то он скажет, что на самом деле в воздухе нет никаких радиоволн. Снаружи приёмник может выглядеть очень красиво, но если его принимающее устройство не работает, то весь приёмник становится бесполезной вещью. Сегодня миллионы людей похожи на сломанные приёмники. Снаружи кажется, что с ними всё в порядке, но их дух «сломан». У них внутри не работает принимающее устройство. Вот почему атеисты заявляют, что Бога нет. У них не работает принимающий орган, который способен воспринимать Бога, и поэтому они говорят, что Бога нет. Если в приёмнике починить принимающее устройство, приёмник снова заработает. Точно так же, когда возрождается наше «сломанное принимающее устройство», наш человеческий дух, он начинает работать и воспринимать Бога.
Согласно Зах. 12:1, Бог распростёр небо, основал землю и образовал дух человека внутри него. В этом стихе дух человека ставится в один ряд с небом и землёй. Отсюда видно, насколько важен человеческий дух. Дух человека был сотворён специально с той целью, чтобы быть принимающим органом, в который может войти Бог. Чтобы мог существовать человек, у которого есть дух, способный принять Бога, нужны были земля и небо. Небо нужно земле, земля нужна человеку, а человек с его духом, с его принимающим органом, нужен Богу. Своей работой творения Бог создал необходимую среду для исполнения Своего замысла.
Воплощение, распятие и воскресение
Прежде чем человек смог принять Бога, Богу нужно было стать человеком. Поэтому после сотворения произошло воплощение. В процессе воплощения Бог стал человеком. Он родился от девы Марии в очень скромной обстановке. Согласно Ис. 9:6, младенец, который родился нам, — это «Бог крепкий». Иначе говоря, младенец, родившийся в яслях в Вифлееме, был Сам могущественный Бог. Его детство прошло в Назарете, в презираемой Галилее. Он жил не в роскошном доме богача, а в обычном доме бедного плотника. Подумать только: Иисус, могущественный Бог в плоти, жил в Назарете в доме плотника около тридцати лет! Так жил на земле Творец всей вселенной. Это очень важная часть Божьей истории.
Евреи до сего дня не верят в воплощение. Они заявляют, что их Бог не так ничтожен. Но мы верим и провозглашаем, что наш Бог стал маленьким человеком и жил на земле тридцать три с половиной года. Судя по Ис. 53 и четырём Евангелиям, Господь Иисус был человеком, в котором не было «ни вида, ни величия». Тот, кто сказал: «Да будет свет» — и повелел из тьмы воссиять свету, долгие годы работал плотником.
В конце Своей земной жизни Господь Иисус был распят. Нужно понимать, что распят был Сам Бог. В одном из гимнов Чарльза Уэсли есть такие строки:
Постигнуть как Его любовь? И за меня Бог пролил кровь!
Бог был распят и повешен на крест ради нас. Затем Его погребли в гробнице, и Он совершил путешествие по аду, по царству смерти. Сатана сделал всё возможное, чтобы удержать Его, но на третий день Он восстал из мёртвых и вышел из гробницы в воскресении. Теперь, в воскресении, Он — животворящий Дух. Путём воплощения Бог стал человеком, а в воскресении Он стал животворящим Духом.
После Своего воскресения Христос являлся ученикам несколько раз. Он явился Им в день Своего воскресения, когда они были в доме с запертыми дверьми. Неожиданно Он явился, имея тело из плоти и костей. Ученики испугались, подумав, что это дух. Он сказал им: «Посмотрите на Мои руки и Мои ноги: это Я Сам. Ощупайте Меня и посмотрите: дух не имеет плоти и костей, как вы видите у Меня» (Лк. 24:39). Восемь дней спустя Он снова явился, специально для Фомы, который сказал, что не поверит, если не увидит на Его руках след от гвоздей, не вложит своего пальца в след от гвоздей и не вложит свою руку в Его бок (Ин. 20:25). Явившись, воскресший Христос неожиданно снова исчез. Позже, когда некоторые ученики отправились вслед за Петром рыбачить, Он снова явился и спросил, есть ли у них пища. Когда они ответили, что у них ничего нет, Он сказал, чтобы они забросили сеть по правую сторону лодки. Они послушались и поймали множество рыбы (Ин. 21:6). Затем ученики насладились хорошим обедом с Господом, после чего Он снова исчез. В другой раз Он устроил для них «конференцию» на вершине горы, где Он назначил им встречу. Наконец, ученики стали свидетелями вознесения воскресшего Христа. Десять дней спустя произошло нечто удивительное: Он сошёл на них как всеобъемлющий Дух. Как всем нам известно, в результате их благовествования к ним присоединились тысячи людей.
Рассматривая различные этапы Божьей истории, мы видим, что история Бога — это Христос. Христос, история Бога, — это тайна Божья. У евреев нет Христа, поэтому у Бога, в которого они верят, нет такой истории. Без Христа не существуют ни Божья история, ни Божья тайна.
Христос — это история Бога, а церковь — это история Христа. Церковь, история Христа, — это тайна Христова. В церкви мы являемся продолжением этой истории.
Мы уже сказали, что Христос, которого мы приняли, — это Божья тайна и Божья история. Христос, которого мы приняли, — это Бог с Его удивительной историей. Христос, будучи всеобъемлющ, включает в Себя божественность, человечество, человеческую жизнь, распятие, воскресение, вознесение, прославление и воцарение. Он включает в Себя все божественные качества и человеческие добродетели. Таков Тот, кого все мы приняли.
Познание и полная убеждённость
В 2:1-2 Павел пишет, что борется за святых, «чтобы их сердца были утешены, так чтобы они были связаны в любви и для всего богатства полной убеждённости понимания, для познания тайны Божьей, Христа». Нам также нужна полная убеждённость понимания, познание Христа как тайны Божьей. Однако даже среди нас мало у кого есть это познание. Нам нужны познание и полная убеждённость, что мы приняли удивительного, безграничного, неизмеримого, обширного Христа.
Христос в Послании к Колоссянам намного обширнее, чем Христос, в которого верит большинство христиан. Дар, данный нам от Бога, обширнее, чем вселенная. Если у нас будет полная убеждённость понимания Христа, мы скажем: «Господь Иисус, для меня Ты — всё. Ты — тайна Божья. Ты есть всё, и потому я не хочу ничего, кроме Тебя. Мне ничего не нужно». Всеобъемлющий Христос, тайна Божья, включает в Себя воплощение, распятие, воскресение, вознесение, прославление, божественность и человечество. Он — реальность всего положительного во вселенной: пищи, питья, праздников, новомесячий, священных дней, суббот, одежды, жилья, транспорта, света. Апостол Павел боролся за сбившихся с пути, введённых в заблуждение колоссян, чтобы помочь им обрести познание этого Христа. Павел как бы говорил им: «Колоссяне, у вас есть всеобъемлющий Христос. Зачем вы обращаетесь к гностицизму, иудаизму и аскетизму? Зачем вы подчиняете себя многочисленным предписаниям? У вас есть всеобъемлющий и обширный Христос, тайна Божья. Пусть ваши глаза откроются, и вы увидите Того, кого вы приняли». О, нам всем необходимо видение этого Христа!
Мы благодарим Господа за наше начальное принятие Христа. Как мы уже сказали, это принятие происходит также постоянно; это нечто большее, чем простое принятие раз и навсегда. Мы дышим постоянно, и точно так же нам нужно постоянно принимать Христа, принимать Его вечно.
В предыдущем сообщении мы указали, что одно из условий для того, чтобы ходить в Христе, — это укоренение в Нём. Укоренение в Христе — это то же самое, что принятие Христа. Большое дерево впитывает влагу через крохотные волоски на своих корнях. Впитывание зависит от укоренения, от принятия. Не старайтесь принять сразу много Христа. Нам нужно постоянное принятие. В принципе, конечно, можно сказать, что чем больше Христа мы примем, тем лучше. Но на деле не стоит стараться принять сразу очень много. Мы питаемся обычно понемногу. Точно так же и Христа нужно принимать понемногу.
Мы уже увидели, что Христос, которого мы принимаем, — это Божья тайна и Божья история. Скорее всего, в момент нашего начального принятия Христа у нас не было такого осознания Христа. Но по мере того как идёт наша жизнь с Господом, мы понимаем: единственное, что нам нужно, — это Христос. Поскольку Он является для нас всем, мы должны продолжать непрерывно принимать Его.
Теперь мы переходим к чрезвычайно важному вопросу: как принимать Христа? Принятие Христа требует, чтобы мы упражняли свой дух. Чтобы приёмник принимал радиоволны, нужно, чтобы работало его принимающее устройство. То же самое можно сказать и о нас. Исправлять своё поведение хорошо, но самое важное — это «настроить» свой дух, «отрегулировать» его. Наш дух должен быть чистым, открытым и хорошо «отрегулированным».
Единственный способ упражнять свой дух — это молитва. Когда мы упражняем свой дух в молитве, мы должны стремиться, в первую очередь, прикоснуться к Господу, а не просто помолиться о каких-то людях или делах. Просто прикоснитесь к Господу и позвольте Ему дать вам заботу помолиться о ком-то. Не приходите к Господу с разумом, заполненным различными вещами, о которых вы хотите помолиться, иначе ваши попытки помолиться приведут к тому, что ваш дух закроется. Нужно приходить к Господу с полностью открытым духом, поклоняться Ему, славить и благодарить Его. Тогда мы будем знать, о чём молиться, и у нас будет много что сказать Господу в молитве.
Когда мы принимаем эту небесную передачу от Господа, мы не только принимаем богатство Христово, но и переживаем Его полноту. Иначе говоря, мы наполняемся до краёв. Полнота связана с богатством. Однако можно иметь богатство и не иметь полноты. Станет богатство Христово для нас полнотой или нет, зависит от того, наполнены ли мы этим богатством до предела. Если богатство превышает уровень необходимого, оно становится полнотой. Если же богатства недостаточно, то совершенно очевидно, что это не полнота. Богатства Христова, обширного, как вселенная, никогда не бывает недостаточно. Сколько бы мы ни могли принять и вместить, богатство Христово превосходит нашу вместимость. Богатство всегда способно наполнить и переполнить нас. Человек может быть очень богатым, он может быть миллиардером. Но если его богатства хватит только на то, чтобы дать каждому человеку на земле по доллару, то его богатство нельзя считать полнотой. Его богатства недостаточно, чтобы обеспечить деньгами всех. Что же касается богатства Христова, то оно обширно, как вселенная. Его достаточно, чтобы наполнить всех и дать каждому столько, сколько он может вместить.
В Ин. 1:14 сказано, что Слово стало плотью, полное благодати и истины. Согласно Ин. 1:16, все мы приняли от Его полноты благодать за благодатью. Согласно Ин. 1, Тот, кого мы приняли, есть вечное Слово — Слово, которое было у Бога и которое было Бог, Слово, через которое всё возникло. В этом Слове заключена жизнь. Однажды это Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати. Это часть Божьей истории, одна из сторон Божьей тайны. Божья тайна — это Христос, и Он полон благодати. Сколько бы мы ни вместили, Его полнота не будет исчерпана; наша способность принимать не может исчерпать Его снабжения. Наши потребности, наша вместимость не могут превзойти полноты Христа. Христос, которого мы приняли, — это Христос полноты. Поэтому нам нужно продолжать принимать Его, упражняя свой дух, чтобы непосредственно прикасаться к Нему. Молясь из нашего открытого, «отрегулированного» духа, мы получим безграничный источник как наше снабжение. Тогда у нас будет полнота, и в этой полноте мы будем укоренены и созидаемы. Тогда мы будем ходить в Нём.