Тексты Писания: Кол. 2:16-18, 20-22
В предыдущем сообщении мы указали, что Бог в домостроительстве Своего спасения оживил нас, пригвоздил закон ко кресту и сбросил начальства и власти. Как говорит Павел в 2:14, рукопись в предписаниях, противостоявшая нам и бывшая против нас, была устранена. В течение определённого времени закон преграждал путь. Хотя Бог и использовал закон, Ему было тяжело продвигаться в осуществлении Своего домостроительства, когда на пути стояла такая преграда. Поэтому, когда Христос был распят, Бог вмешался и устранил закон, убрал его с дороги, пригвоздив его ко кресту.
Я надеюсь, что многие адвентисты седьмого дня, настаивающие на соблюдении субботы седьмого дня, увидят разницу между Божьим домостроительством и соблюдением субботы. Согласно Ветхому Завету, суббота символизирует Божье творение. После шести дней труда Бог отдыхал на седьмой день, который и стал субботой. Итак, седьмой день стал свидетельством ветхого творения. Он свидетельствовал, что творение вышло из Божьих рук. Будучи частью ветхого творения, человек обязан соблюдать седьмой день. Однако новое творение появилось в первый день недели, в тот день, когда Господь Иисус воскрес из мёртвых. Благодаря воскресению Христа возникло новое творение, включающее в себя церковь, которая состоит из возрождённых верующих во Христа. Следовательно, как седьмой день символизирует ветхое творение, так восьмой день, то есть первый день недели, символизирует новое творение. Вот почему в Новом Завете ни разу не говорится, что христиане собирались для поклонения на седьмой день. Зато есть по крайней мере два стиха, которые подтверждают, что святые собирались в первый день недели. В Деян. 20:7 сказано: «И в первый день недели... мы собрались, чтобы преломить хлеб». Из этого видно, что во времена апостола Павла святые собирались, чтобы вспомнить Господа, в первый день недели. Отсюда следует, что этот день дан в напоминание о Божьем новом творении. Поскольку мы, верующие, находимся в новом творении, мы уже не обязаны соблюдать седьмой день. Вместо этого мы собираемся в первый день недели, чтобы вспоминать Господа Иисуса.
В 1 Кор. 16:2 Павел говорит: «В первый день недели каждый из вас пусть откладывает, накапливая у себя что удастся». Этот стих также убедительно подтверждает, что ранние христиане собирались в первый день недели, а не в седьмой. Они собирались в этот день, и поэтому это было самое удачное время для сбора пожертвований Господу.
Некоторые адвентисты седьмого дня говорят, что Павел часто ходил по субботам в синагогу. Да, Павел делал это, но не для того, чтобы соблюдать субботу или поклоняться Богу. Он просто пользовался возможностью благовествовать иудеям.
Ещё одно указание на важность первого дня недели в Новом Завете содержится в Отк. 1:10. Здесь апостол Иоанн говорит нам, что он «был в духе в день Господень». День Господень — это первый день недели, день, в который Господь воскрес. Как мы уже отмечали, ранняя церковь собиралась в этот день. В день Господень, свидетельствующий о Божьем новом творении, Иоанн был в духе, чтобы увидеть видения, связанные с Божьим домостроительством.
Даже прообразы из Лев. 23 показывают важность первого дня недели. Дети Израилевы должны были приносить первый сноп жатвы священнику для возношения Господу (ст. 10-11). Здесь говорится конкретно: «На другой день праздника вознесёт его священник». Слова «на другой день праздника» означают «на следующий день после субботы». Таким образом, речь идёт, несомненно, о восьмом, или о первом, дне недели. Кроме того, в Лев. 23:16 говорится о «первом дне после седьмой недели». Здесь имеется в виду день Пятидесятницы, который также приходился на первый день недели. Эти стихи ещё раз показывают, какое место восьмой день занимает в Божьем домостроительстве.
Мы уже увидели, что в Божьем домостроительстве седьмой день дан как напоминание о ветхом творении, а восьмой день — как напоминание о новом творении. Поскольку иудеи по-прежнему находятся в Божьем ветхом творении, они продолжают соблюдать седьмой день. Но мы, церковь, находимся уже не в ветхом, а в новом творении, и поэтому мы не обязаны соблюдать седьмой день. Вместо этого мы собираемся в первый день недели, в день, который обозначает новое начало в воскресении. Отсюда видно, что тем верующим во Христа, которые выступают за соблюдение субботы седьмого дня, не хватает правильного понимания Библии. Для верующих во Христа днем напоминания должна служить уже не суббота; это должен быть первый день недели, день, в который Господь Иисус воскрес из мёртвых. Его воскресением в первый день недели мы были возрождены (1 Пет. 1:3). Теперь мы находимся уже не в ветхом творении, а в новом творении.
В этом сообщении мы поговорим о том, каким образом Христос является телом всех теней. В 2:16-17 Павел говорит: «Итак, пусть никто не судит вас в том, как вы едите и пьёте, или в отношении праздника, или новомесячия, или субботы; все это есть тень грядущего, а тело — Христово». Греческие слова, переведённые как «в том, как вы едите и пьёте», можно также перевести как «в пище и в питье». Пища и питье — это символ насыщения и укрепления. Праздники — это ежегодные еврейские празднества — символ радости и наслаждения, а новомесячия, или новолуния, — это символ нового начала, когда среди тьмы появляется свет. Затем, суббота — это символ завершённости и покоя. Праздники бывают каждый год, новомесячие — каждый месяц, суббота — каждую неделю, а ест и пьёт человек каждый день.
Все вышеупомянутые составляющие обрядового закона — это тень всего того духовного, что содержится во Христе и что названо здесь «грядущим». Тело в стихе 17, как, например, тело человека, — это то, что существует реально. Обряды закона подобны тени, которую отбрасывает человеческое тело. Они представляют собой тень реальности, которую содержит в себе благовестие. Христос — это реальность благовестия. Все хорошее, что есть в благовестии, принадлежит Ему. Послание к Колоссянам показывает этого всеобъемлющего Христа как средоточие Божьего домостроительства.
В течение долгих лет своей христианской жизни я не понимал по-настоящему 2:16-17. Мысль Павла заключается в том, что различные аспекты обрядового закона являются тенью грядущего, тенью всего того духовного, что содержится во Христе, как тень человека повторяет контуры его тела. Праздники, новомесячия, суббота, правила в отношении пищи и питья — все это тени. Телом этих теней, то есть их реально существующей сутью, является Христос.
Реальность всего положительного
Многое из того, что окружает нас в быту, тоже представляет собой тени Христа. К примеру, та пища, которую мы едим, является не настоящей пищей, а тенью. Настоящая пища — это Христос. Также Христос является настоящим питьём. Одежда, которую мы носим и которая покрывает, украшает и согревает нас, тоже есть тень Христа. Христос по-настоящему прикрывает нашу наготу, согревает нас и придаёт нам красоту. Кроме того, Христос — наше истинное жилище и истинный покой. Дома, в которых мы живём, — это тень Христа как нашего жилища. Покой, которым мы наслаждаемся по ночам, также представляет Христа как наш покой. Даже то насыщение, которое мы получаем от хорошей пищи, не является настоящим насыщением, а представляет собой тень Христа как реальности насыщения.
В стихе 16 Павел рассматривает вопросы, связанные с ежедневной, еженедельной, ежемесячной и ежегодной жизнью. Как мы уже сказали, пища и питье бывают каждый день, суббота — каждую неделю, новомесячие — каждый месяц, а праздники — каждый год. Все стороны нашей жизни являются тенями Христа. Пища и питье — это символ ежедневного насыщения и укрепления, а суббота — это символ еженедельной завершённости и покоя. Не имея завершённости, мы не можем наслаждаться покоем. Покой всегда наступает в результате завершённости и удовлетворения. Когда вы завершили какое-то дело и довольны им, вы в состоянии испытывать покой. После того как Бог завершил Свою работу творения на шестой день, на седьмой день Он наслаждался покоем. Я могу засвидетельствовать, что наслаждаться покоем я способен только тогда, когда моя работа завершена и я доволен ей. Итак, суббота — это символ завершённости и покоя на еженедельной основе.
Новомесячие — это символ ежемесячного нового начала, когда среди тьмы появляется свет. Как в ветхозаветные времена новомесячие обозначало новое начало, так и сегодня Христос даёт нам новое начало, при котором среди тьмы появляется свет. Недавно я слышал свидетельство одного брата-еврея, который спасся несколько месяцев назад. До того как он пришёл к Господу, он находился во тьме, как и все неверующие евреи сегодня. Но теперь Христос стал его новомесячием, и среди тьмы появился свет.
Праздники — это символ ежегодного наслаждения и радости. Три раза в год Божий избранный народ собирался на ежегодные праздники, и это было время наслаждения и всеобщей радости перед Господом. Эти праздники приносили людям много радости, но они были лишь тенью Христа. Настоящие пища, питье, завершённость, покой, новомесячие и праздник — это Он. Каждый день мы едим и пьем Его, каждую неделю мы обретаем в Нём завершённость и покой, каждый месяц мы переживаем в Нём новое начало, и в течение всего года Он является нашей радостью и наслаждением. Каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год Христос является для нас реальностью всего положительного.
В первой главе Павел показывает нам, что Христос — это удел святых, образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Глава Тела, Первородный из мёртвых, Тот, в ком было угодно обитать всей полноте, и обитающая в нас надежда славы. Во второй главе он добавляет к этому, что Христос — это тайна Божья и Тот, в ком скрыты все сокровища мудрости и знания. После всего этого Павел переходит к нашей практической жизни, в которой есть ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные вещи.
Перечисленное Павлом в 2:16 связано либо с вращением земли вокруг собственной оси, либо с вращением земли по своей орбите вокруг солнца. Без этих двух видов вращения поддержание нашей физической жизни было бы невозможно. Благодаря двойному вращению земли, у нас есть дни, недели, месяцы и годы. Как мы уже неоднократно указывали, реальностью всех этих ежедневных, еженедельных, ежемесячных и ежегодных вещей является Христос.
В стихе 17 Павел говорит, что Христос — это тело всех теней. Это значит, что Он есть реальность наших пищи и питья, наших завершённости и покоя, нашего нового начала, когда среди тьмы появляется свет, и наших наслаждения и радости. Каждый день, неделю, месяц и год нам нужен Христос. Все положительное в нашей ежедневной, еженедельной, ежемесячной и ежегодной жизни должно быть Христом. То, что Христос является для нас всем, должно стать для нас не только доктриной, но и переживанием. Я могу засвидетельствовать, что Христос — это моя завершённость, мой покой, моё новое начало, моё наслаждение, моя радость, моя пища, моё питье и моё насыщение. Христос по-вселенски велик, но Он также является всеми мелочами в нашей практической повседневной жизни. Изо дня в день Он является нашим дыханием и всем для нас.
Не нужно высказывать своё мнение
В 2:16 Павел говорит: «Пусть никто не судит вас». В стихе 18 он добавляет: «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды». Из стихов 20-22 видно, что нам незачем подчиняться предписаниям. Поскольку Христос — это тело всех теней, мы можем быть свободны от осуждения и мнений тех, кто выступает за гностицизм или аскетизм.
С тех пор как я приехал в эту страну и начал здесь своё служение, я постоянно говорю людям, чтобы они забыли про свои доктрины и мнения. В Божьей математике только Христос не равен нулю. Доктрины и мнения не имеют никакой ценности. Ценность имеет только Христос, предназначенный для нашей ежедневной, еженедельной, ежемесячной и ежегодной жизни.
За долгие годы я научился не цепляться за собственные мнения и не высказывать их. Зато другие иногда готовы высказывать свои мнения самым активным образом, даже если речь идёт о том, какой пылесос купить для уборки зала. Споры из-за таких мелочей не имеют никакой ценности. У меня может быть собственное мнение по данному вопросу, но я научился не высказывать его. Отстаивать в спорах свои мнения — значит терять время совершенно впустую.
В церковной жизни у нас должна быть лишь одна движущая сила, одна причина, один элемент, один источник: Христос. Христос — наша движущая сила, причина, элемент и источник, и поэтому нам не нужно высказывать свои мнения или спорить. У нас может быть много мнений, но нам нужно научиться Господней милостью не высказывать своё мнение. Кому-то нравится есть палочками, кому-то — ножом и вилкой, а кому-то, возможно, — даже пальцами. Какая разница, чем человек ест? Он проглатывает пищу, а это главное. Не нужно высказывать своё мнение по поводу того, чем надо есть.
Мнение — это оплот нашего «я». Иногда мы абсолютно уверены в правильности наших мнений, но мы можем научиться не высказывать их в церковной жизни. Это не означает, тем не менее, что мы соглашаемся с такими вещами, как идолопоклонство. Мы должны твёрдо выступать против подобных вещей. Но в отношении многих других вопросов нам не нужно выражать своё мнение. Если Христос действительно будет для нас всем в нашей ежедневной, еженедельной, ежемесячной и ежегодной жизни, нам не придётся выражать своё мнение. У нас есть Христос как наша единственная движущая сила, причина, элемент и источник.