Переживание Христа как тайны Божьей
Тексты Писания: Кол. 2:2-9
В этом сообщении мы переходим к теме переживания Христа как тайны Божьей. Мы рассмотрим несколько моментов, которые помогут нам переживать Христа таким образом.
I. Иметь познание Христа как тайны Божьей
Если мы хотим переживать Христа как тайну Божью, нам нужно иметь познание Христа как тайны Божьей. Как мы уже говорили, Павел боролся за колоссян, чтобы их сердца были утешены «для познания тайны Божьей, Христа» (Кол. 2:2). Чтобы иметь познание этой тайны, необходимо задействовать все своё существо. Если мы просто верим во Христа, не любя Его, у нас не может быть этого познания. Точно так же, если мы любим Его не полностью, а лишь частично, мы не сможем иметь это познание. Нам нужно любить Господа Иисуса всем своим существом. Именно поэтому в Мк. 12:30 приводится цитата из Втор. 6:5: «Люби Господа, твоего Бога, всем своим сердцем, всей своей душой, всем своим разумом и всей своей силой». Когда наше существо будет целиком задействовано в любви к Господу Иисусу, тогда мы обретём познание Его.
Некоторым христианам нравится гимн «О, как я люблю Иисуса». Однако этот гимн можно петь поверхностно; он основан не на познании Христа как тайны Божьей. Так познать Христа можно, только задействуя все своё существо.
Я советую всем святым в Господнем восстановлении изучить три важнейшие книги Нового Завета: Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна и Послание к Евреям. По этим книгам было сделано много полезных сообщений из серии Жизнеизучений. Особенно досконально разбирались Евангелие от Иоанна и Послание к Евреям. Если вы не пожалеете времени на эти три книги, вы узнаете о Христе довольно много.
В 2:6 Павел говорит, что колоссяне «приняли Христа, Иисуса Господа». Христос — это удел святых (1:12), данный нам для наслаждения. Уверовать в Него — значит принять Его. Как всеобъемлющий Дух (2 Кор. 3:17), Он входит в нас и обитает в нашем духе (2 Тим. 4:22), чтобы быть для нас всем.
Если мы уже приняли Христа Иисуса, нам не нужно принимать Его снова. Однако мы должны применять то, что мы приняли. Среди тех, кто принял Христа, лишь очень небольшой процент применяет Его. Мы все должны взять за правило применять живого Христа на деле день за днем. Попросту говоря, нам нужно пользоваться Христом. Я уже пятьдесят с лишним лет учусь пользоваться Христом. Я могу засвидетельствовать, что это тяжело, потому что от рождения нам не свойственно пользоваться Христом, равно как и наше обучение не прививает нам привычки пользоваться Христом. В последнее время я исповедуюсь Господу чаще всего в том, что я не применяю Его. Сложнейший урок, который нам, христианам, нужно усвоить, состоит в том, что мы должны применять Христа и пользоваться Им. Мы уже слышали много сообщений о том, как жить Христа, взращивать Христа и производить Христа. И все же в своей повседневной жизни вместо Христа мы невольно используем собственное «я»; мы используем его автоматически, невольно.
В Евангелиях Господь говорит, чтобы мы бодрствовали и молились. Я много лет размышлял над этими словами. Сначала я думал, что эти слова исполнять необязательно. Но в конце концов я понял, что мне обязательно нужно бодрствовать и молиться, особенно в том, что касается применения Христа. Просыпаясь утром, мы должны быть бдительны, чтобы не сделать что-нибудь, не применяя Христа. Зачастую, когда мы просыпаемся рано утром, кажется, что вокруг подушки роятся бесы. Мы находимся под защитой Господа и под покровом Его всепобеждающей крови, но нам все равно нужно бодрствовать и сопротивляться дурным мыслям, которые подбрасывает нам враг. О чем бы вы ни думали, всегда применяйте Христа. Нам обязательно нужно быть настороже; другими словами, нам нужно бодрствовать и молиться. Очень немногие христиане бодрствуют и молятся, чтобы применять Христа.
Все мы приняли Господа Иисуса, но все мы очень мало пользуемся Им, мало применяем Его. Если мы не применяем Его, тогда то, что мы приняли Его, не имеет большого практического значения в нашей повседневной жизни. Наше переживание Христа не должно быть поверхностным; есть очень много вещей, которые требуют более серьёзного отношения. Мы благодарны за Божье спасение во Христе, и мы признательны за то, что мы приняли Его. Но теперь мы должны идти дальше и применять Того, кого мы приняли.
В 2:7 Павел говорит об укоренении во Христе. Укоренение во Христе необходимо для возрастания в жизни. В этом стихе Павел рассматривает верующих как растения, укоренённые во Христе как почве. Однако многие христиане ещё недостаточно укоренились во Христе.
Если мы достаточно укоренимся во Христе, нам не придётся подолгу разговаривать о почве церкви. Почва церкви — это единство. Но основа этого единства — один Дух, один Господь, один Бог и Отец, как сказал Павел в Эф. 4. Если мы действительно укоренены во Христе, в наших переживаниях Он будет основой нашего единства. Некоторые адвентисты седьмого дня считают, что соблюдение субботы — это ещё одно свидетельство на земле в дополнение к поместным церквям. Подобному утверждению недостаёт укоренённости во Христе. Если человек достаточно глубоко укоренён во Христе, он никогда не скажет, что Бог сделал ещё одно свидетельство. Единственное Божье свидетельство — Иисус Христос. Если мы укоренены в Нём, ничто не сможет отвлечь нас от Него. Мы все должны быть способны сказать: «Господь Иисус, спасибо, что я укоренён в Тебе. Я могу стоять только Тобой». В Господнем восстановлении мы можем засвидетельствовать, что нашей почвой является Христос и только Христос.
Если посмотреть на состояние сегодняшнего христианства, мы увидим, что различные деноминации и независимые группы делают своей почвой не Христа, а нечто иное. Для адвентистов седьмого дня почвой является соблюдение субботы, а почвой баптистской деноминации является крещение погружением. Некоторые деноминации, такие, как Церковь Христа, доходят до того, что утверждают, будто настоящим может считаться только то крещение, которое совершается в их воде. Некоторые группы настаивают на крещении погружением, другие выступают против, утверждая, что крещение — это нечто исключительно духовное, и совершается оно в Духе.
В 1964 году мне встретился один человек, который активно выступал против крещения в воде. Он настаивал на том, что крещение в Рим. 6 — это крещение в Духе. Все крещения, о которых говорится в Новом Завете после Иоанна Крестителя, он предлагал понимать как крещение в Духе. Он даже рассердился, когда ему с помощью нескольких стихов показали, что он неправ. Несколько дней спустя я выступал в одном месте, и какая-то женщина из Церкви Христа в резкой форме задала мне вопрос о водном крещении. Всего несколько дней назад тот мужчина спорил со мной о крещении в Духе. Теперь эта женщина ставила вопрос о водном крещении. Ни он, ни она не были в достаточной мере укоренены во Христе. Это просто иллюстрация к тому позорному факту, что христиане разделены, потому что они делают своей почвой не Христа, а что-то другое.
Павел понимал, как это важно — быть укоренённым во Христе. Он знал, насколько это серьёзно, когда человек пересаживается из Христа в какую-то другую почву, вроде языческой философии или иудейских предписаний, и укореняется в этой новой почве. Он хотел, чтобы колоссяне поняли, что философия — это не та почва, в которой они были укоренены. Они были укоренены во Христе. Он — наша единственная почва.
Будучи укоренены во Христе, мы созидаемся в Нём (2:7). Созидание необходимо для построения Тела. Наше укоренение уже произошло, но процесс созидания продолжается до сих пор. Это дело касается и лично каждого, и всех вместе. Здание состоит не из какой-то одной детали; оно состоит из многих деталей, скреплённых между собой. Нам нужно быть укоренёнными во Христе, но ещё нам нужно созидаться в церкви.
Павел беспокоился о том, чтобы ничто не отвлекало колоссян от Христа и церкви. Они уже были укоренены во Христе, но им ещё нужно было созидаться в церкви. Для совместного созидания колоссянам нужно было оставить иудейские обычаи вместе с языческими предписаниями и философскими учениями. В противном случае они оказались бы пересаженными из Христа в какую-то другую почву. Кроме того, это увело бы их от церковной жизни. Стоит нам поставить на место Христа какую-нибудь философию, предписания, обычаи или практики, и от церковной жизни ничего не останется. Мы отделим себя от тех верующих, которые смотрят на эти вещи иначе. Люди, поглощённые подобными вещами, в конце концов теряют интерес к церковной жизни.
В принципе, именно это и произошло с некоторыми святыми среди нас, которые попали под влияние определённых представлений. В результате этого влияния они утратили вкус к церковной жизни. Они уже не могли созидаться вместе со всеми. Как это важно — быть укоренённым во Христе и созидаться во Христе и в церкви! Тем самым мы переживаем Христа как тайну Божью.
V. Утверждаться в вере, изобилуя благодарением
Стих 7 заканчивается словами: «...и утверждаемы в вере, как вы и были научены, изобилуя благодарением». Слова «в вере» означают здесь «в нашей вере», то есть в субъективной вере, которой мы верим. Если мы будем отвлекаться от Христа и сосредотачивать своё внимание на тех вещах, которые Его замещают, наша вера ослабнет и, может быть, даже поколеблется. Но если мы будем оставаться во Христе и созидаться в церкви, наша вера будет укрепляться.
Недовольные, которые оставляют церковную жизнь, сталкиваются с ослаблением веры. Внешне они могут уверять, что очень сладостно общаются с Господом, но внутренне их вера оскудевает. Оставаясь наедине с собой, они спрашивают себя, что происходит внутри них. Их мучают сомнения, и глубоко внутри они знают, что их общение с Господом потеряно. Из-за всех этих сомнений и вопросов они не могут утвердиться в своей вере. Те же, кто остаётся во Христе и в церкви, напротив, имеют крепкую веру и твердую убеждённость.
Как мы уже сказали, слово «вера» в стихе 7 относится к нашей субъективной вере. Однако в греческом тексте перед словом «вера» стоит определённый артикль, как если бы речь шла об объективной вере. Почему же Павел, говоря о нашей вере, употребил определённый артикль? Дело в том, что он рассматривал объективную веру как нашу веру, а нашу веру — как объективную веру. Мы не можем утвердиться в чьей-то чужой вере; мы должны утвердиться в своей собственной вере. Иначе говоря, наша вера должна стать объективной верой, а объективная вера должна стать нашей. Мы утверждаемся в своей вере, которая одновременно является объективной верой.
Чтобы утверждаться в вере, нужно изобиловать благодарением. Когда мы правы перед Господом и пребываем в общении с Ним, мы наполнены благодарением. Когда же мы неправы перед Господом, мы не в состоянии благодарить. Если вы спросите недовольных, изобилуют ли они благодарением, они сразу замолкнут. Если мы уверяем, что хорошо общаемся с Господом, но не можем поблагодарить Его, значит, все наши уверения — ложь.
В этом стихе слова «изобилуя благодарением» связаны с утверждением в вере. Отсюда видно, что наше утверждение в вере зависит от того, изобилуем ли мы благодарением. Если мы делаем что-то в общении с Господом, мы будем исполнены благодарения. Если же мы будем делать что-то без Него, мы не сможем благодарить. Например, можете ли вы благодарить Господа, предаваясь мирским развлечениям? Вы можете уверять всех, что вы счастливы, но вы не сможете честно поблагодарить Господа. Иногда кажется, что мы можем поблагодарить Господа за что-то, но проходит немного времени, и мы уже каемся как раз в том, за что мы благодарили. Нельзя обманывать себя. Мы должны проверять, изобилуем ли мы благодарением. Если да, значит, мы утверждаемся в вере.
Ещё одна возможность переживать Христа как тайну Божью — это «ходить в Нём» (2:6). Как мы приняли Христа, так мы и должны ходить в Нём. В данном случае ходить — значит жить, поступать, вести себя, существовать. Мы должны ходить, жить и поступать во Христе, чтобы наслаждаться Его богатством, как дети Израилевы жили в доброй земле, наслаждаясь всеми её обильными произведениями.
В наших переживаниях Христос должен быть доброй землёй, в которой мы живём и ходим. Это не должно быть для нас просто доктриной. Нам нужно молиться: «Господь, я хочу жить и ходить в Тебе. Господь, прошу Тебя, будь для меня доброй землёй в моих переживаниях, и сделай так, чтобы все в моей жизни совершалось в Тебе».
VII. Не заблуждаться и не давать увести себя от Него
В 2:4 Павел пишет: «Это я говорю, чтобы никто не вводил вас в заблуждение убедительными словами». В стихе 8 он добавляет: «Смотрите, чтобы кто-нибудь не похитил вас своей философией и пустым обманом по человеческому преданию, по началам мира, а не по Христу». Если мы хотим переживать Христа как тайну Божью, мы должны следить за тем, чтобы никто не ввёл нас в заблуждение и не похитил нас, не увёл нас от Него. Мы не должны позволять уводить нас к чему-то, что замещает Христа. Нам нужно оставаться в Нём. Пока мы остаёмся во Христе, мы будем оставаться и в церкви. Христос должен быть для нас единственной основой, единственной почвой; только на Нём мы можем стоять.
В последние годы некоторые увлеклись посторонними вещами и сделали их своей почвой, так что теперь их почва — уже не Христос. Дело не в том, правильные это вещи или неправильные. Дело в том, что люди начинают стоять на этих вещах, а не на Христе. Христос должен быть для нас единственным центром. Мы не должны позволять ничему, даже самым правильным с точки зрения Библии вещам, занимать Его место. Если мы начнём заботиться вместо Христа о чем-то другом, мы окажемся введены в заблуждение и уведены от Него. Тогда мы превратимся в новых колоссян. Каждый, кто был введён в заблуждение и уведён от Христа, должен прислушаться к словам Павла в этой книге и возвратиться к всеобъемлющему Христу. Давайте все переживать Его как тайну Божью!