Не вечная гибель, а устроительное наказание
Это сообщение, озаглавленное «Не вечная гибель, а устроительное наказание», необходимо для того, чтобы у нас было некое основание в Господнем восстановлении. Вряд ли вы найдёте термин «устроительное наказание» в других христианских книгах или сообщениях, так как это новый термин в Господнем восстановлении. Этот термин необходим, потому что многие христиане перепутали вопросы устроительного наказания и вечной гибели. Согласно Новому Завету, это совершенно разные вещи, никоим образом между собой не связанные. Вечная гибель предназначена для неверующих, а устроительное наказание — для верующих. Из-за смешения этих двух понятий возникли большие трудности.
В сегодняшнем христианстве в отношении спасения существуют две основные школы. Сторонники одной школы говорят, что спасение вечно. Согласно их представлениям, если мы спасены, значит мы спасены навсегда, что бы мы после этого ни делали. Потерять спасение невозможно. Представители второй школы утверждают, что если после спасения мы не осторожны, мы можем снова быть потеряны. К этой школе принадлежит большинство так называемых церквей святости, которые верят, что человек может быть то спасённым, то потерянным. Поскольку их спасение то поднимается, то опускается, как лифт, мы можем назвать их концепцию «лифтовым спасением». Однажды, когда мне ещё не было тридцати, к нам в город приехал проповедник, который учил, что мы можем быть спасёнными утром и потерянными вечером, а на следующее утро, покаявшись и исповедав свои грехи, мы снова станем спасёнными. Когда я услышал об этом, я смело сказал святым в этом городе, что это вздор и что наш Бог никогда не дал бы нам подобного спасения.
На первый взгляд проповедующие «лифтовое спасение» и учащие ему имеют некоторое основание в Библии; на самом деле никакого основания у них нет. Они подобны тем, кто плохо видит и принимает букву Б за В. Толкуя определённые отрывки в Библии, они совершают крупную ошибку. Они используют все стихи, в которых речь идёт об устроительном наказании, для подкрепления своих воззрений в отношении того, что спасённый человек может быть снова потерян. У последователей этой школы никогда не бывает уверенности. Если, умирая, они будут наверху в том, что касается их спасения, то они будут спасены навеки. Но если они окажутся в этот момент внизу, они будут навеки потеряны. Что это за благовестие? Это ужасно!
Однако нельзя учить и тому, что, как бы вы ни поступали после спасения, никаких проблем у вас не будет и вы по-прежнему будете спасённым. Согласно этому учению, если только у нас есть уверенность в том, что мы спасены навеки, то всё будет в порядке. Нам нужно сбросить весь этот груз, освободиться от учений обеих богословских школ и увидеть, что об этом вопросе говорит чистое Слово Божье.
I. Надёжность Божьего вечного спасения для верующего
Божье спасение вечно. Как только мы его получаем, оно навеки надёжно. Это можно доказать благодаря одиннадцати положениям.
Божье вечное спасение надёжно благодаря воле Божьей. В Эф. 1:5 сказано, что мы были предопределены согласно Божьей воле, а в Ин. 6:39 говорится, что воля Отца состоит в том, чтобы никто из тех, кому Он дал Сына, не был потерян. Такова воля Божья в отношении нашего спасения. Божья воля твёрже и устойчивее скалы. Хотя земля и небо могут быть удалены, Божья воля всегда остаётся неизменной. Она не движется то вверх, то вниз, как лифт.
Б. Благодаря избранию и призванию Божьему
Божье спасение надёжно благодаря избранию и призванию Божьему. Он избрал нас до основания мира (Эф. 1:4). Не мы избрали Его, а Он избрал нас (Ин. 15:16), и Его избрание — не от дел, а от Него Самого, Призывающего (Рим. 9:11). Он не только предопределил, но и призвал нас (Рим. 8:30), не согласно нашим делам, а согласно Своему замыслу (2 Тим. 1:9). Его призвание непреложно. Он никогда не раскается и не пожалеет, что Он призвал нас. Его избрание и призвание не имеют ничего общего с нашими делами; наши дела никак не могут повлиять на них — они неизменны. И Божье избрание, и призвание начаты не нами, а Богом, поэтому они делают наше спасение надёжным.
В. Благодаря любви и благодати Божьей
Спасение, которое мы получили от Бога, надёжно благодаря Его любви и благодати. Не мы возлюбили Его, а Он возлюбил нас и послал Своего Сына как умилостивление за наши грехи (1 Ин. 4:10). Ничто не сможет отделить нас от любви Божьей (Рим. 8:38-39). Мы склонны к изменениям, но любовь Божья неизменна. Более того, Бог спас нас не согласно нашим делам, а согласно Своей благодати, которая была дана нам в Христе Иисусе прежде начала мира (2 Тим. 1:9). Наши дела часто бывают никуда не годными, но Божья благодать никогда не подводит. Наше спасение надёжно не из-за наших дел, а благодаря Божьей торжествующей благодати, которая исходит от Его неизменной любви.
Г. Благодаря праведности Божьей
Божье вечное спасение надёжно благодаря праведности Божьей, которая открывается вере (Рим. 1:16-17). Для доказательства Своей праведности Бог должен оправдать нам, и Он оправдал нас, верящих в Господа Иисуса (Рим. 3:26). Нас оправдывает праведный Бог (Рим. 8:33). Его праведность — основание Его престола (Пс. 88:15, евр.). Его престол утверждён навеки, и ничто не может поколебать его. Наше спасение, надёжное благодаря Божьей праведности, так же непоколебимо, как Божий престол.
Наше спасение надёжно благодаря завету Божьему. Бог спас нас благодаря Своему новому завету. В заключённом завете ясно сказано, что Он написал в нас закон жизни и что Он не вспомнит наших грехов. Будучи верным Богом, Он никогда не нарушит Своего завета (Пс. 88:35). Его связывает не только Его праведность, но и Его верность. Таким образом, благодаря Его завету с Его верностью наше спасение надёжно.
Божье вечное спасение также надёжно благодаря силе Божьей. Господь Иисус сказал, что Его Отец больше всех и что никто не может выхватить нас из руки Его Отца (Ин. 10:29). Бог Отец сильнее всех. У Него крепкая мышца и сильная рука (Пс. 88:14). Никто не может вырвать нас из Его руки.
Наше спасение навеки надёжно благодаря жизни Божьей. Господь сказал: «Я даю им вечную жизнь, и они ни в коем случае не погибнут вовек» (Ин. 10:28). Неужели вы думаете, что вечная жизнь, данная нам, может быть потребована назад? Утверждать, что, будучи спасёнными, мы можем быть снова потеряны, — значит говорить, что данная нам вечная жизнь может быть потребована назад. Это совершенно нелогично. Если у нас есть вечная жизнь, мы не погибнем.
Наше спасение надёжно благодаря Самому Богу. Бог избрал, предопределил, призвал, оправдал, очистил и спас нас. У Него нет и тени перемены (Иак. 1:17); Он неизменен (Мал. 3:6). Неужели вы думаете, что Бог, столько сделав для нашего спасения, вдруг изменится в этом отношении? Может ли наше состояние или положение повлиять на Божью природу? Может ли оно изменить Его дела? Нет, это невозможно. Наше спасение надёжно благодаря Самому неизменному Богу.
И. Благодаря искуплению Христа
Наше вечное спасение надёжно благодаря искуплению Христа. Христос умер за нас (Рим. 8:34), и искупление, совершённое Его смертью, является вечным (Евр. 9:12). Принеся Себя Богу, Он сделал нас совершенными навеки (Евр. 10:14), и Его вечное искупление выливается в наше вечное спасение (5:9). Следовательно, Он может спасать нас до конца, не только в том, что касается масштаба, но и во времени (7:25).
Наше вечное спасение также надёжно благодаря силе Христа. В Ин. 10:28-29 Господь заверяет нас, что от гибели нас сохранят не только рука Отца, но и Его рука. Отец могуч, а Он силён. Никто не выхватит нас из руки Отца или из Его руки. Мы в надёжном положении в любящей руке Отца и благодатной руке Сына, которые достаточно сильны, чтобы сохранить нас.
Наконец, наше спасение надёжно благодаря обещанию Христа. Господь Иисус сказал: «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт, и того, кто приходит ко Мне, Я ни в коем случае не изгоню вон» (6:37). Здесь мы видим, что Господь обещал, что Он никогда не отвергнет и не оставит того, кто приходит к Нему. Все эти стихи совершенно ясны и недвусмысленны, они являются прочным основанием для надёжности нашего спасения. Ничто не может упразднить эти стихи. Поэтому у всех детей Божьих может быть надлежащая вера, чтобы верить в то, что Его спасение вечное.
Те, кто верит, что спасённый человек может потерять своё спасение, обращаются к таким стихам, как Евр. 10:29, где говорится: «Насколько худшего наказания, думаете вы, будет признан достойным тот, кто попрал Сына Божьего, и счёл за обыденное кровь завета, которой был освящён, и оскорбил Духа благодати?» Мы должны рассмотреть этот стих очень внимательно. Здесь говорится о спасённом человеке, поскольку сказано, что он освящён кровью Христа. Однако он может быть достоин худшего наказания, потому что он попрал Сына Божьего, счёл за обыденное кровь Христа и оскорбил Духа благодати. Дух благодати, несомненно, благодатно работал в нём, но он не слушался Его.
Чтобы понять этот стих, нам нужно рассмотреть весь контекст, начиная со стиха 25, в котором сказано, что нельзя «покидать нашего собственного собрания, как есть у некоторых обычай». Как мы видели, если еврейские верующие покидали собственные собрания, они тем самым покидали церковь и возвращались к иудаизму, чтобы снова приносить животные жертвы. Затем в стихе 26 говорится о грехе по собственной воле «после того, как получили знание истины». Как мы отмечали в последнем сообщении, под истиной здесь имеются в виду те положения, раскрытые в предыдущих главах и стихах, которые представили еврейским верующим полное знание о том, что Бог упразднил старый завет и учредил новый. Если, получив это знание, они всё равно вернулись бы приносить жертвы за грех, они бы согрешили по собственной воле. Они знали, что, согласно Божьему домостроительству, жертвы за грех уже не оставалось, потому что все жертвы были устранены уникальной жертвой Христа. Рассмотрев стих 29 в его контексте, мы увидим, что он относится к истинно спасённому человеку. Все еврейские христиане были спасены, но им грозила опасность — они могли покинуть своё христианское собрание, то есть покинуть церковь, и вернуться в иудаизм. Если бы они сделали это, они были бы достойны некоторого наказания. Хотя этот стих указывает на то, что спасённый человек может претерпеть некоторое наказание, это не значит, вопреки ошибочному толкованию последователей второй школы, что спасённый человек может быть потерян. Здесь речь идёт, безусловно, не о вечной гибели, но о некотором наказании верующих.
II. Вечная гибель для неверующих
«Худшее наказание» в 10:29 отличается от претерпения второй смерти (Отк. 20:6, 14; 21:8). Претерпеть вторую смерть — значит навеки погибнуть в огненном озере, то есть претерпеть вечную гибель. Это самое ужасное, что может произойти. Некоторые утверждают, что никакой вечной гибели нет, что Бог есть любовь и Он не вынесет, если кто-нибудь из Его творений будет всю вечность страдать в огненном озере. Но они, похоже, забыли про Отк. 14:10-11; 19:20; 20:10, 14-15 и 21:8. Эти стихи гласят, что потерянные, погибшие будут вечно страдать в огненном озере. Бог есть Бог. Если Он любит, Он действительно любит. Но если Он строг, Он по-настоящему строг. Поскольку неверующим грозит такая ужасная вечная гибель, им, несомненно, необходимо благовестие.
III. Устроительное наказание за ошибки верующих
А. Божье воспитание, или наказание
Хотя верующие не могут быть потеряны, они могут претерпеть некоторое устроительное наказание за свои ошибки (10:29). В эти дни все мы слышали призыв приступать вперёд и не отступать назад. Но, предположим, некоторые отступают. Они не будут потеряны, но Бог поработает над ними, и они пройдут через некое устроительное наказание. В Библии устроительное наказание называется наказанием, воспитанием или бичеванием. Божье наказание — это Его воспитание. Когда родители наказывают детей, это не означает, что они их изгоняют навсегда. Нет, родители воспитывают детей из добрых побуждений. Я знаю об одной христианской семье, в которой родители предупреждали детей об их учёбе в школе. Они говорили детям, что для них всё приготовлено и что их обязанность — хорошо учиться. Если они закончат учебный год с пятёрками, они получат большую награду, но если они не сдадут свои экзамены, им придётся провести один день в тёмной комнате. Эта христианская пара держала своё слово. В конце года тот ребёнок, который сдавал всё на одни пятёрки, получал большую награду, а тот, кто приносил домой плохие отметки, получал определённое наказание. Один из родителей наказывал его, пусть даже со слезами на глазах, говоря: «Сынок, я люблю тебя, но я ничего не могу сделать. Тебе придётся отправиться в тёмную комнату и провести там один день без еды». Они не изгоняли его. Эта тёмная комната не была даже временной тюрьмой — это было заключение из любви. Родители ребёнка выражали высочайшую любовь по отношению к нему, и на следующий год он тоже получал одни пятёрки. Это иллюстрация устроительного наказания.
Наш небесный Отец — любящий и мудрый. Неужели вы думаете, что Он позволит нам всегда терпеть неудачи? Конечно, нет. Что же Ему делать, если мы терпим неудачи? Движимый любовью, Он накажет нас и на некоторое время поместит нас в «тёмную комнату». Там, во тьме, Его дети испытают определённое наказание для их же блага.
Все здравомыслящие фундаментальные христианские исследователи Библии верят, что Бог наказывает Своих детей. В Евр. 12:5-11 мы читаем слово предостережения. В стихах 5 и 6 сказано: «Вы… совсем забыли увещевание, которое уговаривает вас как сыновей: „Сын мой, не воспринимай легкомысленно наказание Господне и не ослабевай, когда Он упрекает тебя; ибо кого Господь любит, того наказывает, и Он бичует каждого сына, которого принимает”». Это слово касается, главным образом, Божьего воспитания в этом веке. Вы Божий сын? Если да, то вы можете подвергнуться бичеванию. В стихе 7 сказано: «Для наказания вы те́рпите; Бог поступает с вами как с сыновьями. Ибо есть ли какой-нибудь сын, которого не наказывает отец?» Когда была написана эта книга, еврейские верующие терпели наказание. Бог поступал с ними как с сыновьями. Хотя я наказывал своих детей, я никогда не наказывал детей на улице, потому что это не мои дети и я с ними никак не связан. Стих 8 продолжает: «А если вы остаётесь без наказания, причастниками которого стали все сыновья, значит, вы незаконные дети, а не сыновья». Если мы остаёмся без наказания Отца, мы, должно быть, незаконные дети, а не сыновья. Я бы точно не хотел быть незаконным ребёнком. «Притом когда-то отцы нашей плоти были для нас теми, кто нас наказывал, и мы уважали их; разве не должны мы тем более быть в подчинении у Отца духов и жить? Ибо они наказывали на несколько дней как считали нужным, а Он — для того, что полезно, чтобы нам причаститься Его святости». Святость — это природа Бога. Причаститься святости Бога — значит причаститься Его святой природы. Если бы еврейские верующие остались в иудаизме, это было бы нечто обыденное, несвятое. Им нужно было освятиться для Божьего нового завета, чтобы причаститься Божьей святой природы. С этой целью было вызвано гонение, которое должно было наказать их, чтобы они были освящены от обыденного.
Хотя все фундаментальные исследователи Библии верят, что Бог наказывает Своих детей, почти все они говорят, что Его наказание происходит только в этом веке, а не в следующем веке, веке царства. Они утверждают, что, когда мы умрём, Бог больше никогда не будет наказывать нас. Но я не могу найти подобного учения в Библии. В Лк. 12:45-48 ясно раскрывается, что, когда Господь Иисус вернётся, Он накажет Своих неверных слуг. Все верующие подвергнутся суду у судного престола, где будет рассмотрено, как они жили и что они делали после спасения. Затем будет вынесено решение, получат они наказание или нет. Это подобно концу учебного года, когда дети показывают родителям дневники с отметками и родители решают, что они получат — награду или наказание. При Господнем пришествии все мы представим Ему отчёт, и Он решит, что мы получим. Божье воспитание происходит не только в этом веке, но и в грядущем. Как мы указывали, следующий век будет относиться ещё к старому небу и старой земле. Поэтому даже следующий век, век царства, будет временем, в которое Отец сможет поработать над Своими детьми.
Сказанное в Евр. 10:27-31 в виде предостережения относится не к вечной гибели для неверующих, а к Божьему устроительному наказанию для Его детей, которые не слушаются Его слова. Мы должны быть уверены, что, если у нас есть Божье спасение, мы никогда не потеряем его. Но если мы не заботимся о Божьем слове, мы будем наказаны. Если Бог наказывает нас, это не значит, что Он нас ненавидит. Он наказывает тех, кого Он любит, обращаясь с ними не как с незаконными детьми, а как с дорогими сыновьями. Разумеется, наш Отец накажет нас.
Мы должны благодарить Господа за то, что Он открыл нам Своё домостроительство и дал нам предостережения, для того чтобы мы могли согласовывать свои действия с Его домостроительством. Если мы не прислушаемся к Божьим предостережениям, мы будем наказаны. Время нашего наказания зависит только от Него. Когда лучше всего разобраться с детьми, решают родители. Они решают, сразу их наказать или подождать. Подобным образом, наш Отец знает самое подходящее время, чтобы разобраться с нами, — будь то в этом веке или в грядущем. В Лк. 12:45-48; 19:22-26; Мф. 24:48-51 и Мф. 25:26-30 ясно и определённо раскрывают, что, когда Господь Иисус вернётся, Он разберётся со Своими неверными слугами.
Теперь нам должно быть совершенно ясно, что спасение, которое мы получили от Бога, навеки надёжно. Тем не менее мы должны быть осмотрительны в отношении того, как мы двигаемся вперёд с Богом после нашего спасения, особенно после того, как мы получили полное знание истины, представленное нам в этих сообщениях по Посланию к евреям. Если эти сообщения не помогут вам двигаться вперёд, можно сказать, что для вашего благосостояния они оказались бесполезными. Если мы знаем Господнюю волю, но не выполняем её, мы будем биты больше. Но если мы в неведении в отношении Господней воли и не выполняем её, мы будем биты меньше. В Лк. 12:48 сказано: «А тот, кто не знал, но сделал достойное побоев, получит мало ударов. А всякому, кому много было дано, — много будет взыскано с него; и кому много поручили — ещё больше спросят с него». Если ваше сердце не расположено к тому, чтобы следовать за Господом, вам будет лучше, если вы останетесь в неведении. Но мы больше не в неведении. Давайте же внимать предостережению — приступать вперёд и не отступать назад. Давайте молиться: «Господь Иисус, помоги мне приступать».