Тексты Писания: Кол. 1:27; 3:4; Гал. 2:20а; Ин. 14:19-20; 15:4-5
Послание к Колоссянам — это короткая книга, но в ней есть много таинственного. Мысли, заложенные в этом Послании, очень глубоки. Вот почему первые две главы так сложно заучивать и рассказывать наизусть.
Читая первую главу, следует обратить особое внимание на слова, которые употребляет Павел. В стихе 12 он говорит, что Отец сделал нас способными «участвовать в уделе святых во свете». Каким образом Отец сделал нас способными? Согласно 1:13, Он сделал это, избавив нас от власти тьмы и перенеся нас в царство Сына Своей любви.
В 1:15 Павел пишет, что Христос — образ невидимого Бога, Первородный всего творения. Согласно стихам 16-17, все сотворено в Нём, через Него и к Нему, и все скрепляется в Нём. Кроме того, Он, будучи Первородным из мёртвых, является Главой Тела, церкви (ст. 18). В стихе 19 Павел показывает нам, что в Нём было угодно обитать всей полноте. Слово «полнота» обозначает здесь не какую-то вещь, а живую Личность, потому что вещам, неодушевлённой материи, не может быть угодно сделать что-то. Этой полноте было угодно обитать во Христе, во всеобъемлющем Христе, который все примирил с Ним (ст. 20).
Начиная со стиха 24 Павел говорит о Божьем домостроительстве. Что такое Божье домостроительство? Возможно, мы долгие годы были христианами и не знали, что такое Божье домостроительство, и даже не просили, чтобы Он раскрыл нам Своё домостроительство. Божье домостроительство включает в себя то, что Бог раздаёт Себя в нас; однако оно включает в себя ещё кое-что. Греческое слово «ойкономиа», которое переводится как «домостроительство», подразумевает некий порядок или управление. Поэтому Божье домостроительство — это порядок управления. Иногда (например, в 1:25) это греческое слово лучше всего переводить как «домоправление». Божье домостроительство — это Божий порядок управления, Божье домоправление, имеющее своей целью раздавать в нас Его богатство. Как в богатых семьях существовал порядок распределения богатства этой семьи её членам, так и у Бога в Его домостроительстве есть порядок для раздачи Его богатства в Его детей. Слава Господу за то, что мы — члены Божьей семьи! Цель Божьего домостроительства — раздавать неисследимое богатство Христово во всех, кто избран Богом, чтобы они стали Его детьми и членами вселенской божественной семьи. Мы, дети Божьи, подчиняемся Его порядку управления, при помощи которого Он внедряет Себя в наше существо.
Бог раздаёт Себя в нас, и целью этого раздаяния является один новый человек. Окончательной завершённостью нового человека будет Новый Иерусалим. Сегодняшний новый человек — это вечный Новый Иерусалим в миниатюре. Они отличаются не по природе и не по сущности, а только по размерам, по степени. Сегодня мы наслаждаемся новым человеком как итогом и результатом Божьего домостроительства, но в вечности мы будем наслаждаться Новым Иерусалимом как окончательным итогом Божьего раздаяния Себя в нас. В Господнем восстановлении мы все должны знать Божье домостроительство с этой стороны.
В этом сообщении у меня есть забота показать, что исполнение Божьего домостроительства не зависит от наших усилий. Оно зависит от роста жизни. Самое главное в Божьем домостроительстве — это не то, что мы делаем, а то, как растёт жизнь. Поэтому очень важно понять, что значит расти и как нужно расти. Богу не нужно, чтобы мы что-то делали. Все, что мы делаем сами, не имеет никакого значения. Бог же хочет, чтобы мы росли.
Для роста, разумеется, нужна жизнь. Стол расти не может, потому что у него нет жизни. Растения растут, потому что у них много жизни. Например, моя жена посадила у нас за домом куст помидоров. Я поражаюсь, как он сильно вырос и сколько помидоров на нем выросло. Этот куст так вырос, что даже потребовались специальные прутики, чтобы поддерживать его и направлять его рост. Чтобы управлять этим кустом, потребовалось «домостроительство».
Я хочу напомнить вам, что Бог, сотворив человека, поместил его в саду, то есть в месте для роста. Бог поместил человека не в университете, чтобы тот получал образование, и не на заводе, чтобы тот что-то производил, а в саду, то есть там, где жизнь может расти. Сегодня в церкви нам нужен рост, а чтобы расти, нам нужно иметь жизнь.
Теперь мы подошли к одному очень важному вопросу: что такое наша жизнь? Наверное, все мы ответим на этот вопрос так: наша жизнь — Христос. Тогда кто такой Христос? Жизнь, которая растёт в церкви и которая нужна для роста в церкви, — это Христос. Но кто такой этот Христос? Ответ на этот вопрос даётся в Послании к Колоссянам. Согласно этому Посланию, Христос — это Божья полнота, образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Первородный из мёртвых, Тот, в ком было угодно обитать всей полноте, тайна Божьего домостроительства, тайна Божья, реальность всего положительного и то, из чего состоит новый человек. Мы уже много лет подряд говорим, что Христос — это жизнь, но, видимо, мы слишком мало внимания уделяли в прошлом тому, кто такой Христос. В двух словах, Христос, наша жизнь, — это все, это реальность всего положительного во вселенной. Таково откровение в Послании к Колоссянам.
Из всего Нового Завета высшее откровение о Христе содержится в Послании к Колоссянам. Ни в одной другой книге не говорится, что Он — Первородный всего творения и тайна Божья, а Послание к Колоссянам открывает нам, что Христос — это тайна Божьего домостроительства и тайна Самого Бога. Согласно этой книге, Христос является для нас всем.
Если мы увидим, что Христос — это все, мы сразу же поймём, что мы — никто и ничто. Говоря словами Гал. 2:20, мы распяты со Христом и Христос живёт в нас. Он терпелив, Он добр, Он полон любви и жизни.
Однако многие из нас, вместо того чтобы жить Христа, бессознательно пытаются улучшить себя. Предположим, молодой брат собрался жениться. Он собирается быть идеальным мужем. В этом случае человек живёт или по собственной культуре, или по культуре, которую он унаследовал. Иногда на конференциях святые говорят в своих свидетельствах, что после этой конференции они уже никогда не будут такими, как раньше. Такие заявления делаются из соображений культуры, так что через несколько дней после конференции человек снова становится таким же, как раньше. Как это просто — устанавливать для себя культурные нормы!
Культура, которую мы себе навязываем, на самом деле представляет собой разновидность аскетизма. Предположим, брата выводит из себя его жена, хотя она и дорогая сестра в Господе. Этот брат клянётся любой ценой быть для неё хорошим мужем. Он будет терпеть её, пусть даже скрежеща при этом зубами. Такой брат живёт по аскетизму. Каждый раз, когда мы принимаем решение улучшить себя или измениться, мы живём не по Христу, а по культуре.
Бог стремится раздавать Христа в нас, чтобы Он стал для нас жизнью и всем. Бог хочет, чтобы Христос был нашей праведностью, святостью, смирением и терпением. Христос — это все, и поэтому нам не нужно решать, что мы будем такими-то и будем делать то-то. Вместо этого нам нужно просто обратиться к Господу и сказать: «Господь, я благодарю Тебя. Ты — моя жизнь и все для меня. Ты — истинный Бог и истинный человек. Когда мне нужна любовь, Ты — любовь. Когда мне нужно смирение, Ты, Господь, — моё смирение. Ты — все, что мне нужно».
Бог не хочет, чтобы мы пытались быть хорошими мужьями или жёнами, родителями или детьми. Богу нужен только Христос. Однако не следует проповедовать это нашим детям раньше времени. Давайте лучше сначала будем проповедовать это себе. Давайте скажем себе, что Богу не нужно наше самосовершенствование, что Ему нужен только Христос. Он раздал Христа в нас как жизнь и все для нас, чтобы мы жили Его и чтобы Он обитал в нас. Нам не нужно стараться полюбить кого-то. Наша любовь ограничена. Но Христос — это любовь, это безграничная любовь, и Он живёт в нас.
Отдавать место внутри себя Христу
Нам нужно увидеть небесное видение. Мы должны увидеть, что Богу в Его домостроительстве не нужно ничего, кроме Христа. Христос прекрасен. Он — Бог и человек, Он прошёл воплощение, человеческую жизнь, распятие, воскресение, вознесение и воцарение. Все, чем Христос является, все, что Он приобрёл, и все, чего Он достиг, вошло в состав всеобъемлющего Духа. Теперь Он, всеобъемлющий животворящий Дух, живёт в нас. Как это глупо — не отдать все место в нашей жизни Ему! Мы любим Его, но при этом порой сдерживаем и ограничиваем Его своими попытками быть хорошими мужьями и жёнами, как подобает христианам. Мы до сих пор пытаемся быть смиренными, терпеливыми, добрыми и любящими. Если мы будем делать все это, Христос не сможет жить в нас.
В Ин. 14 Господь Иисус говорит о Своей смерти и воскресении. Говоря о переживаниях учеников после Его воскресения, Он говорит в стихе 19: «Поскольку Я живу, и вы будете жить». Только после Своего воскресения Господь смог жить в Своих учениках, а они смогли жить Им, как написано в Гал. 2:20.
Христос хочет жить в нас. Когда Он живёт в нас, мы живём Им. Но где сегодня можно найти христиан, которые позволяли бы Христу свободно жить в них? Так поступают очень немногие христиане. Даже мы в Господнем восстановлении не даём Христу достаточно места, чтобы жить в нас. Вместо этого мы пытаемся быть смиренными и любящими. Мы пытаемся быть хорошим мужем или женой, хорошим братом или сестрой. Поэтому все место внутри нас оказывается занято нами и нашими самостоятельными усилиями. Наши попытки ни к чему не приводят; тогда мы каемся, молимся, просим у Господа, чтобы Он очистил нас, и начинаем все сначала. Начало нового дня, новой недели, нового месяца, нового года мы приветствуем как возможность начать все сначала и ещё раз попытаться быть хорошими христианами. В конце дня мы утешаемся мыслью, что утром у нас будет ещё одна возможность для новой попытки. То же самое происходит в конце недели, месяца, года. Мы обещаем себе начать все сначала — особенно когда кончается старый год и начинается новый. Мы тщательно очищаем своё прошлое, мы сожалеем о своих недостатках, раскаиваемся в своих ошибках, просим у Господа прощения за все наши проступки и затем пытаемся начать все сначала. Мы говорим: «Что прошло, то прошло. С нового года я начинаю все сначала». Но вскоре выясняется, что все наши благие намерения ни к чему не приводят.
Поскольку все мы поступаем зачастую именно так, у меня есть забота, чтобы мы увидели, что Богу не нужны наши попытки быть хорошими христианами. Ему нужно только одно — чтобы мы жили Христа. Давайте любить Его и прикасаться к Нему! Давайте будем едины с Ним! Как Он близок и доступен! Он в нас, Он — один дух с нами, Он ждёт, когда мы дадим Ему жить в нас. Если мы хотим дать Христу место, чтобы Он жил в нас, мы должны прекратить все собственные усилия. Нужно не просить Господа помочь нам в наших усилиях, а молиться: «Господь Иисус, без Тебя я не могу ничего. Какими глупыми были все мои старательные попытки! Теперь, Господь, у меня есть видение: я вижу, что без Тебя я не могу ничего. Господь, я благодарю Тебя за то, что Ты обитаешь во Мне. Я прошу Тебя, Господь: работай во мне. Господь, я славлю Тебя за то, что Ты — моя жизнь и Ты ждёшь возможности жить во мне. Господь, спасибо, что я в Тебе. Теперь я хочу освободить все место для Тебя, чтобы Ты делал все и был всем во мне». Вот так Христос живёт в нас.
После того как мы помолились так Господу, мы должны обратиться к Сатане и запретить ему искушать нас, чтобы мы делали что-то без Христа. Скажите ему: «Сатана, не искушай меня этим больше. Уверяю тебя, я ничего не могу без Христа. Не пытайся заставить меня сделать что-либо».
На церковных собраниях нам нравится петь: «Христос живёт во мне, Христос живёт во мне». Но потом собрание заканчивается, и живёт уже не Христос — живём мы. Христос уже не живёт в нас — наше внутреннее существо занято нами. Но если у нас будет видение Христа, который живёт в нас, мы уже не будем ничего делать сами. Какое это блаженство — ничего не делать и позволить Христу жить в нас! Господь не хочет, чтобы мы старались улучшить своё поведение. Он не хочет, чтобы мы старались быть хорошим мужем или женой. Христианская жизнь — это когда Христос живёт в нас. В этой жизни у нас со Христом одна жизнь и одно житие. Христос живёт в нашем житии. О, как отчаянно мы нуждаемся в этом видении! Нам нужно молиться: «Господь, покажи мне это видение. Покажи мне, что Богу нужна только одна Личность. Ему нужно, чтобы Христос жил во мне». Это видение тут же положит конец всем нашим стараниям и усилиям. Оно обратит нас от наших попыток к обитающему в нас Христу.
Христос — наша единственная норма и принцип
Когда мы перестанем действовать самостоятельно, у нас не будет никаких норм и принципов помимо Христа. Христос будет нашими нормами и нашими принципами. Например, у нас не будет нормы, определяющей, что значит быть хорошим мужем или хорошей женой. Нашей нормой будет Христос. Точно так же у нас не будет норм для доброты, смирения и любви. Нашей единственной нормой будет Христос. Когда Христос станет нашей единственной нормой и принципом, Он сможет свободно жить в нас. Тогда мы будем наслаждаться Им и переживать Его.
Послание к Колоссянам открывает, что Богу нужен Христос и только Он. В этом Послании Павел показывает, что Богу не нужно ничего от человеческой культуры. Бога не интересуют философия, религия, предписания, обычаи или какие-то «измы». Богу нужен только удивительный первенствующий всеобъемлющий Христос, Тот, кто все во всем. Христос всеобъемлющ, но Он обитает в нас как наша жизнь. Он обитает в нас и ждёт, когда мы дадим Ему жить в нас. Он живой, Он истинный, Он реальный, Он доступный. С одной стороны, на престоле Он — Господь всех. С другой стороны, Он — животворящий Дух в нас. И в христианской, и в церковной жизни Христос — это все.
Если мы это увидим, мы перестанем действовать самостоятельно. В церковной жизни Богу не нужно, чтобы мы делали что-то особенное — Ему просто нужно, чтобы Христос жил и рос в нас. Если у меня будет видение Гал. 2:20, если я увижу, что уже не я живу, но живёт во мне Христос, то я уже никогда не осмелюсь сказать, что я что-то могу сделать. Все мои попытки сами собой прекратятся, потому что я пойму, что я — никто и ничто, а Христос — это все. Он обитает в нас, чтобы быть нашей жизнью, и поэтому для нас Он — все. Он — наша святость, наша сила и наша мудрость. Но Ему нужно, чтобы Ему позволили стать внутри нас всем. Если мы дадим Ему место, то Он придёт и станет всем и будет все делать. Вот что значит позволить Христу жить в нас.