Иисус как Сын Человеческий — как человек — превосходит ангелов
В четвёртом сообщении мы увидели, что Христос как Сын Божий, как Бог, превосходит ангелов. Это раскрыто в Евр. 1. Теперь мы подходим ко второй части этого сравнения — Иисус превосходит ангелов как Сын Человеческий, как человек. Это раскрывается в Евр. 2. Сначала мы увидели Христа как Сына Божьего, как Бога; теперь мы должны увидеть Иисуса как Сына Человеческого, как человека. И как Бог, и как человек Он превосходит ангелов.
У нашего чудесного Иисуса две природы: божественная и человеческая. У Него есть божественность и человечество. Он Бог и Он человек. Поскольку Он Бог, Он Сын Божий. Поскольку Он человек, Он Сын Человеческий. Термины «человек» и «Сын Человеческий», согласно библейскому употреблению, взаимозаменяемы. Доказательство этому мы видим в Пс. 8:5, где говорится: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Следовательно, Сын Человеческий — это просто человек. По тому же принципу, Сын Божий — это Бог. Согласно Ин. 5:17-18, то, что Иисус является Сыном Божьим, означает, что Он Бог. Когда фарисеи услышали, что Господь Иисус называет Себя Богом, они обвинили Его в богохульстве, потому что, согласно их пониманию, Он делал Себя равным Богу. Христос — это и Бог, и человек. В первой главе Послания к евреям раскрывается Его божественность, а во второй главе — Его человечество. И в том, что касается Его божественности, и в том, что касается Его человечества, Он превосходит ангелов. Он превосходит их даже как Сын Человеческий.
Хотя осознать, что Бог абсолютно превосходит ангелов, легко, нам, возможно, трудно представить себе, что человек тоже превосходит их. Продолжаете ли вы держаться представления, что вы ниже ангелов? Я боюсь, что, если бы перед вами появился ангел, вы бы поклонились ему. По крайней мере вы смотрели бы на него снизу вверх, считая его выше себя. Это ошибочная мысль. Если вы думаете, что ангелы превосходят вас, вам не хватает видения. Вам необходимо увидеть вторую главу Послания к евреям. Даже в конце первой главы (ст. 14) мы видим, что, будучи наследниками спасения, мы намного превосходим ангелов, так как ангелы — это наши слуги, а мы — их господа. Мы сотоварищи Христа, а ангелы — это слуги, служащие наследникам спасения. Мы дом Божий, в котором находится небесная лестница, соединяющая нас с Богом и приносящая нам Бога, ангелы же — это служащие духи, восходящие и сходящие по этой лестнице, осуществляя своё служение нам. Следовательно, они намного ниже нас. Как мы указывали в четвёртом сообщении, в Мф. 18:10 раскрыто, что у каждого из нас есть ангел. В Пс. 33:8 сказано: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». Корнилию явился ангел (Деян. 10:3) и рассказал ему, как найти человека, который благовествовал. Более того, в Деян. 12:7-11 говорится, что ангел открыл двери, чтобы Пётр мог бежать из тюрьмы. Хотя вы, скорее всего, не знаете имя своего служащего ангела, я уверен, что он знает ваше имя. У каждого из нас есть по крайней мере один ангел, который постоянно служит нам. Это не суеверие, это действительность. Исходя из своего опыта, я могу засвидетельствовать, что в ходе моих поездок на протяжении последних сорока лет я осознавал, что мой ангел был со мной и что во многих ситуациях он защищал меня.
Христос, Сын Человеческий, как человек, превосходит ангелов. В Евр. 2 о Нём говорится не как о великом человеке, а как о маленьком человеке. Но даже как маленький человек Он превосходит ангелов. Прежде чем мы рассмотрим превосходство Иисуса как человека перед ангелами, мы должны увидеть основополагающий фактор, касающийся Его как человека, а именно то, что Бог поставил человека править землёй, что раскрыто в Быт. 1:26-28.
В Евр. 2:5 сказано: «Ибо не ангелам Он подчинил будущую обитаемую землю, о которой мы говорим». Слово «ибо» соединяет стих 5 с предыдущими стихами этой главы. Стихи с 1 по 4 содержат предостережение, они показывают нам, что за пренебрежение «столь великим спасением» будет «справедливое воздаяние». Чудесная личность Господа плюс Его замечательная работа — это «столь великое спасение», спасение, которым мы не должны пренебрегать. В принципе, избежать в стихе 3 — значит избежать некоего воздаяния, о котором говорилось в стихе 2. Если мы пренебрежём «столь великим спасением», будет правильно и справедливо, чтобы мы получили определённое воздаяние. В чём будет состоять это «справедливое воздаяние»? Мы будем подробнее говорить об этом в последующих сообщениях, но если мы обратим внимание на союз «ибо» в стихе 5, мы увидим что-то уже сейчас. Союз «ибо» возвращает нас к пренебрежению в стихе 3. Если мы пренебрежём «столь великим спасением», мы получим некое «справедливое воздаяние», «ибо не ангелам Он подчинил будущую обитаемую землю, о которой мы говорим». Итак, «справедливое воздаяние» связано с «будущей обитаемой землёй».
Если мы принебрежём столь великим спасением, «как мы избежим»? Это не значит, что мы потеряем своё спасение и будем потеряны. Раз мы спасены, значит мы спасены навсегда. Ин. 10:28 заверяет нас в этом: «И Я даю им вечную жизнь, и они ни в коем случае не погибнут вовек, и никто не выхватит их из Моей руки». Если мы верим в Господа Иисуса, Он даёт нам вечную жизнь, и мы не погибнем. Слово Господа пребудет навеки, и Его слово говорит нам, что мы навеки спасены. У нас действительно есть вечная надёжность нашего спасения. Это, однако, не значит, что у спасённого человека не может быть никаких проблем. Согласно данному отрывку в Послании к евреям, спасённый человек, спасение которого навеки надёжно, может упустить «будущую обитаемую землю». Теперь нам необходимо выяснить, что такое «будущая обитаемая земля».
Если вы знаете Библию в целом, вы поймёте, что «будущей обитаемой землёй» будет земля в грядущем веке с Божьим царством. В Пс. 2:8 говорится, что Бог дал Христу народы в качестве Его наследия и пределы земли Ему во владение. В Отк. 11:15 сказано: «Царство мира стало царством нашего Господа и Его Христа, и Он будет царствовать во веки веков». Наступит день — и вероятно, скоро, когда народы, царства земли, станут царством Христа. Согласно Дан. 2:35, во время возвращения Господа Иисуса на земле будут народы, изображённые в виде истукана из железа, глины, меди, серебра и золота. Все эти материалы представляют земные царства. Камень, который «оторвался от горы без содействия рук» (Дан. 2:34), несомненно, сойдёт с неба и разобьёт на куски железо, глину, медь, серебро и золото. В Дан. 2:35 раскрывается, что «камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». Камень, который станет горой, — это царство Божье.
Камень, который «оторвался от горы без содействия рук» и разбил на куски земные царства, — это Христос. Христос — не только камень основания (Ис. 28:16), краеугольный камень (Мф. 21:42; Деян. 4:11), верхний камень (Зах. 4:7, евр.) и живой камень (1 Пет. 2:4) для Божьего строения, но также камень преткновения (Мф. 21:44; 1 Пет. 2:8) для неверующих иудеев и разбивающий камень для народов (Мф. 21:44). Во-первых, для верующих Он является камнем основания, краеугольным камнем, верхним камнем и живым камнем, который делает из нас камни для Божьего строения (1 Пет. 2:5). Во-вторых, для неверующих иудеев Он — камень преткновения. Неверующие иудеи преткнулись о Него. Не думайте, что Господь Иисус всегда и со всеми был любезен. По крайней мере для неверующих иудеев Он был камнем преткновения. В-третьих, для язычников, народов, Господь будет разбивающим камнем, который сойдёт с неба и разобьет все земные царства на куски (Дан. 2:34-35, 44). Этот разбивающий камень станет великой горой, что означает, что Господь Иисус станет царством, наполняющим всю землю. Этим царством, великой горой, которая наполнит всю землю, является Сам Христос. Вот что в Евр. 2:5 названо «будущей обитаемой землёй». Выражение «будущая обитаемая земля» обозначает землю, которая станет царством Господа в следующем веке. Это может произойти довольно скоро.
Эта «будущая обитаемая земля» в грядущем веке подчинена не ангелам. Другими словами, Бог никогда не предписывал ангелам править той землёй. Он предписал, что управлять землёй в грядущем веке будет человек. На основании этого факта автор Послания к евреям показывает нам, что человек превосходит ангелов. Что касается этого аспекта — управления землёй в грядущем веке, человек превосходит ангелов.
Бог в Своём домостроительстве с самого начала принял решение о том, что землёй должен править человек. От вечности в прошлом Бог решил отдать управление землёй человеку. Согласно Библии, во время сотворения Бог решил, что человек должен осуществлять Его власть над землёй. Это ясно раскрывается в Быт. 1:26-28.
В Библии есть три главы, которые тесно переплетены между собой: Быт. 1, Пс. 8 и Евр. 2. Эти три главы объединяет одно важное положение: Бог поставил человека править сотворённой Им землёй. Почему Бог поставил человека править землёй? Потому что Богу нужна область, сфера, владение, в котором Он может использовать Свою власть. Без такого владения, в котором Бог может использовать Свою власть, Ему было бы очень сложно выражать Свою славу. Выражению Его славы требуется владение. Предположим, у Бога не было бы власти на земле. Как бы Он мог прийти и выразить Свою славу? Помните, чем заканчивается Господня молитва? «Ибо Твоё есть царство, и сила [или власть — греч.], и слава вовеки». Если есть царство, значит есть власть. Тогда Бог может выразить Свою славу. Царство предназначено для власти, а власть — для славы. Если у Бога нет царства, то не может быть осуществления Его власти и выражения Его славы. Господь молился за царство. В этом царстве будет осуществление власти и выражение славы.
Божий замысел постоянен и вечен. Он простирается от вечности до вечности. Бог никогда не менял Своего замысла, который заключается в том, чтобы получить человека, который бы осуществлял Его власть на земле, чтобы у Него было владение, сфера, в котором Он мог бы выражать Свою славу.
Сегодня церковная жизнь является владением. Каждая поместная церковь — это владение, где выражена Божья слава. Вот почему сегодняшняя церковная жизнь — это царство (Рим. 14:17) в малом масштабе. Хотя она не является царством в полном масштабе, она по крайней мере является царством в малом масштабе, обозначая те же вещи и те же принципы. Надлежащая церковная жизнь — это Божье царство, где Он осуществляет Свою власть с целью выразить Свою славу. Таков был Его замысел при сотворении человека.
Б. Чтобы Христос овладел землёй
«Будущая обитаемая земля» в грядущем веке царства будет предназначаться для Христова владения. Христос овладеет «будущей обитаемой землёй» (Пс. 2:8) для Своего царства. Божий замысел — восстановить землю, отняв её из рук незаконно захватившего её Сатаны, и установить на земле Своё царство для выражения Своей славы. Такую землю Бог дал Христу в качестве Его наследия. Когда мы, спасённые, будучи Его сотоварищами, получим долю в Его наследовании «будущей обитаемой земли», мы получим долю именно такой славной земли, на которой установлено Божье царство для выражения Божьей славы. Те, кто пренебрежёт «столь великим спасением», получат «справедливое воздаяние»: они упустят возможность разделить такую землю. Если мы пренебрежём «столь великим спасением», мы не избежим этого «справедливого воздаяния» и упустим возможность разделить землю грядущего царства.
Божий замысел в отношении человека существует на трёх стадиях: на стадии творения, на стадии пророчества и на стадии исполнения. Человек в Божьем замысле — это и Адам, и Христос. Адам был первым человеком, а Христос был и остаётся вторым человеком (1 Кор. 15:45, 47). Три стадии существуют в отношении и того, и другого человека. Давайте сначала рассмотрим человека в творении.
1. Чтобы выражать Бога с Его образом
В творении Бог предписал, что человек должен выражать Его, имея Его образ (Быт. 1:26-28). Человек был создан по Божьему образу, чтобы он мог выражать Его.
2. Чтобы представлять Бога с Его владычеством
Намерение Бога также состоит в том, чтобы человек представлял Его с Его владычеством. Сотворив человека, Бог наделил его Своей властью, тем самым Он поручил человеку быть Своим представителем. Таким образом, во время творения человеку было предписано делать две вещи: выражать Бога и представлять Его.
3. Не оправдал ожиданий Бога в Его замысле
Однако человек в творении не оправдал ожиданий Бога в Его замысле. Человек был отравлен Сатаной и пал. Таким образом, человек в творении был повреждён и не оправдал ожиданий Бога в Его замысле.
Если бы у нас было только Бытие, мы бы очень расстроились. Сколько бы там ни было замечательных повествований, в конце книги, тем не менее, говорится, что Иосиф умер и был положен в ковчег в Египте (Быт. 50:26). Какая жалость, что Бытие заканчивается именно так! Иосиф, человек, представлявший Бога, умер, был положен в ковчег и оставлен в Египте.
Прежде чем мы продолжим, я хотел бы сказать несколько слов об Иакове и Иосифе. Иаков, который стал Израилем, князем Божьим, и Иосиф — это на самом деле один целый человек. Иосиф был частью Израиля, хотя он и не был частью Иакова. Иаков был пронырой, плутом, но он был преобразован в Израиля, князя Божьего (Быт. 32:28; 35:10). Когда он стал опытным и зрелым, он, безусловно, выражал Бога с Его образом. В молодости Иаков был пронырой и всех обманывал: брата, отца, дядю, двоюродных братьев. Но Бог чудесен. Он сумел преобразовать такого проныру и плута и сделать его князем Божьим. Когда Иаков состарился, он больше не пытался обманывать, чего-то добиваться или плутовать. Он умел только простирать руки и благословлять людей. Иаков благословлял всякого, кто приходил к нему. Когда Иосиф привёл своего отца к фараону, Израиль благословил даже фараона, величайшего царя на земле того времени (Быт. 47:7). Он был больше фараона. К тому времени Израиль был зрелым и выражал Бога как Бога благословляющего. Наш Бог — это благословляющий Бог. Поэтому Израиль, который был полностью в Божьем образе, давал людям благословение, куда бы он ни приходил. Когда его привели к фараону, он простёр свои руки и благословил его. Это поистине было выражением Бога.
Имя «Израиль» содержит имя Бога, так как последние буквы его имени — «иль» — значат «Бог». Тем не менее Израилю был необходим Иосиф в качестве одной из его частей, его царствующей части, части, представляющей власть. В то время всей землёй на самом деле правил не фараон, ею правил Иосиф. Израиль вместе с Иосифом, с одной стороны, выражал Бога с Его образом, и с другой стороны, представлял Бога с Его властью. Однако Бытие заканчивается тем, что Иосиф умер, его положили в ковчег и оставили в Египте. Конец Бытия совсем плачевный.
Хотя положение в конце Бытия совсем плачевное, оно становится весьма обнадёживающим, когда мы подходим к Пс. 8. Псалмопевец, несомненно, испытывает воодушевление, когда говорит следующие слова: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (ст. 3-4). По вдохновению от Бога псалмопевец пророчествует о восстановлении того, что было потеряно в Адаме. Он повторяет слова из Быт. 1, пророчествуя, что положение, предписанное человеку и потерянное им, будет восстановлено. Следовательно, Пс. 8 — это восстановление положения, которое было предписано человеку в Быт. 1 и затем было им потеряно. Положение, дарованное человеку согласно божественному предписанию в Быт. 1, было потеряно во время падения человека. Псалмопевец пророчествовал, что это положение будет восстановлено. Как мы вскоре увидим, человек, пророчество о котором содержится в Пс. 8, — это Господь Иисус. Это раскрыто в Евр. 2.
1. Немного умалён по сравнению с ангелами
В пророчестве о восстановлении положения человека, которое было ему предписано, но которое он потерял, в Пс. 8 говорится: «Не много Ты умалил его пред ангелами». В Евр. 2:7 эти слова цитируются следующим образом: «Ты немного умалил Его по сравнению с ангелами». Это соответствует физическому складу человека, но не его положению. С физической точки зрения человек ниже, меньше, по сравнению с ангелами.
Однако в пророчестве в Пс. 8 говорится, что Бог «славою и честью увенчал» человека, который был умалён по сравнению с ангелами. До того как человек Иисус вознёсся на небеса, эти слова не исполнялись ни в одном человеке. Следовательно, это пророчество касается Господа как человека и исполняется в Нём.
3. Поставлен над делами Божьими
В пророчестве в Пс. 8 также говорится, что Бог поставил человека владыкой над делами Своих рук и что Он всё положил под его ноги. В Евр. 2, где эти слова цитируются, сказано, что Бог поставил человека над делами Своих рук и всё подчинил под Его ноги. Совершенно очевидно, что это повторение сказанного в Быт. 1:26-28. Это можно назвать восстановлением того, что было дано человеку в Быт. 1 и потеряно из-за падения человека в Быт. 3.
Евр. 2:6-9 — это исполнение пророчества в Пс. 8. Здесь говорится, что человек в этом исполнении — Иисус. Иисус — это второй человек (1 Кор. 15:47). Хотя первый человек не оправдал ожиданий Бога в Его замысле, второму человеку это удалось. В Быт. 1 показан человек в Божьем творении с Божьим вечным замыслом. Этот человек не оправдал ожиданий Бога. Затем в Пс. 8 речь идёт о восстановлении положения человека, которое было ему предписано, но которое он потерял; в этом псалме содержится пророчество о другом человеке. Без второго человека мы и положение, предписанное человеку, потеряны. Но у нас есть второй человек, который восстановил потерянное положение человека и исполнил Божий изначальный замысел. Второй человек показан нам в Евр. 2.
1. Немного умалён по сравнению с ангелами из-за того, что Он претерпел смерть
В исполнении пророчества в Пс. 8 человек Иисус был немного умалён по сравнению с ангелами из-за того, что Он претерпел смерть (2:9). По нашему физическому складу мы ниже ангелов. Склад ангелов несколько выше нашего. Когда Иисус пришёл как человек, Его физический склад тоже был ниже склада ангелов. Он стал человеком, принял плоть, кровь и природу человека. Почему Он принял физический склад, который был ниже склада ангелов? Чтобы претерпеть смерть. Ему было нужно физическое тело. Без такого тела Он никак не мог бы умереть за наши грехи. По этой причине Он был немного умалён по сравнению с ангелами.
После того как Иисус, претерпев смерть, совершил искупление, Он был прославлен в Своём воскресении (Лк. 24:26), а в Своём вознесении на небеса Он был увенчан славой и честью (2:9). Хотя Господь Иисус является и Сыном Божьим, и Сыном Человеческим, мы, подходя к вопросу об увенчании славой и честью, должны обратить особое внимание на Его человечество, на то, что Он Сын Человеческий. В Евр. 1 Он Бог, в Евр. 2 Он человек. Когда мы читаем Евр. 1, мы должны обращать всё своё внимание на божественность Господа. Но подходя к Евр. 2, мы должны обращать всё своё внимание на Его человечество. Именно в Своём человечестве Он был увенчан славой и честью. Он был увенчан, таким образом, как человек в Своём вознесении на небеса.
Где Иисус был увенчан славой и честью? На третьем небе. Маленький Иисус, родившийся в яслях, воспитанный в бедном доме в Назарете, не имевший ни вида, ни привлекательности, в Своём вознесении на небеса был увенчан славой и честью. Что такое слава и честь? Слава — это великолепие, связанное с личностью Иисуса; честь — это высокая ценность, связанная с важностью, значимостью (греческое слово, переведённое здесь как «честь», переведено в 1 Пет. 2:7 как «драгоценность») и достоинством Иисуса, что связано с Его положением (2 Пет. 1:17; Рим. 13:7).
а. Сделан и Господом, и Христом
Иисус был увенчан славой и честью, чтобы стать Господом и Христом (Деян. 2:36; 10:36б). До Своего воплощения Он был Господом. Но Он не был Господом как человек. Сейчас же в Своём вознесении Он, как человек, увенчан, чтобы быть Господом. Это грандиозно. С одной стороны, Он уже был Господом, потому что Он был Богом; с другой стороны, в Своём человечестве Он был увенчан, чтобы стать Господом всего. Также Он является Христом, то есть Помазанником. Титул Господь означает, что Он — Господь, управляющий всем; титул Христос означает, что Он — Помазанник, назначенный осуществить всё для Божьего плана. Помазанник — это Назначенный, а Назначенный — это Тот, кто руководит вселенским объединением «Христос и церковь».
б. Возвышен как Вождь и Спаситель
Христос был возвышен как Вождь и Спаситель (Деян. 5:31). Греческое слово, переведённое здесь как «Вождь» (в Библии короля Якова ему соответствует слово «Князь»), используется также в Евр. 2:10 и переводится там как «Предводитель». Кроме того, его можно перевести как «Начинатель», «Основоположник», «Первооткрыватель» или «Первопроходец». Невозможно найти один точный эквивалент этому слову. Христос был увенчан славой и честью, чтобы стать нашим Предводителем. Как следует из греческого слова, Он также является нашим Вождём, Князем, Первопроходцем и Предшественником. Иисус сражается, ведёт за собой, движется вперёд, первым достигая места Своего назначения. Он проложил путь в славу, и сейчас мы идём по проложенному Им пути. Следовательно, Он не только Спаситель, который спас нас от нашего падшего состояния и от всех отрицательных вещей, но также наш Предводитель, который, как Первопроходец, вошёл в славу, чтобы и нас привести в то же состояние. Господь Иисус сегодня является Господом, Христом, Предводителем и Спасителем.
Первая глава Послания к евреям раскрывает, что Христос является Сыном Божьим, приходящим, чтобы говорить, возвещать и выражать Бога. В этом качестве Он превосходит ангелов. Здесь, во второй главе, Он Сын Человеческий, идущий, чтобы стать Господом, Христом, Предводителем и Спасителем. То, что Он наш Господь, Христос, Предводитель и Спаситель, основывается в основном не на Его божественности, а на Его человечестве. Это очень практичное положение. Почему Иисус является нашим Господом? Потому что Он человек. Почему Он является Христом, Предводителем и Спасителем? Все это благодаря тому, что Он человек. Ангелы, у которых нет человечества, не могут быть нашим Господом, Христом, Предводителем и Спасителем. Только Христос в Своём человечестве может быть для нас всем этим. Далее, это человечество не природное, это воскрешённое, возвышенное и вознесённое человечество, человечество, увенчанное Божьими славой и честью. Поскольку эти понятия не природные, но новые и свежие для нас, нам необходимо уделить им значительное время, чтобы увидеть больше.