Представить всякого человека взрослым во Христе
Тексты Писания: Кол. 1:25-28; 2:4, 9; 3:4а; 4, Эф. 3:8-11; 1:23; Ин. 6:57б; Ин. 14:19б; Гал. 2:20а; 13, Эф. 4:15б
Говоря о Христе, который обитает в нас как надежда славы, Павел пишет в 1:28: «...которого мы возвещаем, вразумляя всякого человека и уча всякого человека во всей мудрости, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». Греческое слово, переведённое как «взрослый», можно также перевести как «зрелый», «завершённый» или «совершенный». В своём служении Павел вкладывал в людей Христа, чтобы они становились совершенными и завершёнными, созревая во Христе до взрослого состояния. Однако сегодня многие христианские работники совершенно не думают о том, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе. Целью их работы является что-то иное. Но у нас должна быть та же цель, что и у Павла.
Даже при благовествовании мы должны ставить себе целью вкладывать в людей жизнь, чтобы представить их зрелыми и взрослыми во Христе. Благовествуя неверующим, преподнося им Христа и помогая им принять Господа, мы должны ставить себе целью не просто спасти их от огненного озера и Божьего осуждения. Наша цель не только в том, чтобы они пережили Божье прощение; мы хотим преподнести им Христа, чтобы впоследствии они были представлены взрослыми во Христе. Если, благовествуя, мы не вкладываем в людей Христа, наше благовествование по Божьим меркам не может считаться полноценным. Во всех, с кем мы разговариваем, должен вливаться Христос. При благовествовании мы должны ставить себе целью вкладывать Христа.
Ту же цель мы должны преследовать в своём общении со святыми. Разговаривая со святыми, мы должны ставить себе целью раздавать в них Христа, чтобы они созревали в Нем.
Рассмотрим теперь несколько моментов, связанных с представлением людей зрелыми во Христе.
I. Преподносить Христа как удел святых
Если мы хотим представить кого-то взрослым во Христе, мы должны преподносить ему Христа как удел святых (1:12). Христос, которого мы преподносим, должен быть всеобъемлющим Христом, центральностью и универсальностью Божьего домостроительства (1:15, 18-19, 27; 2:4, 9, 16-17; 3:4, 11). Если мы не переживаем Христа во всей полноте, нам будет трудно преподносить Христа другим. Например, если мы на собственном опыте не знаем, что такое жить Христом, мы не сможем помочь жить Христом кому-то ещё. Если же в своей повседневной жизни мы живём Христа, взращиваем Христа и производим Христа, то при общении с людьми Христос Сам будет переливаться из нас в них. Чем больше мы принимаем Христа как свою жизнь и свою личность, тем лучше мы сможем преподносить Христа другим. Если мы сами будем переживать Христа и жить Им, это побудит и других делать то же самое. Нам нужно наслаждаться Христом как нашей доброй землёй, трудиться на Нем, жить в Нем, ходить в Нем и существовать в Нем. В этом случае Христос, которого мы переживаем и которым мы живём, будет переливаться из нас в других. В Господнем восстановлении нам нужно не просто больше трудиться, чтобы приводить людей в церковную жизнь. Нам нужно раздавать в людей богатство Христа, чтобы они росли и созревали. Для этого нам самим нужно больше переживать Христа как удел святых.
II. Преподносить неисследимое богатство Христово для созидания церкви
Второе, что нужно, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе, — преподносить неисследимое богатство Христово для созидания церкви во исполнение Божьего вечного замысла (Эф. 3:8-11). Можно считаться хорошим братом или сестрой и при этом иметь очень мало Христова богатства. В своих поездках я часто встречался со святыми, которых все считали очень хорошими братьями или сёстрами, но в своей повседневной жизни они не имели Христова богатства. Да пробудит Господь в нас стремление быть богатыми Христом! Нам нужно молиться: «Господь, я не хочу казаться хорошим, оставаясь при этом нищим с точки зрения богатства Христова. Господь, ради созидания церкви сделай так, чтобы я наполнился богатством Христовым».
Я благодарю Господа за тех святых, чью жизнь отличает богатство Христово. Такие братья и сестры прозрачны. В тех же, кому недостаёт Христова богатства, напротив, этой прозрачности нет. Люди, имеющие богатство Христово, обладают кристальной ясностью. Стоит затронуть в общении с ними какой-то момент, и все сразу становится ясно, потому что сами эти люди очень прозрачны. Человек, который наслаждается богатством Христовым, становится ясным, как кристалл. Чем больше мы переживаем богатство Христово, тем больше в нас прозрачности. Будем же все стремиться к тому, чтобы быть богатыми Христом и полностью прозрачными! Будем молиться: «Господь, сделай меня таким членом Тела, который богат Твоей жизнью и прозрачен. Спаси меня от того, чтобы быть хорошим членом, лишенным Христа».
Только те, кто богат Христом, могут созидать Тело во исполнение Божьего вечного замысла. Надо признаться, что среди нас ещё не очень много созидания. Порой собственная духовность и собственный рост для нас важнее, чем созидание церкви. Если у нас будет мало Христа и мало прозрачности, созидание церкви не будет иметь для нас большого значения. Но если мы наполнимся богатством Христовым и тем самым станем прозрачными, у нас появится большая забота о созидании церкви во исполнение Божьего замысла.
Мы представляем людей взрослыми во Христе, завершая слово Божье полным откровением о Христе и церкви (1:25-27). Чтобы представить людей зрелыми во Христе, нужно помочь им обрести завершение слова Божьего в том, что касается Христа как тайны Божьей и церкви как тайны Христовой. Однако, если мы взглянем на собственное состояние, мы поймём, что мало кто из нас способен завершать слово таким образом. Поэтому у меня есть забота о том, чтобы мы все пробудились для стремления за Господом. Нам нужно жаждать Его, нам нужно стремиться за Ним, пока мы не наполнимся Его богатством. Нам нужно молиться: «Господь Иисус, мы не хотим быть безразличными или тёплыми. Мы хотим полностью принадлежать Тебе и искать Тебя непрестанно». Если мы будем подобным образом стремиться за Господом, наше видение Христа и церкви расширится. Но если у нас по-прежнему будет мало богатства Христова, то в наших собственных переживаниях слово Божье не будет завершено. Вот почему мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы молиться и трудиться над Христом для завершения слова Божьего в том, что касается Христа и церкви.
IV. Преподносить Христа как тайну Божью
Четвертый момент заключается в том, что мы должны преподносить Христа как тайну Божью, то есть как воплощение Бога (2:2, 9). Нам нужно на основе собственных переживаний делиться с людьми тем, что Христос — воплощение Триединого Бога. Мы должны быть в состоянии засвидетельствовать, что мы ежедневно переживаем Христа как Отца, Сына и Духа. У нас есть Христос — значит, у нас есть и Отец. Мы во Христе — значит, мы и в Духе. Дух, который движется внутри нас, — это, по сути, Сам Христос. День за днем мы должны быть одним духом с Господом и переживать то, что Он един с нами (1 Кор. 6:17). Мы должны все больше и больше переживать тот факт, что где бы мы ни были, чем бы мы ни занимались в своей повседневной жизни, мы — один дух с Господом. Это не должно быть доктриной или теорией; это должно быть нашей практической христианской жизнью.
В отношении своего служения я часто молюсь так: «Господь, когда я говорю, дай мне благодать быть одним духом с Тобой. Господь, я молю, чтобы Ты говорил в моем говорении. Я верю, Господь, что Ты — один Дух со мной. Но я прошу, чтобы в своём служении Слова я был одним духом с Тобой». Вся сила и действенность этого служения исходит от этого единства с Господом.
Господь является воплощением Триединого Бога. Иначе говоря, все богатство Отца воплощено в Сыне. Кроме того, Сын полностью реализован как Дух, который теперь один дух с нами. Как говорит Павел в 1 Кор. 6:17, «тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». То, что мы — один дух с Господом, не должно быть для нас просто доктриной. Наоборот, это должно быть нашим ежедневным практическим переживанием. Мы должны на собственном опыте знать, что такое быть одним духом с Господом, который есть воплощение Триединого Бога. Если мы будем переживать Христа как воплощение Бога, мы сможем преподносить людям Христа для их питания и обогащения. Если мы будем подобным образом преподносить людям Христа, они будут возрастать в Нем. Рост приходит с питанием. Если люди будут питаться тем Христом, которого мы преподносим им как тайну Божью, они будут становиться совершенными и зрелыми во Христе.
V. Преподносить церковь как тайну Христову
Если мы хотим представить кого-то зрелым во Христе, мы должны преподносить церковь как тайну Христову, как выражение Христа (Эф. 3:4; 1:23). Сатана хитёр, поэтому он побуждает многих ищущих христиан избегать разговоров о церкви.
Мой опыт общения с братом Т. Остином-Спарксом служит иллюстрацией того, как упорно отдельные люди избегают разговоров о церкви. В 1955 году он приехал на Тайвань по нашему приглашению. Пока он в своём служении рассказывал о Христе, нам было очень хорошо вместе. То, что говорил он, отчётливо перекликалось с тем, что увидели о Христе мы. В 1957 году он снова приехал на Тайвань. Во время этого визита он отрицательно высказался по поводу почвы церкви, по поводу позиции, которую церковь должна занимать. В 1958 году я принял его приглашение приехать к нему в Англию. За те дни, что мы были вместе, у нас было много длительных бесед о церкви. Однако он не смог переубедить меня, а я не смог изменить его представлений. Он всеми силами старался избегать разговоров о церкви, но моя точка зрения была такова, что весь наш труд должен быть направлен на созидание церквей. Он стремился убедить нас отказаться от почвы церкви. Я же указывал ему, что на практике церковь не может существовать без почвы церкви. Брат Спаркс пытался убедить меня, что он не против церкви. Он рассказал мне, что как-то раз в первые годы его служения его пригласили выступать в Эдинбурге. Когда он говорил о Христе, зал был полон и слушатели принимали его очень хорошо. Но стоило ему заговорить о церкви, и людей поубавилось. Это навело его на мысль, что говорить о церкви невыгодно.
Тогда я спросил у брата Спаркса, как же нам осуществлять на практике те принципы, которые должны действовать в Господнем Теле и которые мы оба увидели. Он признавал, что в деноминациях использовать эти принципы на практике невозможно. Однако он не соглашался с тем, что эти принципы применимы на должной почве церкви. Он подчёркивал, что церковь может возникнуть только в результате многих молитв и через Духа. Тогда я спросил его: «Так что же, вы считаете, что все эти церкви на Тайване появились не в результате молитв и не через Духа?» Я сказал ему: предположим, у нас есть группа святых и они помолились о церкви. Что им делать дальше? Он все равно не соглашался с тем, что они должны занять позицию церкви на почве единства. Он просто говорил, что они должны быть уверены, что все их действия идут от Духа. На этом наш разговор о церкви завершился.
Я всеми силами старался переубедить его в отношении церкви, а он всеми силами старался избегать этой темы. В конечном итоге ни один из нас не захотел менять своей точки зрения.
Сегодня вокруг церкви как выражения Христа ведётся настоящая битва. Враг хитёр, поэтому в большинстве книжных магазинов, продающих христианскую литературу, есть книги брата Ни, где он говорит о духовности, но нет тех книг, где он говорит о церкви. Но ведь без церковной жизни христианин не может стать взрослым. Те книги брата Ни, в которых говорится о духовных вещах, уже много лет пользуются успехом среди христиан во всем мире. Однако популярность этих книг не повлекла за собой особенного улучшения в состоянии христианства. Без церковной жизни та помощь, которую люди получают от книг брата Ни, в конечном итоге капля за каплей уходит от них, потому что церковная жизнь — это единственный сосуд, в котором можно хранить эту помощь. Кому-то духовные книги брата Ни служат по большей части источником новых доктринальных представлений. Все это мало что даёт для исполнения Божьего замысла. Нужны ли Господу люди, которые стремятся только к духовности и не участвуют в надлежащей духовной жизни? Разумеется, нет! Без церкви Божий замысел не может быть исполнен. Мы понимаем это, и поэтому мы чувствуем на себе тяжесть Господней заботы о церкви. Нам нужно на практике жить церковной жизнью для исполнения Божьего вечного замысла. Также нам нужно быть верными в том, чтобы преподносить церковь как тайну Христову, как само выражение Христа.
Господь хочет иметь Тело, церковь. Ему нужна не церковь на словах — Ему нужна церковь на деле. Чтобы церковная жизнь была практической, нужны поместные церкви. Это ясно показано в книге «Практическое выражение церкви». Сегодня практическое выражение церкви может существовать только в поместных церквях. Давайте же учиться преподносить церковь как тайну Христову, как выражение Христа, чтобы мы могли представить кого-нибудь взрослым во Христе!
Некоторые заявляют, что у служения, говорящего о церкви, нет будущего, потому что оно везде сталкивается с активным сопротивлением. Если это служение — дело рук человека, то у него, определённо, нет будущего. Но если это служение является служением в Господнем восстановлении, то у него очень большое будущее. Чем больше нам советуют не касаться в своём служении церкви, тем больше в нас должно быть решимости неизменно говорить о ней в своём служении. Мы должны быть смелыми и верными в том, чтобы говорить не только о Христе, о Главе, но и церкви, о Его Теле. Мы не должны следовать примеру сегодняшнего христианства. Напротив, мы должны следовать чистому Слову и преподносить церковь как тайну Христову.
VI. Преподносить Христа как жизнь для Его членов
Наконец, нам нужно преподносить Христа как жизнь для Его членов, чтобы они жили Им и возрастали Им к зрелости. В Кол. 3:4 говорится, что Христос — наша жизнь, а в Ин. 6:57; 14:19 и Гал. 2:20 — что нам нужно жить Им. Тогда мы будем возрастать Им к зрелости (13, Эф. 4:15).
Если мы хотим представить кого-то взрослым во Христе, мы должны преподносить ему все, о чем мы говорили в этом сообщении. Как это необходимо, чтобы верующие наполнялись всем, что связано с Божьим домостроительством! Если мы будем верны в том, чтобы преподносить эти важнейшие вещи, мы сможем представить кого-то взрослым во Христе.