(1)
В этом сообщении мы переходим к Предводителю спасения. Догматически в этом вопросе разобраться трудно. С логической точки зрения кажется, что для спасения Иисус нужен нам как наш Спаситель и Искупитель, а не как наш Предводитель, Первопроходец и Предшественник. Тем не менее в Божьем чудесном спасении, в «столь великом спасении», нам необходим такой Предводитель. Предводитель — это вождь, который ведёт группу людей в определённое место. Куда ведёт нас этот Предводитель? Он ведёт нас в славу.
Божья слава — это понятие, которому чрезвычайно сложно дать объяснение или определение. В Своей молитве Отцу в Ин. 17 Господь Иисус сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). Что это за слава? Слава, в которую ведёт нас наш Предводитель, — это слава, которую Он уже дал нам. Хотя слава уже дана нам, нам всё равно нужно войти в неё. Как трудно говорить об этой славе! Некоторые утверждают, что слава — это сияющее состояние, в которое мы войдём в будущем, состояние восторга и трепета. Когда я раньше слышал такие высказывания, они мне не нравились. Глубоко внутри себя я ощущал, что это слишком легковесно, в этом нет веса и смысла. Если вы зададите этот же вопрос мне, я отвечу, что определить, что такое божественная слава, предписанная нам Богом, чрезвычайно сложно.
В Новом Завете говорится, что мы были призваны в славу и что эта слава была продумана согласно Божьей мудрости в вечности в прошлом. В 1 Кор. 2:7 сказано, что в вечности в прошлом Бог предопределил, что мы должны быть приведены в славу. И в 1 Фес. 2:12, и в 1 Пет. 5:10 говорится, что мы были призваны в эту славу. А согласно Кол. 3:4, когда будет явлен Христос, мы будем явлены с Ним в Его славе. Что это за слава? Большинство христиан, вероятно, считает, что слава — это просто некое сияние или блеск. Я не хочу сказать, что слава — это не сияние или блеск, потому что я ещё не вошёл в неё и не смею сказать, что такое понимание славы неправильно. Тем не менее я говорю, что такое понимание славы слишком объективно и построено исключительно на объективных соображениях. Утверждения о том, что слава, в которую мы войдём, — это просто некое яркое сияние или блеск, может быть, и правильны, однако это совершенно объективное представление.
Вопрос славы можно проиллюстрировать с помощью цветка гвоздики. Семя гвоздики очень мало. Если посеять его в землю, оно будет расти, пока в конце концов не достигнет стадии цветения. Когда гвоздика цветёт, это её прославление. От стадии семени до стадии цветения должен пройти долгий процесс. Проходя через этот процесс, гвоздика вынуждена много бороться. Будь вы семенем гвоздики, вы бы рассказали нам, какую борьбу вам приходится вести. Сначала гвоздике приходится бороться против самой себя, так как жизненный элемент внутри семени должен пробиться сквозь оболочку и прорвать её, чтобы оказаться снаружи. Затем гвоздика борется против почвы, в которой она растёт. Почва помогает гвоздике расти, поэтому её можно назвать взращивающей почвой. Однако даже эта взращивающая почва является для гвоздики препятствием. Хотя растению нужна почва и почва помогает ему расти, она все равно является помехой для роста гвоздики. Наконец, после долгой борьбы гвоздика достигает стадии цветения. Это слава гвоздики. Её цветение — это её слава.
Каждый из нас без исключений похож на семя гвоздики. Через возрождение в нас вошла жизнь славы. Теперь внутри нас есть семя славы. Жизнь, которая находится внутри нас как семя, — это жизнь славы. Это Христос в нас, надежда славы (Кол. 1:27). Слава — это не просто яркое сияние в воздухе. В таком случае она была бы слишком объективной. Если бы слава была просто внешним сиянием, она бы стала ещё одним проявлением суеты. Но не о такой славе говорится в Библии. Слава, раскрытая в Библии, — это само цветение Божьего божественного элемента. Однажды Божий божественный элемент расцветёт. Не смущают ли вас мои слова о том, что слава, в которую мы войдём, — это не просто что-то объективное, а цветение божественного элемента изнутри нас? Если да, то это означает, что, по крайней мере в какой-то степени, вы ещё держитесь за старые доктрины. Вам нужно перейти через реку.
Подумайте о преображении Господа Иисуса на горе (Мф. 17:1-2). Когда Господь Иисус взошёл на вершину горы и был преображён, спустилась ли слава шехины на Него снаружи, с третьего неба? Вошёл ли Он во внешнее сияние или блеск? Нет, слава просияла изнутри Него. Вот почему это называется преображением. Точно так же слава, в которую мы будем приведены, — это сама слава, которая сейчас находится в нас. Она не только объективна, она совершенно субъективна. Как же это отличается от традиционного учения о славе! В момент нашего возрождения семя славы было посеяно в нас. Это таинственно.
При возрождении в наше существо вошёл жизненный элемент. Этот жизненный элемент — не пустяк, это Божий божественный элемент. Всё, чем является Бог, находится в этой субстанции, в этом жизненном элементе, вошедшем в наше существо. О, как же всем нам нужно осознать то, что произошло при нашем возрождении! Божий божественный элемент вошёл в нас.
Когда дети Израиля вошли в землю Ханаанскую, они начали цвести. Это была их слава. Стадия цветения также была стадией борьбы, потому что, войдя в добрую землю, они почти сразу же начали бороться. Их первая битва произошла при Иерихоне. Вслед за Иерихоном они боролись непрерывно, пока Давид не поразил всех врагов и не был построен храм. Тогда слава Божья наполнила храм (3 Цар. 8:10). На первый взгляд, слава, наполнившая храм, сошла сверху; на самом деле, слава находилась среди детей Израиля. С того дня, как они перешли через Красное море, слава была с ними. Слава находилась в столпе облачном и столпе огненном (Исх. 14:19, 24). Когда они построили храм, он наполнился славой. Я повторяю, эта слава пришла не сверху. Она уже была среди людей и только ожидала их роста и развития. Когда дети Израиля стали полностью развитыми, слава наполнила храм.
Так же и у всех нас было своё начало во время нашего возрождения. Это была наша Пасха. Со времени нашей Пасхи, когда в нас было посеяно семя славы, это семя начало расти. Даже сейчас мы по-прежнему находимся в процессе вхождения в славу.
Теперь мы готовы разобраться в вопросе о Предводителе спасения. Спасение, Предводителем которого Христос является, — это то самое спасение, которое ведёт нас в славу, и Христос, наш Спаситель, является Предводителем такого спасения. Что это значит? Это просто значит, что наш Спаситель первым с боем прорвался в славу. Господь Иисус вошёл в славу не вдруг. В течение всех тех дней, что Он провёл на земле, шла борьба. Семя славы находилось в Нём, и оно пробивало себе путь наружу. Если вы прочитаете четыре Евангелия, вы увидите, что жизнь Иисуса была жизнью борьбы. История Его жизни — история борьбы. Он всегда вёл сражение за рост семени славы. Он боролся за то, чтобы слава вышла наружу и чтобы Он был приведён в славу.
Не думайте, что Господь вошёл в славу, когда Он вознёсся на небеса. Нет, до Своего вознесения, когда Он был ещё на земле, Он вошёл в славу в день Своего воскресения. Из Лк. 24:26 следует, что Христос вошёл в славу не через вознесение, а через воскресение. Его воскресение было Его входом в славу. Вся Его жизнь, с момента рождения и до дня воскресения из мёртвых, была борьбой. Господь боролся не только за победу, но и за славу. Он боролся за Своё прославление. Его борьба проложила путь в славу. В деле борьбы за славу Он был Первопроходцем. Он первым прошёл по пути в славу. Тем самым Он автоматически получил право быть вождём тех, кто входит в славу. Поэтому Он Предводитель нашего спасения. Сегодня мы следуем за этим Первопроходцем, который проложил путь и вошёл в славу. Эта слава является сегодня доброй землёй. Мы должны перейти через реку и войти в добрую землю. Христос в каком-то смысле перешёл через реку и находится сейчас на другом берегу, в земле славы. Хотя Он в славе, мы ещё не там. Мы только идём туда, следуя за Ним как нашим Предводителем.
I. Бог ведёт многих сыновей в славу
Наш Бог основал великое объединение, великое предприятие. Задача у этого объединения одна: привести многих сыновей в славу (2:10). Божье объединение — это объединение славы. Оно зарабатывает не деньги, оно зарабатывает славу.
Чтобы привести многих сыновей в славу, Богу пришлось подготовить подходящее окружение. Поэтому Он сотворил небеса, землю и всё, что на них. Всё предназначено для того, чтобы Бог осуществил Своё славное предприятие.
Всё, что Бог сотворил для осуществления Своего славного предприятия, существует благодаря Богу. Именно Бог поддерживает всё во вселенной, чтобы оно служило осуществлению Его славного предприятия.
В. Среди всего — многие сыновья
Всё для Бога и всё благодаря Богу. Среди всего этого — многие сыновья Божьи, которые являются центром Божьего творения. Всё — для многих сыновей Божьих, потому что цель Божьего объединения — привести Его многих сыновей в славу. Для этого нужна борьба. Вот почему первородный Сын Божий является Предводителем в спасении многих сыновей Божьих.
Цель Бога — привести Своих многих сыновей в славу. Его первородный Сын, Господь Иисус, будучи Первопроходцем, с борьбой вошёл в эту славу. Сейчас Он является Предводителем в спасении многих сыновей Божьих, который ведёт их в Свою славу путём борьбы. Мы, многие сыновья Божьи, сейчас на пути, мы с боем идём в славу, которую Бог предопределил нам.
II. Сделал Иисуса совершенным через страдания
Чтобы осуществить Свой замысел — привести многих сыновей в славу, Богу необходим пример, образец. Такой образец мог бы стать Предводителем, обладающим всеми необходимыми свойствами, который бы привёл многих сыновей в славу. Этим Предводителем является Иисус. Однако, прежде чем Иисус стал Предводителем, Его надлежало сделать совершенным через страдания (2:10). Когда я в молодости читал Библию, меня очень смущал этот стих — Евр. 2:10, в котором говорится, что Иисуса надлежало сделать совершенным. С одной стороны, я знал, что Иисус был совершенным. С другой стороны, в 2:10 сказано, что Его надлежало сделать совершенным. Поэтому я понимал это так, что Иисус был несовершенным. Однако Он поистине был совершенным. Хотя Он был совершенным до воплощения, у Него не было переживания человеческих страданий. Его надлежало сделать совершенным через страдания, чтобы Он мог стать Предводителем спасения. Выражение «сделать совершенным» в 2:10 означает «довести до конца или завершённости путём дополнения или совершенствования». «Сделать совершенным» в этом стихе фактически означает «придать все необходимые свойства». До воплощения Иисус не имел всех свойств, необходимых, чтобы стать Предводителем спасения. Чтобы получить свойства, необходимые для этой должности, Ему пришлось испытать человеческие страдания. Таким образом, слова о том, что Иисуса надлежало сделать совершенным, не подразумевают, что в Нём было какое-то несовершенство добродетели или качества; это означает только то, что Ему было необходимо завершающее переживание человеческих страданий, чтобы Он был способен стать Предводителем, Вождём, спасения Своих последователей. Поскольку Иисус прошёл через все человеческие страдания, Он был сделан совершенным, полностью соответствующим этой должности по Своим свойствам. У Него есть все свойства, чтобы привести многих сыновей Божьих в область славы, в которую Он уже вошёл как Первопроходец.
Почему автор Послания к евреям упоминает страдания? Дело в том, что, когда писалось это Послание, христиане-евреи страдали (10:32-35). Их преследовали. С одной стороны, в этих страданиях не было ничего хорошего, так как они доставляли неприятности верующим. С другой стороны, эти страдания представляли собой процесс, который помогал им войти в славу. Автор Послания говорит им, что Господь Иисус, как Предводитель спасения, уже прошёл по этому пути, чтобы помочь им перейти через воды страдания и войти в славу. Такова была мысль автора. Эта мысль глубока. Автор как бы говорит еврейским верующим: «Еврейские братья и сестры, вы должны осознавать, что Иисус — это наш настоящий Иисус Навин. Он первым перешёл через Иордан. Не упустите Его. Взирайте на Него и идите по Его стопам. Он прошёл через все страдания и вошёл в славу. Он наш Первопроходец, наш Предшественник. Он прошёл раньше нас и проложил путь в славу. Путь проложен, и единственное, что от вас требуется, — это следовать за Ним. Не беспокойтесь из-за своих страданий. Утешьтесь. Все страдания помогают вам двигаться по дороге на Сион». Иисус поистине был их Предводителем спасения. Теперь мы понимаем значение этого термина.
III. Первопроходец, Вождь и Предводитель
Поскольку Иисус был сделан совершенным через переживание человеческих страданий в плоти, Он теперь обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы исполнить Свои обязанности как Предводителя нашего спасения. Он стал нашим Первопроходцем, Вождём и Предводителем. Он проложил путь в славу, Он первым прошёл в славу, и сейчас Он — Предводитель, ведущий Своих последователей в славу.
Наше спасение — это «столь великое спасение». Это спасение очень глубоко. Оно связано не только с тем, что нас спасают от падшего состояния, но с тем, что нас ведут в славу. Нас не унесут в славу, нас спасают в славу путём страданий.
Позвольте мне обратиться к вам со словами утешения. Чем больше мы следуем за Христом по Его пути, тем больше мы должны быть готовы к переживанию страданий. Страдания — это хорошо. Они оказывают нам огромную помощь. Мы должны целовать страдания и ценить их. Мы должны благодарить Господа за наши страдания, потому что все они — наши помощники. Рано или поздно мы скажем: «Страдания, вы были моими дорогими помощниками. Я вам многим обязан. Когда я проходил через вас, вы мне не нравились, потому что я не знал, какую помощь вы мне оказываете. Спасибо вам за всё, что вы сделали». Чем больше мы, христиане, молимся, чем больше мы любим Господа, тем больше у нас бывает проблем. Исходя из наших переживаний, мы осознаем, что многие проблемы отмерены нам с поразительной точностью. Они не слишком долгие и не слишком короткие. И приходят они как раз вовремя. Оглядываясь на свои переживания, мы видим, как замечательно, что определённые вещи произошли с нами именно в своё время. Не беспокойтесь из-за своих проблем. Что бы ни происходило с вами, просто говорите: «Слава Господу! Это процесс достижения славы». Посмотрите на нашего Предводителя. Он пробивается вперёд; Он борется. Давайте последуем за Ним. Он ведёт нас не в какую-то объективную славу, Он ведёт нас в ту самую славу, которая посеяна в наше внутреннее существо. Слава, посеянная в нас как семя, разовьётся в славу, в которую мы войдём. Пусть Дух говорит нам больше о вхождении в славу.
Если вы сравните то, что мы сказали о славе в этом сообщении, с определением славы в Рим. 8:17-18, 21, вы увидите, что они одинаковы. Быть прославленным — не значит быть унесённым в область яркого сияния. Слава, в которую мы войдём, — это слава божественного элемента, посеянного в нас. Мы не входим в эту славу сами по себе; у нас есть Предводитель, который первым прошёл по этому пути, вошёл в славу и сейчас ведёт нас в неё. Мы снова видим, что мы действительно являемся теми, кто переходит через реку. Мы переходим через реку, чтобы войти в славу.