Стремиться познать Христа, силу воскресения Его и участие в страданиях Его
Тексты Писания: Флп. 3:8-11; Эф. 1:19-20; Рим. 1:4; Мф. 20:22-23; Кол. 1:24; 2 Тим. 2:11
Если мы хотим понять стихи 3:8-11, нам нужно обратить внимание на их композицию. В греческом это одно длинное предложение. Стих 10 начинается со слов «чтобы познать». Эти слова связаны с фразой «приобресть Христа и найтись». Из этого видно, что познание Христа является результатом нахождения в Нём. Все слова между «найтись в Нём» в стихе 9 и «познать Его» в стихе 10 описывают то, в каком состоянии Павел стремился найтись в Христе. Он был готов от всего отказаться и почесть всё за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём, чтобы познать Его. Согласно мысли Павла, если мы хотим познать Христа, мы должны сначала найтись в Нём. Более того, чтобы найтись в Нём, нужно счесть всё тщетой ради превосходства познания Христа и затем отказаться от всего, почитая всё сором. Только когда у нас будет превосходство познания Христа, видение великой ценности и превосходящего достоинства Христа, мы с готовностью отдадим всё остальное и сочтём всё за сор. Тогда мы приобретём Христа и найдёмся в Нём. Мы будем теми, кто живёт в Христе и кого другие находят в Христе. Если нас находят в Нём, мы, безусловно, познаем Его.
Павел жил в таком состоянии, в котором у него не было его собственной праведности, а была праведность Бога, чтобы знать (переживать) Христа и силу Его воскресения и участие в Его страданиях. Иметь превосходство познания Христа в стихе 8 можно посредством откровения; но познать Его в стихе 10 — значит иметь опытное познание Его, переживать Его в полном познании Его. Павел сначала получил откровение о Христе, а затем искал переживания Христа: он стремился к тому, чтобы познать Его на опыте.
Получив превосходство познания Христа, мы будем готовы всё почесть тщетой и почесть всё за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём. В результате мы познаем Христа на опыте. Следовательно, стих 9 исходит из стиха 8, а стих 10 — из стиха 9. Если у нас нет превосходства познания Христа (ст. 8), нас не найдут в Христе, так как именно превосходство познания Христа позволяет нам всё почесть тщетой и всё почесть за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём. Затем, приобретя Христа и найдясь в Нём, мы познаем Его, то есть мы будем наслаждаться Им и переживать Его.
Приобрести Христа — это одно, а переживать Его — другое. Мы можем показать эту разницу на примере приобретения продуктов и вкушения пищи, которая была приготовлена из приобретённых продуктов. Приобретение Христа можно сравнить с покупкой продуктов, а переживание Христа можно сравнить с вкушением пищи, которую мы купили и приготовили. Однако прежде чем купить продукты, мы должны получить превосходство познания продуктов. Прежде чем купить какую-нибудь вещь, мы должны быть и привлечены превосходством познания этой вещи. Итак, сначала мы получаем превосходство познания продуктов, затем мы приобретаем их, покупая их, и наконец мы наслаждаемся пищей, вкушая её. Точно так же Павел сначала получил превосходство познания Христа, затем пожертвовал всем, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём, и, наконец, он переживал Христа и наслаждался Им. Павел осознавал, что приобретение Христа и нахождение в Нём всегда приводит к познанию Его, наслаждению Им и переживанию Его.
Наше переживание Христа никогда не сможет превзойти превосходства нашего познания Христа. Напротив, превосходство познания Христа всегда превышает наше переживание Христа. Не было такого, чтобы переживание Христа у верующего превосходило его познание Христа. Если у нас нет более высокого познания Христа, мы не можем иметь более высокое переживание Христа. Вот почему так важно не ограничиваться своим прошлым познанием Христа.
Вы знаете, что Христос — это радость, мир и покой. До вашего спасения у вас не было мира. Но теперь, когда вы приняли Господа, у вас есть мир и радость. Я никоим образом не преуменьшаю эти аспекты познания Христа. Я, конечно же, наслаждаюсь Господом Иисусом как своим миром, покоем и радостью. Тем не менее нам не следует удовлетворяться таким ограниченным познанием Христа, надо продвигаться дальше в своём познании Его. О, как нам нужно превосходство познания Христа!
Превосходство познания Христа привлечёт нас к Христу и побудит нас отложить всё, что не Он. Если мы увидим превосходящую ценность Христа, мы с готовностью почтём тщетой не только мирские, материальные вещи, но даже свою культуру, религию и философию. Повторяю, именно превосходство познания Христа заставляет нас отбросить всё, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём.
Наша повседневная жизнь — показатель того, что мы из себя представляем и каково наше состояние в связи с переживанием Христа. Мы много говорим о Христе, но в своей повседневной жизни мы, может быть, и не в Христе. Вместо этого мы в своей культуре, национальной философии или местной логике. На церковных собраниях или при встречах со святыми у нас есть, что сказать о Христе. Но в повседневной жизни мы живём в своей национальной философии, местной логике или семейных представлениях.
За те годы, что мы провели в Господнем восстановлении, мы усвоили, что Господь есть всеобъемлющий Дух и что мы один дух с Ним. Господь теперь Дух, обитающий в нашем духе. Хотя мы знаем это как доктрину, в своей повседневной жизни зачастую мы не живём как один дух с Господом. Вместо этого мы живём в своей культуре. Мы молимся: «Господь, мы благодарим Тебя за то, что Ты животворящий Дух, и за то, что мы один дух с Тобой». Тем не менее день за днём мы не живём Христа ежеминутно. Мы не осуществляем на практике то, что мы один дух с Ним.
Недавно Господь указал мне на то, что я недостаточно живу Христа. Большая часть моей исповеди Ему связана с этой нехваткой. День за днём я провожу слишком мало времени, чтобы жить как один дух с Господом. Слишком часто я живу в чём-то, отличном от Христа, в чём-то хорошем, что не является Самим Христом. Поскольку все мы находимся в такой ситуации, нам всем нужно, чтобы Господь смилостивился над нами.
И мы, и Господь подошли к критической точке. Многие из нас сегодня определённо находятся в критической ситуации. Да, мы получили видение, что Христос наша жизнь, что Он животворящий Дух и что мы один дух с Ним, и мы много говорим о Христе. Однако в своей практической жизни день за днём мы не живём Христа ежеминутно. Другие не находят нас постоянно в Христе. Мы можем очень хорошо знать 3:7-10. Но сколько мы приобрели Христа, в какой степени нас находят в Христе и насколько мы знаем Христа на опыте? Из-за нашей насущной необходимости переживать Христа в этом сообщении у меня нет заботы представлять библейские учения. Моя забота — нести святым Христа, чтобы они росли в божественной жизни, которая есть Сам Христос, и могли продвигаться дальше в переживании Христа и наслаждении Христом.
Переживать Христа в силе воскресения
В стихе 10 Павел говорит: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие [или: общение — греч.] в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Согласно этому стиху, Павел стремился не только познать Христа, но и силу воскресения Христа и участие, или общение, в Его страданиях. Сила воскресения Христа — это Его жизнь воскресения, воскресившая Его из мёртвых (Эф. 1:19-20). Реальность силы Христова воскресения — это Дух (Рим. 1:4). Чтобы познать, переживать эту силу, требуется отождествление со смертью Христа, сообразование с ней. Смерть — основа воскресения. Чтобы переживать силу воскресения Христа, нам нужно жить распятой жизнью согласно образцу Его жизни. Наше сообразование с Его смертью даёт основание силе Его воскресения подняться, чтобы Его божественная жизнь выразилась в нас.
Участие, или общение, в страданиях Христа (Мф. 20:22-23; Кол. 1:24) является необходимым условием для переживания силы Его воскресения (2 Тим. 2:11) благодаря сообразованию Его смерти. Павел стремился познавать и переживать не только превосходство Самого Христа, но и жизненную силу Его воскресения и участие в Его страданиях. У Христа сначала были страдания и смерть, за ними последовало воскресение. У нас сила Его воскресения предшествует участию (или: общению) в Его страданиях и сообразованию Его смерти. Сначала мы получаем силу Его воскресения. Затем эта сила позволяет нам участвовать в Его страданиях и жить распятой жизнью, сообразуясь Его смерти. Такие страдания главным образом нужны для произведения и созидания Тела Христова.
Сообразование смерти Христа является самим основанием для переживания Христа. Если мы не сообразуемся смерти Христа, у нас нет основания для переживания Христа. Чтобы переживать Христа, мы должны сообразовываться Его смерти. Но чтобы сообразовываться Его смерти, мы должны участвовать в Его страданиях. Участвуя в страданиях Христа, мы входим в положение, позволяющее нам переживать силу Его воскресения. Тогда, переживая силу воскресения Христа, мы познаём Его.
В Послании к Филиппийцам 3 порядок таков: познание Христа, познание силы воскресения Христа, познание участия в Его страданиях и сообразование Его смерти. Но в нашем духовном переживании последовательность обратная. Ежедневно мы сообразуемся смерти Христа; тогда мы участвуем в Его страданиях, познаём силу Его воскресения, а познавая силу Его воскресения, мы познаём Самого Христа. Согласно последовательности Павла, мы, во-первых, обретаем превосходство познания Христа, получая видение Христа; во-вторых, мы почитаем всё за сор; в-третьих, мы приобретаем Христа и находимся в Нём, и, в-четвёртых, мы познаём Христа, переживаем Его.
Чтобы переживать Христа, мы должны быть в силе воскресения. Мы не можем быть в своей природной жизни. Чем больше мы познаём силу воскресения Христа, тем больше мы участвуем в Его страданиях и тем самым имеем общение в Его страданиях. Если мы переживаем участие в Его страданиях, мы сообразовываемся Его смерти. Когда мы сообразовываемся смерти Христа, мы входим в силу Его воскресения. Благодаря силе воскресения мы познаём Христа и переживаем Его.
Нам крайне необходимо иметь видение Христа
Нам крайне важно иметь видение Христа и таким образом получить превосходство познания Христа. Могу засвидетельствовать, что сообщения, которые я сделал о Христе по Посланию к Колоссянам, очень помогли мне и дали превосходство познания Христа. Познание Христа, которое содержится в этой книге, произвело на меня глубокое впечатление. Согласно Посланию к Колоссянам, Христос есть доля святых, образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Глава Тела, Первородный из мёртвых. В Послании к Колоссянам мы видим откровение о всеобъемлющем и всеобширном Христе.
Если мы приобретём превосходство познания Христа из Послания к Колоссянам, мы сможем засвидетельствовать не только о том, что Христос есть мир и радость, но и о том, что Он доля святых, тайна Божья и воплощение полноты Божества. Да, Послание к Колоссянам раскрывает Христа как наш мир. Но в этой книге мир раскрывается не обычным образом. В Послании к Колоссянам 3:15 мы видим, что мир Христа владычествует в наших сердцах. Чтобы просто сказать, что Христос есть мир, не требуется превосходства познания Христа. Но чтобы знать, что Христос является миром, владычествующим в наших сердцах, действительно требуется превосходство познания Его.
В Послании к Филиппийцам 3 Павел использует ряд необычных выражений. В этой главе Павел не говорит, что Христос — наша радость, мир или покой. Он говорит о приобретении Христа и нахождении в Нём; о познании Христа, о силе Его воскресения и участии в Его страданиях, о сообразовании Его смерти. Сначала нам нужно увидеть всё это. Затем нам нужно молиться, чтобы Господь даровал нам благодать переживать Его.
Многие христиане не знают Христа, раскрытого в Послании к Колоссянам и Послании к Филиппийцам. Они знают Господа Иисуса как своего Спасителя и Искупителя, а также как свою радость, мир и покой. Но они не познали Его как долю святых, образ Бога, Первородного всего творения или Первородного из мёртвых. О, как нам всем нужно превосходство познания Христа!
Знать Христа во всех этих аспектах — значит действительно истинно переживать Его и наслаждаться Им. Нам нужно наслаждаться участием, общением, в страданиях Христа, чтобы сообразовываться с Его смертью и познавать силу Его воскресения. Для этого нам нужно забыть заднее и простираться вперёд (ст. 13). Давайте все забудем заднее и пойдём вперёд к чему-то более высокому, более глубокому и более основательному в отношении Христа.
Больше познания для большего переживания
В стихах с 7 по 11 Павел ведёт нас выше и выше. Эти стихи расположены не на одном и том же уровне, они подобны восходящим ступеням лестницы. Каждый стих ведёт нас выше и выше, пока мы не достигаем вершины в стихе 11. Я призываю святых тщательно и подробно рассмотреть все моменты в этих стихах. Нам нужно размышлять над ними с обильной молитвой и молитвочтением, чтобы наше познание увеличивалось больше и больше. Мы не должны довольствоваться простым и элементарным познанием духовных вещей. Нам нужно узнать, что такое превосходство познания Христа и что значит почесть всё за сор; что значит приобрести Христа и найтись в Нём, что значит познать Христа, силу Его воскресения и участие в Его страданиях. Нужно усвоить, что значит сообразовываться со смертью Христа. Нам надо просить Господа показать нам всё это. Следует спрашивать Его обо всём, что содержится в этих стихах. Поскольку эти вопросы глубоки, мы не можем быстро и легко понять их.
Нам нельзя оставаться поверхностными христианами и довольствоваться этим. Послание к Филиппийцам отнюдь не элементарно; это — книга на уровне «аспирантуры» духовного переживания. Поэтому мы не должны довольствоваться просто общим познанием этой книги. Напротив, нам нужно усвоить особые выражения, которые Павел использует в этом Послании. Прежде чем у нас будет переживание, мы должны ознакомиться с выражениями Павла. Это выведет нас из нашей ветхости и не позволит нам говорить о Христе обычно и в общем. Да дарует нам Господь милость, чтобы у нас было больше познания Христа для большего переживания Его.