Тексты Писания: Кол. 1:24-26
В 1:25 Павел говорит, что он стал служителем «по домоправлению Божьему». Для того чтобы Бог был полностью выражен, необходимо Божье домоправление.
Важно точно понять значение слова «домоправление». Греческое слово «ойкономиа», которое здесь переведено как «домоправление», употреблено также в Эф. 1:10; 3:9 (там оно переведено как «домостроительство»). Также это слово встречается в Эф. 3:2, где Павел говорит о домоправлении данной ему благодати. В древности слово «ойкономиа» обозначало работу домоправителя, раздачу чего-либо или управление чем-либо. Во времена Павла во многих богатых семьях были домоправители, в обязанности которых входило распределять пищу и все необходимое среди домашних. У нашего Отца большая божественная семья, и поскольку наш Отец обладает несметным богатством, в Его доме нужно много домоправителей, которые раздавали бы это богатство Его детям. Такая раздача называется домоправлением. Домоправление — это раздача.
Здесь это слово обозначает раздачу Богом Своего богатства в Своих избранников. Домоправление — это осуществляемое Божьими служителями служение раздаяния. Это служение раздаяния является также Божьим управлением. Сегодня Бог осуществляет Своё управление, раздавая Себя в нас. Это домоправление, это раздаяние, это управление называется Божьим домостроительством. Божье новозаветное домостроительство отчаянно нуждается в Божьем домоправлении.
Как мы уже сказали, домоправление — это распределение имущества в семье царя или вельможи. Божья царская семья богата Христом. Как показано в Послании к Колоссянам, Божья семья особенно богата всеобъемлющим и первенствующим Христом, который есть образ невидимого Бога, Первородный всего творения и Первородный из мёртвых. Богатство этого Христа, который является полным выражением Триединого Бога, необходимо раздать в членов Божьей семьи. В этом служении по раздаче, которое названо в 1:25 Божьим домоправлением, и заключалась работа апостола Павла. В том же должна заключаться и наша работа сегодня.
Мало кто из служителей и работников в сегодняшнем христианстве занимается Божьим домоправлением. Иначе говоря, мало кто на деле раздаёт богатство Христа в членов Божьей царской семьи. Необходимо Божье домоправление, чтобы этот богатый, всеобъемлющий, первенствующий Христос раздавался в членов Его Тела.
Это домоправление является в Новом Завете служением. Новозаветное служение состоит в раздаче неисследимого богатства всеобъемлющего Христа в членов Божьей семьи. Апостол Павел раздавал богатство Христа в святых. То же самое сегодня делаем мы в служении.
Божье домоправление соответствует Божьему домостроительству. Для Бога это — домостроительство, для нас — домоправление. Все святые, какими бы незначительными они ни казались, имеют служение, соответствующее Божьему домостроительству. Иначе говоря, каждый святой может раздавать богатство Христа в других.
Бог всем сердцем желает раздать Себя в человека. Эта мысль занимает центральное место во всей Библии. Божье домостроительство направлено на то, чтобы Бог раздал Себя в человека. Мы участвуем в этом домостроительстве своим домоправлением, своим служением по раздаче Христова богатства. После того как богатство Христа было роздано в нас, нам нужно взять на себя заботу раздавать его в других. Для Бога это богатство является Его домостроительством, для нас оно является домоправлением, а когда мы раздаём его в других, оно становится Божьим раздаянием. Когда Божье домостроительство достигает нас, оно становится нашим домоправлением. Когда мы осуществляем своё домоправление, раздавая Христа в других, оно становится Божьим раздаянием в них. Итак, мы видим здесь домостроительство, домоправление и раздаяние.
Те, кто занимает в поместных церквях ответственное положение, должны участвовать в Божьем домоправлении. Это значит, что старейшины должны быть образцом в раздаче Христова богатства в людей. Христос всеобъемлющ, Ему принадлежит первенство, но необходимо, чтобы Он был роздан в членов Божьей семьи. Это раздаяние происходит посредством домоправления. Поэтому между неисследимо богатым Христом и членами Его Тела должно существовать домоправление. Все, на ком лежит руководство в Господнем восстановлении и ответственность за заботу о церквях, должны понимать, что они участвуют в этом божественном домоправлении. Мы не ставим себе целью проводить обычную христианскую работу. В частности, нас не интересует чисто внешнее преподавание Библии. Мы хотели бы служить всем членам Божьей семьи, преподнося им богатство Христа. Когда мы разговариваем друг с другом, нам нужно преподносить друг другу богатство Христа. Даже когда нас приглашают к кому-то из святых на ужин, нам нужно раздавать богатство Христа. Вот в чем состоит Божье домоправление.
Каждый член Тела Христова имеет право участвовать в этом домоправлении. В Эф. 3:8 Павел называет себя «менее чем наименьшим из всех святых». Из этого следует, что Павел был ещё меньше, чем мы. Если Павел мог быть домоправителем, значит, и мы можем быть домоправителями и раздавать богатство Христа в других. Например, когда мы благовествуем, нас должно волновать не только спасение душ. Благовествовать нужно для того, чтобы осуществлять домоправление раздаяния богатства Христа в людей. Каждый день нам нужно исполнять своё домоправление, раздавая Триединого Бога в человека. Слава Господу за то, что у каждого из нас есть право участвовать в этом домоправлении! У нас у всех есть это почетное право — раздавать неисследимое богатство Христа в других. Поэтому мы должны не просто благовествовать и не просто учить Библии; мы должны также вкладывать богатство Христа в людей.
У нас есть много возможностей преподносить богатство Христа святым. Предположим, мы помогаем какой-то семье с переездом. Нужно не просто таскать мебель, а снабжать богатством Христа членов этой семьи, и особенно сестру. Если мы помогаем с переездом и при этом не раздаём богатство Христа, то, на самом деле, может быть, мы только мешаем другим. Помогая семье перевезти вещи на новое место, мы должны поставить себе целью раздавать богатство Христа. Что бы мы ни делали в подобном служении, все это должно сопровождаться Христом.
Ещё одна возможность преподносить богатство Христа другим — это когда вы оказываете гостеприимство или, наоборот, пользуетесь чьим-то гостеприимством. И хозяева, и гости должны преподносить друг другу богатство Христа.
Да откроет Господь наши глаза, чтобы мы увидели, что все мы можем участвовать в Божьем домоправлении. В любой из сторон практической церковной жизни, даже рассаживая святых или убираясь в зале, нужно раздавать Христа в других. Сначала нам нужно наполниться Христом, а затем — преподносить богатство Христа другим. В этом заключается наше домоправление.
В 1:24 Павел говорит: «Теперь я радуюсь в страданиях за вас и восполняю со своей стороны то, чего недостаёт скорбям Христовым, в моей плоти ради Его Тела, которое есть церковь». Существуют два вида скорбей Христовых: скорби ради совершения искупления, которые полностью претерпел Сам Христос, и скорби ради произведения и созидания церкви, которые должны быть восполнены апостолами и верующими.
Судя по тому, что Павел упоминает скорби Христовы в связи с Божьим домоправлением, домоправление может осуществляться через страдание. Если мы хотим принимать участие в Божьем домоправлении, мы должны быть готовы к страданиям. Все, кто служит в церкви или участвует в служении, должны быть готовы познать скорби домоправителя. Иначе говоря, мы должны быть готовы любой ценой исполнять своё домоправление.
Как мы уже упомянули, оказывая гостеприимство или прибегая к его услугам, мы должны осуществлять своё домоправление, раздавая богатство Христа в других. Однако оказание гостеприимства может быть сопряжено с определёнными страданиями. В равной степени и гость, остановившись у кого-то дома, может столкнуться со страданиями. Мне доводилось гостить у многих святых. Хозяева неизменно заботились обо мне замечательно и делали все необходимое, чтобы я ни в чем не нуждался. И все же я страдал, страдал просто от того, что я жил не у себя дома. Как бы хозяева обо мне ни заботились, я всегда возвращался домой с радостью. Однако я могу с радостью засвидетельствовать, что многие говорили о питании, назидании и укреплении, которые они получили от гостеприимства как в качестве хозяина, так и в качестве гостя. Это показывает, что осуществление Божьего домоправления путём раздачи богатства Христова в членов Божьей царской семьи стоит любых страданий, больших или малых. Как мы увидим в следующем сообщении, страдания, в которых мы участвуем, — это страдания ради созидания Тела Христова. Они никак не связаны с совершением искупления.
II. Домоправитель — это служитель
Говоря о Теле Христовом, о церкви, Павел пишет в 1:25: «...служителем которой я стал по домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье». Здесь Павел говорит, что он, домоправитель, стал служителем церкви.
Б. Чтобы завершить слово Божье
В 1:25 Павел также говорит о завершении слова Божьего. Слово Божье — это божественное откровение, которое не было завершено до написания Нового Завета. В Новом Завете апостолы, особенно апостол Павел, завершили слово Божье, раскрыв Божью тайну, то есть Христа, и Христову тайну, то есть церковь, и показали нам тем самым полное откровение о Божьем домостроительстве. Как сказано в 1:26, слово Божье — это «тайна, которая была скрыта от веков и от поколений, а теперь явлена Его святым». Эта скрытая тайна связана со Христом и церковью, с Главой и Телом. В раскрытии этой тайны через апостола Павла и заключалось, главным образом, завершение слова Божьего как божественного откровения.
«От веков» значит «от вечности», а «от поколений» значит «от времён». Тайна о Христе и церкви была скрыта от вечности и от всех времён до новозаветного века, когда она была явлена святым, в том числе и всем нам, верующим во Христа.
До Павла божественное откровение было незавершённым. До того как Павел начал своё служение, Божье откровение было дано сначала в Ветхом Завете. Затем Бог раскрывал Себя в ходе всех тех событий, которые описаны в Евангелиях и, частично, в Деяниях. И все же Павлу нужно было написать ряд Посланий, посвящённых Христу, тайне Бога, и церкви, тайне Христа, чтобы завершить божественное откровение. Особенно чётко это завершение божественного откровения прослеживается в его Посланиях к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам.
Божественное откровение было завершено через апостолов, особенно через Павла, однако в практическом смысле завершить его должны мы сегодня. Иначе говоря, мы, общаясь с людьми, должны постепенно, постоянно, все больше и больше проповедовать им слово в полноте. Проповедовать слово в полноте, или полностью проповедовать слово, — значит завершать слово. Среди большого числа сегодняшних христиан существует потребность в подобном завершении слова. Недавно в одном журнале писали, что в Соединённых Штатах пятьдесят миллионов возрождённых христиан. А многие ли из них знают, зачем Бог их спас? Очень немногие. В христианстве слово Божье было проповедано, но оно было проповедано не в полноте. Проповедь сегодняшнего христианства не завершила слова Божьего. Поэтому существует острая потребность в его завершении.
Как мы уже сказали, слово Божье, которое нужно завершить, — это тайна, о которой говорится в 1:26. Многие христиане проповедуют слово Божье, но очень немногие рассказывают людям, в чем состоит Божья тайна. Слово Божье, проповедуемое в полном благовестии, говорит не о том, как избегнуть геенны и попасть на небеса; не говорит оно и о мире, радости и счастливой жизни. Слово, которое нужно завершить, — это «тайна, которая была скрыта от веков и от поколений». Эта тайна скрыта, спрятана. Если бы она не была скрыта, это была бы не тайна. Тайна, скрытая от веков и от поколений, — это слово Божье, которое теперь должно быть завершено проповедью святых. Эта скрытая тайна, которая явлена Божьим святым, есть «Христос в вас, надежда славы» (ст. 27). За долгие годы я много раз слышал благовестие, но редко мне удавалось услышать сообщение, где говорилось бы о том, что Христос не просто спасает тех, кто верит в Него, но также входит в их дух и пребывает там как их жизнь. Большинство проповедей в сегодняшнем христианстве — иного рода. Поэтому и существует потребность в завершении слова Божьего.
Если мы не будем преподносить другим богатство Христа, их знание божественного откровения будет неполным. Само по себе откровение не имеет никаких недостатков. Все завершилось много столетий назад. Но что касается практики, чего-то может недоставать, особенно если мы не исполняем свою часть Божьего домоправления. Нам всем нужно исполнять свою обязанность по завершению слова Божьего.
В завершении слова Божьего нуждаются новички в Господнем восстановлении. Например, новичок может твёрдо верить в то, что Христос — Бог и Творец. Но при этом он может не подозревать о том, что Христос всеобъемлющ, и не переживать Его всеобъемлемость. Он может не подозревать о том, что Христос, будучи человеком, является ещё и творением. Когда он слышит об этой стороне Христа, это может его смутить. Значит, нужно, чтобы кто-нибудь завершил для него слово Божье в этом отношении и показал ему, что Христос не только Бог, но и человек. Он всеобъемлющ. В 1 Тим. 2:5 Павел употребляет такое выражение: «Человек Христос Иисус». Кроме того, после вознесения Христа Стефан видел Сына Человеческого на небесах (Деян. 7:56). Человек — это, разумеется, творение из плоти и костей. После Своего воскресения Господь показал ученикам Своё тело из плоти и костей (Лк. 24:39). Поскольку воскресший Христос по-прежнему является человеком, имеющим такое тело, Его можно назвать творением. И все же многие верующие под влиянием религиозной традиции не горят желанием высказать подобное утверждение о Христе. Им кажется, что это учение может быть ересью. Нам нужно помочь им принимать чистое Слово Божье и верить всему, что в нем говорится. Другими словами, нам нужно помочь им прийти к завершению слова Божьего.
В Господнем восстановлении нам нужно больше домоправителей, которые могли бы завершать слово Божье. Мы все должны иметь такую заботу. Нам нужно больше времени проводить в присутствии Господа, чтобы Он стал нашим уделом для нашего наслаждения и чтобы у нас было богатство Христа, которое мы могли бы преподносить другим. Тогда мы станем людьми, завершающими слово Божье. Тогда через наше служение другие верующие будут получать питание и поддержку, будут укрепляться и созидаться.
Тело созидается по мере того, как все члены осуществляют домоправление раздачи Христова богатства. Пусть среди нас возникнет это взаимное домоправление! Вы преподносите богатство Христа другим, они преподносят Христа вам. В этом случае мы все будем получать питание и наслаждаться Христом как никогда. Тогда благодаря домоправлению раздачи Христова богатства будет происходить практическое созидание церкви.