Тексты Писания: Кол. 4:7-18
В этом сообщении мы переходим к заключению Послания к Колоссянам — 4:7-18.
В стихах 7-17 мы видим общение Павла, а в стихе 18 — его приветствие. Раньше я часто удивлялся, почему такая большая часть этого Послания отведена для этого заключительного слова. Почему Павел не использовал эти стихи, чтобы сказать ещё что-нибудь о всеобъемлющем Христе? Если посмотреть на содержащееся в этой книге откровение в целом, возникает ощущение, что заключительной части отведено непропорционально много места. Сказав, что наше слово должно всегда быть с благодатью и приправлено солью, Павел мог бы просто закончить данное Послание словами из стиха 18, опустив все подробности, изложенные в этих стихах. Однако Павел этого не сделал. Вместо этого, прежде чем сказать последние слова, Павел говорит колоссянам, что Тихик, возлюбленный брат и верный служитель, расскажет им обо всем, что касается Павла, ради чего Павел и послал его вместе с Онисимом; что Аристарх, узник вместе с Павлом, приветствует их; что им следует принять Марка, двоюродного брата Варнавы; что Иисус, называемый Иустом, также приветствует их; что Эпафрас борется за них в молитвах; что Лука и Димас приветствуют их; что им нужно приветствовать братьев в Лаодикии и сделать так, чтобы это Послание было прочитано в церкви лаодикийцев, а то, что из Лаодикии, прочитали они; что Архиппу нужно сказать, чтобы он был внимателен к тому служению, которое он принял в Господе.
Если бы Послание к Колоссянам не рассматривало такие весомые темы, я бы ещё мог понять, почему Павел берётся изложить все, о чем говорится в 4:7-17. Но вы только задумайтесь: какой контраст между возвышенными аспектами Христа, раскрытыми в этой книге, и общением Павла в конце четвёртой главы. И все же эти стихи, написанные Павлом, — часть Писания, и к ним нельзя относиться легковесно. Поэтому очень важно понять, зачем они помещены в конце этой книги.
Если мы рассмотрим эти стихи в свете всего Послания, мы поймём, что они представляют собой практическое применение того, о чем Павел говорил в этой книге. Эти стихи можно считать окном, через которое мы можем увидеть, что происходило в средиземноморских церквях во времена Павла. Здесь мы видим практическую жизнь нового человека. В 3:11 говорится, что в новом человеке «не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, а все и во всем — Христос». В 4:7-17 мы видим практическую иллюстрацию к откровению о новом человеке, показанному в 3:10-11. В этих стихах показаны разные люди: иудеи, греки, обрезание, необрезание, рабы и господа. В 4:11 Павел упоминает «обрезанных». Онисим, ставший «верным и возлюбленным братом» (ст. 9), был рабом, принадлежавшим Филимону, отцу Архиппа (1-2, Флм. 1:10-13). Архипп, таким образом, был господином. Итак, Павел написал эти стихи, чтобы наглядно показать как живёт новый человек.
Это Послание было написано из Рима в Колоссы. В древности такой путь считался дальним. Географическую область, отделявшую Рим от Колосс, населяло множество различных народов. Однако в этом районе Средиземноморья появился и начал свою практическую жизнь новый человек. Путешествовать тогда приходилось без удобств, но между церквями все равно происходило довольно оживлённое сообщение. Здесь нам есть чему поучиться. Мы имеем в своём распоряжении все современные удобства и средства передвижения, однако сообщение между сегодняшними церквями порой бывает менее активным, чем во времена Павла. Кроме того, я вынужден признать, что я ещё не написал ни одного письма, в котором было бы столько личных приветствий, сколько в Послании к Колоссянам. Задумайтесь, сколько имён упомянуто в 4:7-17: Тихик, Онисим, Аристарх, Марк, Варнава, Иуст, Эпафрас, Лука, Димас, Нимфан, Архипп. Также Павел упоминает братьев в Лаодикии, церковь в доме Нимфана и церковь лаодикийцев. (Церковь в доме Нимфана была поместной церковью в Лаодикии, которая собиралась в его доме.) Все эти имена показывают, что апостол Павел чувствовал нового человека, ощущал его.
Этот новый человек, живший на земле практически, состоял из тех, кто по своему культурному и социальному статусу принадлежал к грекам, иудеям, обрезанию, необрезанию, варварам, скифам, рабам, свободным. Однако, как мы уже сказали, на самом деле новый человек состоял из Христа и только из Христа. Христос — это единственный компонент в новом человеке, и поэтому между верующими, каждый из которых является частью этого нового человека, не должно быть никаких различий.
Более того, не должно быть никаких различий между церквями, например, между церковью в Лаодикии и церковью в Колоссах. Это подтверждают слова Павла насчёт чтения писем: «А когда это послание будет прочитано у вас, сделайте так, чтобы оно было прочитано и в церкви лаодикийцев, а то, что из Лаодикии, чтобы и вы прочитали» (4:16). То, что Павел написал колоссянам, предназначалось и лаодикийцам, а написанное лаодикийцам предназначалось и колоссянам. Какое за этим просматривается общение, единство, гармония и тесная связь!
В 4:7 Павел говорит: «Обо всем, что касается меня, известит вас Тихик, возлюбленный брат, верный служитель и раб вместе со мной в Господе». Павел сказал Тихику, чтобы тот рассказал колоссянам обо всем, что касается его. Если бы Павел не ощущал нового человека, он бы не счел нужным давать Тихику подобное поручение. Он бы, наверное, подумал про себя: «Зачем я буду рассказывать колоссянам о себе? Они — в Малой Азии, я — здесь, в Риме, далеко от них». Но Павел чувствовал нового человека.
У колоссян тоже было ощущение нового человека. Если бы они не ощущали, что в Средиземноморье выражается новый человек, они сочли бы обстоятельства Павла его личным делом; им было бы неинтересно слушать о них. Но как святые в Колоссах, так и Павел со своими спутниками были по-настоящему членами одного нового человека.
Читая эти одиннадцать стихов, мы находим в них подробное изображение нового человека, живущего в Средиземноморье. Практическое существование и жизнь нового человека имеют огромное значение. Римской империи принадлежала обширная территория, на которой проживало много различных народов. В надежде объединить эти народы единой культурой Римская империя использовала греческий язык. Однако объединить различные народы Римской империи не удалось. Различия между нациями, расами и социальными классами сохранялись. Иудеи по-прежнему были иудеями, а греки — греками. Различия между рабами и господами ничуть не уменьшились. Но несмотря на все национальные, расовые и классовые различия, на земле реально существовал единый новый человек, сотворённый во Христе Иисусе. Существовали не просто поместные церкви в различных городах — реально и практически существовал единый новый человек.
Это позор, когда церковь в какой-либо местности изолирует себя от остальных церквей. Какая это ошибка — рассматривать себя как нечто отдельное от остальных поместных церквей из опасения, что другие могут вмешаться в наши дела или как-то иначе побеспокоить нас. Такой подход полностью противоречит ощущению нового человека. Любая церковь, занимающая подобную позицию, ощущает только себя и не ощущает всей совокупности нового человека. Те, кто настаивает на таком подходе, разрывают нового человека на части, делят его на куски. И все же многие церкви, а также многие верующие поодиночке занимают именно такую позицию: «Вы оставьте нас в покое, а мы оставим в покое вас». Им нет дела до церквей в других городах, и они не хотят, чтобы другие церкви интересовались ими. Те, кто занимает такую позицию, не чувствуют нового человека, не ощущают его. Слава Господу за изображение жизни нового человека в этих стихах! Благодаря этим стихам мы видим практическое выражение нового человека.
Многие святые втайне считают, что церковь в их местности лучше, чем церкви в других городах. Они не понимают, что, даже находясь в какой-то конкретной церкви, они принадлежат церкви повсюду. Я могу засвидетельствовать, что, если вы спросите меня, где моя церковь, я отвечу, что моя церковь повсюду. Моя церковь в той местности, где я нахожусь в данный момент. В настоящее время я нахожусь в Анахайме. Значит, моя церковь — в Анахайме. Но через несколько дней я могу оказаться в другой местности; тогда моей церковью будет церковь в этом месте.
В 1977 году я посетил церковь в Токио. Братья показывали мне свой новый зал для собраний и упомянули, что прямо по соседству продаётся участок земли. Я тут же посоветовал им молиться насчёт покупки этой земли с тем, чтобы использовать её для церкви. Я живу в Анахайме, и я — часть церкви в Анахайме, но в тот момент моя забота была о церкви в Токио. Я ободрил их, сказав, что Господь обязательно обеспечит их средствами для постройки в Токио большого зала, хотя земля в этом городе стоит исключительно дорого. Когда я узнал, что в Токио есть такая необходимость, это глубоко затронуло моё сердце. Почему? Потому что моя церковь — это церковь повсюду. Все церкви на земле — это один новый человек.
Читая заключение Послания к Колоссянам, мы видим, что у Павла на сердце была забота не просто о конкретной поместной церкви или о конкретном святом, а об одном новом человеке. Павел знал очень многих святых. Но в стихах, отведённых для общения, он упоминает только некоторых из них в качестве представителей различных категорий людей, которые состоят из Христа и из которых складывается новый человек. Тем самым Павел представляет нам полную картину того, как живёт новый человек. Моя забота в данном сообщении заключается в том, чтобы в нас запечатлелся этот важный момент.
Если мы ощущаем одного нового человека, мы не должны больше думать, что церкви в нашей стране не имеют ничего общего с церквями за границей. Напротив, мы поймём, что все церкви сегодня — это один новый человек. Будем же просить у Господа, чтобы Он уберёг нас от сектантства в любой форме. Мы не хотим заниматься сектантством ни поодиночке, как отдельные верующие, ни совместно, как поместные церкви. Напротив, все мы, все святые во всех церквях, — это просто один новый человек. Если во времена Павла, когда путешествовать было не так удобно, между церквями могло существовать сообщение, то сегодня, когда у нас есть все современные удобства, тем более должно существовать такое сообщение! Благодаря сообщению между церквями мы на практике переживаем, как живёт новый человек.
После своего общения апостол Павел приветствует святых своей собственной рукой и просит их помнить о его узах (ст. 18). Он завершает это Послание словами: «Благодать да будет с вами». Отсюда видно, что святым нужна благодать, чтобы осознать, насколько всеобъемлющ Христос как их удел, и чтобы приобщиться к Нему для практической жизни нового человека.