Укоренены и созидаемы в Христе посредством приготовленного Бога
Тексты Писания: Кол. 2:2, 7, 19; 4:2; Эф. 4:13
Мы уже указывали, что Послание к Колоссянам сначала даёт нам объективное откровение об обширном и всеобъемлющем Христе. Затем оно показывает субъективное служение, домоправление, при помощи которого всеобъемлющий Христос раздаёт Себя в нас. И, наконец, оно рассказывает о практическом переживании розданного в нас Христа. Итак, в Послании к Колоссянам мы видим объективное откровение, субъективное служение и практическое переживание.
Всеобъемлющий Христос в нашем духе
У нас, то есть у тех, кто переживает Христа, близкие, глубокие и субъективные отношения с Ним. Но нам нужно задать три вопроса: Кто такой Христос? Что такое Христос? Где Христос? Христос очень велик, и поэтому сложно полностью описать, кто Он и что Он. Для начала можно сказать, что Христос — это Сам Бог. Согласно Посланию к Колоссянам, Он — Первородный всего творения. В Библии показано, что Христос — это реальность различных деревьев: смоковницы, маслины, виноградной лозы и кедра. Также Христос — это истинный вол, агнец, лев, орёл и голубь. Более того, Христос — это наша истинная пища, вода, молоко, мёд, воздух, солнечный свет, дождь, роса и снег. В конце концов Христос становится нашей всеобъемлющей землёй, в которой есть горы, холмы, долины, источники, ручьи, реки, камни, железо и медь. Христос так всеобъемлющ, что, будучи на земле, Он мог сравнивать Себя с различными вещами из окружавшей Его природы.
Что касается того, где Христос, нужно понимать, что, хотя Он и вездесущ, хотя Он, в частности, по правую руку от Бога на третьем небе, Он обитает в нас (1:27). Однако не так просто осознать, что Христос действительно в нас. Мы — сложные люди, внутри нас есть много «комнат», много органов. В Библии эти внутренние части человека, его внутренние «комнаты» иногда называются «внутренностями». К этим «комнатам» относятся ум, чувства, воля, душа, внутренний человек и скрытый человек. О скрытом человеке говорится в 1 Пет. 3:4, а о внутреннем человеке — в Эф. 3:16. Мы верим в то, что Христос в нас, но в какой «комнате» нашего существа Он находится? Из 2 Тим. 4:22 видно, что Господь в нашем духе.
Теперь нужно задать следующий вопрос: что такое дух и чем он отличается от сердца и души? В китайском переводе Библии используется странный термин «сердце-дух». Но внутри нас нет никакого «сердца-духа». Какая жалость, что переводчики, переводившие Библию на китайский язык, использовали этот термин для обозначения человеческого духа! Эти переводчики были учёными людьми, но в данном вопросе они допустили ошибку. Есть и такие люди, которые утверждают, что дух и душа — это одно и то же. С одной стороны, человеческий дух — это не сердце; с другой стороны, это и не душа. Среди внутренних органов человека есть ум, чувства, воля, душа и сердце, но всё это не дух. Человеческий дух — это центр всех внутренних органов человека. То, что Христос находится в нашем духе, означает, что Он находится в центре нашего существа, в самой его глубине.
Дух, в котором Христос обитает внутри верующего, отличается от тела и от души. В Библии раскрыто, что человек трёхчастен: он состоит из духа, души и тела. Поскольку дух — это не то же самое, что душа, мы должны говорить очень определённо о том, где в нас находится Христос. Нам нужно в соответствии с Библией говорить, что Христос в нашем духе. Как сказано в 1 Кор. 6:17, мы — один дух с Господом. Господь — это животворящий Дух (1 Кор. 15:45), единый с нашим духом. Поэтому эти два духа едины. Господь не только обитает в нашем духе — Он даже сделался одним духом с нами. Тем самым два духа — животворящий Дух и наш дух — становятся одним духом. Какие близкие и тесные отношения существуют между нами и Господом! Он и мы, мы и Он — один дух. Что может быть ближе и теснее, чем эти отношения? Эти отношения, несомненно, самые близкие и тесные из всех возможных. Если мы хотим полноценно переживать Христа, нам нужно осознать, что между нами и Им существуют такие тесные отношения.
Однако осознать — это одно, а заниматься этим на практике — это совсем другое. Можно знать, что мы — один дух с Господом, но не жить в одном духе с Ним на практике в своей повседневной жизни. Можно «запереть» Господа в своём духе и жить согласно своим мыслям, чувствам и предпочтениям. Можно настаивать на свободе выбирать всё, что нам нравится, думать свои собственные мысли и позволять своим чувствам делать что угодно. Иногда мы не хотим, чтобы Господь, который находится в нашем духе, тревожил нас. Поэтому в своей реальной повседневной жизни мы иногда разрешаем Господу занять только наш дух. Порой мы доходим до того, что отрицаем существование собственного духа и живём, как будто у нас нет духа, а есть лишь тело и душа. Например, если нам хочется рассердиться или поболтать, мы иногда следуем своему желанию. Мы просто не живём на деле в одном духе с Господом. Когда мы молитвенно читаем, мы славим Господа за то, что мы — один дух с Ним. Но в очень многих практических моментах мы полностью игнорируем Господа, который находится в нашем духе.
В первой половине 2:7 говорится: «Будучи укоренены и созидаемы в Нём». «В Нём» — значит «в Христе», о котором говорилось в предыдущем стихе. Согласно 2:2, этот Христос есть Божья тайна. Отсюда возникает ещё один вопрос: что такое Божья тайна? Если Христос — это Божья тайна, то укорениться в Христе — значит укорениться в Божьей тайне. Всем христианам знакомо имя «Христос», но мало кто понимает выражение «тайна Божья». Бог — это тайна. Более того, у Бога есть история, рассказ. В чём состоит эта история, этот рассказ Бога? Бог бесконечен и вечен, Он не имеет ни начала, ни конца. По Своему благоволению Он сотворил небеса, землю и миллиарды различных вещей во вселенной. Итак, Бог совершил работу творения. Христос — это рассказ Бога, Его история. Иначе говоря, Христос — это не только Сам Бог, но и Божья история. Божья история рассказывает о процессе, через который Бог прошёл, чтобы суметь войти в человека и чтобы возвратить человека к Себе.
В Быт. 1:1 сказано, что в начале Бог сотворил небо и землю, а в Мф. 28:19 говорится о том, что мы должны крестить верующих в имя Отца, Сына и Духа. Мы знаем, что Отец, Сын и Дух — это тот Бог, о котором говорится в Быт. 1:1. Однако здесь есть разница: в те времена, о которых говорится в Быт. 1:1, Бог ещё не был приготовлен при помощи воплощения, человеческой жизни, распятия, воскресения и вознесения. Слова в Мф. 28:19 были сказаны Господом после того, как он вошёл в воскресение, пройдя через воплощение, человеческую жизнь и распятие. После Своего воскресения Он сказал Своим ученикам, чтобы те сделали учениками все народы и крестили их не в имя Творца, которого можно назвать «неприготовленным» Богом, а в имя Отца, Сына и Духа — иначе говоря, чтобы они крестили верующих в приготовленного Бога. Приготовленный Бог — это Бог, доступный для Своих избранников, и Его люди могут креститься в Него. Невозможно крестить верующих в того Бога, который показан в Быт. 1:1, но можно крестить их в имя Отца, Сына и Духа, то есть в приготовленного Триединого Бога.
Сегодня приготовленный Триединый Бог — это Дух. Во время Ин. 7:39 Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен. Тогда Он ещё не прошёл через смерть и не вошёл в воскресение. Теперь, когда Христос прошёл через смерть и вошёл в воскресение, Дух есть. Этот Дух есть Христос, а Христос — это Божий рассказ, Божья тайна. Как Божий рассказ, Христос является приготовленным Богом — Богом, который был приготовлен и стал животворящим Духом, обитающим теперь в нашем духе и единым с нашим духом.
Христос, в котором мы укоренены, является этим всеобъемлющим Духом. Иначе говоря, у нас в нашем духе находится приготовленный Триединый Бог как наш источник. Этот источник бьёт в нас, как родник. Обитающий в нас всеобъемлющий Дух содержит в Себе различные составляющие: божественность, человечество, смерть и воскресение. Мы укоренены в Нём, в этом чудесном источнике — приготовленном Триедином Боге в виде всеобъемлющего животворящего Духа.
Дерево, укоренённое в почве, впитывает в себя всё богатство почвы, все её элементы. Когда эти элементы впитываются деревом, они становятся его питанием, и тогда дерево увеличивается и растёт за счёт этих элементов. Если дерево не будет впитывать из почвы богатство, оно не сможет расти. Чем глубже дерево укореняется в землю, тем больше оно впитывает богатство и питание из почвы. Тот же принцип действует, когда мы возрастаем в Христе. Мы глубоко укоренены в почве Христа, во всеобъемлющем животворящем приготовленном Триедином Боге, который обитает в нашем духе. Теперь мы впитываем богатство из почвы, из Христа, в своё существо. В результате мы созидаемся посредством того богатства Христова, которое мы впитали. То, что мы впитали, становится материалом, посредством которого происходит наше созидание.
Слово «созидаемы» в том смысле, в котором Павел употребляет его в 2:7, не относится непосредственно к созиданию Тела Христова. Это слово обозначает увеличение нашего духовного роста, подобно тому как человек, вырастая физически, увеличивает свой рост, становится всё выше. Ребёнок может расти физически только в том случае, если он усваивает питательную пищу. Точно так же и мы растём духовно, усваивая обильное питание Христово. Вот что имеется в виду под созиданием в Христе, о котором говорится в 2:7. Сначала Павел говорит нам, что мы укоренены в Христе. Затем он добавляет, что мы созидаемся в Христе. Ни одно дерево не сможет расти, если оно сначала не укоренится. Рост дерева — это его созидание.
Если наш духовный рост невелик, то нет смысла говорить о созидании Тела Христова. В Эф. 4:13 Павел пишет: «...пока мы все не придём в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа взрослого, в меру роста полноты Христа». У Тела Христова есть определённый рост, и у этого роста есть полная мера. Нам всем нужно расти, пока мы не придём в полную меру роста Тела Христова. Наше созидание — это, в первую очередь, не созидание нас как церкви, как Тела, а наше созидание в Господе и увеличение нашего роста. Так что на самом деле в Кол. 2:7 созидаться — значит расти. Сначала мы укореняемся в Христе как всеобъемлющем Духе, а затем мы растём в Нём. Мы созидаем себя тем, что растём. Наше созидание зависит от того, как мы усваиваем в своё существо богатство почвы, богатство Христа. Усвоив это богатство, мы будем расти и созидаться. Когда мы вырастем до конца, наше созидание будет завершено. Так что созидаться — значит просто расти. Чтобы расти, нужно питание. Наш рост зависит от того, сколько питания мы усвоим, будучи укоренены в Христе. Поскольку мы укоренены в Нём, мы впитываем в себя богатство всеобъемлющего Духа. Затем мы растём посредством питания, полученного из этого богатства.
Расти, впитывая богатство из Главы
Согласно 2:19, держась Главы, мы можем расти Божьим ростом. Тело растёт Божьим ростом из Главы. В данном случае Бог — это приготовленный Триединый Бог, как в Мф. 28:19. Из приготовленного Триединого Бога как нашего источника растёт Тело, впитывая богатство из Главы. Тело растёт не за счёт библейских знаний, а за счёт того, что растёт Бог. Сам Бог бесконечен, совершенен и полон. Поэтому Сам Бог расти не может. Но в нас Бог может и должен расти. Мы растём благодаря тому, что в нас растёт Бог. В нас очень мало Триединого Бога, поэтому для нашего духовного роста необходимо, чтобы Бога стало больше. Мы растём за счёт того, что впитываем из Главы.
Самое главное и важное — чтобы мы росли, впитывая богатство Христово. Чтобы впитывать Его богатство, мы должны укорениться в Нём как всеобъемлющем Духе. Не забывайте, что этот Дух обитает в нашем духе. Почва — это не наши ум, чувства, воля, это всеобъемлющий приготовленный Триединый Бог, обитающий в нашем духе. Источником богатства, которое нужно для нашего роста, является приготовленный Триединый Бог в нашем духе. Когда нам нужна вода, мы идём к крану. Точно так же, чтобы получить богатство Триединого Бога, мы должны обращаться к своему духу.
Чтобы глубже укорениться в приготовленном Триедином Боге, нужно упражнять не ум, не чувства и не волю, а дух. Однако окружающая нас обстановка не способствует упражнению духа. Напротив, вся обстановка старательно уводит нас от духа. Предположим, у брата есть жена. Весь день Господень она обращается с ним очень заботливо, но перед самой Господней трапезой она говорит ему что-то неприятное. Он реагирует на её неприятные слова и тут же оказывается уведён от духа. Когда возникает такая ситуация, брату нужно упражнять свой дух и призывать имя Господа Иисуса. Упражняя свой дух, он глубже укоренится в Христе как почве и автоматически впитает ещё больше богатства всеобъемлющего Духа. Это принесёт ещё больше роста.
Нам нужно постоянно упражнять свой дух. Именно поэтому в заключительной части Послания к Колоссянам Павел говорит, чтобы мы были постоянны в молитве (4:2). Если же мы, вместо того чтобы упражнять свой дух, будем использовать свои разум, чувства и волю, Сатана не даст нам наслаждаться всеобъемлющим Духом в нашем духе. Сатана, лукавый, использует окружающую обстановку, чтобы держать нас вне духа. Поэтому нам нужно постоянно упражнять свой дух, призывая имя Господа, чтобы глубже укорениться во всеобъемлющем Духе. Тогда мы будем впитывать богатство Христово, возрастать в Христе и, как следствие, созидаться в Христе. В результате мы будем ходить в Нём. Если мы поймём это, нам будет ясно, что значит ходить в Христе, впитывая Его богатство и созидаясь посредством впитанного. Это практическое переживание Христа, которое необходимо всем нам.