Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к филиппийцам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 56

Жизнь, полная снисходительности и лишённая беспокойства

(1)

  Тексты Писания: Флп. 4:1-7; 1:8; 2 Кор. 10:1а

  При чтении Послания к Филиппийцам нам может показаться, что мысль Павла в четвёртой главе, стихах 1-7 не так высока, как та, что выражена в первых трёх главах. В первой главе он говорит о житии Христа и возвеличивании Его; во второй главе — о принятии Христа за образец, о нашем сиянии в мире как светил и о держании слова жизни; в третьей главе — о превосходстве познания Христа и стремлении к цели, к награде вышнего призвания Божьего в Христе Иисусе. Затем, в четвёртой главе, Павел использует выражения, которые на первый взгляд вполне обычны: «Радуйтесь всегда в Господе», «Кротость [или: снисходительность — греч.] ваша да будет известна всем человекам», «Не заботьтесь ни о чём». Представьте, вы стремитесь к цели за наградой, а вас вдруг призывают «не заботиться ни о чём». Разве не покажется вам это неуместным? Вы, наверное, скажете: «Я стремлюсь к Христу. Я хочу достичь цели — особого воскресения. Почему вы говорите мне о заботах?» Многие читатели Послания к Филиппийцам ценят первые три главы, но, возможно, бессознательно считают, что четвёртая глава находится на более низком уровне.

  Много лет тому назад я ценил первые три главы Послания к Филиппийцам гораздо больше, чем четвёртую главу. Мне казалось, что после восхождения на высокую вершину в первой, второй и третьей главах Павел вдруг спускается на более низкий уровень в четвёртой главе. Я не мог объяснить такого неожиданного изменения в писании Павла.

Необходимость знать секрет

  В 4:12 Павел говорит: «Я научился [букв. — узнал секрет]». Чтобы делать то, о чём говорится в четвёртой главе, требуется божественная жизнь. Павел узнал секрет того, как уметь делать всё в Укрепляющем его. В стихе 4 он увещевает нас всегда радоваться в Господе. Мы думаем, что радоваться в Господе легко. На самом деле для того, чтобы радоваться в Нём, нужно особое воскресение. Чтобы радоваться в Господе, нам нужно быть в Нём как в Укрепляющем нас. Таким образом, даже, по видимости, простой вопрос с радостью в Господе требует того, чтобы мы научились, узнали секрет. Если мы не познаем секрет, мы не сможем радоваться.

  В 4:5 Павел говорит: «Кротость ваша [или: снисходительность — греч.] да будет известна всем человекам». Во Втором послании к коринфянам 10:1 он говорит: «Убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Снисходительность, упомянутая в 4:5, — это не обычная, не этическая снисходительность. Это снисходительность Христа, духовное качество, добродетель Христа. Эта снисходительность должна стать нашей снисходительностью, и тогда мы явим нашу снисходительность, снисходительность Христа, перед всеми людьми.

  Что такое снисходительность и почему Павел упоминает в 4:5 именно снисходительность, а не какую-либо другую добродетель? Если бы Павел велел нам явить нашу любовь или доброту перед всеми людьми, этот стих не представлял бы для нас трудности. Но здесь Павел не говорит о любви, доброте, смирении или какой-то другой человеческой добродетели. Вместо этого он подчёркивает снисходительность. Мы знаем, что такое любовь, доброта и смирение, но кто может дать соответствующее определение снисходительности? Если бы много лет тому назад меня попросили дать определение снисходительности, я бы сказал, что снисходительность — это способность сносить, нести тяжёлое бремя в течение долгого времени. Однако это определение природно. Оно не помогает нам понять, почему Павел говорит в 4:5 о снисходительности, а не какой-либо другой добродетели.

  Сказав, что наша снисходительность должна быть известна всем людям, Павел в стихе 5 продолжает: «Господь близко». Многие толкователи считают, что это означает близкое пришествие Господа. Я не смею говорить, что здесь это совсем не подразумевается, но Павел говорит не о том, что Господь скоро грядёт, но что Он уже близко. В следующем стихе Павел велит нам не заботиться ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания перед Богом. Говоря о нашей снисходительности перед людьми, о том, чтобы мы не заботились ни о чём, но во всём открывали наши желания Богу, Павел вдруг заявляет, что Господь близко.

  Сами по себе мы не способны явить свою снисходительность перед людьми, освободиться от забот или даже открыть свои желания Богу. Некоторые думают, что молиться легко; в действительности молитва — вещь трудная. Чтобы делать всё это, мы, подобно Павлу, должны узнать секрет. Нам также нужно быть в Укрепляющем нас.

Стоять твёрдо в Господе

  Послание к Филиппийцам 4:1-7 — часть заключительного слова Павла к первой, второй и третьей главам. То, что он говорит в 4:1-7, основано на том, что он написал до этого: что нам следует жить Христа, возвеличивать Христа, принимать Христа за образец, познавать превосходства Христа, стремиться к цели и жить в особом воскресении.

  В 4:1 он говорит: «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, [твёрдо — греч.] стойте так в Господе, возлюбленные». Мы знаем из третьей главы, что Павел стремился найтись в Христе. В 4:1 он велит нам стоять твёрдо в Господе. Если мы стоим твёрдо в Господе, мы имеем ключ к тому, чтобы являть нашу снисходительность всем людям. Если мы не стоим твёрдо в Господе, мы не сможем явить нашу снисходительность. Чтобы что-то делать, нужно надлежащее устойчивое положение. Это относится и к проявлению нашей снисходительности. Для этого мы должны стоять твёрдо в Господе, то есть мы должны оставаться в Нём. Следовательно, слова Павла «Стойте так в Господе», и слова Господа «Пребудьте во Мне» (Ин. 15:4) относятся к одному и тому же.

  В стихе 2 Павел продолжает: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе [букв. — в Господе]». Стоя твёрдо в Господе, мы должны «мыслить то же в Господе». Без Господа мы не можем мыслить то же. Если мы хотим мыслить то же в Господе, мы должны сначала твёрдо стоять в Нём.

  Стих 3 продолжает: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни». Здесь Павел просит тех, кто был его искренними сотрудниками, помогать Еводии и Синтихии мыслить то же. Павел словно говорит: «Эти две сестры — мои соработники, но по крайней мере временно они не в Господе. Я прошу вас, искренних сотрудников, постараться вернуть их к Господу и помочь им мыслить то же в Господе». Эти сёстры были соработниками, трудившимися с Павлом и подвизавшимися с ним в благовестии, и их имена были в книге жизни. Тем не менее на тот момент они не были в Господе.

  В стихе 4 Павел говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». Когда в своём переживании мы не в Господе, у нас нет радости и мы не можем радоваться. Раньше Еводия и Синтихия могли радоваться, но теперь, из-за того, что они не были в Господе, они не могли радоваться в Нём.

  Есть один практический способ, с помощью которого можно определить, в Господе мы или нет. Если вы не едины с каким-то братом или сестрой в церкви, вы не в Господе. Конечно, в том, что касается вашего положения, вы навсегда в Христе. Ничто не может повлиять на наше положение в Христе. Но на практике и в переживаниях мы часто не остаёмся в Нём. Тот факт, что мы не едины с определённым святым, доказывает, что мы не в Господе.

  Если у вас нет единства даже с одним братом или одной сестрой, это весьма серьёзно. У большинства святых есть по крайней мере один святой, с которым они не едины. Представьте, что сёстры служат на вечере любви. Одной из них не нравится то, как служит другая, и она отказывается служить с ней. Эта сестра даже отходит в сторону от той сестры. Отходя в сторону, она, фактически, выходит из Господа. Ей надо не отказываться служить с сестрой, а проявить свою снисходительность в этой ситуации.

  Нелегко служить со святыми в церкви. Если рабочий на фабрике работает плохо, начальник может его уволить. Но в церковной жизни никто не нанят и никого нельзя уволить. Мы все родились в своей семье, и нас нельзя уволить из числа её членов. Точно так же мы родились в церкви, и нас нельзя уволить из членов церкви. Когда возникают трудности, мы не должны уходить от святых или отказываться служить с ними. Вместо этого нам нужно проявлять свою снисходительность.

Без беспокойства

  Если мы будем проявлять снисходительность, мы не будем заботиться и беспокоиться. Когда мы проявляем снисходительность, наше беспокойство исчезает. Когда мы проявляем снисходительность, мы радуемся в Господе, а когда мы радуемся в Господе, наши беспокойства исчезают. Таким образом, снисходительность поддерживает нашу радость, а радость уносит беспокойства. Но когда мы не проявляем снисходительности, мы не можем радоваться. Тогда открывается дверь для беспокойства. Это не просто доктрина; это слова о фактическом положении нашей христианской жизни.

Довольствоваться меньшим, чем нам положено

  Здесь нам нужно полнее рассмотреть значение снисходительности. Снисходительность означает то, что мы довольствуемся малым, нам нужно даже меньше, чем нам положено. Это и есть значение греческого слова, переведённого нами как «снисходительность». Довольство меньшим противоположно справедливости, которая что-то требует. Быть снисходительным — значит не требовать ничего от других, довольствоваться тем, что для нас делают. Представьте, что жена брата подаёт ему холодный напиток, тогда как он предпочёл бы горячий, он неудовлетворён и упрекает её за то, что она сделала. Это не снисходительность; это требовательная справедливость. Если бы брат проявил снисходительность по отношению к жене, он бы довольствовался тем, что она подала ему, даже если бы он не смог это пить. Он бы довольствовался меньшим, чем ему положено.

Всеобъемлющая добродетель

  В своём комментарии К. Уист указывает, что греческое слово, переведённое нами как «снисходительность», означает не только довольство меньшим, но также означает приятную умеренность. Это слово включает самообладание, терпение, сдержанность, доброту и мягкость. Более того, согласно христианскому опыту, снисходительность всеобъемлюща, так как включает в себя все христианские добродетели. Это значит, что, если нам не удаётся проявлять снисходительность, нам не удаётся проявлять ни одну из христианских добродетелей. Если жена брата подаёт ему холодный напиток вместо горячего, который он предпочитает, а он жалуется на это, в этот момент он не проявляет никакой христианской добродетели. Но если благодатью Христа он довольствуется меньшим и проявляет снисходительность по отношению к жене, не критикуя и не осуждая её, он проявляет в своей снисходительности всеобъемлющую христианскую добродетель. Его снисходительность будет включать терпение, смирение, самообладание, взирание на Господа и даже добродетель признания того, что Господь верховен во всём.

  Иногда мы ведём себя неподобающе, потому что нам недостаёт снисходительности. Причина отрицательного отношения и недобрых слов — недостаток снисходительности. Когда нам не удаётся любить, это происходит потому, что у нас нет снисходительности. Подобным образом мы нетерпимы потому, что нам недостаёт снисходительности. Даже болтливость может быть результатом отсутствия снисходительности. Если у нас не будет снисходительности, у нас не будет мира. Если мы не будем проявлять снисходительности по отношению к своей семье, в нашей семейной жизни не будет мира. Мир исходит от снисходительности.

Возвеличивать Христа, проявляя снисходительность

  Павел понял, что снисходительность является всеобъемлющей добродетелью. По этой причине он говорит: «Снисходительность ваша да будет известна всем человекам» (греч.). Такой снисходительностью в действительности является Сам Христос. В 1:21 (греч.) Павел говорит: «Для меня жить — Христос». Поскольку Христос является снисходительностью, для Павла жить — это снисходительность. Павел искренне надеялся, что Христос возвеличится в нём, жизнью или смертью. Для Павла возвеличивать Христа — означало проявлять свою снисходительность. Таким образом, возвеличивание Христа в нас равняется проявлению снисходительности перед всеми людьми. Причина здесь в том, что снисходительность — это Христос, которого мы переживаем практически. Мы говорим о житии Христа и свидетельствуем, что для нас жить — Христос. Однако изо дня в день в нашей жизни дома нам нужна снисходительность. Если у нас есть снисходительность, то у нас действительно есть Христос в наших переживаниях. Если жена брата обижает его, ему нужно явить ей Христа как свою снисходительность.

  Очень трудно быть хорошим мужем или женой. Ключ к этому кроется в снисходительности. Повторяю, снисходительность включает гораздо больше, чем кротость или смирение. Снисходительность — всеобъемлющая христианская добродетель, это Сам Христос. И в семейной, и в церковной жизни нам нужно жить Христа, ведя жизнь снисходительности.

  Чем больше мы рассматриваем значение снисходительности, тем больше мы ценим то, что Павел говорит о ней в 4:5. Наши неудачи и поражения в христианской жизни происходят потому, что у нас нет снисходительности. У всех святых, молодых и старых, в равной степени есть склонность пренебрегать снисходительностью. Если мы хотим жить Христа, мы должны довольствоваться меньшим, чем нам положено. Нам не следует предъявлять жёстких требований к другим.

  Господь Иисус, когда Он был на земле, жил жизнью снисходительности. С одной стороны, Он был очень строг, с другой, — Он был очень терпим. Например, хотя Он очень много молился, Он не предъявлял к Своим ученикам требований в отношении молитвы и не осуждал их за то, что они недостаточно молились.

Близость Господа

  Сказав о снисходительности, Павел продолжает: «Господь близко». Как я сказал, я не отвергаю того понимания, что это относится к близости пришествия Господа. Тем не менее согласно опыту, а не согласно доктрине, я хочу сказать, что эти слова относятся к присутствию Господа с нами сегодня. Это также подкрепляет увещевание Павла о том, чтобы мы проявляли свою снисходительность перед всеми людьми. Так как Господь близко, у нас нет оправданий тому, что мы не проявляем снисходительности. Часто мы не проявляем снисходительности, потому что мы забываем, что Господь близко. Мы даже не помним, что на самом деле Он находится внутри нас. Когда жена брата подаёт ему холодный напиток вместо горячего, что для него важнее: напиток или Господь? Если для него важнее напиток, то в его переживании близким будет только напиток, а Господь будет далёким. Так как мы не осознаём, что Господь близко, мы не проявляем снисходительности. Вместо этого мы строги в обращении с другими людьми и предъявляем им суровые требования, не учитывая их ситуацию. Чем больше мы осознаём близость Господа, тем более удовлетворёнными и более внимательными мы будем, приятно умеренными, учитывающими ситуацию других людей. Если мы осознаем, что Господь близко, мы обратимся от ветхого творения к новому, к особому воскресению, которое выражается как снисходительность.

Выражение особого воскресения

  Чтобы жить жизнью, полной снисходительности, Иисусу Назарянину нужно было жить жизнью в воскресении. Только жизнь в особом воскресении может быть жизнью снисходительности. Снисходительность в действительности является выражением жития, которое находится в особом воскресении, в новом творении, а не в ветхом. Явить свою снисходительность перед всеми людьми — это не просто быть добрым или терпеливым. Это значит показать всем надлежащее христианское житие. Это житие и есть Христос как особое воскресение, выраженное через снисходительность.

Быть внимательными к другим

  Мы подчеркнули необходимость снисходительности в церковной и семейной жизни. Если мы будем снисходительными, то будем внимательными в обращении с другими. Например, одна сестра хочет помочь другой улучшить её служение в церкви. Сестре, которая хочет предложить свою помощь, нужно учесть, способна ли сестра, которой она намеревается помочь, принять её совет. Ей следует также учесть, находится ли она сама в духе или в плоти, давая какие-то советы.

  Снисходительность требует того, чтобы мы не говорили с людьми поспешно. Напротив, нам нужно очень хорошо всё обдумать, прежде чем что-то сказать. Мы можем нанести вред братьям и сёстрам в церкви, а также членам своей семьи, если будем слишком поспешны в обращении с ними.

  Могу засвидетельствовать, что, будучи пожилым человеком, я обращаюсь с членами своей семьи совсем не так, как делал это сорок лет тому назад. Сегодня я проявляю гораздо больше снисходительности, чем тогда. Раньше я стоял на своём положении мужа и отца и говорил то, что считал необходимым. Однако я понял, что эта практика часто причиняла другим вред. Теперь, прежде чем сказать что-то жене, я думаю о ней и учитываю её состояние. Я спрашиваю себя, способна ли она вынести то, что я намереваюсь сказать, а также то, подходящее ли сейчас время, чтобы сказать ей это. Я также учитываю, насколько она довольна и спокойна и насколько она способна принять то, что я хочу ей сказать. Всё это входит в проявление снисходительности.

  Когда Господь Иисус шёл с двумя учениками в Эммаус, Он проявил снисходительность. Когда Он спросил их, о чём они говорят, один из них ответил: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?» (Лк. 24:18). Хотя Господь знал всё, Он спросил их: «О чём?» (ст. 19). Затем Он терпеливо слушал их, пока они рассказывали Ему о том, что произошло. Позже, в подходящий момент, Господь открылся им. Он, конечно, был весьма снисходителен к тем ученикам.

  Если мы проявим снисходительность к другим, это напитает, исцелит их и поможет им расти. Мы ни в чём не будем для них преткновением и не причиним им боли. Из-за недостатка снисходительности мы часто наносим вред людям в церкви и в своей семейной жизни.

Жить в особом воскресении

  Я хочу подчеркнуть тот факт, что снисходительность не связана с этикой. Снисходительность — это Христос. В первой, второй и третьей главах Послания к Филиппийцам Павел много говорит о Христе. Затем, в 4:5, он говорит о снисходительности, а не о Христе. На самом деле, когда он говорит: «Снисходительность ваша да будет известна всем человекам» (греч.), — он говорит: «Христос да явится и возвеличится пред всеми человеками». Сказав, что нам следует жить Христа, возвеличивать Христа, принимать Христа за образец и стремиться к Христу как своей цели, Павел указывает, что нам нужно жить Христа как свою снисходительность. Нам всем нужно, чтобы Христос был нашей снисходительностью. Жить Его как снисходительность — значит действительно жить в особом воскресении.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках