Христос и культура для нового человека
Тексты Писания: Кол. 2:2; 3:4, 10-11, 15-16; 4:2
Понять Послание к Колоссянам непросто. Я думаю, что даже среди нас мало кто, прочитав это Послание, по-настоящему увидел содержащееся в нем откровение. Поэтому многие, читая его, сосредотачиваются на таких вещах, как утешение сердец в 2:2. Центральный момент в Послании к Колоссянам — это не утешение сердец. Центральный момент — это Христос как тайна Божья. Это видно даже из того же самого стиха, 2:2, где говорится об утешении сердец: «...чтобы их сердца были утешены, так чтобы они были связаны в любви и для всего богатства полной убеждённости понимания, для познания тайны Божьей, Христа». В результате утешения сердец у нас появляется познание Христа как тайны Божьей. Итак, центральный момент — это не утешенные сердца, а Христос как тайна Божья.
В таких книгах, как Послания к Коринфянам и Послание к Галатам, читателям Нового Завета довольно легко определить, против чего выступает в них Павел. В Первом послании к Коринфянам Павел выступает против различных отрицательных и даже греховных вещей, мешавших коринфянам должным образом наслаждаться Христом и жить церковной жизнью. В Послании к Галатам Павел выступает против закона и иудейской религии. Зато в Послании к Колоссянам определить, против чего Павел выступает, не так просто. Некоторые толкователи утверждают, что здесь Павел выступает против таких вещей, как поклонение ангелам и аскетизм. Подобная точка зрения правильна, однако она охватывает лишь внешнюю сторону этой книги. На самом деле, в Послании к Колоссянам Павел в скрытой форме выступает против человеческой культуры. Убедительным подтверждением этого служит использование слова «варвар» в 3:11, тогда как в параллельных стихах, в 1 Кор. 12:13 и в Гал. 3:28, это слово не используется. То, что в Послании к Колоссянам Павел использует слово «варвар», показывает, что это Послание направлено против культуры.
Источником неприятностей среди верующих в Колоссах была культура, культура иудейская и культура греческая. Я уверен, что все церкви в Малой Азии были пропитаны иудейской культурой, особенно в том, что касается религиозных обычаев, и греческой культурой, особенно в том, что касается философии. Во времена Павла культура в Средиземноморье включала в себя три основных элемента: иудейскую религию, греческую философию и римскую политику. Два из этих элементов — иудейская религия и греческая философия — вторглись в церковь.
Как на верующих в Колоссах культура оказывала сильное влияние, так и сегодня культура оказывает сильное влияние на нас. Незаметно для себя мы находимся под влиянием той культурной среды, в которой мы родились. Религиозные и философские элементы культуры как бы являются частью нашего существа. В христианстве во многих группах присутствует и политика как элемент культуры.
Предостережение в отношении смирения и поклонения ангелам
В 2:18 Павел говорит: «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды, в самовольном смирении и поклонении ангелам, стоя на том, что увидел, напрасно становясь надменным из-за своего разума, обращённого к плоти». Здесь Павел предостерегает верующих, чтобы они не попадались на обман смирения. Он предостерегает их не против потворства плоти. Смирение — это одна из лучших человеческих добродетелей. Во многих этических учениях смирение ценится очень высоко. В некоторых отношениях смирение даже является более утонченной добродетелью, чем любовь. Но даже смирение может быть использовано, чтобы обмануть верующих и лишить их наслаждения Христом.
В этом стихе Павел также предостерегает нас, чтобы мы не поддавались на обман в отношении поклонения ангелам. Смирение связано с этической философией, а поклонение ангелам связано с религией. Поклонение ангелам — это не что-то грубое. Напротив, это утонченная, высококультурная и высокоразвитая форма идолопоклонства. Оно намного утончённее, чем поклонение животным у язычников. Это поклонение небесным существам, которые близки к Богу. Именно через посредство этих существ был дан закон. В 2:18 Павел говорит и о философии, и о религии. Эти аспекты культуры могут быть использованы врагом, чтобы обманом лишить нас Христа.
То же самое, в принципе, происходит и сегодня. Сатана, лукавый, по-прежнему использует этику и религию, чтобы отнять у христиан наслаждение Христом. Говоря это, я имею в виду не других, вроде тех, кто придерживается католической религии, а в первую очередь нас в Господнем восстановлении. Кто-то, возможно, согласится, что смирение отняло у него Христа, но ни за что не признается, что потерял Христа, поклоняясь ангелам. Может быть, мы и не поклоняемся ангелам фактически, но мы восхищаемся ими. Более того, есть много вещей, которыми мы восхищаемся, но которые не есть Сам Бог.
Если погрузиться в глубины Послания к Колоссянам, мы увидим, что оно направлено не против греха и не против закона, а против человеческой культуры. Каждый человек неосознанно живёт своей культурой. Это можно сказать и о примитивном обществе, и о высокоразвитых странах. Повсюду действует один и тот же принцип. Во всем мире люди находятся под влиянием своей культуры. Для тех, кто живёт на Дальнем Востоке, бывает тяжело без подготовки выступать перед людьми, потому что они, не осознавая того, находятся под влиянием восточной культуры. Согласно Посланию к Колоссянам, именно культура лишает нас наслаждения Христом и мешает церковной жизни.
Послание к Колоссянам говорит о нашей сегодняшней потребности. Наша главная беда — это не греховные дела, как в Первом послании к Коринфянам, и не закон, как в Послании к Галатам. Все мы бессознательно и подсознательно находимся под влиянием культуры. Когда мы пришли в церковную жизнь, мы принесли с собой свою культуру. Теперь эта культура незаметно портит наше наслаждение Христом. Культура — это систематический метод, который мы выработали для существования и поддержания нашего существа. Чем сильнее наша культура, тем критичнее мы настроены по отношению к другим. На основании своей культуры мы развиваем свою собственную разновидность аскетизма, свои собственные правила для сдерживания потворства плоти. Наш аскетизм — это метод, который мы разработали, чтобы ограничивать себя и удерживаться от совершения греховных поступков.
Послание к Колоссянам раскрывает, что в Божьем домостроительстве Христос — это все. Христос — это удел святых, образ невидимого Бога, Первородный творения, тайна Божьего домостроительства, Первородный из мёртвых, Божья полнота, Божья тайна, Тот, в ком скрыты все сокровища мудрости и знания, и тело всех теней. В конечном итоге, этот первенствующий и всеобъемлющий Христос является единственной составляющей нового человека. Кроме того, как провозглашает Павел в 3:4, этот Христос есть наша жизнь. Слова «наша жизнь» служат убедительным подтверждением того, что нам нужно в своей повседневной жизни переживать Христа, раскрытого в этой книге.
В нашем физическом существовании все зависит от того, имеем ли мы жизнь. Если в вашем теле нет жизни, тогда и все остальное, что у вас есть, перестаёт существовать. Например, если у вас нет жизни, разве у вас может быть любовь или покорность? Все, что связано с человеческой жизнью, зависит от того, есть ли у вас эта человеческая жизнь. Если жизни приходит конец, то и всему остальному приходит конец. Это подчёркивает важность Христа как нашей жизни. Крайне важно, чтобы мы видели, что всеобъемлющий Христос — это наша жизнь. Согласно откровению Нового Завета, этот Христос прошёл через определённый процесс и стал всеобъемлющим животворящим Духом.
В 3:15-16 Павел говорит, что мир Христов должен быть судьёй в нашем сердце, а слово Христово должно богато обитать в нас. Если мы позволим миру Христову быть судьёй в нашем сердце, этот мир уладит все споры среди нас. Святым в Колоссах не давали покоя различные «измы», философские учения и обычаи. Если во время игры или соревнований возникают разногласия, чтобы их решить, нужен судья. Точно так же и колоссяне нуждались в судье, в арбитре, который положил бы конец этой разноголосице мнений. Примечательно, что только в Послании к Колоссянам, направленном против культуры с её «измами» и установившимися порядками, Павел говорит о том, что мир Христов должен быть нашим внутренним судьёй. Этот судья может положить конец разноголосице мнений, источником которых является наша культура.
Когда мир Христов заставляет наши мнения стихнуть, на их место приходит слово Христово, которое должно богато обитать в нас. Тогда вместо наших мнений у нас будет слово Христово. Новый Завет ясно показывает, что слово Христово — это Дух. Кроме того, сегодня Христос — животворящий Дух. Наша христианская жизнь целиком и полностью строится на Христе как живом Духе. Нам не нужны различные «измы», философские учения, правила и обычаи. Нам нужно переживать Христа как животворящего Духа. Братьям не нужно стараться полюбить своих жён, а жёнам — подчиняться своим мужьям. Нет, нам всем нужно прикасаться ко Христу и позволять Ему быть нашей любовью и подчинением. Сегодня Христос как животворящий Дух находится в нашем Духе. Нам нужно сказать: «Господь Иисус, спасибо за то, что Ты здесь. Ты все время во мне, чтобы быть тем, что мне нужно». Если мы хотим применять это на практике, нам необходимо ясное видение того, что Христос является для нас всем. Такое видение положит конец нашей философии, аскетизму, мнениям и всяческим «измам». Оно даже покончит с влиянием культуры на наше переживание Христа. Тогда, вместо того чтобы быть культурными людьми, мы будем людьми, которые заняты, захвачены и пропитаны Христом.
Разумеется, необходимо, чтобы наши сердца были утешены и связаны в любви для всего богатства полной убеждённости понимания. Однако цель этого утешения наших сердец в том, чтобы мы обрели познание Христа как тайны Божьей. Забота о сердце не должна заслонять для нас осознание необходимости того, чтобы Христос, тайна Божья, был для нас всем. Нам нужно ежесекундно принимать Его как нашу жизнь и жить Им.
Как мы уже неоднократно отмечали, Павел, сказав, что Христос — наша жизнь и то, из чего состоит новый человек, говорит, что мир Христов должен стать в нас судьёй, а слово Христово должно обитать в нас. В каком смысле мир Христов должен стать судьёй в нашем сердце? Чтобы до конца понять это, нужно знать исторический фон, на котором было написано Послание к Колоссянам. Со времён Вавилона среди людей существуют разделения на почве культуры. Идущие от нашей культуры мнения выражаются, прежде всего, в религиозных обычаях и философских предписаниях, представленных, соответственно, иудеями и греками. Культурные мнения разделили человечество на множество различных наций. Однако Божий вечный замысел состоит в том, чтобы один совокупный народ был Телом Христовым для Его выражения. Но как Божий замысел сможет осуществиться, если человечество будет по-прежнему разделено культурными мнениями? Это будет невозможно. Но согласно Эф. 2:15, смерть Христа на кресте упразднила все культурные предписания и различия и положила им конец. Христос сделал это, чтобы сотворить в Себе одного нового человека и тем самым установить мир. Именно об этом мире, о мире Христовом, Павел и говорит в Кол. 3:15.
В новом человеке нет культурных различий
Согласно 3:11, в новом человеке исключена возможность дальнейшего существования всевозможных культурных различий. Здесь уже нет различия между культурным и некультурным, потому что в новом человеке все и во всем — Христос. Сказав об этом, Павел говорит, чтобы мы, такие разные в прошлом, позволили миру Христову стать судьёй в наших сердцах. Этот мир является следствием, результатом смерти Христа, положившей конец культурным различиям. Поэтому когда мир Христов будет распоряжаться в нас, он неизменно будет побеждать культурные мнения, религиозные обычаи и философские представления.
Зачастую, когда мы молимся, мы не приходим к истинной молитве. По опыту мы можем почувствовать разницу, отличить истинную молитву от неистинной. Знаете, почему так трудно молиться по-настоящему? Главное препятствие — это не грех и не привязанность к миру, а культурное мнение. Бессознательно и подсознательно мы по-прежнему позволяем своим культурным мнениям управлять нами. Однако если быть постоянным в молитве, в конце концов мы начинаем молиться по-настоящему. Это значит, что в своей молитве мы освобождаемся от культурных мнений и входим в дух. Каждый раз, когда мы переживаем истинную молитву, мы находимся вне своей культуры; в частности, мы находимся вне своего культурного мнения. Во время истинной молитвы мы пребываем в своём духе и мы — один дух с Господом. В такие моменты мы живём Христа.
Кроме того, во время истинной молитвы смерть Христа мощно работает в нас, удаляя все отрицательное из нашего существа. Тут же включается Христова сила воскресения, которая тоже мощно действует в нас. В результате мы оказываемся по-настоящему едины со Христом и отождествлены с Ним. Это переживание во время истинной молитвы позволяет нам почувствовать вкус нормальной христианской жизни.
Чем больше у нас будет истинной молитвы, тем больше мы в своих переживаниях будем вне культурных мнений, тем больше мы будем одним духом с Господом и тем больше мы будем жить Христа. Самое печальное — это то, что стоит нам перестать молиться, и мы автоматически возвращаемся к своей культуре, к попыткам жить по собственному аскетизму. Когда мы приходим к истинной молитве, мы далеки от аскетизма и ото всех остальных «измов», потому что мы едины с живым Господом. Более того, когда мы молимся таким образом с другими, мы поистине едины в молящемся духе. В такие моменты мы прикасаемся к реальности одного нового человека, где нет ни грека, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни обрезания, ни необрезания. Мы понимаем, что новый человек состоит только из Христа и что в этой сфере нет культурных различий. Однако, когда мы перестаём молиться, мы возвращаемся к своей природной жизни с её мнениями и усилиями. Вместо того чтобы жить Христа и быть одним духом с Ним, мы ограничиваем себя в соответствии с тем аскетизмом, к которому мы сами себя обязываем. В своей природной жизни мы принимаем решение делать добро и стараемся исполнить то, что наметили. Но это не называется жить Христа; это самоподавление.
Молиться с постоянством — значит никогда не выходить от молящегося духа. Мы должны пребывать в состоянии молитвы. Быть в этом состоянии — значит находиться вне нашего мнения и быть одним духом с Господом, жить Его и принимать Его как свою жизнь и свою личность. Тут же мы оказываемся далеко от всего, что не является Христом, и начинаем жить этой живой Личностью. Наша проблема заключается в том, что мы не пребываем в подобном состоянии молитвы. Вот почему Павел говорит, чтобы мы были постоянными в молитве. Мы должны молиться с постоянством, чтобы поддерживать себя в этом состоянии молитвы. Другими словами, наша повседневная жизнь не должна отличаться от наших переживаний во время истинной молитвы. То, что мы переживаем в молитве, должно служить образцом для нашей повседневной христианской жизни.
В настоящее время наша забота заставляет нас молить Господа о том, чтобы мы увидели истинный смысл слов «жить Христа». Мы благодарим Его за то, что постепенно Он показывает нам, что это значит — жить Его. В том, чтобы жить Христа, есть несколько сторон, и одна из них — пребывание в состоянии молитвы. Когда мы находимся в этом состоянии, мы — вне культуры. Мы — один дух с этой живой Личностью, мы принимаем Его как свою жизнь и свою личность, и поэтому мы не пытаемся жить правильно. Вместо этого, будучи едины с Господом в духе, мы испытываем воздействие смерти Христа, и Его сила воскресения побеждает в нас. Тогда мы автоматически живём Его.