Объективное откровение, субъективное служение и практическое переживание
Тексты Писания: Кол. 1:15-19, 25-29; 2:2б, Кол. 2:6, 9, 18, 23
Послание к Колоссянам это короткая книга, но по содержащемуся в ней откровению она выше, чем все остальные книги в Библии. Библию можно сравнить с Сионом, у которого есть несколько вершин. Высшая «вершина» Библии — это Послание к Колоссянам.
Если сравнить Послание к Колоссянам с Евангелием от Иоанна, это поможет нам осознать всю высоту откровения в Послании к Колоссянам. Большинству из нас нравится Евангелие от Иоанна, потому что это книга жизни. Также это книга тайны жизни. Евангелие от Иоанна — это таинственная книга, но откровение, которое в ней содержится, не может сравниться с откровением в Послании к Колоссянам. Иоанн начинает своё Евангелие словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В 1:18 Иоанн продолжает: «Бога никто никогда не видел; единородный Сын, сущий в лоне Отца, — Он возвестил Его». В Послании к Колоссянам не сказано, что Слово было Бог, но зато в нем сказано, что Христос — «образ невидимого Бога» (1:15). Слова и выражения, которые использует Павел, удивительны. Затем, в том же стихе, Павел, говоря о Христе, добавляет в качестве приложения: «Первородный всего творения». Это означает, что «Первородный всего творения» и «образ невидимого Бога» — это выражения-синонимы. Отсюда вытекает, что Первородный всего творения является образом невидимого Бога.
В Ин. 1:3 сказано: «Все через Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло». Сравните со словами Павла в Кол. 1:16-17: «...потому что в Нём было сотворено все: на небесах и на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все сотворено через Него и к Нему. И Он есть прежде всего, и все в Нём скрепляется». Очень легко выучить наизусть Ин. 1:3, но тяжело выучить Кол. 1:16-17, потому что эти стихи намного более запутанные. Согласно Посланию к Колоссянам, Христос, которого мы приняли как нашего Спасителя и нашу жизнь, есть образ невидимого Бога. Кроме того, Он, образ невидимого Бога, есть Первородный всего творения, потому что все сотворено в Нём, через Него и к Нему. Кроме того, из 1:17 мы видим, что Христос — прежде всего и что все скрепляется в Нём. Эти слова указывают на вечное предсуществование Христа и на то, что все существует одновременно благодаря тому, что Христос является скрепляющим центром, так же как спицы колеса скрепляются в центре ступицей. Мы не в силах до конца понять то откровение, которое даётся в этих стихах.
В 1:18 Павел добавляет ещё, что Христос — это Глава Тела, церкви, и что Он — начало, Первородный из мёртвых. Затем в стихе 19 мы читаем: «...потому что в Нём угодно было обитать всей полноте». У полноты не только один аспект. Поэтому Павел предусмотрительно отмечает, что во Христе было угодно обитать всей полноте, то есть полноте во всех её различных аспектах. Различные аспекты полноты включают в себя полноту в Первородном всего творения, полноту в том, что Христос — прежде всего, полноту в том, что творение совершалось в Нём, через Него и к Нему, полноту в том, что Он — Первородный из мёртвых, и полноту в том, что Он — Глава церкви. Всей этой полноте было угодно не только обитать во Христе, но и примирить все с Собой. Где ещё можно найти откровение, которое сравнилось бы с этим?
В отличие от Евангелия от Иоанна в Послании к Колоссянам не употребляются простые слова, выражения и предложения. В этом Послании предложения запутанные, в них много однородных членов и придаточных предложений. Скажем, все стихи 1:9-20 представляют собой одно предложение. Это очень не похоже на простые высказывания в Евангелии от Иоанна: «Я — хлеб жизни», «Я — свет», «Я — дверь».
В 1:25 мы видим, что Павел сделался служителем по домоправлению Божьему, «чтобы завершить слово Божье». Слово Божье — это божественное откровение. Послание к Колоссянам — это, несомненно, часть завершения Божьего откровения через Павла. Без этого Послания божественное откровение не было бы завершённым. Послание к Колоссянам — это часть завершения божественного откровения, поэтому откровение в этой книге так высоко и так обильно. Из-за высоты этого откровения и из-за сложного стиля, которым Павел пишет, мало кто среди христиан правильно понимает эту книгу. Мы считаем, что сейчас, в конце этого века, Господь открывает эту книгу ради Своего замысла.
Откровение о том, кем и чем является Христос
В Кол. 1 мы видим высокое откровение о том, кем и чем является Христос. На самом деле в этой книге больше открывается не то, кем Христос является, а то, чем Он является. Однако большинство христиан знают только то, кем является Христос; они очень мало знают о том, чем Он является. Но если мы хотим знать всеобъемлющего Христа, мы должны знать не только кто Он, но и чем Он является. Знать о том, кем Христос является, легче, чем знать о том, чем Он является. В Кол. 1 мы видим, что Христос — это удел святых (ст. 12), образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Глава Тела, начало, Первородный из мёртвых и Тот, в ком было угодно обитать всей полноте. К чему относится эта полнота: к тому, кем Христос является, или к тому, чем Он является? Это сложный вопрос. Однако, судя по всему, для Павла полнота была чем-то одушевлённым, то есть он рассматривал эту полноту как Личность. Полноте было угодно обитать во Христе и примирить все с Собой. Это может делать живая Личность, но не вещь. Рассматривая аспекты Христа, раскрытые в главе 1, мы видим, что некоторые из них связаны с тем, кто такой Христос, а некоторые — с тем, что такое Христос.
До этого момента откровение о Христе в Послании к Колоссянам было совершенно объективным. Например, Христос объективно является Божьим образом и Первородным всего творения. Однако в стихах 24-29 мы видим домоправление, домостроительство, раздаяние, при помощи которого объективный Христос раздаётся в нас. Тот Христос, который открыт объективно в стихах 15-19, преподносится нам субъективно при помощи служения Божьего домоправителя в стихах 25-29. Таким образом, в Кол. 1 мы видим и объективное откровение, и субъективное служение. Целью субъективного служения является раздача в нас Христа, о котором у нас есть объективное откровение. Если бы у нас были стихи 15-19, но не было бы стихов 25-29, у нас было бы объективное откровение, но не было бы субъективного служения. Субъективное служение необходимо, чтобы питать нас тем всеобъемлющим Христом, который открыт объективно.
Субъективное служение, несущее объективного Христа, — это завершение слова Божьего. Поэтому завершение Божьего слова — это не просто доктрина; оно подразумевает служение. Благодаря субъективному служению объективный Христос становится Христом в нас, о чем говорится в стихе 27. В стихах 25-29 Христос уже не просто объективный — теперь это субъективный Христос, который обитает в нас как наше упование славы. Он стал субъективным благодаря тому, что Он был роздан в нас при помощи служения домоправителя. Теперь объективный Христос стал субъективным Христом — Христом, который живёт в нас.
Говорить об объективном Христе довольно просто, но раздавать этого Христа в своём служении в святых, чтобы Он стал для них субъективным, тяжело. Поэтому Павлу приходилось трудиться и бороться по Божьему действию, действовавшему в нем силой (ст. 29). Павел трудился, боролся, «агонизировал», чтобы происходило раздаяние Христа в святых и чтобы святые переживали Христа. Павел трудился, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». Его целью было преподносить Христа людям, чтобы они становились совершенными и завершёнными, созревая во Христе до взрослого состояния. Прежде всего Павел стремился в своём служении раздать Христа в святых. Поэтому в 1:27 он говорит: «Христос в вас». Затем он боролся за святых, «чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». С одной стороны, нужно было сделать так, чтобы Христос оказался в святых; с другой стороны, нужно было, чтобы святые созрели во Христе. Для этого нужно много трудиться и даже бороться по божественному действию.
Помочь святым пережить Христа, раскрытого в Кол. 1, нелегко. В 2:1 Павел пишет, что ведёт отчаянную борьбу за верующих в Колоссах и в Лаодикии. Если мы хотим, чтобы кто-то пришёл к практическому переживанию всеобъемлющего Христа, нужно трудиться ради них.
Показав объективное откровение о Христе, Павел переходит к разговору о необходимости служения, которое субъективно преподносило бы Христа. При помощи этого служения объективный Христос, открытый в 1:15-19, раздаётся в святых, чтобы обитать в них как их надежда славы. Более того, необходимы труд и борьба, чтобы представить святых взрослыми во Христе. Раздавать Христа в людей тяжело, но представлять их взрослыми во Христе ещё тяжелее. Очень важно, чтобы у нас было переживание того, что Христос живёт в нас, и чтобы у нас было подлинное переживание взросления в Нём.
Переживание всеобъемлющего Христа
В главе 1 мы коснулись объективного откровения о Христе и субъективной раздачи Христа. Теперь в главе 2 появляется ещё кое-что: практическое переживание объективного Христа, который был субъективно роздан в нас. Итак, мы видим объективное откровение, субъективную раздачу и практическое переживание. Вторая глава полностью посвящена полному развитию практического переживания всеобъемлющего Христа.
Наше сердце должно быть довольно
В связи с этим развитием Павел говорит, что борется за святых, чтобы их сердца были утешены, так чтобы они были связаны в любви. Павел понимал, как важно, чтобы сердце было утешено и довольно. Я могу засвидетельствовать, что очень тяжело переживать Христа, когда сердце недовольно. Например, однажды я был очень недоволен тем, как со мной обошлась одна авиакомпания. Меня не радовала перспектива провести несколько часов в ожидании рейса. Я не хотел оставаться в своём недовольстве. Тогда я начал молиться: «Господь, сделай меня довольным, пока я буду три часа ждать следующего рейса». Тогда, как и сейчас, я понимал, что тяжело переживать всеобъемлющего Христа, если сердце недовольно. Когда наше сердце недовольно, в наших переживаниях Христос кажется далеким. Если вы хотите переживать всеобъемлющего Христа, не давайте себе подолгу сердиться на своего мужа или жену. Нужно молиться, чтобы Господь убрал из вас всякое недовольство. Павел знал, как важно, чтобы сердце было утешено, и поэтому боролся за святых, чтобы их сердца были согреты для познания тайны Божьей, Христа.
Ходить, быть укоренёнными и созидаться
В 2:6-7 мы находим ещё кое-что о практическом переживании Христа. В стихе 6 говорится: «Итак, как вы приняли Христа, Иисуса Господа, так и ходите в Нём». Чтобы переживать Христа практически, нужно сначала принять Его, а затем ходить в Нём.
В стихе 7 Павел продолжает: «Будучи укоренены и созидаемы в Нём и утверждаемы в вере, как вы и были научены, изобилуя благодарением». Мы уже укоренены во Христе, но теперь нам нужно созидаться в Нём и утверждаться в вере. Все это, включая и изобильное благодарение, связано с практическим переживанием.
Философия, предание и начала мира
В стихе 8 сказано: «Смотрите, чтобы кто-нибудь не похитил вас своей философией и пустым обманом по человеческому преданию, по началам мира, а не по Христу». В этом стихе говорится о трёх отрицательных вещах: о философии и пустом обмане, о предании и о началах мира. Эти отрицательные вещи противопоставлены Христу. Мы должны «смотреть», чтобы кто-нибудь не похитил нас всем этим. В стихе 9 Павел объясняет, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно». Если у нас есть такой Христос, то зачем нам философия, человеческое предание и начала мира?
Смирение, религия и предписания
В 2:18 Павел снова предостерегает нас: «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды, в самовольном смирении и поклонении ангелам, стоя на том, что увидел, напрасно становясь надменным из-за своего разума, обращённого к плоти». Награда, о которой здесь говорится, — это Христос как наше наслаждение. Павел предостерегает нас, что никто не должен обманом лишать нас наслаждения Христом при помощи таких вещей, как смирение, лучшая из человеческих добродетелей, или поклонение ангелам, утонченная разновидность религии.
В стихах 20-21 Павел переходит к предписаниям. Здесь он говорит: «Если вы умерли со Христом для начал мира, то почему вы, как бы живя в мире, подчиняете себя предписаниям: «Не берись, и не вкушай, и не трогай»?» Как пишет Павел в стихе 22, всему этому «должно погибнуть от употребления».
Культура — враг переживания Христа
В 2:8, 18, 20 Павел упоминает несколько вещей: философию, предание, начала мира, смирение, поклонение ангелам и предписания. На самом деле, все это можно обобщить одним словом: культура. Философия — это одно из высших произведений человеческой культуры. Предание также связано с культурой. Фактически, культура — это источник предания, а предание — это воплощение культуры. Если нет культуры, то нет и предания; если нет предания, то не может быть и культуры. Затем, начала мира, то есть элементарные принципы начальных учений, — это тоже аспекты культуры. Смирение — это добродетель, которая встречается среди наиболее культурных людей. Чем утончённее и культурнее человек, тем больше в нем смирения. У бескультурного дикаря очень мало смирения. Так что смирение очень тесно связано с культурой и утонченностью. Затем, поклонение ангелам тоже встречается среди высококультурных людей. Люди с низкой культурой обычно поклоняются животным, а люди с более высокой культурой поклоняются ангелам. На самом деле, поклонение ангелам — это утонченная разновидность идолопоклонства. Этот обычай до сих пор можно встретить в сегодняшнем католичестве. Кто-то может даже защищать поклонение ангелам и говорить, что это лучше, чем поклоняться животным. И, наконец, человеческие предписания. Они тоже связаны с культурой. Предписания — это правила, определяющие наш образ жизни. Примером постановлений могут служить правила поведения за столом. Чем культурнее человек, тем больше у него этих предписаний. Чем культурнее человек, тем чаще он говорит: «не берись», «не вкушай», «не трогай».
Хотя в Послании к Колоссянам и не встречается слово «культура», на самом деле эта книга была написана, чтобы решить проблему культуры, которая является настоящим врагом нашего переживания Христа и наслаждения Христом. Все люди дорожат своей культурой и ценят её. Поэтому она становится препятствием на пути переживания Христа.
В том разделе Послания к Колоссянам, где говорится о практическом переживании Христа, Павел перечисляет многое, что мешает этому переживанию. То, о чем говорится в Послании к Колоссянам, очень отличается от того, что перечислено в Первом послании к Коринфянам. Там Павел говорит о разделении, ревности, блуде и тяжбах. В Послании к Галатам Павел выступает против закона, который мешает переживать Христа. Но в Послании к Колоссянам он переходит к очень скрытому и тонкому вопросу культуры. Христиане осуждают блуд и разделения и в большинстве своём понимают, что закон остался в прошлом. Но кто может отвергнуть культуру как препятствие, мешающее наслаждаться Христом? Даже среди нас очень немногие могут осудить культуру по этой причине.
В колосскую церковь вторглась смесь из иудейской и греческой культуры. В церковную жизнь пробрались элементы гностицизма и аскетизма. Гностицизм и аскетизм — это продукты высокоразвитых культур. Аскетизмом, то есть беспощадным обращением с плотью, обычно занимаются утонченные, культурные люди.
Нельзя забывать, что Послание к Колоссянам направлено не против греха или закона, а против культуры. Христа, показанного в Послании к Колоссянам, невозможно переживать, если культурные препятствия не будут обличены и устранены. Можно держаться за свою культуру и переживать при этом Христа, показанного в других книгах Нового Завета. Но чтобы переживать всеобъемлющего Христа, раскрытого в Послании к Колоссянам, необходимо отвергнуть культуру, которая стоит преградой на нашем пути.
В Послании к Колоссянам Павел сначала показывает объективное откровение, а затем — субъективное служение. Переходя в главе 2 к практическому переживанию Христа, он указывает, что самым скрытым препятствием для нашего наслаждения Христом является культура. Что касается объективного откровения о Христе, то Послание к Колоссянам даёт нам самое высокое откровение. Что касается практического переживания Христа, то эта книга показывает нам самое скрытое препятствие. Каждому из нас нужно хорошо усвоить, что для практического переживания всеобъемлющего Христа необходимо решить проблему нашей культуры.
Некоторые из тех, кто увидел, как важно отбросить культуру, скажут, что они уже сделали это. Американские святые будут утверждать, что они отбросили свою американскую культуру; китайские верующие будут утверждать, что �G���GPW�.�0�ހP�ƀХФ����ϲ�>ю0�:п1ؠ�$Qރ��вѓͻ^���уƞ�c. Однако они ещё не отбросили свою собственную культуру, культуру, которую они сами выработали. На самом деле, отбрасывая свою культуру, мы просто создаём новую культуру — культуру отбрасывания культуры. В этом случае мы заменяем свою культуру не Христом, а культурой бескультурья. Самое главное — это не отбросить культуру, а жить Христа. Дело не в том, есть культура или нет культуры, а в том, есть культура или есть Христос. Нам нужно заботиться о Христе и жить Им. Поэтому суть не в том, чтобы, с отрицательной стороны, отбросить культуру, а в том, чтобы, с положительной стороны, жить Христа.
Детей необходимо воспитывать в соответствии с определёнными культурными нормами. В противном случае они станут дикими и неуправляемыми. Со стороны родителей-христиан было бы большой ошибкой сказать своим детям, что им не нужна культура, а нужно просто наслаждаться Христом. Детям нужна культура, пока они не вырастут и не научатся переживать Христа и жить Им. Каждому, кто ещё не принял Христа, нужна культура, чтобы жить нормальной жизнью. Сегодняшнему обществу нужна культура. Чем культурнее люди, тем меньше за ними приходится следить полиции и суду. Я хочу подчеркнуть, чтобы не оставить никаких сомнений: я не говорю, что мы просто должны отбросить свою культуру. Вместо того чтобы пытаться избавиться от культуры, мы должны сосредоточиться на том, чтобы обретать Христа. Чем больше у нас будет Христа, тем меньше нам придётся жить культурой.
На самом деле все, чем мы обладаем вне Христа, представляет собой ту или иную разновидность культуры. Например, умение пользоваться ножом и вилкой во время еды — это часть культуры. Умение пользоваться палочками — это тоже часть культуры. У каждого из нас есть своя собственная культура, которую мы создали и навязали себе. Иначе говоря, у каждого из нас есть свой собственный особый образ жизни. Вы живёте по-своему, я живу по-своему. Жить по-своему — значит жить по своей культуре. Как мы уже отмечали, для наслаждения Христом это самая большая помеха и главный враг. Так что давайте с каждым днем все больше стремиться к тому, чтобы на практике переживать Христа и жить Его.