Тексты Писания: 12, 15, 18-19, Кол. 1:26-27; 2:2, 9, 16-17; 3:11; Ин. 14:17, 20; 1 Кор. 15:45б; Флп. 1:19; 2 Тим. 4:22; 1 Кор. 6:17; Кол. 3:4; Эф. 3:17а; Рим. 8:23; Флп. 3:21; 2 Фес. 1:10а
В предыдущем сообщении мы увидели, что Христос — это тайна Божьего домостроительства. В этом сообщении мы увидим, что Христос в нас — это надежда славы. Чтобы этот аспект Христа запечатлелся в нас, нужно обратить внимание на несколько важных моментов в Послании к Колоссянам, которые связаны со Христом.
Христос — это удел святых. В Кол. 1:12 говорится: «...благодаря Отца, сделавшего вас способными участвовать в уделе святых во свете». Это первый аспект Христа, показанный в этом Послании. Слово «удел» означает, что Христос — это доля святых в доброй земле, где течёт молоко и мед. Обитающий в нас Христос является доброй землёй. Он — всеобъемлющий Христос для нашего наслаждения.
II. Христос — образ невидимого Бога
Согласно 1:15, Христос является также образом невидимого Бога. Иначе говоря, Христос — это выражение Бога. Бог невидим, но во Христе Он выражен. Христос, который есть наша добрая земля, является также образом Триединого Бога, Его выражением. Христос, выражение Бога, — это Божий образ.
III. Христос — первородный всего творения
В Послании к Колоссянам также говорится, что Христос — Первородный всего творения. Невидимый Бог выражен в Своём творении. В Рим. 1:20 говорится: «...ибо невидимое Его — и Его вечная сила, и божественные свойства — ясно видно от сотворения мира, будучи постигаемо посредством созданий». Бог выражен через Его творение, а Христос — Первородный этого творения. Следовательно, посредством Христа Бог выражает Себя. Судя по тому, что о Божьем образе и о Первородном творения говорится в одном и том же стихе, Божий образ связан с творением. Отсюда ясно видно, что Христос, будучи Первородным Божьего творения, является образом Бога, Его выражением.
IV. Христос — первородный из мёртвых
Есть два Божьих творения: ветхое и новое. Неверующие знают только о первом творении, о творении вселенной. Однако, согласно Библии, у Бога есть также новое творение — церковь. Христос — Первородный не только ветхого творения, но и нового. Будучи Первородным обоих творений, Христос является выражением Бога.
Стихи 15-20 тесно связаны между собой и выражают одну законченную мысль. В стихах 15-16 мы видим, что Христос — образ невидимого Бога, Первородный всего творения, потому что все сотворено в Нем. Заметьте, что и стих 17, и стих 18 начинаются с союза «и». Наконец, в стихе 19 Павел подводит свою мысль к завершению: «Потому что в Нем угодно было обитать всей полноте».
То, что Павел говорит здесь о всей полноте, означает, что во Христе обитает полнота и ветхого, и нового творения. Как мы уже говорили, полнота — это то же самое, что образ, и то же самое, что выражение. В Новом Завете слово «полнота» употребляется для обозначения Тела. В Эф. 1:23 Павел говорит, что церковь — это Христово Тело, «полнота Того, кто наполняет все во всем». Тело — это полнота, полнота — это выражение, а выражение — это образ. Если мы хотим понять Кол. 1:15-20, мы должны понять, что образ из стиха 15 — это и есть полнота как выражение из стиха 19. Итак, образ Бога — это выражение Бога, а выражение — это полнота Бога. Полнота Бога видна в ветхом творении, поскольку Христос — Первородный творения, и в новом творении, поскольку Христос — Первородный из мёртвых. Именно поэтому в стихе 19 говорится о всей полноте. Всей полноте было угодно обитать во всеобъемлющем Христе.
Если у нас будет необходимое духовное зрение, то, глядя на вселенную, мы будем видеть Христа. Точно так же, рассматривая церковь, мы тоже будем видеть Христа. И во вселенной, и в церкви присутствует полнота Бога, Его выражение. Этим выражением является Сам Христос, образ невидимого Бога.
Каждый вдумчивый человек понимает, что во вселенной существует некое выражение. Чем больше мы размышляем о вселенной, тем отчётливее мы ощущаем, что она представляет собой выражение чего-то. Согласно Посланию к Колоссянам, вселенная представляет собой выражение полноты невидимого Бога. Точно так же, когда мы смотрим на полноценную церковную жизнь, мы тоже замечаем некое выражение. Это выражение тоже выражает образ невидимого Бога. Образом этим является Христос. Христос — Первородный и ветхого, и нового творения, и поэтому Он — выражение невидимого Бога.
V. Христос, в котором было угодно обитать всей полноте
В Кол. 1:19 говорится, что всей полноте было угодно обитать во Христе. Отзвуки этой мысли встречаются в 2:9, где Павел говорит: «...ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Полнота и ветхого, и нового творения обитает во Христе. Под полнотой здесь понимается не богатство Бога, а выражение этого богатства. Выражение Божьего богатства обитает во Христе.
Многие христиане говорят об обитающем в них Христе и не понимают, что обитающий в них Христос всеобъемлющ. Если вы спросите их, какой Христос в них живёт, они будут говорить о Христе только как о Спасителе и Искупителе. В этом, конечно, нет ничего плохого, но этого совершенно недостаточно. Когда Павел говорит: «Христос в вас, надежда славы» (1:27), он имеет в виду очень богатого Христа, Христа, который есть наша добрая земля, выражение невидимого Бога, Первородный и ветхого, и нового творения, Тот, в ком было угодно обитать всей полноте. Даже этим не исчерпывается все, чем является Христос. Именно Христос со всеми этими аспектами, обитая в нас, является нашей надеждой славы.
VI. Христос — тайна Божьего домостроительства
Многие христиане, даже христианские пасторы и служители, не знают, в чем тайна Божьего домостроительства. Некоторые из них даже незнакомы с этим выражением. Тайна Божьего домостроительства — это Христос. Обитающий в нас Христос есть тайна этого домостроительства, которое включает в себя Божье управление всей вселенной. Какая глубина! У Бога есть вселенское домостроительство, и центром, средоточием этого домостроительства является Христос. Кроме того, это домостроительство абстрактно, глубоко и таинственно. Тайной этого вселенского домостроительства, его неизъяснимым элементом является Христос. Колоссяне сделали большую глупость, когда обратились от этого Христа к гностицизму, мистицизму и аскетизму. Зачем им понадобилась философия, когда у них был Сам Христос, тайна Божьего вселенского домостроительства? Как это важно, чтобы мы осознали, что в нас обитает Сам Христос, тайна Божьего домостроительства!
В 2:2 Павел говорит о «познании тайны Божьей, Христа». Будучи тайной Божьей, Христос является воплощением Бога, а также животворящим Духом. Мы с лёгкостью можем говорить на многие темы, но говорить о Христе как тайне Божьей для нас тяжело. В этом отношении наш разум похож на кусок мрамора, неспособный впитывать жидкость. Можно прослушивать одно за другим сообщения о Христе как тайне Божьей, не воспринимая ничего из того, что слышишь. Много лет назад мне встретился один брат, который любил повторять: «Христос во мне — надежда славы». Однако знание Христа у этого брата было весьма ограниченным. Он любил говорить о Христе, обитавшем в нем, но на самом деле он не знал Христа в этом аспекте. Он не понимал, что живущий в нем Христос — это сама тайна Божья.
VIII. Христос — реальность всего положительного
В Кол. 2:16-17 говорится: «Итак, пусть никто не судит вас в том, как вы едите и пьёте, или в отношении праздника, или новомесячия, или субботы; все это есть тень грядущего, а тело — Христово». Из этого стиха видно, что Христос есть реальность всего положительного. Он — настоящие солнце, воздух, вода, пища, цветы и деревья. По сравнению со Христом все остальные деревья представляют собой лишь тени. Он — настоящие яблоня, смоковница, маслина, гранат и лоза. На самом деле, Он — дерево жизни. Также Он — реальность всех положительных людей из Ветхого Завета. Например, Он — больший Соломон и больший Иона (Мф. 12:41-42).
Этим Посланием Павел говорил колоссянам, что они заблуждаются, обращаясь от всеобъемлющего Христа к философии, обычаям и поклонению ангелам. Почему они должны подчиняться предписаниям в отношении пищи, питья, праздников, новомесячий и суббот, если все это — лишь тени тех духовных вещей, которые заключены во Христе? Колоссянам незачем было возвращаться ко всему этому, потому что у них был Христос, а Христос — это все.
IX. Христос — то, из чего состоит новый человек
В 3:10-11 Павел говорит о новом человеке, «где не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, а все и во всем — Христос». Отсюда видно, что новый человек состоит из Христа. Христос является той сущностью и даже элементом, из которого состоит новый человек. Колоссянам было незачем смотреть на природные или культурные различия между людьми. В новом человеке есть место только для Христа. В новом человеке Христос — все и во всем, и поэтому там совершенно нет места природному человеку. Христос — это каждый член, и Он — в каждом члене. Обитающий в нас Христос — это то, из чего состоит новый человек.
Что за Христос в нас! Все, что мы разобрали в этом сообщении, — это различные аспекты обитающего в нас Христа. Он — удел святых, образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Первородный из мёртвых, Тот, в ком обитает Божья полнота, тайна Божьего домостроительства, тайна Божья, реальность всего положительного и то, из чего состоит новый человек. Все эти аспекты Христа раскрыты в Послании к Колоссянам, однако мы не видим большинство из них, потому что они не соответствуют нашим природным представлениям. Что соответствует нашим представлениям, так это учение Павла о том, что жены должны подчиняться мужьям, а мужья — любить жён. Даже не читая Писаний, мы уже имеем какие-то представления на этот счёт. То, что Павел говорит в Послании к Колоссянам, нельзя воспринимать поверхностно. Нужно вникать в эту книгу, чтобы открыть для себя все эти аспекты Христа. Затем нам нужно славить Господа и поклоняться Ему согласно этим аспектам. Мы должны говорить: «Господь, я поклоняюсь Тебе за то, что Ты — удел святых. Я славлю Тебя за то, что Ты — образ невидимого Бога». Как это хорошо — поклоняться Господу таким образом!
Если мы будем знать Христа во всех этих аспектах, это возвысит наше восхваление Господа на собраниях Господней трапезы. Я посещаю собрания Господней трапезы уже сорок семь с лишним лет, и на каждом собрании я слышу, как святые восхваляют Господа. Большая часть этих восхвалений находится на примитивном уровне. Например, одно собрание за другим святые славят Господа за кровь. В этом, конечно, нет ничего плохого. Но если мы будем оставаться на этом уровне, наше восхваление будет мелким. Нам нужно вспоминать Господа и славить Его в соответствии с откровением, содержащимся в Послании к Колоссянам. Нам нужно пользоваться выражениями вроде тех, что содержатся в одном из наших гимнов:
Возлюбленный Сын Божий В Своё нас царство ввёл, Удел святых во свете Он кровью приобрёл. В творенье Первородный, Все в Нем сотворено, Все чрез Него возникло, К Нему прийти должно.
На Господней трапезе нам нужно вспоминать Господа как удел святых, как образ Бога, как тайну Божьего домостроительства и как реальность всего положительного. Да обогатит Господь наше восхваление!
Обитающий в нас всеобъемлющий Христос — это приготовленный Бог (Ин. 14:8-11, 16-20; Мф. 28:19). Он был приготовлен посредством воплощения, человеческой жизни, распятия и воскресения, и сейчас Он в вознесении.
Как мы уже неоднократно указывали, обитающий в нас Христос — это также животворящий Дух (1 Кор. 15:45). Этот Дух, всеобъемлющий Дух с обильным снабжением (Флп. 1:19), является также составным. В Исх. 30:23-30 мы видим иллюстрацию к этому составному Духу. Как говорит Слово в этом отрывке, миро для священного помазания изготовлялось путём смешивания четырёх благовоний с оливковым маслом. Все вместе — масло и благовония — образовывали состав, миро, которое использовали при помазании священников, скинии и всего, что с ней связано. Масло служит прообразом Духа Божьего, а четыре благовония представляют собой прообразы Христа в Его божественности и Его человечестве с действенностью Его смерти и силой Его воскресения. Именно о составном Духе, показанном через прообраз мира, говорится в Ин. 7:39. В то время, о котором говорится в этом стихе, составного Духа «ещё не было», потому что Иисус ещё не был прославлен. Теперь же, после прославления Христа, Дух — это уже не просто Дух Божий; это составной Дух, Дух Божий с добавленными к Нему человечеством Христа, действенностью Его смерти и силой Его воскресения. Как приготовленный Бог, Христос является этим составным всеобъемлющим животворящим Духом.
Христос сейчас обитает в нашем духе (2 Тим. 4:22), чтобы быть одним духом с нами (1 Кор. 6:17). Как животворящий Дух, слитый с нашим духом, Он является нашей жизнью и нашей личностью (Кол. 3:4; Эф. 3:17).
В 1:27 Павел не только говорит, что Христос обитает в нас; он также говорит, что Христос обитает в нас как надежда славы. Христос может быть нашей надеждой славы потому, что Он обитает в нашем духе и является нашей жизнью и нашей личностью. Как сказано в 3:4, когда будет явлен Христос, жизнь наша, тогда и вы будете явлены с Ним во славе. Он явится, чтобы прославиться в нашем искупленном и преображённом теле (Рим. 8:23; Флп. 3:21; 2 Фес. 1:10). Когда придёт Христос, мы будем прославлены в Нем, а Он будет прославлен в нас. Это означает, что обитающий в нас Христос пропитает все наше существо, включая наше физическое тело. Это приведёт к преображению нашего тела и сделает его подобным Его прославленному телу. Тогда Христос будет прославлен в нас. Таков Христос в нас как надежда славы.