I. Святые старого завета являются только свидетелями веры
В этом сообщении мы подошли к Начинателю и Завершителю веры (Евр. 12:2). Святые в старом завете были только свидетелями веры. Никто из них не был начинателем, источником, завершителем или совершителем веры. В стихе 1 этой главы свидетели веры названы «облаком свидетелей, окружающим нас». Господь находится в облаке, чтобы быть с народом (Исх. 13:21-22). Дети Израиля следовали за Господом согласно движению облака. Где было облако, там был Господь. Более того, облако вело людей в следовании за Господом. Если ваше сердце расположено к тому, чтобы искать Господа, и вы прочитаете Евр. 11, вы сразу же почувствуете, что рядом с людьми веры находилось Господне присутствие и Его водительство. Если у вас будет облако, у вас будет Господь. Но если вы упустите облако, вы также упустите Господа. Все люди веры, церковные люди, — это облако. Лучший способ искать Господа — прийти в церковь. Если кто-нибудь ищет Господнего водительства, он должен следовать за облаком, за церковью. Господь находится в облаке, что значит, что Он находится с людьми веры. Поскольку мы люди веры, мы сегодняшнее облако, и люди могут следовать за Господом, следуя за нами. Те, кто ищет Его, могут найти Его присутствие у нас. Господь там, где мы; где мы, там направление, в котором Господь движется сегодня.
II. Только Иисус является начинателем и завершителем веры
Только Иисус является Начинателем и Завершителем веры. Как мы видели, святые старого завета были только свидетелями веры, а Иисус — это Начинатель и Завершитель веры. Греческое слово, переведённое как «Начинатель», также может быть передано как «Основоположник», «Первооткрыватель», «Вождь», «Первопроходец», «Предшественник». То же греческое слово употреблено в 2:10 и переведено там как «Вождь». Иисус — Начинатель веры; Он Основоположник, Первооткрыватель, источник и причина веры. Поскольку Начинатель является Основоположником, Он также является Первопроходцем и Предшественником. Поэтому Он также Вождь и Предводитель. Если сложить всё вышесказанное, мы получим полное определение Начинателя веры, которым является Иисус.
Нам необходим Иисус как Начинатель нашей веры, потому что в своём природном человеке мы не имеем способности верить. Сами по себе мы не имеем веры. Вера, которой мы спасаемся, — «не от нас — это дар Божий» (Эф. 2:8). Мы получили эту драгоценную веру в дар от Бога (2 Пет. 1:1). Когда мы обращаем взор к Иисусу, Он, как «животворящий Дух» (1 Кор. 15:45), наполняет нас Собой, Своим элементом веры. Тогда в нашем существе естественным образом возникает своего рода доверие, и у нас появляется вера, чтобы верить в Него. Эта вера — не от нас, а от Того, кто вкладывает Себя как элемент веры в нас, чтобы верить за нас. Поэтому Он Сам является нашей верой. Мы живём Им как нашей верой, то есть живём Его верой (Гал. 2:20), а не собственной.
Иисус является Начинателем и Основоположником веры, главным образом, в Своей жизни и в Своём пути на земле. Господь Иисус положил начало вере, когда Он был здесь, на земле. Жизнь, которой Он жил, была жизнью веры, и путь, которым Он шёл, был путём веры. В Своей жизни и пути Он положил начало вере. Следовательно, Он Начинатель веры.
Будучи Первопроходцем и Предшественником, Иисус проложил путь веры. Если вы перечитаете четыре Евангелия, вы увидите, что Его жизнь была прокладывающей жизнью, жизнью, которая прокладывала путь веры. Куда бы Он ни шёл, казалось, на Его пути вставали горы и реки. Но шаг за шагом Он прокладывал путь веры. Если мы прочитаем Евангелия с этой точки зрения, мы увидим, что тот Иисус, который является Основоположником веры, постоянно прокладывал путь веры, засыпая пропасти и сравнивая горы, как строитель шоссе. Поскольку Он проложил путь веры, Он также является Первопроходцем и Предшественником тропы веры.
Будучи Первопроходцем и Предшественником веры, Иисус также является Вождём и Предводителем веры. Он проложил путь веры и, будучи Предшественником, первым прошёл его. Поэтому Он, как Предводитель, может провести нас по Своим стопам тропой веры. Когда мы обращаем взор к Нему как Основоположнику веры в Его жизни и Его пути на земле и как Завершителю веры в Его славе и на Его престоле на небе, то Он переливает в нас веру, Основоположником и Завершителем которой Он является, и даже наполняет нас этой верой.
Иисус также является Завершителем веры. Греческое слово, переведённое как «Завершитель», также означает «Тот, кто заканчивает нашу веру», «Тому, кто делает нашу веру совершенной». Иисус — это также Тот, кто заканчивает нашу веру, кто делает её совершенной. Если мы будем постоянно обращать взор к Нему, Он сделает законченной и совершенной нашу веру, которая нужна нам, чтобы бежать в небесном состязании.
Иисус является Завершителем нашей веры, главным образом, в Своей славе и на Своём престоле на небе. Он сидит на престоле в славе, чтобы завершить веру, которой Он положил начало, находясь на земле. Будучи Тем, кто завершает и делает совершенной нашу веру, Он завершит и закончит то, что Он начал и чему Он положил начало.
А. У нас нет природной способности верить
Теперь мы подошли к вопросу о переливании веры. Как мы видели, в своём природном человеке мы не имеем способности верить. В нашем природном существе отсутствует элемент веры. От природы у нас есть только способность не верить и сомневаться.
Спасающая вера «не от нас — это дар Божий» (Эф. 2:8). В Эф. 2:8 сказано совершенно ясно, что вера, которой мы спасаемся, не от нас. Мы получили этот дар от Бога. Бог является источником веры и Тем, кто даёт её нам; мы же являемся получателями этого божественного дара. Бог вложил что-то в наше существо, что становится нашей верой. Во 2 Пет. 1:1 сказано, что мы «получили в удел веру, равно драгоценную». Вера драгоценна, потому что она дана нам как дар от Бога.
В. Христос, как элемент веры, переливается в нас
Когда мы обращаем взор к Иисусу, Он наполняет нас Собой, как элементом веры, и становится нашей верой. Мы видели, что вера, способность овеществлять, подобна шестому чувству. Мы обрели это овеществляющее чувство благодаря благовествованию. Надлежащее благовествование связано не просто с учением; оно должно быть также связано с переливанием. Предположим, я благовествую грешникам. Прежде чем я начну благовествовать им, я должен получить что-то Господне от Господа. Затем, во время моего благовествования, полученное мной от Господа войдёт, подобно электричеству, в слушающих. Пока я буду говорить и люди будут смотреть на меня и слушать меня, что-то будет самопроизвольно и неосознанно переливаться в них. Хотя они могут качать головами, не соглашаясь с моей проповедью, глубоко внутри себя они будут верить в то, что я говорю. Хотя некоторые могут сказать сами себе, что верить глупо, что-то внутри них будет продолжать реагировать и подведёт их к такому моменту, когда они скажут: «Господь Иисус, благодарю Тебя. Ты так прекрасен. Господь, Ты мой Спаситель». Поскольку в их существо был перелит некий элемент, они могут уверовать в Господа. Я слышал о многих упрямцах, которые на собрании не признавали, что они готовы уверовать в Господа. Они возвращались домой, но не находили покоя, так как что-то внутри них всколыхнулось и беспокоило их. Когда наступало время следующего евангельского собрания, они говорили: «Я хочу ещё раз сходить туда». Это результат того, что Бог через проповедника переливал веру.
Каждый благовестник должен быть чарующим человеком. Сначала он должен быть очарован сам, и затем он сможет очаровывать других. То, что он говорит, может показаться не очень логичным, но подобно тому, как заряжается аккумулятор, его слушатели будут очарованы. По этой причине церковь должна много молиться за евангельские собрания. Чем больше мы молимся, тем более чарующим будет евангельское собрание. Благовестник должен молиться, пока у него не появится небесное очарование и он не будет полностью заряжен божественным элементом. Если он заряжен, если он чарует, то, стоя перед людьми, он почувствует, что в них что-то переливается. Это сила благовестия. Некоторые люди даже пугаются таких проповедников, говоря: «Не смотрите на него. Если вы посмотрите, вы будете привлечены им, потому что он такой чарующий». Другие проповедники красноречивы и образованы, но они не такие чарующие. Благовестник может быть лишён красноречия, но, поскольку он чарующий, люди, слушая его, будут очарованы. Через этого чарующего проповедника в них переливается некий элемент, и ничто не сможет отнять его у них. Этим вливающимся элементом является вера.
Этот принцип относится не только к благовествованию, но и к другим формам служения. Служение зависит не от красноречия, но от нашего слова. Слово отличается от красноречия. Красноречие подобно музыке: это нечто приятное для слуха. Слово, в отличие от него, является высвобождением божественного элемента. Если ваше служение правильно, вы будете очарованы и вы будете очаровывать всякий раз, когда вы будете служить. Для надлежащего служения совершенно необходимо наполняться переливанием Самого Бога. Сначала мы заряжаемся божественным элементом, а затем, в служении, мы чарующе излучаем этот божественный элемент в других. Всё это целиком и полностью связано с Божьей благодатью.
Как мы видели, Божья благодать — это просто Сам Бог, розданный в нас для удовлетворения наших нужд. Грешникам, несомненно, нужна вера, но как они могут её получить? По природе у нас нет веры, у нас есть только неверие. Но когда грешники приходят в церковь и слышат надлежащее благовествование, они заряжаются Богом. В них передаётся небесное электричество, Сам Бог. Поскольку в них таким образом передаётся Сам Бог, они обнаруживают, что у них появляется вера. Это дар веры, природой и элементом которой является Сам Бог.
Если мы хотим получить веру, мы должны отворачивать взор к Иисусу, источнику веры. Когда мы отворачиваем взор от всего остального к Нему, Он излучает Самого Себя в нас, заряжая нас Собой. В результате мы самопроизвольно получаем веру. Вера происходит не от нас; она происходит от Него. Вера — это Сам Христос, который очень субъективно верит за нас. Он переливает и внедряет Себя в нас, пока Он, Личность, не станет элементом веры в нашем существе. Поэтому верим не мы — Он верит в нас. На первый взгляд, это наша вера; на самом деле верит именно Он. Такова подлинная вера.
Зародив в нас веру, Христос никогда не оставит её. Он завершит, закончит и усовершенствует её. Не думайте, что вы сами по себе можете быть гигантом веры. Нет, у нас нет ни малейшего количества веры. Вся вера, которая у нас есть, — это Сам Христос, который верит в нас и за нас. Мы живём Его верой, Им как нашей верой (Гал. 2:20).
Христов элемент веры передаётся в наше существо посредством закона жизни. Чем больше мы позволяем закону жизни работать в нашем существе, тем больше мы способны верить. Если мы позволим ему работать в нашем разуме, чувствах и воле постоянно, его работа произведёт в нас великую веру. Послание к евреям сосредоточено на законе жизни, и вера — это начаток его действия в нашем существе.
Мы увидели, что окончательный и завершённый момент в расположении предметов обстановки скинии — это закон жизни, показанный в прообразе скрижалей свидетельства. Закон назван свидетельством, потому что он представляет собой выражение и определение того, чем является Бог. Каждый закон — это выражение законодателя. Хороший человек создаёт хорошие законы, а плохой человек создаёт плохие законы. То, какой закон человек создаёт, является отражением того, что он за человек. Следовательно, закон Божий — это отражение Божьего существа. Поскольку Бог есть Бог света и любви и поскольку Он праведен и свят, Его закон также является законом света и любви, он праведен и свят. Закон, будучи отражением Бога, является Его выражением и свидетельством. Это также тень закона жизни. Закон жизни внутри нас сегодня действительно является отражением и выражением Бога. Чем больше закон жизни работает в нашем существе, тем больше мы несём Божий образ. Таким образом мы становимся Его выражением и свидетельством.
Расположение предметов обстановки в скинии в конечном итоге приводит к закону жизни — Божьему выражению и свидетельству. Подобным образом переживание Христа, которое начинается у креста и завершается законом жизни, приводит к Божьему свидетельству. Когда закон жизни работает в нас, производя выражение и свидетельство Бога, первый итог его работы — это наша вера. Наиболее верящий человек — это тот, в ком закон жизни поработал больше всего. У такого человека есть вера, чтобы верить в Бога в высшей степени без всякого напряжения или усилия. Он верит самопроизвольно, потому что его вера приходит от работы закона жизни внутри него.
Библия очень последовательна. Хотя в ней употребляются разные слова, выражения и термины, все они отражают одно понятие. Закон жизни в Евр. 8 выливается в способность верить, веру, в Евр. 11. Хотя мы не можем понять этого, просто читая Библию, мы можем сделать это с помощью наших переживаний. Сначала у нас есть переживания, а затем — подтверждение из библейского откровения. На первый взгляд, Евр. 11 не связана с Евр. 8. Тем не менее, согласно жизни, Евр. 11 — это итог Евр. 8, так как способность верить является результатом работы закона божественной жизни. Когда закон жизни действует внутри нас, делая нас отражением, выражением и свидетельством Бога, нам просто верить. Мы верим самопроизвольно. На самом деле, мы не можем не верить, потому что эта способность внедрена в нас. Теперь мы понимаем, почему нам необходимо отворачивать взор к Иисусу, Начинателю и Завершителю нашей веры. Когда мы отворачиваем взор к Нему, мы даём Ему основание и возможность внедряться в нас. Благодаря этому закон жизни может работать в каждой внутренней части нашего существа, пока мы не будем полностью пропитанными Им. Чем больше мы пропитаны Им, тем легче нам верить. Вот как мы можем иметь веру. Давайте же будем все переживать веру таким субъективным образом — отворачивая взор к Иисусу.