В предыдущем сообщении мы заложили основание для познания манны. В этом сообщении нам необходимо рассмотреть скрытую манну, манну в золотом сосуде.
Божья заповедь в отношении манны
Термин «скрытая манна» используется в Отк. 2:17, где Господь Иисус сказал: «Тому, кто побеждает, — ему Я дам скрытой манны». Это слово было сказано церкви в Пергаме, деградировавшей, обмирщённой церкви. Если человек побеждает деградировавшее христианство, Господь даст ему скрытую манну. Почти всё, что упомянуто в Откровении, включая манну, можно найти в Ветхом Завете. В Исх. 16:32-33 в связи с манной сказано: «И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд, и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши». Господь повелел, чтобы один гомор манны положили в сосуд. Гомор был «десятой частью эфы» (Исх. 16:36). Эфа — это целая единица, а гомор — десятая часть целой единицы. Эта маленькая доля была положена в сосуд и поставлена перед свидетельством для хранения (Исх. 16:34). Свидетельство в Исходе — это две скрижали закона, положенные в ковчег. Гомор манны был помещён перед свидетельством, другими словами, очень близко к ковчегу. Эта доля манны стала скрытой манной.
Манна сходила с неба, от Бога, как дар Его народу. Это был не кратковременный дар, это был дар, получаемый на протяжении сорока лет. Утро за утром этот дар сходил с неба для кормления и насыщения детей Израиля. После того как они насытились, Бог как бы сказал: «Возьмите гомор того, чем вы наслаждались, и поставьте его передо Мной как свидетельство и напоминание, чтобы грядущие поколения вспоминали о том, что вы, блуждая по пустыне, наслаждались этой небесной пищей». Открытая манна, доля народа, сходила от Бога, а скрытая манна, доля Бога, была принесена обратно Богу.
Теперь нам надо рассмотреть десятину — основную мысль, стоящую за словами об одной десятой произведений. От детей Израиля требовалось брать лучшую десятую часть, отборнейшую долю их произведений на доброй земле, и приносить её Богу (Втор. 14:22-23). Все произведения были от Бога. Бог установил, что одну десятую произведений, которые Он давал детям Израиля, им следовало приносить Ему. Большая часть произведений оставалась у народа, а десятина приносилась Богу как Его доля. Приносимую Богу десятину отдавали священникам и левитам (Числ. 18:21), которые в свою очередь брали десятину с полученной ими десятины и приносили её Богу. Эта десятина с десятины отдавалась первосвященнику, который служил в Святом Святых (Числ. 18:26, 28-29). Повторяю, дети Израиля приносили одну десятую своих произведений Богу как Его долю. Когда она приносилась Богу, её отдавали служащим, священникам и левитам, служившим в скинии. Затем священники и левиты брали десятую часть с этой лучшей десятой части и приносили её Богу. Её передавали первосвященнику, который служил в Святом Святых. Левиты, служившие на внешнем дворе, и священники, служившие в Святилище, могли наслаждаться только десятой частью, которую приносили дети Израиля. Только первосвященник, служивший в Святом Святых, обладал привилегией наслаждаться десятой частью с десятой части, высочайшей долей произведений доброй земли. Таким образом, чем больше мы будем служить, тем больше мы будем наслаждаться высочайшей долей, Божьей долей.
Когда дети Израиля блуждали по пустыне, Бог давал им манну с неба как дар каждый день (кроме субботы). Все они наслаждались этим даром, манной. Затем Бог как бы сказал: «Возьмите долю, одну десятую ефы, той манны, которую Я дал вам, и поставьте её перед Моим свидетельством». Эта доля манны предназначалась для Бога. Открытая манна была долей народа, а эта манна, отданная как приношение, скрытая манна в сосуде перед Божьим свидетельством, была Божьей долей. Принцип остался тем же в отношении произведений земли, когда дети Израиля вошли в добрую землю. Как только они вошли в землю, Бог перестал посылать им манну с неба, так как добрая земля обеспечивала их всем, что им требовалось для жизни. Поэтому вместо сбора манны они пожинали произведения доброй земли. Бог в связи с этим как бы сказал: «Дайте Мне в качестве Моей доли десятую часть всех пожатых вами произведений». Дети Израиля так и делали, отдавая эту десятую часть священникам и левитам, которые служили в скинии и вокруг неё. Затем Бог велел священникам и левитам брать одну десятую из полученного от народа и приносить это Богу. Эта доля, которую можно назвать лучшей из лучшего, отдавалась первосвященнику как его доля. Только первосвященник, тот, кто служил в Святом Святых, обладал привилегией наслаждаться этой высочайшей долей.
Из этого принципа мы видим, что скрытая манна — это доля для Бога. Основная мысль в связи со скрытой манной заключается в том, что она является Божьей долей. В прошлом я недоумевал всякий раз, когда читал Исх. 16:36, где говорится: «А гомор есть десятая часть эфы». Я считал, что в этом стихе нет необходимости, и мне было непонятно, зачем Моисей включил его. Я не понимал значения того, что гомор манны был положен в сосуд и поставлен перед Божьим свидетельством. Совсем недавно Господь озарил меня в отношении этого, и я увидел, что десятая часть — это лучшая доля, доля для Бога. Манна обозначает Христа, которого Бог дал нам в качестве дара. Наслаждаясь Христом как своей манной, мы должны брать лучшую долю и отдавать её в качестве приношения Богу, принося Христа Богу.
Если мы хотим есть скрытую манну, мы сначала должны есть открытую манну. Если мы не переживаем открытую манну, у нас не будет манны, которую мы смогли бы принести Богу в качестве скрытой манны. Скрытая манна — это та самая манна, которую мы переживаем, которой мы наслаждаемся и которую мы затем приносим Богу. Поскольку мы будем так близки к Богу, Он в конечном итоге скажет: «Войди в Мою столовую и обедай со Мной». Не думайте, что, никогда не наслаждаясь Христом как своей открытой манной, вы вдруг сможете наслаждаться Им как скрытой манной. Нет, скрытая манна получается в результате нашего наслаждения открытой манной. Мы наслаждаемся манной, и небольшую долю той манны, которой мы наслаждаемся, мы приносим Богу со словами: «Боже, я приношу Тебе того Христа, которым я наслаждался. Ты дал мне Христа как мою долю, и сейчас я отдаю Тебе лучшую Его часть как Твою долю». Бог на это говорит: «Чадо, войди в Моё Святое Святых и насладись этой долей вместе со Мной». Это скрытая манна.
Давайте посмотрим на наши переживания. Когда мы наслаждаемся Христом в общем как своим ежедневным снабжением, у нас само собой возникает желание принести Христа, которым мы наслаждались, Богу со словами: «О Боже, как я благодарен Тебе за Христа, которого Ты дал мне. Я так наслаждался Им. Теперь я хочу принести лучшую Его долю Тебе». Это гомор манны, лучшая доля манны, которая отдаётся Богу в качестве приношения. Эта доля предназначена не для всего Божьего народа; она только для тех, кто служит Ему самым тесным образом в Святом Святых. Это скрытая манна, которая появляется из той манны, которой мы наслаждаемся в общем.
Повторяю, Бог дал нам Христа как нашу пищу. Когда мы наслаждаемся Им как пищей, мы с благодарностью отдаём Его обратно Богу в качестве приношения. Таким образом Христос становится лучшей долей нашего наслаждения, которую мы приносим Богу в качестве Его доли. Бог доволен этим, Он принимает это и говорит: «Поскольку ты теперь со Мной в Святом Святых и ты уже не служишь Мне на внешнем дворе, Я хочу подать тебе то, что ты принёс Мне. Я прошу тебя насладиться со Мной лучшей долей Христа». Как это чудесно! Это полностью соответствует и нашим переживаниям, и всему откровению Библии и это согласуется с Отк. 2:17. Наслаждение Христом как нашей скрытой манной — это не внезапное переживание; за ним должна стоять определённая история.
Скрытая манна была скрыта, по крайней мере, под четырьмя слоями. Среди детей Израиля была скиния, внутри скинии было Святое Святых, внутри святого святых был ковчег, а внутри Ковчега был золотой сосуд. Каждый, кто хотел наслаждаться скрытой манной, во-первых, должен был быть среди детей Израиля. Во-вторых, он должен был войти в скинию. После этого он должен был войти в Святое Святых. После этого он должен был попасть в ковчег, содержащий золотой сосуд, в котором находилась скрытая манна.
Если мы применим это к нашей сегодняшней ситуации, мы увидим, что наслаждаться скрытой манной вне церковной жизни невозможно. В церковной жизни у нас есть различные группы служения. Но эти группы, осуществляя левитское служение, находятся лишь на внешнем дворе. Тем не менее с помощью этого служения на внешнем дворе мы входим в Святилище. Проходя через Святилище, мы входим в Святое Святых. Многие из нас могут засвидетельствовать, что до того как мы присоединились к группе служения, мы даже не были на внешнем дворе, мы были на улице. Но когда мы служим вместе с другими, у нас появляется ощущение, что мы находимся в Святилище, наслаждаемся Христом. Посредством этого наслаждения мы входим в Святое Святых, где находится скрытая манна.
В скинии есть три стадии вкушения: вкушение жертв вокруг жертвенника, вкушение хлебов предложения в Святилище и вкушение скрытой манны в золотом сосуде в Святом Святых. Наслаждение Христом у жертвенника вводит нас в Святилище, где мы наслаждаемся Им более тонким образом. Хлебы предложения на столе гораздо тоньше жертв на жертвеннике. Это не просто доктрина; это можно доказать с помощью наших переживаний. Когда мы наслаждаемся Христом как хлебами предложения, мы переживаем что-то ещё и говорим: «Я в Святом Святых, я вкушаю нечто такое, что я никогда раньше не переживал». Это скрытая манна.
В Ветхом Завете было два особых приношения — потрясание, обозначавшее воскрешённого Христа, и возношение, обозначавшее возвышенного, вознёсшегося Христа (Исх. 29:26-28). Десятая часть с десятой части, которая приносилась Богу для Аарона, была возношением (Числ. 18:28). Когда мы переживаем Христа на внешнем дворе и в Святилище, мы наслаждаемся не только Христом-потрясанием, но и Христом-возношением, не только воскрешённым Христом, но и возвышенным, вознесённым Христом. Это значит, что в конечном итоге мы будем в Святом Святых — наслаждаться особой долей Христа, скрытого в Боге.
Мы увидели, что в Отк. 2:17 говорится, что Господь даст победителям скрытой манны. В Кол. 3:3 сказано, что наша жизнь скрыта с Христом в Боге. Христос скрыт в Боге. Скрытая манна, упомянутая в Отк. 2:17, была скрыта в золотом сосуде (Евр. 9:4). Золото в Библии обозначает золотую природу. Следовательно, скрытая манна в золотом сосуде обозначает высшую долю Христа, скрытого в божественной природе. Божественная природа находится в Ковчеге, а ковчегом, как мы увидели, является сам Христос. Этот ковчег находится сегодня в нашем духе, который соединён со святым святых. В нашем духе есть Святое Святых, в Святом Святых — ковчег, а в Ковчеге — золотой сосуд, божественная природа. Здесь, в золотой природе, находится скрытая манна. Что такое скрытая манна? Это Христос как особая доля пищи, скрытая в божественной природе. Когда мы находимся в месте, где мы касаемся золотого сосуда, мы находимся совершенно вне мира, нашего «я» и нашего природного человека. Мы касаемся божественной природы, и в божественной природе мы причащаемся скрытой манны.
Я прошу вас посмотреть на ваши переживания. После того как вы присоединились к группе служения, вы больше вошли в церковную жизнь и начали переживать что-то более тонкое. В итоге вы стали ближе к Богу, и у вас появились очень тесные отношения с Ним. В некоторых случаях вы были так близки к Богу, что вы оказывались за пределами мира, своего «я» и даже своего природного существа. Вы становились другим человеком — человеком с Богом в Его природе. Когда вы касались божественной природы, вы касались золотого сосуда и наслаждались скрытой в нём манной, наслаждаясь Христом как своей скрытой долей в божественной природе.
Как мы увидим, за скрытой манной следует проросший жезл, а за проросшим жезлом — закон жизни. Эти три ключевые предмета, содержание Ковчега, расположены именно в такой последовательности. Сначала мы должны наслаждаться скрытой манной. Затем благодаря нашему наслаждению скрытой манной прорастёт наш жезл, а после этого у нас появится закон жизни. Многие христиане не переживают скрытую манну, поэтому их жезл не прорастает, а найти тех, кто живёт по закону жизни, совсем трудно. Они не понимают написанного в Библии о скрытой манне, проросшем жезле и законе жизни, потому что им не хватает переживания. Однако в Господнем восстановлении все эти богатства были восстановлены среди нас.
Когда мы причащаемся скрытой манны, мы переживаем Христа не на жертвеннике и причащаемся Его не на столе хлебов предложения. Мы наслаждаемся Христом, который находится в золотом сосуде внутри Ковчега. Здесь мы находимся за пределами мира и любых обстоятельств. За пределами самих себя и нашего природного существа мы касаемся божественной природы и причащаемся её. Во 2 Пет. 1:4 сказано: «Через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы». Если мы не касаемся золотого сосуда, нам будет очень трудно причащаться божественной природы. Божественная природа находится внутри золотого сосуда в Ковчеге. В золотом Ковчеге, то есть в божественной природе, находится скрытая манна как особая доля для нашего наслаждения. Она находится там, чтобы мы наслаждались скрытым Христом, Христом, который скрыт в Боге вместе с нами, и Христом, вместе с которым мы скрыты в Боге. Христос, скрытый в Боге, — это манна, скрытая в золотом сосуде. Здесь Христос является скрытой манной, и здесь мы также скрыты вместе с Ним в божественной природе.
Если мы находимся в пустыне, далеко от скинии, мы всё равно можем по Божьей милости наслаждаться открытой манной как нормальным переживанием в пустыне. Но это слишком поверхностно, внешне и отдалённо. Бог хочет, чтобы мы вошли в Святое Святых и чтобы наши отношения с Ним стали такими близкими и тесными благодаря тому, что мы касаемся золотого сосуда. Здесь, в божественной природе Бога, находится скрытый Христос как небесная скрытая манна. Мы не можем найти Его ни в каком другом месте. Сегодня Божья божественная природа находится в нашем духе. У нас есть золотой сосуд, но проблема заключается в том, что мы часто находимся далеко от своего духа. Чтобы выйти из своего духа, не требуется ссориться и бороться друг с другом. Даже когда вы шутите с братьями, вы вне своего духа. Кроме того, быть в духе — это не значит быть религиозным. Из-за религиозности мы оказываемся уведёнными в пустыню. Золотой сосуд находится в Ковчеге, ковчег — в Святом Святых, а Святое Святых соединено с нашим духом. Мне нравится гимн, в котором говорится:
Глубже Господа коснусь В Его скрытой глубине, Чтоб Господь любимый стал Сокровенной манной мне.
Внутри святого святых находится сам Христос, который является ковчегом, содержащим золотой сосуд. Христос имеет золотую природу и содержит скрытую манну, поскольку скрытый Христос находится в божественной природе. Чтобы касаться этой особой доли, высшей доли Христа, мы должны касаться божественной природы. В принципе, каждый, кто наслаждается этой долей, находится в Святом Святых.
Каждый, кто входит в Святое Святых, находится с Первосвященником. Христос, наш Первосвященник, находится в Святом Святых, и мы тоже должны быть там. Мы не только должны быть священниками на внешнем дворе или в Святилище; мы также должны быть священниками там, где находится золотой сосуд, — в Святом Святых. Если мы хотим быть в этом месте, мы должны быть за пределами мира и любых обстоятельств. Мы должны выйти из того состояния, в котором мы сердимся на людей. Иногда нас обижают неприятные слова, сказанные кем-то мимоходом. Некоторые люди обижаются до такой степени, что потом несколько месяцев не могут нормально спать. Если мы подвержены таким беспокойствам, мы далеки от нашего духа и поэтому нам будет сложно находиться в Святом Святых. Если мы выходим за пределы всех обстоятельств, хороших и плохих, приятных и неприятных, то мы находимся в своём духе, касаемся Ковчега и золотого сосуда. Я повторяю, в этом золотом сосуде находится скрытая манна, скрытый Христос как наша особая доля. Если мы хотим причащаться скрытой манны, мы должны постоянно быть в духе и касаться божественной природы. Да будем все мы двигаться вперёд и входить в это переживание.